09:17 11.06.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Рецепты МВФ доведут до... Румынии. В соседней стране оснований для тревоги и массовых протестов более чем достаточно

31 мая с.г. правительство Румынии опубликовало постановление, касающееся мер по восстановлению сбалансированности госбюджета за счет сокращения затрат в 2010-2011г.г. на выплату зарплат, пенсий, пособий, компенсаций и различных иных выплат всего 19 видов.1 мая этот документ был направлен на рассмотрение парламента. Профсоюзы и патронаты отказались его согласовать. Парламентская оппозиция немедленно внесла законопроект о вотуме недоверия правительству Е. Бока, заявив при этом, что не остановится и перед инициацией процедуры импичмента президенту Бэсеску в случае игнорирования её требований. И оснований для тревоги и массовых протестов более чем достаточно.

Сокращаются заработные платы бюджетникам на 25%, пенсии свыше 623 леев (160 евро) на 15%, при среднем размере пенсии в 711 леев. В том числе сокращаются месячные пособия по безработице (430 евро), пожизненная рента спортсменам, членам Академии наук и их наследникам, зарплаты работникам Нацбанка, Комиссии по ценным бумагам, Национальной комиссии социального страхования, пособия героям революции 1989г., работникам дипмиссий, вдовам и вдовцам на 15%.

Отменяются досрочные пенсии, пособия при рождении ребенка, путевки на лечение пенсионерам, пособия молодоженам, при выходе на пенсию, зачислении в резерв военнослужащих и приравненных к ним. Всего планируется за год сэкономить около 30 млрд. евро и тем самым обеспечить дефицит госбюджета не более 6,8% по отношению к ВВП и предотвратить неплатежеспособность Румынии по внешним заимствованиям, которые увеличились с 2,6 млрд. долларов в 2001г. до 78,1 млрд. евро на 31.12.2009г.

Реализация этих мер, как утверждал премьер Е.Бок на видеоконференции с префектами уездов 30 мая с.г., позволит получить от МВФ новый кредит на сумму 8 млрд.евро, остро необходимый для покрытия в 2010 г. бюджетного дефицита и таким образом сохранить внешнюю задолженность на уровне 37% в 2010г. и 41% в 2011 по отношению к ВВП. В противном случае эти цифры возрастут до 45% и 63%, с последующим неизбежным ростом инфляции, безработицы и уровня бедности. По директивам ЕС этот показатель не должен превышать 60% от ВВП.

Вместе с тем МВФ продолжает требовать, в дополнение к указанным мерам, повышения НДС с 19% до 25% и единого налога на доходы физических лиц с 16% до 20%, а в 2011г. - снижения заработной платы бюджетникам еще на 5%.

В 2009г., впервые за многие годы, зафиксировано абсолютное на - 7,1% снижение производства ВВП. В то время как в 2001-2008г. обеспечивался ежегодный рост от 5,7% до 7,3%. Дефицит госбюджета составил 7,4%, в то время как в 2001-2008 г.г. он не превышал 4,3%, уровень безработицы увеличился с 6,2% в 2004г. до 7,4% в 2009г.

Трансферты от эмигрантов в прошлом году снизились на 24%, обеспечив лишь 6,5 млрд. евро поступлений валюты (2% от ВВП). Прямые инвестиции в основной капитал снизились на 27%, с 9,5 млрд.евро в 2008г. до 4,9 млрд.евро в 2009 г. Реальная заработная плата снизилась на один процент, а номинальная среднемесячная упала до 1940 леев с 2500 леев в 2004 г. Существенно возрос объем невозвращенных и скомпрометированных коммерческих кредитов.

Несмотря на заявления руководства страны в декабре 2009г. о том, что 2010 год будет бескризисным, ситуация продолжает драматически ухудшаться. За первый квартал по предварительным расчетам ВВП уменьшился на 2,4% по сравнению с IV кварталом 2009г. На 1 марта число безработных увеличилось на 284,5 тыс. чел. и достигло 762,4 тыс. чел., или 17,7% от числа занятых в народном хозяйстве, уровень безработицы к июню т.г. увеличился до 8,3%.

Наибольшее сокращение в 183,5 тыс.чел. зарегистрировано в перерабатывающей промышленности (металлургия, машиностроение), 22 тыс. - в органах госуправления, 21,3 тыс. чел. потеряли работу на транспорте, 15 тыс. чел. уволены из учреждений народного образования, 8,9 тыс. чел. - из системы здравоохранения.. За первые четыре месяца инфляция составила 4,8%, по сравнению с аналогичным периодом 2009г.

В январе-апреле доходы госбюджета упали на 1,2% по сравнению с аналогичным, также кризисным периодом 2009г. Бюджет недополучил около 3 млрд. евро. Расходы на обслуживание публичного долга увеличились на 22,7% с 1,67 млрд. леев в 2009 г. до 2,07 млрд. леев в 2010 г. Дефицит бюджета за 4 месяца оценивается в 12,2 млрд. леев (3,06 млрд. евро), несмотря на осуществленные в 2010г. заимствования на сумму около 20 млрд. евро от МВФ.

Более всего - на 9,2% сократились поступления от налога на добавленную стоимость, от налога на прибыль - на 4,6%, от налога на доходы физических лиц - на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Одновременно возросли общие расходы на 3,4 %. В том числе по системе социального обеспечения на 14,5%, при этом на 111,3% увеличились выплаты по безработице.

При анализе (в первом приближении) причин подобного состояния, обусловившего кроме всего и массовые протесты граждан, выделяются следующие наиболее общего плана факторы:

1. Бездумное, слепое следование стандартным антикризисным монетаристским концепциям МВФ, которые механически распространяют методы финансового оздоровления отдельных компаний и предприятий на страну в целом. При этом не учитывается, что планы оздоровления предприятий и отраслей основываются на предположении, что внешняя среда, народное хозяйство в целом не ухудшаются и рационализация отдельных предприятий даст позитивный эффект на уровне среднестатистических показателей по экономике в целом.В то время как для оздоровления ситуации в масштабах страны, нужны действия принципиально иного качества.

2. Антикризисные планы, навязываемые МВФ, игнорируют антикризисный опыт развитых стран (США, Англии, Германии, Ирландии и др.), остановивших без участия МВФ кризисные явления не сокращением социальных программ и покупательной способности населения, а в результате стабилизации реальных доходов населения и платежеспособного спроса, недопущения с помощью удешевления коммерческих кредитов трагического сокращения производства, рабочих мест и роста безработицы.

3. Эйфория 2007г. - года вступления в ЕС - определила нелогичный, не продиктованный объективной необходимостью рост на 32,5% внешней задолженности, которая составила в 2008г. 37,8 млрд. евро против 27,7 млрд. евро в 2007г. Значительная часть внешних заимствований, взятых для реализации планов модернизации была нерационально использована,расценена как спонсорство и "проедена". Рост прямых инвестиций в реальный сектор экономики составил лишь 14%, а инвестиции в уставный капитал компаний возросли лишь на 10%.

4. Политика безграничной либерализации процесса приватизации, которая в большей своей части не завершена и по настоящее время, опора на т.н. эффективных собственников привела к массовому отчуждению сотен средних и крупных предприятий в пользу транснациональных корпораций, которые в кризисный период 2008-2009г.г. останавливали прежде всего свои филиалы, дочерние предприятия в постсоциалистических странах, ради сохранения спроса на продукцию головных предприятий в метрополиях. В Румынии, в частности, произошло таким образом высвобождение сотен тысяч работников с тройным одномоментным негативным эффектом - ростом выплат из госбюджета по безработице, снижением доходов от налога на прибыль, уменьшением поступлений в бюджет социального страхования.

5. Массовая продажа в Румынии участков земли сельхозназначения иностранцам обусловила резкий рост импорта продовольствия, сокращения до 25% доли румынской сельхозпродукции в продовольственном балансе этой страны. ЕС запретило Румынии под различными предлогами промышленное производство картофеля, фасоли, томатов, брынзы и т.д. По требованию ЕС значительно сокращены площади виноградников. В настоящее время в Румынии не обрабатываются до 2 млн. га земли или 24% от общей площади пахотных земель. Уровень мелиорации сократился до 8%, с 30% в начале 90-х годов. Условия местного агропроизводства значительно ухудшились после 2007г. Румынские крестьяне по условиям Договора о вхождения в ЕС получают в 3,0 - 4,0 раза меньше субсидий в расчете на 1 га, чем во Франции, Германии, Италии, Англии, в скандинавских странах. ЕС требует повышения цены на энергоносители, прежде всего на газ, до европейского уровня, несмотря на то, что Румыния обладает возможностью обеспечить не менее 70% потребностей в газе за счет собственных источников по щадящим внутренним тарифам.

6. За 2007-2009г.г. Румыния выплатила ЕС более 3 млрд. евро членских взносов, а получила в виде инвестиций на различные проекты около 560 млн. евро из зарезервированных более 5 млрд.евро Официальной причиной называется отсутствие проработанных по требованиям ЕС бизнес-планов и бизнес-проектов, а неофициальной - забюрократизированность процедур получения грантов и софинансирования

7. Анализ эволюции внешней задолженности Румынии и затрат на ее обслуживание, с одной стороны и состояния производственной сферы - основного генератора притока валюты, с другой вынуждают пессимистично оценивать шансы Румынии на успешное преодоление кризисных явлений и вхождение в 2015 в зону евро, если не произойдёт радикальная коррекция приоритетов и ориентиров в социально-экономической сфере.

Возможность массированной помощи Румынии со стороны ЕС, аналогичной помощи Греции весьма проблематична, так как это мера может усугубить кризис единой европейской валютной системы. В Румынии, подчеркнем еще раз, при населении в 21,5 млн. чел. на 31.12.2009 г. внешняя задолженность правительства составляла 78,1 млрд. евро, а по состоянию на 1 марта 2010г. - 98,1 млрд. евро. К концу 2010г. правительство и Нацбанк надеются еще получить остро необходимые 8 млрд.евро от МВФ и 7,5 млрд. евро от реализации своих ценных бумаг на внешних рынках. Для оплаты процентов по внешним кредитам в текущем году уже выплачено 788 млн. евро, при том что в 2004-2009г.г. ежегодно расходовалось на эти цели лишь 150- 450 млн.евро.

С ещё большими трудностями эта страна столкнётся, начиная с 2013г. - началом погашения не только процентов, но и основной суммы внешних кредитов. В этот год предстоит израсходовать 5,2 млрд.евро., в 2014г.-4,3 млрд.евро и т.д., но это при условии сохранения существующего объема внешней задолженности, что мало реально.

По всем признакам Румыния прочно "села на кредитную иглу", перспективы её финансовой стабилизации остаются туманными, для погашения старых долгов необходимо будет добиваться получения новых кредитов, соглашаясь на всё более жёсткие условия. Уже в этом году Нацбанк вынужден был сократить свои валютные резервы более чем на 1млрд. евро (4%) для предотвращения резкой девальвации национальной валюты, вследствии возросших резко затрат на обслуживание внешних займов и обвального сокращения валютных поступлений.

Не худо бы нынешнему правительству Республики Молдова, имея перед очами печальный опыт хождения в ЕС Румынии, во-первых , вежливо отказаться от обещанных г.Бэсеску в эмоциональном порыве 100 млн.евро помощи, т.к. не гоже последнюю рубашку у ближнего забирать.

Во-вторых, пора остановить безответственное проедание кредитов, которые увеличились за несколько месяцев вдвое. В третьих, остановить каннибальское разрушение, под предлогом оптимизации, рационализации и пр. народного образования, здравоохранения, науки,пенсионного обеспечения. Экономия достигается в центы, а потери неизмеримы.

Уходить надо достойно, даже если пришли на обмане.


Игорь Додон, доктор экономики,
дпутат парламента.

Виссарион Чешуев,экономист.



Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме