22:00 30.04.2009 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Владимир Воронин: На карте так называемой "Великой Румынии" обозначено немало украинских городов

Интервью Президента Владимира ВОРОНИНА украинскому агентству "ГолосUA"

Буквально еще несколько дней назад сообщения из соседней Молдовы не сходили со страниц мирових информационных агентств. И это неудивительно. Состоявшиеся там, как было признано международными наблюдателями, демократические выборы, на которых победили коммунисты, вызвали неожиданно деструктивную реакцию тех сил, которые называют себя оппозицией. В столице страны произошли массовые акции, переросшие в акты насилия и погромы. Официальный Кишинев со спокойным достоинством сделал все, чтобы восстановить мир в обществе, вплоть до того, что инициировал пересчет результатов голосования. Следует признать, что это ему удалось и сегодня страна в спокойной обстановке анализирует – почему такое могло произойти?

О том как живет сегодня Молдова, каким видят ее будущее вновь пришедшие к власти коммунисты, есть ли основания у Украины извлекать из происшедшего там уроки и каковыми могут быть эти уроки – агентство ГолосUA спросило у Президента Республики Молдова Владимира Воронина. Предлагаем вашему вниманию его ответы.

- В чем, на Ваш взгляд, причины нынешней победы коммунистов Молдовы на парламентских выборах?

- Наверное, не мне сейчас, по горячим следам анализировать причины нашей третьей подряд победы на парламентских выборах. Могу только сказать, что за восемь лет пребывания у власти Партия коммунистов проявила себя в качестве практически единственной государствообразующей политической силы. В нынешних условиях молдавский избиратель, наверняка, отдавал голоса за ПКРМ, как за партию экономической стабильности, способную противостоять мировому финансовому кризису. Трагические события 7 апреля продемонстрировали населению Молдовы, что есть альтернатива коммунистам – хаос, беспредел, национализм. Думаю, избиратели это интуитивно чувствовали и перед выборами, а потому голосовали за ПКРМ, как за партию гражданского согласия и политической стабильности.

Очень важно, что за последние годы мы серьезно модернизировали нашу партию. Это касается и ее идеологии, и кадрового состава. Лидер украинских коммунистов Петр Николаевич Симоненко присутствовал на нашем последнем съезде, на котором мы принимали новую программу партию. Он видел, какого рода дискуссии сопровождали принятие этого документа. Многие тогда рассчитывали, что мы пойдем на изменение названия партии, отступим от своих теоретических основ. Но этого не случилось. Наоборот, мы сделали все, чтобы эти основы приблизить к реалиям нынешнего времени. Мы представили новую программу партии, которая нашла очень широкий отклик в европейском левом движении, получили массу рецензий и публикаций за пределами Молдовы. Мы в своей программе еще раз категорически отвергли самую возможность вступления страны в НАТО, осудив любые военные блоки, как анахронизм современного мира. С другой стороны, мы еще раз подтвердили курс молдавских коммунистов на европейскую интеграцию, на интеграционную открытость, на солидарные усилия всех левых партий в борьбе за демократию и социальную справедливость.

К выборам партия подошла в качестве современной, конкурентоспособной, мобилизованной политической организации, включающей в свои ряды тысячи молодых людей. К выборам мы подошли в облике команды, достаточно успешно справлявшейся с самыми сложнейшими кризисными ситуациями в стране. Это не могло пройти мимо избирателей.

- Что было сделано и что из запланированного Вами не удалось сделать в предыдущие годы в сфере экономики? Как решались наболевшие социальные проблемы?

- Безусловно, все эти годы в центре нашего внимания находились вопросы экономического развития Молдовы. К моменту нашего первого прихода к власти в 2001-м году страна, «благодаря» грабительской, криминальной приватизации, была деиндустриализована, сельское хозяйство, подорванное деколлективизацией, деградировало до феодализма, в экономике процветал бартер и взаимозачет, тяжким грузом на развитие предпринимательства давила коррупция, организованная преступность, страна была фактически на грани банкротства, так как именно в 2001-м году наступал пик платежей по внешним долгам, оставленным нам в «наследство».

Ничего, кроме долгов, наши предшественники нам не оставили - ни одного перспективного плана по выводу Молдовы из системного экономического кризиса, ни одной программы развития. У меня было ощущение, что мы вошли во власть, как в горящий дом.

С первого же дня нам пришлось применять решительные антикризисные меры. Первым делом, несмотря на отчаянное сопротивление, прекратили порочную практику бартера и взаимозачета, в экономической системе появились деньги, воры в законе, преступные авторитеты оказались там, где и положено – за решеткой, бизнес вздохнул свободно, начал развиваться. Упростилась регистрация предприятий – в одно окно, в кратчайшие сроки, сегодня это можно сделать фактически заявительным способом – по телефону или интернету. Постепенно снижалось налоговое бремя – с 32- процентов налога на прибыль до нуля. Мы провели серьезную «зачистку» в подзаконных ведомственных актах, которые тормозили развитие бизнеса. Попросту «отсекли» их в два этапа, эта акция в Молдове носила характерное название – «Гильотина». Мы резко сократили число контролирующих органов, создав единый Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, а значит, сократилось и количество проверок.

Но при этом мы ужесточили налоговую дисциплину, существенно повысив доходность бюджета. Осуществленные по моей инициативе либеральные реформы создали в Молдове наиболее комфортный климат для предпринимательства в регионе. О снижении ставки налога на реинвестируемую прибыль до нуля я уже упоминал. Но – помимо этого мы провели одновременно налоговую амнистию и амнистию капитала. Все это с учетом системы двойных торговых преференций, как с Евросоюзом, так и со странами СНГ, делает Молдову по настоящему привлекательной для иностранных инвестиций.

Довольны ли мы результатами? Безусловно, нет, нам хотелось бы, чтобы они были существеннее. Но, учитывая стартовые условия, которые мы застали в 2001 году, результаты поневоле впечатляют. В 4 раза вырос бюджет, ВВП вырос на 63%. А ведь к 2001 году, от советского уровня ВВП осталось лишь 33 процента. Другими словами – просто выжженная земля.

Сегодня это страшное отставание удалось преодолеть. В сельское хозяйство пришла новая современная техника: более восьми тысяч тракторов было поставлено за эти годы, открыто более двухсот машинно-технологических станций, консолидированы земли, постепенно начинаем восстанавливать мелиорационные системы, благодаря стимуляторным механизмам правительства, по всей стране высаживаются новые сады и новые плантации виноградников. Валютные резервы Национального банка за эти годы возросли почти в восемь раз, что позволяет нам поддерживать стабильность нашей валюты, молдавского лея.

Мы за эти годы только и делали, что преодолевали кризисы. Возможно, именно поэтому последствия мирового кризиса в Молдове пока не столь ощутимы, что признают даже эксперты МВФ и Мирового банка. За восемь лет экономическая система в Молдове достигла той степени устойчивости, которую не смогли поколебать ни винное эмбарго, ни страшная засуха, ни наводнения.

Я сознательно не упоминал о главном рецепте, который позволил нам оздоровить экономику в Молдове, поскольку он связан с третьей частью вопроса – о социальной политике. Так вот, я убежден, что заметное оживление в экономической сфере началось после того, как государство в лице нашей партии стало строго выполнять свои социальные обязательства перед гражданами. Проще говоря – регулярно платить и повышать зарплаты, пенсии, стипендии, пособия. А ведь в 2001 году люди по 18 месяцев не получали мизерных зарплат и пенсий. Именно ПКРМ покончила с этой позорной практикой. Население Молдовы забыло о том, что бывают задержки по социальным выплатам, так же как забыло о веерных отключениях электроэнергии и других, характерных для 90-х годов проблемах.

Международные финансовые организации критиковали нас за активную, я бы даже сказал – агрессивную социальную политику. По их мнению, мы просто «проедали» бюджетные средства. Мы же называли это политикой социальных инвестиций. Инвестиций – прежде всего в экономику. Время доказало нашу правоту. Не хочу утомлять вас цифрами, но от некоторых не удержусь. Итак, за восемь лет правления Партии коммунистов зарплата бюджетни­ков увеличилась в 5 раз. При этом важно, что, к примеру, зарплата педагогов, в сравнении с 2000 годом, выросла практически в 12 раз, а расходы бюджетных средств на оплату стипендий за тот же период времени увеличились более чем в 7 раз, зарплата работников здравоохранения выросла в 9 раз. Размер средней пенсии в сравнении с 2000 го­дом увеличился более чем в 9 раз. Наверное, в том числе и эти данные служат ответом на вопрос, почему наша партия выиграла выборы в стране в третий раз подряд.

- Весь мир облетели кадры беспорядков, происшедших в Кишиневе 7 апреля. Какая сейчас ситуация в Кишиневе?

- Произошедшее 7 апреля по настоящему шокировало общество. Не думаю, что хоть кому-то в Молдове сегодня хочется повторения беспорядков и насилия. Поэтому обстановка в Кишиневе, и в стране в целом сегодня спокойная. С другой стороны не могу не отдавать себе отчета в том, что события 7 апреля спровоцировали раскол среди граждан Молдовы. И пусть общество раскололось на две неравные части, пусть подавляющее большинство населения осуждает погромщиков и тех, кто их с позволения сказать «вдохновлял», я, как лидер победившей партии, которая несет ответственность за всех граждан страны, вне зависимости от их политических убеждений, не могу смотреть на эту ситуацию равнодушно.

Именно поэтому мною были предприняты действия, позволяющие снять остроту противостояния в обществе, вернуть атмосферу доверия, характерную для Молдовы. Собственно, первый шаг в этом направлении был сделан нами непосредственно во время событий 7 апреля, когда, несмотря на многочисленные провокации, мы так и не применили к манифестантам силового воздействия. Нам удалось избежать жертв, большой крови, а это самое главное.

Затем последовала моя инициатива об амнистировании участников беспорядков, которая не распространяется лишь на матерых уголовников, оказавшихся среди демонстрантов. Насколько мне известно, молодые люди, задержанные 7 апреля, уже на свободе, под присмотром родителей. Кроме того, мы создали государственную комиссию по расследованию всех обстоятельств трагедии, пригласили с тою же целью европейских экспертов. Мы, как никто другой заинтересованы в том, чтобы население страны было как можно более полно проинформировано о том, что на самом деле произошло 7 апреля. Только так, уверен, мы можем восстановить общественное единство. Что же до молодежи, которая участвовала в атаках на государственные учреждения, то у меня к ней меньше всего вопросов. Большая часть школьников и студентов просто не ведала, что творит, для них это был своеобразный «праздник непослушания», вылившийся, увы, в погромы. Для молодых людей свойственно бунтарство, скептическое отношение к любой, не обязательно коммунистической, власти. И с этой точки зрения я могу их понять. А вот кого я не могу, не хочу, и не стану понимать – так это тех педагогов, руководителей учебных учреждений, которые, фактически, насильно вытолкнули молодежь на улицу и вложили в их уста не антиправительственные, не антикоммунистические даже, а антигосударственные лозунги. Нам, как партии, которая восемь лет дралась за государственность Молдовы, небезразлично, что в наших школах, колледжах и вузах воспитывают патриотов других государств, а собственную Родину учат презирать и ненавидеть. С этим я мириться не стану!

- Ведутся ли консультации с лидерами оппозиционных партий по установлению нормального политического диалога? Готовы ли они к сотрудничеству в Парламенте?

- Я уже призвал оппозицию к политическому диалогу, к этому же подталкивают лидеров либеральных партий и представители различных европейских структур. Внятного ответа пока не получено.

Хочу прояснить нашу позицию по этому вопросу. Диалог с оппозицией нам нужен не для того, чтобы получить голос, не достающий для избрания главы государства. Это как раз самое простое. Диалог необходим, во-первых, чтобы снизить степень противостояния между представителями различных политических лагерей, о чем я уже говорил. Во-вторых, он нужен, чтобы Молдова не сбивалась с поступательного, демократического пути развития, чтобы политический класс не отвлекался на выяснение отношений друг с другом, а сконцентрировался на принципиальных целях – европейской интеграции, восстановлении территориальной целостности страны, преодолении последствий мирового финансового кризиса. Для нашей партии это не новая ситуация. После выборов 2005 года мы предложили своим оппонентам объединиться вокруг подобных принципиальных вопросов, и у них хватило мужества и гражданской сознательности, чтобы это сделать. Очень надеюсь, что и наша нынешняя оппозиция проявить те же качества – мужество, патриотизм и гражданскую сознательность.

- Представители румынских националистических партий называют Молдову «вторым румынским государством». Официальный Бухарест выступил с прямой поддержкой манифестантов. Учитывая это, не планирует ли официальный Кишинев пересмотреть основы своей внешней политики, отказаться от европейской интеграции?

- Пересмотра стратегического вектора на европейскую интеграцию Молдовы не будет. Это осознанный выбор и власти, и населения страны. Больше того, в нашем сложном на протяжении без малого двух десятилетий диалоге с Бухарестом мы очень рассчитываем как раз на Евросоюз. Ведь Румыния – страна ЕС, и Брюссель должен отвечать за тех, кого «приручил». Я думаю, что в европейских структурах прекрасно отдают себе отчет в том, что Бухарест по отношению к Молдове ведет себя не совсем по-европейски. Европейские правила предполагают уважение к независимости и территориальной целостности других государств, к государственным границам, к национальной и языковой идентичности, полиэтнизму, языковому и культурному разнообразию, и напротив – исключают возможности агрессивной, реваншистской риторики в адрес соседних государств, попыток распространить на них свое политическое влияние и даже политическую власть. Я очень рассчитываю на то, что наши отношения с Румынией станут предметом детального изучения и внятных оценок со стороны ЕС. Больше того, я убежден, что только использование европейских инструментов и механизмов, в состоянии снять раз и навсегда их остроту.

- Украина одна из сторон – гарантов урегулирования приднестровской проблемы. Что, по Вашему мнению, сегодня было бы желательно предпринять официальному Киеву, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки?

- Я жду активности, заинтересованности в решении приднестровской проблемы от всех участников переговорного процесса в формате «пять плюс два». Украина не раз и не два на деле доказывала, что является искренним и последовательным партнером Молдовы в том, что касается восстановления территориальной целостности нашего государства. Лишь благодаря сотрудничеству с Киевом удалось пресечь поток контрабанды из региона и вернуть приднестровские предприятия в правовое поле, единое экономическое пространство Республики Молдова. Лишь благодаря плодотворному взаимодействию с руководством вашей страны, была учреждена европейская пограничная миссия, в том числе – на приднестровском сегменте нашей общей границы. Молдова в вопросе приднестровского урегулирования пользуется поддержкой Украины на международном уровне. Я высоко оцениваю нашу совместную работу в этом направлении. От Киева, так же, как от Москвы, Брюсселя, Вены и Вашингтона я жду активизации дипломатических усилий по достижению широкого международного консенсуса по данной проблеме. У меня все чаще есть ощущение, что приднестровский вопрос стал заложником сложной геополитической конъюнктуры, большой игры великих держав. В этом смысле Украина, с ее высокопрофессиональной, опытной дипломатией могла бы содействовать сглаживанию разногласий между другими участниками процесса приднестровского урегулирования.

- В недавнем телеобращении Вы сказали, что продвижение «фундаменталистского и агрессивного румынизма» и действия по политической дестабилизации в Молдове угрожают территориальной целостности Украины. Поясните пожалуйста для наших читателей, что Вы имеете ввиду, на какие внешние или внутренние угрозы должна обратить внимание Украина?

- На карте так называемой «Великой Румынии», которая была вывешена 7 апреля на фасаде администрации президента Молдовы, обозначено немало украинских городов – и Черновцы, и Измаил, и Белгород-Днестровский… Известно, что в Бухаресте немало политиков, выступающих за воссоздание румынского государства в границах, предполагающих отторжение огромных территорий нынешней Украины. Насколько я знаю, что в свое время Киев испытывал те же проблемы в отношениях с Бухарестом, которые испытывает сегодня Кишинев: Румыния сопротивлялась подписанию базового политического договора и договора о границе с Украиной. Ни для кого не секрет, что румынские власти в отдельных регионах вашей страны проводят ту же политику «румынизации», что и в Молдове – финансируют различного рода «культурные общества», церковь, неправительственные организации, периодические издания, учебные заведения и так далее. Ну и, наконец, жителям некоторых украинских областей Бухарест в льготном, упрощенном и массовом порядке выдает румынское гражданство. Я перечислил факты, а вы уж сами делайте выводы – угрожают ли эти действия румынских властей единству и территориальной целостности Украины.

http://www.golosua.com/intervyu/2009/04/30/vladimir-voronin-na-karte-tak-nazyvaemoj-velikoj-r/

Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме