12:19 13.05.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Вступительное слово Председателя ПКРМ Владимира ВОРОНИНА на персс-конференции 11 мая 2010

Я приветствую всех, кто пришел на эту пресс-конференцию.

Поздравляю всех присутствующих со всеми прошедшими праздниками. На этой пресс-конференции я не буду касаться прошедших событий. Все ответы на них были уже даны молдавским обществом. Я не буду касаться и социально-экономической ситуации. Всем и так ясно, что ситуация безнадежна.

Сегодняшняя пресс-конференция посвящена трем вопросам. Вопрос первый – это возможность нахождения политического компромисса по 78 статье Конституции. Вопрос второй – отношение ПКРМ к модификации избирательного Кодекса.

Вопрос третий – это судьба Комиссии Гимпу по осуждению так называемому тоталитарному коммунистическому режиму.

Все эти вопросы взаимоувязаны. Сегодня они образуют некий кризисный клубок, который размотать очень и очень не просто. Иногда кажется, что нынешняя власть сама не знает, как ей выбраться из того положения, в котором оказалась и страна, и их Альянс. Ну что же, попытаемся ответить на эти вопросы.

Итак, первый вопрос. Мы очень рады, что позиция четверки этого Альянса становится все более прагматичной по вопросу изменения 78 статьи. По крайней мере, на словах это выглядит именно так. Они уже не столь рьяно отстаивают идею прямых выборов, равно как и не столь активно делятся старыми фантазиями в отношении возможного конституционного референдума. Более того, вы все видели их заявления и намеки в отношении возможных контактов с ПКРМ для нахождения компромисса по данной теме. Это, конечно же, огромная заслуга Совета Европы, всех наших европейских партнеров. Мы благодарны им за терпение и выдержку. И, хотя никаких контактов с властью у нас еще не было, мы отмечаем некий общий прогресс в этом вопросе.

Наша позиция проста: мы готовы к диалогу по трем названным вопросам. Во-первых, мы должны получить четкий и ясный ответ о времени роспуска Парламента, во-вторых, о дате выборов и, соответственно, в-третьих, о содержании модификаций 78 статьи. Именно в таком пакетном варианте.

Нынешняя четверка должна ясно понимать, что без четкой и согласованной с нами даты выборов бесполезно обсуждать все эти реформы. Если кто-то полагает, что временное пространство для диалога составляет те самые шесть месяцев, которые наши законодательные инициативы будут находиться в Парламенте, тот заблуждается. Если кто-то надеется, используя этот повод, выиграть время и просидеть еще с годик в Парламенте, то эти надежды призрачны. В первую очередь потому, что в отношении даты роспуска существует известное понятие «разумных сроков». Это понятие придумано не в ПКРМ, а существует в европейской практике и было озвучено Венецианской комиссией. Поэтому, если Альянс готов идти на компромисс, он должен делать это уже сейчас. Сейчас! Если компромисса не будет, то после 16 июня весь Альянс окончательно превратится в группу узурпаторов государственной власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но я повторяю: ПКРМ остается открытой к диалогу, мы готовы еще в этом Парламенте обсуждать вопросы изменения 78 статьи Конституции. Помня при этом, что мы говорим только о такой модели, которая предусматривает избрание Президента парламентом, а также о том, что эти изменения будут касаться исключительно следующего Парламента.

Второй вопрос. Мы видим, как правящий Альянс спешно пытается видоизменить Кодекс о выборах. Как обычно, это делается конъюнктурно, ситуативно, без стратегического взгляда в будущее. Я не хочу давать оценку всем готовящимся изменениям, принятым в первом чтении. Вопросов не мало. В отношении зарубежного голосования мы видим, как Альянс пытается просто пойти поперек здравого смысла. Я даже не говорю о голосовании в течение двух суток, это – просто абсурд. Почему не трое суток? Почему не неделя? Почему эту норму нельзя распространить на всю страну? Совершенно не ясно из поправок, как будут формироваться списки избирателей за рубежом? Учитывая, что многие из них вообще не находятся на консульском учете. Или это – мелочь?

Все вы видели, что в новом проекте серьезные изменения предусмотрены в отношении проведения референдумов. Необходимая явка снижена и снижен порог принятия конституционных законов, выносимых на референдум. Раньше референдум мог быть положительным, если по его вопросу проголосуют не менее 50% от списка, то теперь это 50% от принявших участие в голосовании. Для чего это делается – всем понятно. Тогда зачем это называть референдумом? Зачем тогда им всем вообще правовое поле, законы, Конституция? Если все это можно исправить в своих личных и групповых интересах в любой момент. Почему нельзя просто раз и навсегда прописать, что Конституцию можно менять сколько угодно раз, опираясь на мнение граждан - Гимпу-Лупу-Филата-Урекяна. И достаточно! Зачем еще какие-то референдумы проводить и тратить общественные средства?

Про блоки и прочие новшества я говорить не буду. Скажу главное: этот законопроект не получил никакой оценки со стороны Совета Европы. И только потому, что его туда не отправляли. В отличие от всех предыдущих модификаций Кодекса о выборах. А мы обязаны это делать. И это наше обязательство зафиксировано не только тем фактом, что Молдова продолжает находиться под Мониторингом Совета Европы, но и потому, что оно было принято нашим Парламентом в виде отдельного, специального Постановления. И было это в 2004 году. На этот раз это обязательство грубо и примитивно нарушено.

Я не понимаю, как эти господа собираются с нами приходить к какому-то консенсусу с такими подвигами?

Третье. О печально-знаменитой комиссии Гимпу. Все вы видите, что в последнее время все больше и больше публикаций появляется на тему того, что ПКРМ будет лишена и своего названия, и своей символики. И все это будет следствием работы комиссии Гимпу. Есть остряки, которые допускают мысль о том, что это де позволит ПКРМ избавиться от своего названия. Другие надеются, что таким образом в будущих выборах ПКРМ просто сойдет с дистанции.

Хочу разочаровать и тех, и других. Ни один из этих сценариев не пройдет. Любая попытка подобного воздействия на нашу политическую партию будет квалифицироваться как выход Альянса за пределы правового поля, как антидемократический переворот. Ребрендинг и прочие вопросы – это внутреннее дело ПКРМ и нечего тут философствовать и умничать, опираясь на методы средневековой инквизиции.

А теперь выводы.

Коммунисты открыты к диалогу по всем вопросам, связанным с хроническим политическим кризисом. Коммунисты готовы искать и находить совместно с представителями власти консенсус по вопросам изменения 78 статьи Конституции. В то же самое время этот возможный консенсус останется утопией, если Альянс не распустит Комиссию Гимпу, не откажется от своих планов введения запрета на ПКРМ, не определит дату роспуска Парламента, равно как и дату досрочных парламентских выборов. И, конечно же, Альянс должен в срочном порядке отправить поправки в Избирательный Кодекс на экспертизу в Совет Европу.

Мы не расширяем список претензий к Альянсу. Мы лишь пытаемся вернуть его лидеров в русло нормальной конструктивной работы, в русло хотя бы частичного следования идеям верховенства права и европейской интеграции. Если последние заявления лидеров Альянса (об их готовности вести переговоры) – не блеф, то они, вероятно, должны, как минимум, услышать эту нашу позицию и не умножать список собственных грехов. Если говорить совершенно конкретно, то Партия коммунистов готова к переговорам по всем этим вопросам с сегодняшнего дня.

Благодарю за внимание.

11 мая 2010 г


Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме