22:00 21.07.2008 | Все новости раздела "Аграрная Партия России"

Отказаться от нервического утилитаризма…

Отказаться от нервического утилитаризма…К 70-летию со дня рождения выдающегося русского ученого, доктора филологических наук, академика РАН Сергея Сергеевича Аверинцева (1937-2004) вышла книга «Духовные слова», в которой представлена очень важная часть его обширного и разнообразного наследия.
Сергей Аверинцев внес огромный вклад в изучение истории мировой и отечественной культуры, переводил библейские тексты. Его научные труды отличаются глубиной мысли, красотой литературного стиля, умением тонко и подчас неожиданно интерпретировать самые разные явления. Будучи глубоко верующим человеком, в «Духовных словах» ученый изложил свое понимание истин христианского вероучения, их значения для судеб современной цивилизации.
Особую угрозу для будущего человечества ученый видел в  утилитарном подходе ко всему, что нас окружает в этом мире. Людьми, писал Аверинцев, все больше утрачивается чувство таинственности, или, выражаясь религиозным языком, сакральности нашего мира, теряется понимание смысла исторических событий и катаклизмов. Все, что не поддается утилитарному, прагматическому применению и не дает мгновенного эффекта отвергается как устаревшее, непрактично», ненужное и мешающее «прогрессу».
В первую очередь от такого подхода страдает культура, играющая роль той питательной духовной среды, в которой только и могут формироваться нормальные представления о мире и человеческих отношениях. Аверинцев с тревогой говорил об особом пристрастии нашего времени к «суждениям односложным, однозначным и одноклеточным».  Это опасное упрощение всего и вся становится ныне едва ли не главным условием «успешности», модности, способности «держаться на плаву», а точнее – плыть по течению. «Выживают простейшие» – этот биологический закон, все активнее применяемый в отношениях между людьми грозит опасностью превращения человеческого социума в колонию болезнетворных микробов, удивительно живучих и активных. Одна проблема, – микроб может существовать, лишь паразитируя на здоровом теле, словно вампир, питающийся чужой кровью.
У русского философа Сергия Булгакова есть статья «Труп красоты», посвященная творчеству Пикассо. В ней Булгаков (а написана статья была в начале ХХ века – еще до создания атомной бомбы, клонирования и прочих  экспериментов на генном уровне) говорит о том, что снятие «всех покровов» с этого мира с помощью холодного скальпеля безбожного рассудка, подобно сдиранию кожи с прекрасного человеческого тела.  Такого рода «познание» при всей своей научности не в силах ответить на самые сокровенные вопросы, ибо в процессе «эксперимента» разрушается и гибнет та суть, тот «образ Божий», который только и делает человека таким, каким он был задуман в великом и таинственном акте творения.
Не потому ли современному человеку, считал Аверинцев, в сравнении с людьми прошлых эпох, становится все труднее понимать смысл вечных христианских истин. Наш современник приучен доверять доказательствам, которые  приносят мгновенный эффект, желательно в денежном измерении, в крайнем случае, в виде улучшения физического самочувствия и социального положения. Евангельские заповеди гласят: «блаженны плачущие, нищие духом, изгнанные правды ради…».  Современная же мирская философия, отмечал Аверинцев,  утверждает противоположное: «Блаженны успешные и удачливые, богатые и знаменитые, сильные и здоровые…». 
В подобных условиях культура, всегда напоминавшая о вертикальном измерении человеческого бытия, говорил Аверинцев, подвергается все более тяжелому натиску одновременно с двух сторон: невежественного фанатизма, рядящегося в религиозные одежды и захлестывающего мир потока дешевых зрелищ и развлечений. Разрушается шкала ценностей, дающая человеку понимание подлинной, а не мнимой перспективы. Горизонт сознания пытаются сузить до набора примитивных желаний и инстинктов: «Темпы и обстоятельства нашего времени ставят само по себе явление культуры как некоторой умственной дисциплины в очень сложные обстоятельства, ставят под вопрос, потому что человек живет в ритме, заданном городским движением, компьютером, телевизором и т.д. Современному человеку делается все труднее принимать, выслушивать, дослушивать более или менее сложные утверждения…».
На упрощение, а точнее оглупление, без устали работает реклама, которая строится на кратких, больше похожих на команды дрессировщика, призывах к тому или иному действию: «Покупай!», «Голосуй!», «Смотри!», «Слушай!». Сегодня многие люди, особенно находящиеся в пространстве «публичной политики», разучились слышать и понимать друг друга, вести аргументированный диалог, подменяя его взаимными выпадами и оскорблениями.
В девяностые годы на экраны вышел российский фильм с символическим названием: «Страна глухих». Он был посвящен не столько физической, сколько нравственной  глухоте. Людям, формально считающим друг друга соотечественниками, говорящим вроде бы на одном и том же языке, но утратившим способность слышать и понимать друг друга, не остается иного способа решения возникших проблем, кроме как с помощью крови и насилия.
Ни в одной стране рыночные ценности не работают сами по себе, а только в обрамлении и корректировке со стороны традиционной многовековой культуры и морали. У нас же почему-то решили, что можно обойтись и без этого. Упростили все дальше некуда. В результате мы и имеем то, что имеем: коррупция, инфляция, распад института семьи, резкое снижение культурных запросов. Книги, правда, еще не догадались упразднить вместе с другими «атрибутами традиционного общества». И, нет-нет, да и раздастся в гуле нашего смутного времени тихий, предостерегающий голос, говорящий о том, что «цветущая сложность» спасительнее и нужнее голого утилитаризма. А значит, есть надежда. Еще не поздно, выражаясь языком специалистов,  «исправить ситуацию».
Артур ОРЛОВ   



Источник: Аграрная Партия России

  Обсудить новость на Форуме