21:45 12.11.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Проданы за долги. Каждый житель Молдовы задолжал Западу кругленькую сумму
На днях Минфин представил финансовый отчёт деятельности коалиционного правительства. Итоги работы за 10 месяцев текущего года — рост инфляции, потребительских цен и внешнего государственного долга. Такую политику в правительстве Альянса «За евро» оценили как «положительную». Прорыв — никак иначе. В нищету.
Чего не отнять у правительства Филата, так это — уменя убеждать в обратном. Но как бы ни хотелось подшефным чиновникам из Минфина и Минэкономики рисовать красивые картинки, прорыва к благосостоянию уж точно не вышло. Представленные статистические данные лишь подтверждают вышесказанное — по всем основным индикаторам, характеризующим рост благосостояния любой страны, к примеру, таким, как прямые иностранные инвестиции в частный сектор, доля государственных инвестиций в экономику, уровень инфляции, рост ВВП и уровень внешних долгов, наблюдается регресс.
Секретный и антисоциальный
Согласно Минфину, в нынешний год Молдова вступила с внешним долгом, равным 776 миллионам долларов. Всего за 10 месяцев внешний долг возрос на 42,06%, превысив 1,103 миллиарда долларов. Ещё осенью прошлого года, когда правительство Филата активно вело переговоры с внешними кредиторами о получении Молдовой помощи в виде долгосрочных кредитов, оппозиционная Партия коммунистов предупреждала о недопущении ситуации, при которой рост внешних займов может перевалить через отметку в 30%. Однако доводы финансистов и экономистов от оппозиции были проигнорированы премьер-министром, равно как и всем парламентским большинством, которое в единогласном порядке отказалось рассматривать инициативы ПКРМ по формированию бюджета на 2010 год. В итоге меморандум с МВФ был подписан без условий со стороны правительства Филата, который практически подписался под всеми требованиями западных кредиторов. Сам документ соглашения на предоставление кредита нашей стране долгое время держался в секрете по той простой причине, что необходимые к исполнению меры носили явно антисоциальный характер.
Среди прочих мер увольнение госслужащих, доля финансирования которых должна составить порядка 10% в структуре ВВП, а не 15% как раньше. В целях сокращения госзатрат на социальный сектор под оптимизацию попали средние специальные и учебные заведения, порядка 60 школ должны быть закрыты, около 500 — на очереди оптимизации. Все дополнительные социальные выплаты для различных категорий граждан были заморожены, повышение пенсий и зарплат бюджетникам аннулировано.
Где деньги?
При этом большая часть внешних займов правительство АЕИ израсходовало, как оно заявляет, на поддержание бюджета, который якобы зиял огромной дырой, доставшейся в наследство от коммунистического правления. Все обвинения в огромном дефиците бюджета по вине прошлого правительства оппозиция отвергает и приводит конкретные цифры. Объявленный либерал-демократами дефицит бюджета в 9 миллиардов леев — не что иное, как профанация и манипуляция. Как отмечают представители прежнего руководства страной, реальный дефицит составлял чуть более 3 миллиардов леев, с конкретными источниками его покрытия. Позже тот же Минфин в команде Филата был вынужден признать дефицит бюджета на уровне 5,4 миллиарда, спустя пару месяцев — в 4,8 миллиарда. В общем, путаница с оценками реального дефицита бюджета со стороны нынешнего правительства лишний раз продемонстрировала, как либерал-демократы хотели желаемое выдать за действительное. Но главная проблема не в этом, а в том, зачем им это всё понадобилось? Преувеличенная в разы бюджетная дыра должна была стать непоколебимым оправданием внешних кредитов. Ведь подписывался Филат под ними очень охотно, а главное — в оперативном порядке с одним лишь объяснением: «Нечем крыть бюджет».
Однако сегодня возникает большой вопрос — если изначально либерал-демократы намеренно завысили бюджетный дефицит, то на что конкретно пошли миллионы долларов заёмных денег? Если вся социальная политика правительства была сведена к минимуму, равно как и её финансирование, то зачем нынешним властям понадобились кредиты в таких объёмах?
Посудите сами: внешний долг Молдовы увеличился на 42,6%, а зарплаты, пенсии и социальные компенсации остались за чертой бедности. При этом в госбюджет регулярно поступают налоговые отчисления как от физических, так и от экономических агентов. При этом, как известно, ставки по налоговым сборам правящий альянс повысил с начала текущего года в несколько раз. На что тратятся средства налогоплательщиков, если все сферы жизни в состоянии комы и нет реального экономического роста? И Молдова на грани банкротства?
Будет платить каждый
Аргумент, что средства идут на текущие расходы по оплате пенсий и компенсаций, а также на мизерные зарплаты тем же бюджетникам, уже не впечатляет. А ведь это ни много ни мало 78,8% из всех внешних займов, или 136 миллионов долларов, которые ушли на «латание дыр». Остальное якобы пошло на финансирование инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики.
Как обстоят дела с приходом к власти АЕИ в этих областях — известно.
Тем не менее, чиновники Филата продолжают отмалчиваться о точных статьях расходов по внешним кредитам. Отмалчиваются они и по вопросам о последствиях для всего общества такого беспрецедентного роста внешнего долга за столь короткий период.
О последствиях вместо Минфина и всего кабмина поговорим мы. Простая арифметика — интересная и весьма полезная штука для общего развития. Итак, считаем: с учётом того, что Молдова получила в январе-сентябре 2010 года 173,55 миллиона долларов прямых займов, основную часть кредитов — 121,74 миллиона долларов — предоставил МВФ в рамках подписанного с правительством РМ меморандума о сотрудничестве на 2010–2012 годы, то получается, что на каждого гражданина РМ приходится в среднем более 50 долларов долга западным партнёрам. Кроме МВФ, вторым крупным кредитором стала Международная ассоциация по развитию (AID) из Всемирного банка, которая выделила 26,52 миллиона долларов, третьим — правительство Польши — 15 миллионов долларов.
К примеру, в развитых странах ЕС подсчитали, что на сегодняшний день внешние долги приходятся в среднем на каждого европейца по 0,02 евро, что вызвало бурю возмущения среди общественности ЕС. Видите ли, немец или тот же француз недовольны тем, что из-за политики их правительств им приходится ходить в должниках и выплачивать из своего годового жалования аж 0,02 евро. По логике же либерал-демократов, из Молдовы молдаване настолько «сытые» и живут безбедно, что даже не почувствуют разницы в долге. С другой стороны, в наших расчётах мы не учли и полученные внешние заимствования в виде грантов, иначе долг в 50 с лишним долларов возрос бы многократно. Перефразируя известную поговорку, политику АЕИ можно было бы охарактеризовать следующим образом под знаком вопроса — мы не настолько богаты, чтобы брать дешёвые кредиты?
Лакмусовая бумажка
Пожалуй, инфляционный тренд является одним из наиболее показательных факторов оценки истинного положения дел в экономике страны. Статистические данные и здесь неумолимы. Только за октябрь инфляция в Молдове показала рост в 1,5%, с начала года — 6,1%. Такие данные приводит Национальное бюро статистики РМ. Однако с учётом тотального подорожания на рынке товаров и услуг, реальный инфляционный тренд до конца года, по оценкам специалистов, может составить более 13%. В частности, продовольственные товары в октябре подорожали на 3,1%, непродовольственные — на 0,9%, стоимость тарифов и услуг выросла на 0,1%. В НБМ объясняют рост инфляции подорожанием именно продовольствия.
Однако уже сегодня Нацбанк, как бы предвосхищая развитие ситуации, понизил прогноз инфляции на 2010 год на 0,5 процентных пункта — до 7,8%. В то же время, по прогнозам МВФ, годовая инфляция в стране составит 9,3%, несмотря на то, что меморандум с МВФ предполагает инфляцию по итогам финансового года в пределах 5%.
При этом Молдова остаётся страной, экономика которой в основном держится не на развитии производственных мощностей, а на сфере потребления. Кроме того, слишком высок процент денежных переводов из-за рубежа — по данным Нацбанка, объем денежных переводов физических лиц из-за рубежа через банки в Молдову в январе-сентябре превысил
895,13 миллиона долларов, что почти на 50 миллионов долларов больше, чем в прошлом году. Все эти средства идут на текущее потребление, а не в реальный сектор экономики.
Из-за отсутствия крупных инфраструктурных проектов, основная доля участия в которых должны составлять государственные капиталовложения, частный сектор плохо развит при трудном доступе к дешёвому кредитованию со стороны коммерческих банков. Эти тенденции были отмечены недавно и экспертами МВФ, которые советовали властям Молдовы уделять больше внимания структурным реформам. При этом до конца текущего года Молдова не получит больше ни одного доллара в кредит на поддержание бюджета. Следующие транши МВФ будут обговариваться уже в формате нового кабинета министров.
Лариса Михеева
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме