19:15 24.07.2009 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Очень личное

Выбор у нас сегодня действительно груб и примитивен. За Молдову – против Молдовы. За себя – против себя

Константин СТАРЫШ

Интересно гулять вечером по городу. На всех террасах слышна уютная английская речь. Это значит скоро выборы. Западные эксперты, наблюдатели, аналитики по вечерам в кафе и ресторанах пьют охлажденное белое вино, едят экологически чистое жареное мясо и рассуждают о молдавской демократии. В том смысле – достаточно ее или нет. Полноценна она или нет. При этом ни один пьяный браток с бритым затылком не нарушает хода их рассуждений. Никто не сморкается, не сквернословит, не предлагает побазарить по понятиям, не угрожает ножиком, не бьет, не грабит. Не навязывает компанию: «Будешь, сука, пить за упокой Юрки Гитлера?!». И не дрожат по углам испуганные официанты. А – напротив: подносят белое вино и улыбаются. 90-е закончились. В 2001-м. Календарно и фактически. Бандиты с тех пор не хозяева в стране. Думаете, смирились? Я совершенно не удивился, узнав, что в 2005-м, перед выборами, засаженный всерьез и надолго вор в законе Мику передал на волю маляву, которой обязал братву голосовать за Урекяна. Когда увидел на экранах Гришу Болгара с тем же призывом. Когда рассказали, как в нервную ночь выборов того же, 2005-го, в «Милитари-пабе» вчерашние «бригадиры» громко и искренне переживали за победу оппозиции. А что здесь удивительного? Восемь лет прошло, а они не забыли, как были хозяевами в этой стране. И если они вернутся, если опять оккупируют столики в ресторанах и кафе, то западным экспертам и наблюдателям просто негде будет сидеть, пить вино и рассуждать о демократии.

* * *

Нас призывают не говорить о событиях 7-го апреля, как о попытке государственного переворота. Призывают не говорить об этом кошмаре, как о путче в пользу Румынии. А я вспоминаю, как несколько лет назад несколько человек в Яссах решили, что они – не румыны, а молдаване и создали Ассоциацию молдаван Румынии. Ее запретили с формулировкой, примерно «за антигосударственную деятельность». Или «за подрыв устоев Румынского государства». Короче – за попытку государственного переворота. То есть, несколько жителей Румынии, осознавших себя молдаванами, создали невинную этнокультурную организацию, и это – попытка госпереворота, а разъяренная агрессивная толпа под румынскими флагами разгромила и сожгла главные административные здания – и это не попытка госпереворота. Потрясающая логика.

* * *

Меня потряс Дорин Киртоакэ, который в интервью обозревателю «Комсомолки» Галине Сапожниковой заявил, что в горшке с молдавской землей, которую он отвез президенту Румынии Траяну Бэсеску, всего два килограмма, что это – не вся молдавская земля, что Траян Бэсеску может в этом горшке вырастить какое-нибудь растение. То есть, в его жесте не было никакого символизма? То есть, эта земля предназначалась для зеленых насаждений? Для аграрных экзерсисов Бэсеску? Это – на кого рассчитано? На избирателей, читающих «Комсомолку»? На нац, как выражаются либералы, меньшинств? Свои-то могут и в предательстве обвинить. Светлых идеалов «унири». Им-то понятно, зачем Киртоакэ повез в Бухарест молдавскую землю и что это обозначает. Это вообще всем понятно. Врать – зачем?

* * *

Вот она – линия водораздела. Как только все молдавские политики сядут и договорятся о том, что все они именно молдавские политики, что все они – за то, чтобы Молдова и ныне и присно и во веки веков была независимым государством, можно будет обращать внимания на детали. На то, какие налоги предлагает та или иная партия, или – кто как будет бороться за свободу рыбок в аквариуме. А до тех пор выбор груб и примитивен: за Молдову или – против Молдовы. Пока газеты, признающиеся в любви к либералам, будут писать, что 22 июня 1941 года отважные румынские летчики бомбили Молдову с целью ее освобождения, что маршал Антонеску – положительный исторический персонаж, разве что евреев недолюбливал, что кто-то родившийся от смешанных браков, неполноценен этот выбор будет груб и примитивен. За Молдову этой стране, поскольку появился, против Молдовы.

* * *

Так вот, несколько лет назад поэт Николае Дабижа написал в газете Союза писателей Молдовы «Литература ши Арта» примерно так: «Старыш – неполноценен, так как у него мать – молдаванка, а отец – украинец». Таков был смысл этой статьи, в которой упоминались и другие известные люди, родившиеся от смешанных браков. Недавно я обнаружил на родительской книжной полке сборник эссе молдавских публицистов, изданный в 1981 году. В одном из эссе говорилось о молодом поэте Николае Дабижа, который является секретарем комсомольской организации Союза писателей Советской Молдавии. Всего через 5 лет после этой публикации я отказался от поста секретаря комсомольской организации Теленештской средней школы, а еще – всего через 9-10 лет бывший секретарь комсомольской организации Союза писателей Николае Дабижа написал, что я не полноценен, поскольку появился на свет в смешанном браке. Такого рода вещи формируют мировоззрение.

* * *

Или – такие эпизоды. 1992 год. Пьяный приднестровский гвардеец, весь в тюремных наколках, на Дубоссарской плотине тычет мне в грудь дулом автомата. «Расстреляю, сука, если не сотрешь пленку». А мне 20 лет. 1992 год. Студенческая общага. Пьяный идиот с пистолетом, полученным «на фронте», бегает по коридорам. «Выводите русских, украинцев, гагаузов. Будем расстреливать». С тех пор живу и работаю, чтобы ни того, ни иного не повторилось. Никогда.

* * *

Давайте представим себе, что несколько молдавских журналистов, пишущих на русском отправляются в Москву, их принимает в Кремле Медведев, или Путин, треплет по щеке, благодарит за продвижение русской идеи в Молдове и обещает денег. Что в этот момент творится в Кишиневе?! Какой ор, крик, проклятия. Ор, крик, проклятия будут справедливы. Потому, что ни журналисту, ни политику нельзя продавать Родину. Почему же следует считать нормальной ситуацию, когда группу молдавских журналистов принимают в Бухаресте, треплют по щеке, благодарят за продвижение румынской идеи в Молдове и обещают денег?

* * *

Почему следует считать нормальным, когда президент соседней страны Траян Бэсеску советует президенту нашей страны Владимиру Воронину смотреть хроники 89-го года, когда был – без суда и следствия – расстрелян Николае Чаушеску с супругой. Почему на эти заявления Траяна Бэсеску не реагируют представители молдавской оппозиции, почему они считают озвучивание подобных вещей в адрес собственной страны – нормой? Почему они, открещиваясь от участия в событиях 7-го апреля, немеют, когда Траян Бэсеску называет их «революционерами» и честно говорит, что их победа была бы желательна для Румынии? Бэсеску говорит, они молчат и слова Бэсеску на фоне их молчания – это их чистосердечное признание.

* * *

Они молчат, когда румынский президент приписывает им «революционные» заслуги в организации событий 7 апреля и не реагируют, когда румынский президент поливает грязью их Родину. 3 июня кое-кто из них отказался голосовать за кандидатуру президента после встречи с Гришей Болгаром в московском отеле «Мариотт». Обозначает ли это, что, общаясь с ними, на самом деле общаешься с Бэсеску и Болгаром?

* * *

Выбор действительно груб и примитивен. За Молдову – против Молдовы. За себя – против себя. За то, чтобы спокойно сидеть за столиками в гостеприимных кафе и рассуждать о демократии. За то, чтобы никакое пьяное быдло не тыкало тебе в грудь дулом автомата или пистолета. Чтобы никто не написал о твоей неполноценности лишь по той причине, что твои родители – разных, замечательных национальностей – когда-то полюбили друг друга. Вот и весь выбор.




Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме