18:46 25.01.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Правительственный бизнес. Кому Лазэр хочет продать Молдавскую железную дорогу и Moldtelecom?

Министр экономики Валерий Лазэр объявил, что возобновление процесса приватизации состоится уже в первом полугодии 2010 года. Сегодня Минэкономики проводит переоценку государственных предприятий с точки зрения их достижений и рассматривает «выгодные способы» их приватизации. Речь идёт именно о таких предприятиях, которые действуют в секторах экономики с высоким уровнем доходности. Долго выбирать не пришлось — предприятие Moldtelecom, Air Moldova, «Железные дороги Молдовы», а также теплоэлектроцентрали и магазин UNIC были названы первыми и пока единственными кандидатами на выбывание из списка госимущества. Кому выпадет тяжелое и патриотичное бремя купить стратегические и доходные государственные предприятия?

Обычно под приватизацию попадают предприятия с наиболее низким уровнем рентабельности, и государство, которое не в состоянии его поддерживать, использует этот инструмент как поддержку дальнейшего развития сектора. Но у членов правительства Филата большие планы. Названные экономические агенты сегодня являются стабильными и рентабельными. Мало того, безусловно, эти государственные предприятия относятся к категории стратегических, и хотя бы поэтому они должны принадлежать всему народу. Лазэр, напротив, считает, что экономика не может полноценно развиваться при активном участии доли государства. Основной аргументацией в пользу приватизации названных предприятий министр выдвинул необходимость «дальнейшего развития» занимаемых ими секторов. По его словам, у правительства нет стратегии для данных предприятий.

Иррациональное мышление

По мнению экономиста, депутата ПКРМ Юрия Мунтяна, вопросы приватизации госимущества сегодня властями рассматриваются иррационально. Он считает, что от приватизации таких перспективных предприятий, как Moldtelecom или «Железные дороги Молдовы», государство понесет невосполнимую потерю. И дело не только в том, что эти предприятия прибыльные, поясняет специалист. В малых экономиках, к коим относится и Молдова, государство обладает недостаточным административным ресурсом для того, чтобы бороться с перекосами и обеспечивать сбалансированное экономическое развитие. Поэтому, как правило, государство стремится к экономическому присутствию в ключевых отраслях экономики. Мунтян привёл пример существовавшего когда-то в Молдове такого госпредприятия, как «Молдресурс». В его задачи входило, с одной стороны, поддержание уровня оптимальных цен на дизтопливо. С другой — являясь одним из крупнейших импортёров дизельного топлива, предприятие на льготных условиях кредитовало молдавских фермеров. Даже при низкой рентабельности оно позволяло держать в рамках и других операторов рынка, которые ориентировались на его ценовую политику. Таким образом, государство поддерживало и развивало целый рыночный сегмент. Когда «Молдресурс» исчез, цены рванул вверх.

Более того, если говорить о крупных предприятиях, которые формируют отрасль с участием государства, следует помнить, что они ещё помогают развиваться малому и среднему бизнесу. Потому что такие предприятия, как правило, обслуживают десятки, сотни других мелких предприятий. «Взять хотя бы ту же «Железную дорогу» — огромное число рабочих мест, — говорит Мунтян. — Но кто-то подсчитывал, сколько рабочих мест создают малые предприятия, которые находятся в отношениях сотрудничества с «ЖД»? Уверяю вас — порядка 40 тысяч рабочих мест. Но об этом Минэкономики сегодня не думает».

После ухода с предприятия «ЖД» генерального директора Мирона Гагауза, а затем озвученной Минэкономики перспективы приватизации на предприятии возник кризис управления. Его работники всё громче требуют возвращения прежнего руководства и в случае необходимости даже могут выйти на забастовки.

Складывается ощущение, что приватизация воспринимается властями как единственно возможный инструмент для пополнения доходов в бюджет. Приватизировать предприятие можно только один раз. Юрий Мунтян настаивает на том, что упор, напротив, надо делать на развитие частного государственного партнерства. У прежнего правительства были разработки по развитию стратегии частного государственного партнёрства, к примеру, в энергетическом секторе с участием всех ТЭЦ. Объём планируемых затрат по реализации проекта составлял порядка 350 миллионов евро. Сегодня эти инициативы забыты.

Частное государственное партнёрство предполагает управление активами, создание условий для новых активов и далее, после истечения установленного срока, их передачу обратно в собственность государства. Для Молдовы внедрение подобного механизма сотрудничества и управления капиталом стало бы дополнительным сигналом для привлечения иностранных инвесторов. Но у Лазэра другие планы.

Схема простая и сложная

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона — Стиглица: если правительство продаёт с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жёсткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Если внимательно рассмотреть мировой опыт, то можно выделить несколько стадий.
Вначале государство старается повысить эффективность приватизируемого объекта. Данная стадия обязательно включает корпоратизацию предприятия, приведение в порядок его баланса, обеспечение прозрачности отчётности. При необходимости она также может включать точечные инвестиции для повышения эффективности.

Следующим шагом является проведение дерегулирования и/или изменение структуры отрасли, в которой находится предприятие. Эта стадия необходима для привлечения в отрасль частных инвесторов. Требуется и разработка законодательных норм участия частного капитала в приватизации.

Далее следует передача (на аукционной основе) управления предприятием в частные руки. Управление передается на определённый срок (обычно 10–30 лет) с конкретными инвестиционными обязательствами нового управляющего. Активы же остаются в собственности государства. И только в самом конце происходит продажа активов.

Приватизация в наших условиях до сих пор обычно начинается с конца и заканчивается началом. Достаточно вспомнить неоднозначный опыт появления на рынке компании Union Fenosa. Хотя после приватизации испанским инвестором восточных электросетей понадобился огромный промежуток времени, чтобы рынок перестало лихорадить от многочисленных нестыковок в администрировании деятельности компании, а также в разработке оптимальной тарифной системы.

Впрочем, в молдавских условиях всё может быть намного проще. Согласно некоторым источникам, главным лоббистом приватизации железных дорог является нынешний министр транспорта дорожной инфраструктуры Анатол Шалару, вице-председатель Либеральной партии и бывший топ-менеджер олигарха Анатола Стати, которому по зубам покупка Молдавской железной дороги и государственного оператора телефонной связи. Эти два предпринимателя вместе с предпринимателем Лазэром легко могут найти взаимовыгодную схему приватизации Молдавской железной дороги.

Фёдор Лукьяненко



Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме