01:45 04.03.2014 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"
«Альянс Зеленых» принял участие в Международном Арктическом саммите
27 февраля представители «Альянса зеленых» приняли участие в первом Международном Инвестиционном Арктическом Саммите.
Уникальное мероприятие прошло в отеле «ИнтерКонтиненталь Москва Тверская» при поддержке Арктической общественной академии наук и агентства B2B. Целью Саммита было заявлено создание независимой площадки для обсуждения и решения самых разнообразных вопросов арктического региона, выявления инвестиционных мотиваций и создания «банка» идей и научных проектов для практического применения.
В мероприятии участвовали: Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство развития Дальнего Востока, Министерство транспорта РФ, МинГО и ЧС РФ, администрация арктических регионов России, ФГКУ «Администрация Северного морского пути», крупные государственные и частные компании, общественные и научные организации, ведущие ученые, известные общественные деятели.
В частности, в рамках работы Саммита выступили: советник губернатора Камчатского края Николай Пегин, министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, ген.директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, председатель Совета директоров Консорциума «ЭнергоКоминтех» Игорь Орлов, вице-президент банка «Северный морской путь» Елена Холод, руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Александр Ольшевский, директор по коммуникациям и маркетингу Финско-Российской Торговой палаты Пирьё Пелтола, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, главный редактор международного журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев, руководитель проекта «Восточная Европа» Tschudi Shipping Company AS /Норвегия/ Хенрик Вальк, зав.лабораторией транспортно-технологических систем и арктических перевозок Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Эдуард Логвинович, науч.рук. программы подготовки управленческих кадров для Севера и Арктики РАНХ при Президенте РФ Вера Сморчкова, председатель консорциума «Цифровая радиовещательная технологическая платформа», член Полярной комиссии Русского географического общества Андрей Брыксенков, исп.директор Центра социального развития российского Севера, директор по маркетинговым коммуникациям Arctia Shipping /Финляндия/ Маркку Туканен, зам.главного инженера по научно-технической работе и экологии ООО «Газпром добыча Ямбург» Анатолий Арабский, ген.директор Представительства корейской юридической фирмы Джон А Янг, ректор Государственной полярной академии Кермен Басангова, директор Института Кибернетики НАН, профессор, д.т.н., г. Баку /Азербайджан/ Тельман Алиев, руководитель Центра управления дальней оперативной связью ВМФ Василий Мантухов, первый зам.председателя Правления ТОР «Северные промышленники и предприниматели» РСПП Александр Федотовских, и другие эксперты.
В работе Саммита также приняли участие более 200 делегатов из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья (как «арктических», так и стран, не входящих в состав Арктического Совета).
Саммит начался с общения с журналистами; затем состоялось общее пленарное заседание, после чего участники мероприятия разошлись по рабочим сессиям, получив возможность обсудить более узкие практические вопросы.
Как подчеркнул в своем выступлении на пленарном заседании Валерий Митько, Президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук, «для нас главным при освоении Арктики всегда должны оставаться люди, а не ресурсы. Северный морской путь - не просто важная транспортная артерия. Он нечто неизмеримо большее. Он - составляющая единства России! От этого нам и нужно отталкиваться».
Говоря об освоении Арктики, г-н Митько также прибег к формулировке «Арктика - это наш крест!», имея в виду, что Российская Федерация, как страна, владеющая частью арктических территорий, должна нести ответственность за эту уникальную хрупкую природу, а не только пользоваться ее дарами. Он подчеркнул: сегодня России очень не хватает полноценной доктрины, своего рода миссии, которая принимала бы во внимание не только экономическую отдачу, но и экологическое, социальное, и т.д. благополучие региона.
К несчастью, ученый оказался одним из немногих, кто продемонстрировал «зеленый» взгляд на освоение Арктики. Прочие же участники Саммита достаточно откровенно выразили совсем иную позицию: бизнес требует выжать из региона максимум прибыли, и агрессивно отнесется к любым причинам и обстоятельствам, которые могут ему в этом помешать.Так, вице-президент банка «Северный морской путь» Елена Холод не только позволила себе резкий выпад в сторону эко-активистов из Greenpeace Russia, но и «проехалась» по всем экологам вообще. Как следовало из ее заявления: банки, финансирующие добычу полезных ископаемых в Арктике, недовольны тем, что природоохранные структуры имеют право запретить проект или потребовать его изменения в случае, если он нарушает экологические нормы. По ее словам, «промышленники и банковский сектор чувствуют себя неуверенно в такой ситуации». Похоже, на взгляд г-жи Холод, промышленники «будут чувствовать себя уверенно» только если экологическую экспертизу отменить напрочь.
В конце выступления Елена Холод разошлась еще больше, и заявила также, что «если к 2040 году большая часть океана в арктической зоне освободится от льда, как нас пугают ученые, это будет не плохо, а наоборот - ведь это прекрасная возможность для освоения ресурсов Арктики!» К сожалению, комментировать, в курсе ли она, что такая ситуация станет крахом для уникальной арктической экосистемы, и радикально повлияет на климат и природу Земли в целом, г-жа Холод отказалась...
По завершению пленарного заседания ожидался ряд докладов, так или иначе связанных с экологической тематикой, в трех рабочих сессиях. Безусловно, учитывая слово «инвестиционный» в названии Саммита, экологическому аспекту на мероприятии должна была быть отведена не самая приоритетная роль. Большинство дискуссий было посвящено экономическим, научным, хозяйственным вопросам. В обсуждении тем, связанных с развитием инфраструктуры Северного морского пути, безопасности работы в арктическом регионе, новых возможностей энергетических проектов и технологий обеспечения на Крайнем Севере, активно приняли участие ученые, чиновники и бизнес Ямало-ненецкого и Ненецкого автономных округов, Ханты-Мансийского автономного округа, Мурманской и Архангельской областей, а также эксперты и инвесторы федерального масштаба и гости из других стран.
Тем не менее, ожидалось, что вопросы экологии также будут хорошо освещены - ведь «зеленые проекты» тоже могут быть инвестиционно привлекательными: как считают в ряде стран, именно такие проекты представляют собой один из самых лакомых кусков для инвесторов. Первый Международный Инвестиционный Арктический Саммит продемонстрировал: в России пока так не считают, предпочитая уделять внимание традиционным экстенсивным сырьевым проектам и мало заботясь (или не заботясь вообще) об окружающей среде.
Так, доклад Сергея Кокарева, руководителя представительства Ненецкого автономного округа в Москве, под названием «Международное сотрудничество в области внедрения возобновляемых источников энергии в Арктике», должен был прозвучать в рамках первой рабочей сессии, но был снят в связи с отсутствием докладчика.
Другой доклад по альтернативной энергетике, под названием «Опыт реализации проектов ветроэнергетики в арктических регионах РФ», озвучил Максим Несветайлов, директор представительства НП «Совет участников рынка возобновляемой энергетики» в Северо-Западном федеральном округе, на второй сессии, в рамках дискуссии «Новые технологии в энергетике и транспорте Арктики». Выступление представляло собой портфолио еще не реализованного проекта по замене части дизельных электростанций, обслуживающих арктические районы, на ветровые или дизельно-ветровые. Докладчик подчеркнул, что ищет инвестиции под данный проект. По его словам, сегодня основой снабжения электричеством энергоизолированных регионов остаются ДЭС (дизельные электростанции), что дорого, неэкологично, и влечет за собой массу проблем (например, с доставкой топлива). Проект, представленный докладчиком, мог бы переломить ситуацию в пользу «зеленой», более прогрессивной и экономичной схемы энергоснабжения. Ключевой момент - мог бы в будущем. Пока же дела в ветроэнергетике на территории российской Арктики идут плачевно.
По словам г-на Несветайлова, на сегодняшний момент ветроэнергетика в регионе в зачаточном состоянии: из более-менее крупных действующих объектов имеются Анадырская ВЭС 2,5 МВт (Чукотский округ), Заполярная ВДЭС 1,5 МВт (Республика Коми), ВДК в с. Долгощелье 90 кВт (Архангельская область), ВЭУ в п. Тикси 250 кВт (Республика Саха-Якутия), и несколько еще более мелких объектов. Низкая эффективность этих проектов обусловлена поспешностью выбора ветрогенерирующего оборудования, недочетами в проектировании, а кроме того, ошибками эксплуатации и обслуживания.
Таким образом, альтернативная энергетика в регионе требует серьезных инвестиций, и остается только надеяться, что г-ну Несветайлову удалось найти таковые на Саммите, или же удастся найти в ближайшем будущем.
Еще один интересный доклад: «Прорывные технологии двигателестроения в мобильных транспортных системах водного, наземного, воздушного и космического назначения» - представил Юрий Денисенко, пилот-инструктор частного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская авиационно-техническая школа». Он также искал на Саммите инвесторов для запуска в производство двигателей со сверхвысокой степенью сжатия, которые бы позволили значительно снизить остроту проблемы с завозом топлива в арктические регионы: для таких двигателей топлива нужно гораздо меньше, сжигается оно почти полностью, а КПД у двигателя намного выше, чем у обычного.
Наконец, директор по маркетинговым коммуникациям Arctia Shipping /Финляндия/ Маркку Туканен представил в рамках дискуссионной панели уникальный ледокол производства его компании, модели Contio. Это судно специально предназначено для сбора разливов нефти и оборудовано самыми передовыми технологическими решениями. По словам г-на Туканена, такие суда должны быть крайне востребованы в российской Арктике, поскольку технологии сбора нефти, использующиеся в регионе, весьма несовершенны, и это ежегодно приводит к тысячам экологических катастроф различного масштаба.
В рамках рабочей сессии «Социальная ответственность и сохранение окружающей среды» прозвучало еще два доклада, представлявших интерес с экологической точки зрения. Так, выступление «Экологические аспекты судоходства в арктической зоне» Михаила Бабенко, руководителя программы «Зеленая экономика» WWF Russia и координатора нефтегазового сектора Глобальной арктической программы, было посвящено уязвимости морских экосистем Арктики к судоходству.
Бабенко рассказал об уникальном биоразнообразии Арктики и подчеркнул, что экосистема региона подвержена негативному влиянию со стороны Северного морского пути по целому ряду факторов. Это в первую очередь эксплуатационные и бытовые выбросы, аварии и ЧП, наносящие наиболее существенный и видимый ущерб. Но есть и менее очевидный вред: например, от перемещения видов за пределы их естественных ареалов обитания, или от целого ряда беспокоящих факторов (шум, вибрации, электромагнитные излучения), которые ухудшают качество жизни хрупкой арктической экосистемы.
Эколог также привел статистику, наглядно демонстрирующую очень высокий усредненный риск разливов нефтепродуктов в российской Арктике, и упомянул о нескольких авариях, повлекших за собой длительные и страшные последствия для экологии данной местности. По словам Бабенко, для освоения Арктики характерны следующие экологические риски:
- Отсутствие знаний об устойчивости экосистем
- Отсутствие технологий ликвидации нефтеразливов
- Отсутствие необходимой наземной инфраструктуры
- Отсутствие необходимого регулирования
Именно эти обстоятельства требуют, чтобы промышленники и чиновники подходили к вопросу освоения ресурсов региона вдумчиво, ставя на первые места вопросы безопасности и экологичности. К сожалению, ситуация показывает, что до этого российской Арктике еще далеко.
Наконец, последний доклад, представлявший интерес с экологической точки зрения, представила в рамках той же дискуссионной панели Сесилия Силундика, аналитик Директората приполярных связей Министерства Канады по делам индейцев и развитию Севера. Доклад под названием «Двустороннее сотрудничество в сфере корпоративной социальной ответственности и частно-государственного партнерства в целях содействия устойчивому развитию коренных народов» г-жа Силундика посвятила взаимодействию канадских госорганов с местными сообществами.
В кулуарах Саммита г-жа Силундика дала по этой теме эксклюзивный комментарий «Альянсу зеленых»:
«Мы являемся давними партнерами с Департаментом государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, а также Рабочей группой по устранению загрязнения Арктики (ACAP). На Саммите я была рада увидеть массу знакомых лиц, и рада, что вопросы сохранения природы региона, а также культурного, бытового и общественного уклада коренных народов волнуют российскую сторону.
Со своей стороны, я хотела бы донести до российских коллег накопленный опыт по взаимодействию (в том числе разрешению конфликтов) между чиновниками, промышленниками и местными сообществами.
Хочу отметить, что канадское законодательство, безусловно, не до такой степени совершенно, чтобы можно было любые экологические и социальные конфликты разрешать, следуя одной лишь букве закона. Взаимодействие с местным населением - это бесконечный, непрекращающийся процесс, которому должны быть присущи индивидуальность и деликатный подход. Тут на Саммите меня спросили, как мы решаем вопросы с местными, которые "начинают мнить себя экологами" и высказывают протестные суждения о промышленных проектах, не будучи специалистами. Я отвечу так: мы делаем все, чтобы обеспечить дружественный контакт местных жителей и непосредственно компании-промышленника, и превратить зарождающийся конфликт в мирное соглашение.
От души надеюсь, что и в России такое тоже возможно».
***
Практическими результатами Саммита стали также:
- Подписание меморандума между Институтом кибернетики Национальной академии наук Азербайджана и Арктической общественной академией наук об исследовании и внедрении инновационных разработок на основе технологии робастного noise мониторинга, разработанной в Институте кибернетики НАНА на территории Азербайджана и РФ.
- Подписание соглашения между Санкт-Петербургской научной общественной организацией «Арктическая общественная академия наук» и Территориальным объединением работодателей «Северные промышленники и предприниматели» РСПП о внедрении инновационных технологий и реализации проектов, связанных с развитием высоких технологий и наукоемких производств.
Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия
Обсудить новость на Форуме