21:16 05.02.2014 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"
«Альянс Зеленых» приглашен к участию в общественном комитете по контролю строительства ЦКАД
5 февраля «Альянс Зеленых» принял участие в совещании у Министра РФ М.А. Абызова, посвященном формированию Общественного комитета по сопровождению деятельности ГК «Автодор» по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Напомним, что ЦКАД является одним из мегапроектов, предложенных к реализации Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе его выступления на Петербургском экономическом форуме в июне прошлого года. Дорога пройдет на удалении 30–50 км от Москвы. Объем финансирования до 2018 года — 299,9 млрд рублей, из которых 150 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния. Проект реализуется госкомпанией «Автодор». Строительство на пять пусковых комплексов (3 и 4 — через концессию). Строительство второй очереди находится за горизонтом 2020 года.
Во исполнение поручений Президента РФ в декабре 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, министру РФ Михаилу Абызову, Минэкономразвития и ФАС проработать вопросы повышения уровня открытости и расширения общественного контроля в конкурсных процедурах и при строительстве федеральных автодорог.
По отношению к строительству ЦКАД это особенно важно, учитывая, что проект является спорным с экологической точки зрения. С момента появления он неоднократно вызывал самую обширную и острую реакцию в обществе. По поводу ЦКАД высказываются и эксперты, и общественные организации и деятели, и местные жители. Ряд экологов, архитекторов, урбанистов, проанализировавших проект в его текущем виде, говорят о его полном либо частичном несоответствии экологическим стандартам и о том, сколько неудобств он доставит населению Москвы.
Сразу после Нового года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Михаилу Абызову, Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину представить предложения по формированию общественного комитета. Члены этого комитета будут участвовать в работе конкурсных комиссий, обсуждении результатов аудита, общественных слушаниях, проводимых в рамках строительства, и так далее. В итоге, было принято решение создать Экспертный Совет (для профессиональной оценки проекта) и Общественный Комитет (для достижения прозрачности и общественного контроля) по проекту ЦКАД под эгидой Открытого правительства.
Михаил Абызов прокомментировал эту новую практику так: «Результаты общественных обсуждений будут учитываться при выборе тех или иных решений для реализации проекта ЦКАД и других проектов. Вы видите, что мы меняем свои подходы… Будем стараться сделать наши решения более оптимальными». Как сообщил министр, в дальнейшем опыт «Автодора» и ЦКАД будет учтен для выработки стандартных практик для других объектов строительства.
В ходе установочного заседания участники - а среди них были и представители бизнеса, и чиновники различных ведомств, и представители общественных организаций - выдвинули ряд предложений по распределению функций между Экспертным Советом и Общественным Комитетом и налаживанию эффективной работы обеих структур. Одним из основополагающих принципов работы, по общему мнению, должна стать максимальная открытость проекта на всех уровнях и по всем направлениям.
Особое внимание при этом необходимо уделить обратной связи: в частности, мнению и интересам жителей районов, которых затронет строительство. При этом важно отличать реальные претензии и конструктивные предложения от эффекта «not in my backyard» (англ. «только не в моем дворе!» - термин, которым принято обозначать немотивированный или недостаточно мотивированный протест жителей против строительства чего бы то ни было рядом со своим домом). Как подчеркнул в своем выступлении Абызов, «За время работы над проектом позитивный имидж в обществе у него не сложился. Наша задача, в том числе и задача Общественного Комитета - найти баланс, ни в коем случае не допустить смещение общественного мнения в сторону конфликтных точек, негатива. Общество должно получать компетентную и прозрачную информацию, с одной стороны, о расходовании средств (для предотвращения коррупции) в проекте, а с другой стороны, о технических и экологических аспектах строительства».
Эксперт в области транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин (директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ) в своем выступлении предложил взять на вооружение лучшие процедуры общественного контроля, принятые в других странах. Так, он привел в пример проект строительства автодороги вокруг Бостона, который подразумевал не только создание общественного совета, но и открытое обсуждение онлайн на специально созданном сайте. Одобривший эту идею Михаил Абызов высказал предположение, что подобный онлайн-ресурс по ЦКАД может стать не только информационным ресурсом, но и «публичной площадкой для разрешения конфликтов».
Участники, заинтересованные в экологической экспертизе проекта - Центр зеленых стандартов, «Альянс Зеленых», а также представители Аналитического центра при Правительстве РФ (на базе которого будет вестись обсуждение рабочих моментов по проекту) и ряда общественных организаций - предложили создать отдельный план по экологическому сопровождению строительства и ввести в Экспертный Совет больше экологов. Перспективной видится также совместная работа с Комитетом по общественному экологическому контролю проектов ГК «Автодор».
Очевидно, что строительство ЦКАД сопряжено с большими экологическими и социальными рисками и требует деликатного и высокопрофессионального подхода. «Альянс Зеленых» заинтересован в продолжении работы по этому проекту и приложит все усилия, чтобы оптимизировать его с экологической точки зрения.
Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия
Обсудить новость на Форуме