07:00 20.12.2006 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Разработка Национального плана развития Республики Молдова рР шаг к улучшению качества государственного управления
Уже не один раз приходилось констатировать, что достижения последних лет в нашей стране стали возможными благодаря стабильности в обществе, более или менее конструктивному сотрудничеству всех ветвей и органов власти, наведению элементарного порядка в экономике, да и в обществе в целом, последовательной борьбе с коррупцией.
Об этом свидетельствуют и состояние бюджета, и продолжение с прагматических позиций реформ в политической и экономической областях, и состояние отношений с внешним миром.
В то же время также неоднократно отмечалось, что факторы эти носят экстенсивный характер, и ресурс их положительного воздействия на качество жизни людей ограничен. С дырами в бортах невозможно держаться на плаву, но для того, чтоб отправляться в плавание к намеченным целям и, главное, достигать их, недостаточно только устранить пробоины. Необходимо использовать знания и применить много всяких умений и навыков, которые объединяются в понятие рРсовременное государственное управление развитиемрЮ
Прошедшие с 2001 годы, особенно последние четыре из них, дали хороший опыт в деле комплексного планирования развития. Реализуя этот опыт и планы, составленные на его основе, стране удалось повысить номинальный ВВП более чем в 2,6 раза, сделать национальный публичный бюджет полновеснее в 3 раза, увеличить расходы на социальные нужды в 3,2 раза, подняв их с менее чем 3,5 млрд. леев в 2001 году до почти 11,5 млрд. в 2006 году. За это время доля социальных расходов государства в ВВП выросла в полтора раза.
Проблема, которую нам предстоит преодолеть, состоит в том, чтоб настойчиво следовать разработанным и принятым планам, не отклоняясь от них и эффективно используя запланированные средства строго для достижения поставленных целей. Тогда можно будет рассчитывать на максимальную эффективность наших управленческих действий и полномерную внешнюю поддержку.
Когда я говорю об опыте прошедших трех лет, я имею в виду, конечно, опыт разработки и реализации таких основополагающих документов нашего развития, как Стратегия устойчивого экономического роста и снижения уровня бедности и двусторонний план действий Республика Молдова рРЕвропейский Союз.
Степень и качество внедрения и исполнения указанных документов рРСтратегии и Плана рРнам предстоит еще оценить, но не это является предметом нашего сегодняшнего обсуждения.
Сегодня мы смело можем утверждать, что имеем в руках инструменты и опыт комплексного планирования развития нашего государства. Стратегия и План в сочетании с прогнозом расходов на среднесрочный период дают хороший пример амбициозного, но в то же время реалистичного планирования нашего развития. При этом такое планирование охватывает все стороны нашей жизни рРи политическое, и экономическое, и социальное развитие. Планирование увязывает и согласует развитие на территориальном и секторальном уровнях, определяет потребность в финансах и источники покрытия этой потребности. Конечно, финансовый ресурс не единственный из ресурсов, используемых для достижения целей, но необходимый и главный.
Важнейшим элементом в такого рода планировании является определение главной цели, согласованных и подчиненных целей второго уровня рРсекторальных, территориальных и отраслевых. Все это в той или иной мере присутствовало и освоено нашими органами управления при разработке вышеупомянутых Стратегии и двустороннего Плана.
Важнейшим элементом планирования развития на уровне страны, особенно на ключевой стадии определения целей является участие в процессе общества, транспарентность процесса, широкое освещение его для всех общественных слоев. И такой механизм, такой инструмент мы также приобрели в процессе работы над Стратегией и двусторонним Планом, рРэто так называемый процесс участия. Процесс участия хорошо структурирован рРот национального совета до комитета и секторальных групп участия, вобравших в себя и представителей науки, и представителей общественных организаций, неправительственных организаций, т.е. всего гражданского общества. Это очень ценный опыт, по сути дела это и есть функционирование Гражданского договора, который позволил объединить общество в достижении общих целей, установить стабильность, услышать и учесть мнение тех, для кого призвана исполнять свои функции власть.
Предлагаю задуматься над тем, что период действия этих документов, даже с учетом продления срока действия Стратегии, согласно принятому недавно правительственному постановлению, завершается через год. Было бы неразумно и расточительно не использовать накопленный опыт и не применить его для дальнейшего стратегического планирования развития нашей страны. При этом необходимо учесть, конечно, некоторые моменты. Дело в том, что Стратегия по экономическому росту и бедности и Двусторонний план РМ рРЕС разрабатывались в разное время, но взаимно дополняют друг друга и в значительной мере повторяют. Это естественно, т.к. эти планы направлены на одну цель рРприближение Республики Молдова к европейским стандартам. В то же время наличие двух однонаправленных планов имеет и некоторые неудобства, вносит неопределенность в части ответственности, рассогласованность в сроках и т.п.
Сегодня пришло время определиться с характером нашего стратегического планирования на период после завершения работы по Стратегии и двустороннему Плану. Почему сегодня, когда впереди еще целый год работы по имеющимся документам? Тем, кто озабочен таким вопросом, необходимо вспомнить сколько времени, сил, труда и даже кадровых рН потребовала разработка Стратегии устойчивого экономического роста и сокращения уровня бедности. Как наспех организовывался процесс участия и его структура, пока Стратегия приобрела удовлетворительную для использования и руководства форму и содержание.
Закончат свое действие Стратегия и двусторонний план. Мы окажемся на некотором новом уровне развития. Можно ли будет утверждать, что достигнут удовлетворительный устойчивый темп роста экономики, бедность побеждена окончательно или, по крайней мере, достигнут европейский уровень жизни населения, все прочие характеристики страны приведены к европейскому уровню? Никто не осмелится утверждать такое. Следовательно, экономический рост, победа над бедностью и внедрение европейских стандартов по-прежнему останутся нашими приоритетами. Следовательно, конкретные, измеряемые выражения этих приоритетов могут и должны послужить целями для нового стратегического плана, который предлагается разработать по европейскому образцу и который будет назван Национальным планом развития Республики Молдова.
Этот план должен носить среднесрочный, например, 4-5 лет, характер. Он должен быть единым. В нем должно получить отражение развитие политической системы общества, нашей экономики, социальной сферы. В плане должны быть намечены конкретные показатели качества жизни людей, качественные характеристики и количественные показатели всех секторов экономики рРпубличного, частного, аграрного, промышленного и сектора услуг. Этот план должен содержать в себе степень приближения нашей Молдовы к Европейскому Союзу как по уровню демократических прав и свобод, так и по уровню, характеризующему качество жизни людей.
Работу над разработкой такого плана следует начинать с первых дней нового 2007 года, а к концу года ее следует завершить. При работе над планом следует использовать весь опыт и инструменты, освоенные при разработке Стратегии и двустороннего Плана, включая непременно организацию представительного процесса участия. Работа над планом должна быть максимально транспарентна и организована на основе партнерства центральных органов с местными органами власти, органов управления с гражданским обществом в лице неправительственных организаций, включая профсоюзы и патронаты.
Национальный план развития должен обязательно сопровождаться финансовой программой на все планируемые годы. Программа должна включать как источники формирования средств для ее финансирования, так и направления расходования и отражать конфликты ресурсов, дефициты и способы их преодоления и покрытия. Нам, видимо, не обойтись без привлечения внешней помощи в реализации будущего Плана. Тем более важно, чтобы направления привлечения рРи откуда, и для чего, и сколько и на каких условиях рРбыли четко определены на этапе планирования, и эти средства поставлены под жесткий правительственный и общественный контроль.
Нельзя допускать, чтоб реформы и проекты запускались с помощью внешних финансовых средств, и за период внешней поддержки не формировались собственные источники, способные обеспечить продолжение дела на постоянной основе, а не на условиях пилотных проектов. Все, что налаживается и осваивается у нас в стране с помощью внешних средств, должно, в конце концов, переходить на наше собственное содержание. Нельзя бесконечно расчеты расходов на среднесрочный период делать за счет средств иностранной помощи, нельзя АСИКУДУ и другие информационные средства содержать всю жизнь на деньги Всемирного Банка. Плохо, если необходимые нам для работы статистические специальные исследования или Ежегодный социальный отчет мы не в состоянии получить без иностранной финансовой поддержки.
Задача формирования Национального плана развития должна быть включена в план работы правительства на 2007 год. Эта задача для всех министерств и ведомств. Головным, интегрирующим министерством, в задачу которого войдет, в том числе, процесс балансирования Плана, следует определить министерство экономики и торговли. Ход выполнения этой задачи следует регулярно рассматривать на заседаниях правительства. У нас не должно быть перерыва, когда во власти, в обществе, в стране что-то делается без и вне стратегического плана. Нам не следует также допускать формальных подходов ведомств к стратегическому планированию составляющих Национального плана рРвыдал бумагу и забыл о ее существовании. Все мероприятия отраслевого, секторального, территориального уровней, политические мероприятия и общественные акции, включаемые в Национальный план развития, должны быть увязаны и согласованы между собой для достижения максимального эффекта.
Надеюсь, что правительство справится с организацией процесса разработки такого плана, и Национальный план развития Республики Молдова найдет поддержку в обществе, у наших иностранных и международных партнеров.
Желаю успехов.
8 декабря 2006 года.
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |