17:01 02.07.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Паланку сдали без боя. Молдовы стало меньше — Филат отдал в собственность Украине участок трассы Одесса-Рени и землю, по которой она проходит
Киев добился у официального Кишинева решения территориального спора в свою пользу. За Молдовой осталось лишь одно единственное право — бесплатного пользования трассой Одесса-Рени. Другими словами, молдаване теперь должны каждый раз спрашивать разрешения у чужого государства на свободное передвижение у себя же дома.
Просто румынский парень
На этой неделе Министерство иностранных дел и европейской интеграции объявило о результатах состоявшихся в Кишиневе 24-25 июня с.г. молдо-украинских консультаций, в рамках которых был скоординирован Акт об определении на местности границ участка вблизи населенного пункта Паланка, переданного в собственность Украине. Как отмечает МИДЕИ, уже в самое ближайшее время уполномоченные структуры обеих сторон «установят и определят на местности границы переданного участка». Подписанным Актом правительство Филата завершило процесс передачи молдавской земли соседям, перечеркнув, таким образом, точку возврата о пересмотре договорных обязательств в пользу Молдовы. И, похоже, навсегда.
Внешняя политика официального Кишинева с его же согласия и одобрения, потерпела фиаско — так отреагировали на итоги молдо-украинских консультаций парламентская оппозиция, гражданское общество и сами жители Паланки. Кишинев, мягко говоря, не поняли не только молдаване, но и сами украинцы. Украинские СМИ пестрят материалами, в которых журналисты открыто признают, как легко и ловко удалось Киеву надавить на больную мозоль молдавскому правительству. И тут же задаются вопросом — а была ли мозоль такой уж болезненной для нового правящего прорумынского большинства Молдовы, если оно не напрягаясь, согласилось на передел молдавских границ? И не попросить ли Киеву, следуя той же логике, еще каких-нибудь уступок у Филата? Парень-то на редкость оказался сговорчивый.
Что бы ни говорили и какие бы оценки ни звучали, факт остается фактом — результаты внешней политики Киева в молдавском направлении красноречиво продемонстрировали неспособность, а главное — незаинтересованность либерал-демократической власти Молдовы к отстаиванию национальных интересов собственной страны. Первопричины профанирующей позиции Филата и его команды, может, украинцам узреть сложно, но только не молдаванам. Ни в одной стране мира премьер-министру не позволено и капли из того, что позволяет себе премьер молдавский. Филат, открыто заявляющий о том, что он румын, и его родина за Прутом, и при этом вольно распоряжающийся землями суверенного молдавского государства как собственной вотчиной, делает это вопреки воле народа Молдовы, но от имени народа.
Румынии — все, а нам — ничего
Примечательно, что о своих территориальных претензиях официальный Киев активно заговорил после прихода к власти в Молдове унионистских сил. Правящий Альянс за евро с первых же дней правления все свое внимание устремил в сторону Бухареста, в который по поводу и без повода его партийные лидеры наведываются неприлично часто. Помимо помпезных вояжей-визитов, консультаций с румынским двором с глазу на глаз и обменом государственными орденами, официальный Кишинев за короткое время пошел на целый ряд уступок Бухаресту. А именно — разрешение на открытие румынских консульств в Бельцах и Кагуле, открытие в Молдове 13 избирательных участков на выборах президента Румынии 22 ноября 2009 года, соглашение о малом приграничном трафике и т.д. Такую благосклонность к Румынии Киев просто не мог не заметить, интерпретировав ее для себя не иначе, как дискриминацию. Аргументируя свои территориальные претензии к Молдове, которые в конце прошлого и весь текущий год стали носить чуть ли не ультимативный характер, украинские власти напомнили Кишиневу о том, что долг платежом красен.
По мнению официального Киева, власти Молдовы задолжали ни много-ни мало — автотрассу вблизи Паланки и прилегающие земли, а также решение вопроса о демаркации границы в районе буферного узла Днестровской ГЭС-2, часть сооружений которой приходится на молдавскую территорию. Свою часть уговора Украина выполнила, уступив 400 метров на Дунае, что позволило отстроить порт Джурджулешть. Как считают в Киеве, именно Украина сделала Молдову морской державой. Напомним, участок автодороги Одесса-Рени вблизи молдавского населенного пункта Паланка, протяженностью в 7,7 километра, действительно был передан в эксплуатацию и под юрисдикцию Украины согласно Дополнительному протоколу к Договору между Украиной и Молдовой о государственной границе, подписанному 18 августа 1999 года. Однако теперь Украина уже настаивала на передаче ей и территории под автодорогой, несмотря на то, что в Соглашении указано, что «переданный участок является собственностью Украины на территории Республики Молдова».
При этом украинской стороной, без согласования с молдавской, в одностороннем порядке был установлен контроль над дорогой, с установкой столбов и пограничного пункта пропуска для жителей Паланки. До сих пор, по заверениям жителей села, при пересечении дороги у них постоянно возникают проблемы с пропуском, который по официальным заявлениям властей осуществляется беспрепятственно. Несмотря на достигнутые договоренности, в которых ясно сказано, что никаких таможенно-пропускных постов на этом участке не должно быть, все же украинские власти не спешат решать этот вопрос. (Хотя нынешней весной Украина и Молдова пришли к договоренностям, что мобильный пост Госпогранслужбы Украины в обязательном порядке будет снят с семикилометрового пограничного участка дороги Одесса — Рени у села Паланка.
По словам заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрея Попова, к тому же эта мера продиктована рекомендациями миссии EUBAM. Он уверял, что теперь жителям Паланки не придется предъявлять спецпропуска, как было до сих пор. Однако на деле жители Паланки остались со своими проблемами один на один. Пограничный пункт, установленный Украиной, остался не тронутым).
Чего испугался Филат?
На жесткие заявления украинской стороны правительство Филата поначалу реагировало вяло, но после январского визита в Кишинев секретаря Совета безопасности Украины Раисы Богатыревой, кардинально поменяло позицию. Кстати глава украинского Совбеза на встрече с официальными лицами Кишинева не постеснялась пригрозить санкциями в случае неисполнения Молдовой ранее достигнутых договоренностей. Уже 1 февраля в Киеве Филат подписывает с правительством Юлии Тимошенко протокол о внесении изменений в межправительственное Соглашение о признании права собственности, заключенное в 1994 году, которым было признано право собственности Украины над Днестровской ГАЭС. Тогда же молдавский премьер пообещал подписать в самое ближайшее время с Украиной Акт о передаче в собственность участка под автострадой, пролегающей вблизи села Паланка. Речь о передаче еще и молдавской земли в собственность Украине пока не шла.
До сих пор осталось за кадром — что вынудило Филата пойти на заключение таких важных для Молдовы соглашений с правительством Тимошенко, которому оставалось прибывать во власти считанные дни.
Ни глава МИДЕИ Юрий Лянкэ, ни сам премьер по возвращении из Киева не сделали ни одного внятного заявления по поводу намерений правительства. Однако украинский МИД выдал Филата с потрохами, публично заявив о том, что с кабмином Молдовы уже якобы даже согласована точная дата подписания документа по отчуждению земли — 11 марта.
По словам Игоря Додона, экс-министра и вице-премьера, если, учесть, «что Филат подписал только это, без увязки с другими проблемами, которые у нас есть с Украиной, то это очень серьезная уступка с нашей стороны». По сути, это означает, что Молдова либо никогда не договорится с Украиной о демаркации границы на участке Джурджулешть, либо ей будет намного сложнее вести переговоры по данному вопросу.
Оно нам надо?
И все же держать ответ за свою внешнюю политику Филату пришлось под нажимом гражданского общества. В частности он заявил, что намерение нынешнего правительства в срочном порядке передать Украине территорию под участком автодороги вблизи села Паланка связано с возможностью утраты молдавской территории, в том числе, той, на которой находится рефрижераторное депо в городе Бессарабка.
С такой постановкой вопроса категорически не согласен экс-председатель со стороны Кишинева в молдо-украинской демаркационной комиссии, депутат Василий Шова. Он назвал безосновательными заявления молдавских властей о возможном возникновении других территориальных проблем, в случае не уступки территории в Паланке. Шова, который руководил этой комиссией до 1998 года, напомнил, что в Кишиневе почему-то намеренно забыли о передаче в свое время молдавской стороной Украине 108 гектаров территории вблизи села Крокмаз, учитывая изменение русла реки Днестр. Депутат уточнил, что тогда за счет этой уступки обе стороны сняли проблему спора относительно территории в городе Бессарабка.
Тогда из-за широкого общественного резонанса проблемы, а также нарастающего недовольства антиконституционной политикой правительства Филата, по всей республике прошли массовые акции протеста. В итоге, 11 марта так и не состоялось обещанного Филатом Киеву подписания соглашения. Члены Гражданской коалиции за демократическое и открытое правление потребовали от парламента принятия ряда мер, в том числе организации публичных слушаний представителей правительства в лице премьер-министра Владимира Филата и министра иностранных дел и европейской интеграции Юрия Лянкэ. От чиновников протестующие потребовали опубликования полного текста Соглашения о признании права собственности, подписанного премьером Филатом в Киеве, и выработки парламентом официального мнения относительно действий по отчуждению территории в Паланке.
Заметьте, тогда речь шла только о передаче в собственность Украины автотрассы «Одесса-Рени». Во всяком случае, Филат не говорил ни слова о передаче в собственность земельного участка. Хотя теперь уже понятно, что Киев подсуетился и этот пункт в повестке украинского МИД присутствовал с самого начала, о чем просто не могли не знать молдавские власти. А значит, намеренно скрывали. Иначе как тогда расценить заявления в одном из интервью российской газете первого заместителя министра иностранных дел и европейской интеграции Андрея Попова о том, что Молдова лишь исполняет положения ранее подписанных документов, оговаривая способ передачи участка дороги, принадлежащего Украине, но находящегося на территории Молдавии. «В 1998 году молдавское правительство заключило соглашение с Украиной о передаче ей в пользование участка шоссе «Одесса — Рени» протяженностью в 7,7 км и шириной в 23 метра. При этом и земля до самой магмы, и воздух над шоссе — собственность Молдовы».
В Киеве эту смену риторики расценили как предательство, дескать, Молдова в очередной раз пообещала, а взамен показала большой кукиш. Депутат от фракции Блока Юлии Тимошенко Павел Унгурян в начале июня предложил Верховной Раде создать временную следственную комиссию по выяснению причин невыполнения Молдовой международных обязательств о передаче в собственность Украины территории под автодорогой «Одесса — Рени».Депутат также предложил предоставить для работы комиссии срок в 9 месяцев со дня ее создания, а отчет заслушать не позже, чем через 8 месяцев со дня принятия постановления.
Из этих инициатив, а также последовавших 22 июня заявлений начальника департамента информационной политики МИД Украины Олега Волошина, стало очевидно, что молдавское правительство ведет переговоры о передаче в украинскую собственность не только автотрассы, но и земельного участка. Следовательно, намеченные молдо-украинские консультации на 24-25 июня должны были поставить точку в этом переделе. В МИДЕИ же заявили, что ничего об этом не знают, так как молдавские власти не были проинформированы о намерениях Киева. А буквально на днях, то есть накануне молдо-украинских консультаций, Андрей Попов в очередной раз заверил, что Молдова не намерена подписывать акт о передаче Украине земли в районе села Паланка. В частности он отметил в комментарии агентству «Омега», что намеченные переговоры с представителями Украины будут проведены в Агентстве земельных отношений и кадастра Молдовы с целью юридического уточнения на местности указанного участка автотрассы «Одесса-Рени» для того, чтобы украинская сторона смогла осуществить на нем ремонтные работы. «Ведутся переговоры о том, как этот акт, который Молдова уже передала Украине в феврале 2002 года, юридически правильно оформить и определить на местности все необходимые параметры», — заявил вице-министр, подчеркнув, что ни о каком акте о передаче земли речи не идет.
До недавних пор возможность передачи земли вблизи Паланки в собственность Украины категорически отрицал и сам врио президента Михай Гимпу. «Что тут уступать, если земля — это наша собственность. Земля была и остается собственностью; в Конституции записано, что земля, воздух, вода являются собственностью Республики Молдова, никто не может их отнять», — заявил он.
На практике же получилось с точностью до наоборот. Погрозив Филату пальцем, украинским партнерам не пришлось долго ждать решения вопроса. На удивление самих же украинцев.
Павел Марфин
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме