13:00 03.02.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Под новой властью - экономический кризис и политические авантюры ведут Молдавию к банкротству

С приходом к власти в августе прошлого года праворадикальных сил молдавское общество впервые за последние десять лет смотрит в будущее без особого оптимизма. Ситуация в экономике Молдовы, подточенной финансово-экономическим кризисом, усугубляется еще и политической конъюнктурой — резкой сменой внешней и внутренней политики либерал-демократами из правящего "Альянса за европейскую интеграцию".

ХИРУРГИЯ ВЛАСТИ

Несмотря на то что с момента выборов прошло пять месяцев, у нового правительства под руководством лидера ЛДПМ Влада Филата нет четкой линии социально-экономического и инвестиционного развития страны. А принятая наспех Программа по стабилизации и восстановлению экономики Молдавии на 2009-2011 годы, по мнению экспертов от оппозиции, оказалась не чем иным, как фикцией. Между тем, судя по итоговым показателям за 2009 год, меры по поддержке экономики требуются самые радикальные.

Объемы промышленного производства по сравнению с показателями 2008 года сократились в среднем по отраслям на 25-30%, экспорт упал на 21,2%, импорт — на 35,1%. Многие из экономических агентов, в отсутствие поддержки со стороны государства и не имеющие возможностей для погашения кредиторских задолженностей перед банками и поставщиками сырья, оказались в ситуации банкротства.

Зато отношение к иностранным и местным инвесторам довольно четко выразилось в новой фискальной политике, которую в кратчайшие сроки приняло правительство Филата. Она предполагает отмену целого ряда льгот. В частности, речь идет об отмене нулевой ставки налога на реинвестируемую прибыль, которая была введена в 2008 году по инициативе бывшего президента Владимира Воронина. При этом правительство сократило на 6% объем отчислений из госбюджета на сельское хозяйство и полностью отменило субсидии для аграриев на посадку виноградных плантаций. Новая бюджетно-налоговая политика предусматривает снижение НДС для сельхозпроизводителей с 20 до 8%. В то время как до сих пор эти 20% НДС возвращались государством сельхозпроизводителям в полном объеме. А с 2010 года установленные 8% будут оставаться государству на фоне отсутствия реальной поддержки аграриям.

На этом рискованные эксперименты не закончились. С нового года в Молдавии выросли акцизы на ряд потребительских товаров (на некоторые — в разы), а также сборы на коммунальные и социальные услуги. На 30% увеличились дорожные сборы для автомобилей. В полтора раза стали больше акцизы на бензин и дизельное топливо, в результате чего для конечного потребителя цены поднялись на 7%.

Как результат — в 2010 год страна вступила с небывалым ростом цен на продовольствие, промышленные товары и услуги. Под занавес 2009 года подорожал проезд в общественном транспорте в Кишиневе: на 50% в троллейбусах и на 100% в автобусах. Эта мера вызвала массовые акции протеста пенсионеров и студентов, которые были лишены льгот бесплатного проезда. В ответ либеральные власти троекратно увеличили размер штрафа для безбилетников и назвали рост цен "естественным явлением".

ГАЗОВЫЙ ВЫХЛОП

Но все эти трудности кажутся мелкими неприятностями и меркнут перед последствиями повышения цен на российский газ. С 1 января Газпром увеличил стоимость поставок природного газа для республики на 20% — до 233 долларов за 1000 кубических метров. Некоторые эксперты связали данный шаг российской стороны со сменой власти в Молдове. Между тем в одном из последних интервью премьер-министр Влад Филат заявил, что Кишинев скорее предпочтет платить за российский газ по средним европейским ценам, чем подвергаться постоянному шантажу со стороны России.

На сегодняшний день общий долг Молдавии за российский газ с учетом задолженности Приднестровского региона превысил 2,3 млрд долларов. Повышение стоимости российского газа привело не только к увеличению тарифов за тепло для обычных потребителей в среднем на 29%. Цепочкой потянулся и рост цен на электричество — на 25%, так как все тепловые электростанции республики работают на импортируемом природном газе. Бывший вицепремьер, а ныне депутат парламента от Партии коммунистов Игорь Додон уверен, что от повышения тарифов на газ существенно пострадают и экономические агенты. Увеличение тарифов приведет к повторной волне роста цен на товары. При этом покупательная способность населения резко упала, так как руководство страны приостановило увеличение заработных плат.

Под нажимом общественности правительство пообещало разработать систему компенсаций для погашения затрат по новым тарифам за тепло. Однако предупредило, что выплаты, если и будут предоставляться, то в пределах 200 леев и исключительно семьям с самым низким ежемесячным доходом, не превышающим 1450 леев. Для сравнения: с учетом новых тарифов общий счет за теплоэнергию в трехкомнатной квартире составляет около 1500 леев, двухкомнатной — 1100, при средней заработной плате по стране в 2701,8 леев (219,4 долл.), средней пенсии — 750-800 леев. Бюджетники и пенсионеры пригрозили властям новыми акциями протеста.

ЖИЗНЬ ПО МВФ

По мнению парламентской оппозиции, предпринимаемые меры нового руководства продиктованы взятыми на себя обязательствами перед МВФ и отсутствием возможностей кабмина справиться с возникшими экономическими проблемами собственными силами. Хотя еще летом прошлого года коммунисты разработали план мер по выходу из кризиса за счет внутренних финансовых источников с привлечением инвестиций в инфраструктурные проекты без помощи МВФ. Новая власть все эти инициативы проигнорировала. Основную ставку коалиционное правительство сделало на обещанную финансовую поддержку от МВФ. Из переговоров по подписанию нового соглашения с Фондом, которое, как рассчитывают власти, даст зеленый свет и другим международным финансовым структурам — ЕБРР и ВБ, устроили настоящий фарс. Кредит от МВФ в размере 590 млн долларов преподносится как манна небесная, и его целесообразность даже не ставится под сомнение. (При этом полностью игнорируются прежние договоренности с правительством Китая по выделению Молдавии кредита в 1 млрд долларов на инфраструктурные проекты, кредит в размере 500 млн долларов от России также под вопросом). Настораживает и тот факт, что половину средств от МВФ (290 млн долларов) впервые за последние восемь лет планируется потратить на покрытие дефицита госбюджета, который в 2010 году ожидается на уровне более 4 млрд леев, или 6,7% от ВВП.

"МВФ дает деньги не на инфраструктуру, а на пополнение валютных резервов, — говорит Юрий Мунтян, бывший вице-министр экономики и торговли. — Нам такие деньги не нужны. Молдавии нужны средства на создание источников для их возврата — на инфраструктуру. Филат берет деньги на проедание без источников возврата. Чем отдавать будем?" По прогнозам экспертов, при такой политике государства внешний долг Молдавии за 2010 год может возрасти в два раза. Схожую ситуацию страна уже переживала в 2001 году, когда задолженность Молдавии составляла более 70% ВВП. Коммунистам за годы правления удалось его снизить до 13%.

ФАЛЬСТАРТ ПО-МОЛДАВСКИ

Сегодня политический маятник в стране резко качнулся в сторону укрепления отношений с соседней Румынией и Западом, активизации сотрудничества с НАТО на фоне недвусмысленных выпадов в адрес России и нагнетания антироссийских настроений. Новая власть неоднократно дала понять, что СНГ для республики отнюдь не является ключевой организацией в политическом смысле (достаточно вспомнить скандальный саммит глав СНГ в Кишиневе осенью прошлого года). Более того, вступление республики в эту "бесполезную структуру" было ошибкой прежних властей. При этом важность роли СНГ, в частности российского рынка, для экономики Молдавии признается, но теперь, как любит повторять премьер-министр Влад Филат, молдово-российские отношения будут строиться "на прагматизме". Вместе с тем подругому ставится вопрос и о евроинтеграции Молдавии . Войти в состав ЕС теперь предполагается не в качестве самостоятельного государства, а через объединение с Румынией, которое, по мнению либерал-демократов из правящей коалиции, - неизбежность и естественное решение.

Противопоставление Востока и За пада в нынешней политике Молдавии — подход примитивный и в корне неверный. Коммунисты, находившиеся у власти в течение восьми лет, действовали более разумно. Изначально ими был провозглашен принцип европейской интеграции как приоритетный во внешней политике, и наряду с ним не менее важным было сохранение сотрудничества со странами постсоветского пространства. Будучи полноправным членом СНГ, Молдавия смогла совмещать и наращивать отношения с ЕС без каких-либо упреков как с той, так и с другой стороны.

На оставленном в наследство от демократов пепелище коммунистам удалось совершить в буквальном смысле социально-экономический, а позже и инвестиционный перево рот. Вот только некоторые показатели. В 2000 году падение ВВП составляло 65%, с 2001 года ВВП увеличился на 59%. На душу населения ВВП вырос с 354 до 1230 долларов. Доходы национального бюджета увеличились в пять раз, расходы бюджета в социальной сфере — в шесть раз. Что касается прямых иностранных инвестиций, то в начале 2001 года они практически отсутствовали. Молдавии пришлось приложить немало усилий, чтобы избавиться от клейма отсталой страны, но уже в 2008 году она смогла заявить о себе как о полноправном партнере, который способен отвечать по всем принятым на себя обязательствам. По итогам 2008 года Молдавия заняла пятое место в мировом рейтинге по индикатору финансовой состоятельности, рассчитываемому журналом The Banker. Таких результатов удалось достигнуть благодаря низкому уровню долгов, которые на тот период составляли 763 доллара США на душу населения. К примеру, в Великобритании этот же показатель составлял 171 тыс. долларов на человека. Кроме того, коммерческие банки добились очень хорошего соотношения между капиталом и ликвидностью, которое составило более 17%.

Знаком признания Молдавии в качестве стабильного экономического и политического партнера стало предоставление с марта 2008 года автономных преференций от ЕС (беспошлинный импорт более чем по 12000 товарным позициям). В общем объеме молдавского экспорта доля стран ЕС составила более 52%.

Реформы по либерализации экономики — амнистия капитала, а также введение нулевой ставки налога на реинвестируемую прибыль — позволили оздоровить инвестиционный климат в стране. Объем прямых иностранных инвестиций за восемь лет в Молдавии увеличился шестикратно. Было успешно реализовано несколько крупнейших в истории современной Молдавии проектов — открытие порта Джурджулешты на Дунае, международного аэропорта в Маркулештах, строительство железной дороги Джурджулешты — Кагул, магистрального газопровода Токуз — Кайнарь — Мерень, автомобильных магистралей. В общей сложности объем государственных инвестиций в инфраструктуру возрос более чем в десять раз. Молдавия была близка к подписанию соглашения о свободной торговле с ЕС, но из-за политической нестабильности новое правительство приступило к переговорам с ЕС с пятимесячным опозданием и лишь об ассоциировании. А закономерным итогом 100 дней деятельности новых властей стало позорное исключение Молдавии из кредитных рейтингов международных агентств Fitch и Moody's.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТУМАННЫ

Нынешний министр экономики Валерий Лазэр утверждает, что привлечение в национальную экономику стратегических инвестиций, в том числе посредством развития соответствующей инфраструктуры (промышленные парки, свободные экономические зоны), входит в число приоритетов, установленных Министерством экономики на 2010 год. Отметим, что российские инвестиции в молдавскую экономику составляют более 185 млн долларов, здесь зарегистрировано 435 предприятий с участием российского капитала. Наиболее привлекательные и востребованные отрасли — энергетический комплекс, винодельческое производство, сектор телекоммуникационных технологий. Инвестиции Молдавии в экономику России — это около 26 млн долларов. Однако Лазэр уверен, что будущее за малым и средним бизнесом. В этом году особый упор будет сделан на развитие малых производственных предприятий в сельской местности. Для их поддержки в первом полугодии Япония предоставит Молдавии 40 млн леев. В свою очередь, Всемирный банк для продвижения экспорта продукции предоставит Молдавии 22,5 млн долларов. О планах по реализации более крупных проектов никто не говорит.

Начиная с 2008 года по март 2009 года Молдавия вела переговоры с крупнейшими международными инвесторами, которые предлагали от 500 до 1 млрд 100 тыс. евро каждый. Эти проекты, которые должны были стать самыми значимыми в истории экономики Молдавии , новыми властями попросту свернуты. Без внятных объяснений.

Если бы не кризис 2009 года, то на сегодняшний день инвестиции только по проекту в Джурджулештах составили бы 120 млн долларов против нынешних 60 млн долларов. К сожалению, сегодня на грани срыва принятые ранее договоренности о дополнительных инвестициях, в том числе и российских, в международный аэропорт в Маркулештах, где планировалось наладить производственные мощности по ремонту и сборке летательных аппаратов малой авиации. Инвестиционные проекты в электроэнергетическом секторе, а также предусмотренные национальной программой по газификации Молдавии , в которых доля российского капитала составляет более 60%, заблокированы правительством Филата.

Неуверенностью в перспективах развития стабильного бизнеса в Молдавии на фоне непредсказуемости административно-фискальной политики властей объясняется и спад активности инвесторов из России. Более того, Приднестровский регион, в который активно шел российский бизнес, переживает сильнейший экономический спад — более 70% стратегических предприятий закрыто.

По всей видимости, вопрос о предприятиях на левом берегу Днестра, уже приватизированных российскими инвесторами, еще долго будет оставаться нерешенным. Ведь, согласно существующему законодательству, правобережная Молдавия не дает гарантий по сохранению прав собственности на объекты в Приднестровье.


"Однако",
российский еженедельный журнал.
Москва.




Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме