14:32 27.02.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Полёты во сне и наяву. Молдова становится собственностью румынского олигарха?

Скандал вокруг зарубежных полётов премьер-министра Молдовы Влада Филата на авиачартерах класса «люкс» ещё только разгорается. Однако уже одно только сообщение о том, что Филат в течение двух месяцев 9 (девять!) раз пользовался сверхдорогими реактивными самолетами, уже породило массу вопросов. Если судить по интернет-форумам, откровенными излишествами, которые позволяет себе Филат, шокированы даже его сторонники.

Летун

Во-первых, речь идёт о морально-этической стороне вопроса. Никто не против того, чтобы простые молдавские чиновники, которые только что обездолили подавляющее большинство населения страны взвинченными тарифами, взлетевшими потребительскими ценами, замороженными зарплатами и издевательскими компенсациями, позволяли наживаться компаниям, предоставляющим luxury-услуги. Ради бога, есть откуда — платите и летайте. Однако не все ещё забыли, что именно Филат накануне выборов стоял у истоков истеричной кампании, направленной против тогда ещё президента Воронина, который в ранге главы государства однажды слетал на вертолёте в Комрат. Тогда подведомственные Филату издания не поленились даже подсчитать, сколько горючего было бы сэкономлено, отправься Воронин в командировку на автомобиле. Следует отметить, что это был обыкновенный вертолет, без особых удобств, кожаных кресел и миловидных стюардесс, разливающих в хрустальные бокалы односолодовый виски. Недолго Филат побыл в образе раннего Ельцина, борющегося с привилегиями партноменклатуры. Сегодня люди, которые искренне возмущались тогда с подачи нынешнего премьер-министра «расточительностью» Воронина, позволившего себе пролететь сотню километров на вертолете, имеют полное моральное право спросить у Филата о стоимости его перелетов. И, кстати, уже спрашивают, правда, пока виртуально, в Сети.

Откуда деньжата?

Филат, разумеется, не отрицает самого факта своих дорогостоящих авиапутешествий. Это было бы глупо, так как в ВИП-зале кишинёвского аэропорта, разумеется, остались соответствующие записи. Однако премьер настаивает на том, что воспользовался услугами чартера для служебных надобностей всего однажды, слетав на саммит глав правительств СНГ в Ялту. А так, по словам Филата, он перемещается по миру на сверхдорогих самолётиках исключительно в личных целях. География премьерских путешествий — супердорогие европейские города: здесь тебе и Берн, и Зальцбург. Надо сказать, что этим прекрасным городам везёт куда больше, чем каким-нибудь Теленештам или Резине: они видят молдавского премьер-министра лично, а не по телевизору. О, пардон, по личным нуждам на комфортабельных чартерах Влад Филат летает не в качестве главы правительства Молдовы, а, очевидно, бывшего бизнесмена.

И вот тут возникает ещё один морально-этический вопрос: а почему, собственно, молдавские правоохранительные органы в условиях полной транспаретности и демократии не поинтересуются у Филата, а соответствуют ли его затраты на перелёты класса «люкс» поданной им декларации о доходах? Ведь против других бизнесменов по анонимным и недоказанным пока доносам в Филатовской прессе возбуждают уголовные дела!

Впрочем, у Филата наготове вполне может быть готов ответ: летать — летал, но не на свои, а на чужие. Собственно, и об этом известно. Депутат-коммунист Григорий Петренко, озвучивая в парламенте, скандальную новость о чрезмерной любви Влада Филата к авиации класса «люкс», назвал имя благодетеля, который позволяет молдавскому премьеру покататься на собственном реактивном самолетике. Речь идёт о румынском олигархе Дину Патричиу. И это вызывает вопросы куда более серьёзные.

Кукловод и марионетка

Например, такой: а не причастен ли запрутский миллионер к скоропостижной головокружительной политической карьере по жизни довольно серенького Влада Филата? Проект «Либерально-демократическая партия» начинался, прежде всего, как проект огромных денег. Именно деньги, а вовсе не уникальные организаторские способности позволили Филату в считанные месяцы обзавестись партийной структурой и настоящей медиаимперией, которая денно и нощно работала на имидж лидер ЛДПМ и на снижение политического влияния его основных конкурентов. Средств на эти цели было потрачено немерено. И уже тогда люди, хорошо знающие Филата, говорили, что тратит он не только свои деньги. Учитывая сегодняшнюю щедрость Дину Патричиу по отношению к Филату, почему бы не предположить, что лидер Либерально-демократической партии пользовался именно его финансовыми, медийными и организационными ресурсами на заре самостоятельной политической карьеры?

Если это, весьма правдоподобное, предположение верно, из него следует один-единственный достоверный вывод: для румынского олигарха Дину Патричиу молдавский премьер Влад Филат — выгодная и долгосрочная инвестиция. Ведь иметь карманного марионеточного премьера, пусть небольшой, но весьма и весьма выгодно расположенной страны — это прекрасное капиталовложение. И Филат, надо понимать, уже отрабатывает инвестированные в него деньги.
Во всяком случае, не стоит удивляться развязанным Филатом гонениям на бизнес под видом борьбы с неведомыми «монополистами». Судя по всему, их следует воспринимать как зачистку экономического поля, на котором неизбежно возникнут новые монополии. Кроме того, Дину Патричиу мог адекватно оценить созданные предыдущей властью преимущества так называемой «двойной ассиметрии», позволяющие молдавским компаниям с равным успехом работать, пользуясь льготами, и на рынке СНГ, и на рынке Евросоюза. И «персональный премьер» как лоббист для достижения подобных целей — это просто подарок, пусть даже подаренный самому себе за собственные деньги. Какой бизнесмен откажется от таких возможностей?! Не потому ли Влад Филат так резко изменил своё отношение к Содружеству Независимых Государств? Кишинёвская пресса уже пишет о том, что румынский олигарх не преминет воспользоваться услугами Филата для решения своих бизнес-вопросов с российским правительством. Если учесть, что тот же самый Дину Патричиу в своё время на полную катушку использовал связи бывшего кишинёвского премьера Иона Стурзу, чтобы начать работать в России и Казахстане, его нежная привязанность с оттенком спонсорской благотворительности по отношению к Филату становится абсолютно понятной. Для того чтобы получить нефтяную скважину в Казахстане или отрезок газовой трубы, идущей из России, можно разрешить своей марионетке попользоваться и личным самолётом и личным счётом. Всё — впрок, всё — ради дела.

А что остаётся нам? Как-то жить, пытаясь смириться с унизительной мыслью о том, что нынешнее правительство действует в интересах другого государства и отдельных представителей его бизнес-кругов.

Андрей Нидялков





Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме