14:15 18.11.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Молдавия: выбор пути? Интервью Юрия Мунтяна российской газете "ИЗВЕСТИЯ"
О том, как сегодня видит российско-молдавские отношения главная политическая партия в Молдавии, и о том, какие общие перспективы существуют на постсоветском пространстве, корреспонденту газеты "Известия" Степану Васильеву рассказал исполнительный секретарь Партии коммунистов Молдавии Юрий Мунтян.
Известия: Юрий Викторович, Молдавия в этом году запомнилась в России непривычными вещами: отказом от участия в Параде Победы, попытками пересмотра истории, признанием себя проигравшей стороной во Второй мировой войне. Что происходит в Молдавии? Мы все видим или что-то упускаем?
Юрий Мунтян: Я следил за тем, что писали российские СМИ о Молдавии в мае. А вернее, о том чего они не писали. Подавляющее большинство упоминаний нашей страны касалось отказа от участия в Параде Победы, о том, что исполняющий обязанности президента назвал Молдавию проигравшей стороной. При этом я не помню, чтобы кто-то писал о многотысячных демонстрациях в Молдавии в мае этого года, который вошел в историю как наш, молдавский "Красный май". А ведь именно 9 мая десятки тысяч людей (по репортажам даже Национального радио Румынии) пришли по призыву молдавских коммунистов к мемориалу героев Великой Отечественной войны, скандируя слова "Молдова" и "Victoria - Победа". Поверьте, эти темы вызывают трепет не только у россиян, но и у всего многонационального молдавского народа, почти полмиллиона сынов и дочерей которого участвовали в той войне.
Называя молдавскую государственность плодом военно-колониальной политики России на Балканах, можно разрушить саму Республику Молдавия. И именно в этой связи особое внимание уделяется атакам на Россию как "страну-оккупанта". Ведь что такое, например, признание Красной Армии оккупационной? В 1940 году такого субъекта международного права, как Молдавия или Бессарабия не существовало. Наша территория находилась в составе королевской Румынии в качестве такой же единицы, как и любая другая румынская область. Из этого делается два простых вывода: источников молдавской государственности и молдавской идентичности не существует, а Приднестровье не является частью Молдавии (поскольку оно вошло в состав Молдавии в качестве части "фантомного", незаконного МССР).
Для достижения этой цели сегодня пущены в ход самые дешевые и отвратительные штампы времен "холодной войны" и расцвета национализма начала 90-х, в духе "лучших" традиций румынской провинциальной желтой прессы. Слушая риторику румынских политиков, невольно возникает ощущение, что ненавистнее врага для Румынии, чем Российская Федерация просто нет и никогда не было. И это при том, что именно Россия на протяжении длительного времени была гарантом в том числе и румынской государственности! Напомню, что первую Конституцию румыны получили из рук генерала Киселева. До сих пор его именем в румынской столице назван центральный проспект, так называемые бухарестские Елисейские Поля.
Уверен, что проект разгосударствления Молдавии является частью более крупного сценария. Именно поэтому молдавскому обществу самыми различными способами навязывают некую новую, достаточно провокационную повестку дня, где ключевым элементом является отказ Молдавии от ее нейтрального статуса и вступление в НАТО. А ведь это взрывоопасно для Молдавии со всех точек зрения, в том числе и с утилитарно-экономической, вне зависимости от временной перспективы.
и: Период советской истории Молдавии оценивается неоднозначно. И все же выгоды, полученные народами в рамках большого государства, неоспоримы. Вы согласны?
Мунтян: Период советской истории, при всем его драматизме, навсегда останется в нашей памяти как период наивысшего расцвета молдавского народа в новейшую историю. Никогда, ни до, ни пока после, мы не знали такого творческого взлета, такого уровня жизни, такого качества образования, такого развития науки, такой модернизации и урбанизации. В очередной раз для Молдавии новые возможности, как для духовного развития народа, так и для материального развития государственности, пришли не с запада, а с востока!
и: Тем не менее один из членов комиссии по осуждению коммунистического режима в Молдавии по примеру Прибалтики выставил России счет в 28 миллиардов долларов - за потери, понесенные Молдавией в советское время...
Мунтян: Давайте вспомним, как развивалась Молдавия, скажем, в 60-70-е годы. К этому времени промышленно-интенсивные технологии в сельском хозяйстве были настолько развиты, что вызвали к жизни проблему предоставления рабочих мест высвобождающимся в поле рукам. Приходилось искать поддержку у всей гигантской страны. И такая поддержка была обеспечена. У нас строились заводы и развивались сервисы союзного значения, поглощающие весь объем свободной рабочей силы, используя ее переквалификацию, обучение и специальную подготовку. Именно тогда в стране возникли совершенно новые виды производств, трудоемкие, науко- и навыкоемкие: точное машиностроение, электронная и приборостроительная промышленность.
В молдавских вузах стали возникать и новые кафедры и развиваться обучение по новым специальностям: электрофизика, физика твердого тела, аналитическая химия, селекция и генетика, технология производства приборов и электронной техники и даже архитектура. В нашей стране развивались научные исследования по биотехнологии и строительным материалам, рождались новые сорта и гибриды кукурузы и подсолнечника на основе передовой биоинженерии.
Научные исследования фундаментального характера в естественной и гуманитарной областях ученых из Молдавии цитировались на международных научных конференциях и использовались в ведущих научных лабораториях мира.
Как-то во время моего обучения в бизнес-школе в Словении мои коллеги, один из Японии, другой из Австрии, спросили меня: каким образом мы позволили разрушить государство, опыт которого, к примеру, в развитии наукоемких производств до сих пор является источником вдохновения в научно-исследовательских центрах гипербыстроразвивающихся стран? Австриец при этом добавил: "Мы свой союз пытаемся выстроить более 50 лет и сегодня испытываем большие трудности, а у вас все это было". Многим гражданам Молдавии понадобилось почти десять лет, при этом последние пятнадцать месяцев были самыми, что называется, убедительными, чтобы понять, что мы потеряли. Однако смею надеяться, что потеряли небезвозвратно.
и: 28 ноября в Молдавии состоятся досрочные парламентские выборы. Ваша партия презентовала программу правления на четыре года. Значительное место в ней занимает проект "Сорок городов", в котором вы ставите задачу реурбанизации вашей страны. На презентации вы подчеркнули, что проект этот будет реализован как за счет внутренних средств, так и за счет привлечения иностранных партнеров. Каким вы видите место российских государственных и частных компаний в этом процессе?
Мунтян: Нашей целью является создание взаимовыгодных условий нового качества, стимулирующих интерес наших российских партнеров. Российские компании уже имеют неплохой опыт экономической деятельности в Молдавии. Это энергетика, виноделие, приборостроение, глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, производство современных стройматериалов, транспортный сектор и так далее. Наша задача - придать этим процессам новый импульс и дополнить их новыми перспективами. И к этому нашу страну мы, в целом, подготовили к концу своего правления в 2009 году.
Опыт экономических реформ в Молдавии, накопленный нами за восемь лет управления страной, позволил сформулировать амбициозные задачи экономического прорыва для нашей страны как площадки для экспортно-ориентированных производств, площадки, обладающей уникальным налоговым режимом и институциональными условиями. Напомню, что несколько лет назад мы, единственные в СНГ, добились получения режима автономных торговых асимметричных преференций со стороны ЕС, что означает беспошлинный ввоз в страны ЕС товаров, произведенных в Молдавии. Что интересно, льготный торговый режим Молдовы охватывает порядка 11 тыс. товарных позиций, что по меньшей мере в пятнадцать раз превышает весь нынешний экспортный потенциал Молдавии. Одновременно мы являемся участниками зоны свободной торговли в рамках СНГ. Эти два обстоятельства сделали Молдавию уникальным торгово-экономическим мостом между полумиллиардным рынком Евросоюза и более чем двухсотмиллионным рынком стран СНГ.
Помимо этого мы соответствующим образом подготовили внутреннее законодательство. На сегодняшний день у нас один из самых либеральных налоговых режимов в мире: применение нулевой ставки налога на реинвестируемый доход, возмещение НДС не только при экспорте, но и НДС, уплаченного в рамках инвестиционных проектов за пределами городов Кишинев и Бельцы, и многие другие преимущества. Молдавия - едва ли не одна из первых в бывшем СССР провела так называемую регуляторную реформу. Эта реформа позволила с 2004 по 2009 год самым существенным образом упростить систему регулирования предпринимательской деятельности. Сегодня зарегистрировать предприятие в Молдавии можно за четыре часа - "под ключ".
Для того чтобы наполнить эти законодательные рамки содержанием, мы последовательно восстанавливали и создавали всю необходимую для экспортно ориентированных производств и международных логистических компаний инфраструктуру. Так, мы завершили возведение на Дунае ультрасовременного международного морского порта, включающего в себя нефтеналивной, два сухогрузных и пассажирский терминалы. Мы восстановили аэропорт в Маркулештах, взлетные полосы которого позволяют взлетать и садиться даже самым тяжелым в мире самолетам. В Молдавии действуют перевалочные пункты для перевода подвижного железнодорожного состава с широкой российской на узкую европейскую колею. Помимо этого в Молдавии действуют добрых два десятка свободных экономических зон, представляющих инвесторам самые выгодные условия для развития бизнеса. При обсуждении размещения производств наших иностранных партнеров мы готовы подвести к объектам всю сопутствующую инфраструктуру - электроэнергию, воду, газ и дороги. В Молдавии подготовлена законодательная, нормативная и институциональная база для развития частно-государственного партнерства, которое, на мой взгляд, является поистине незаменимой моделью для привлечения инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.
Многие уже оценили наше особое положение. В 2007-2008 годах Молдавия смогла привлечь столько же инвестиций, сколько за все предыдущие 16 лет молдавской независимости.
и: Между Россией и Молдавией в 2001 г. был подписан договор о стратегическом партнерстве. С каких позиций вы рассматриваете его сегодня?
Мунтян: Напомню, что сам договор о стратегическом партнерстве был подписан президентами Владимиром Ворониным и Владимиром Путиным в самом начале пребывания коммунистов у власти в Молдавии.
Сегодня наше общество созрело для глубокого, системного понимания ценности интеграции, предпосылки которой создавались в течение столетий. Интеграции, которая в индустриальный двадцатый век была подкреплена общей инфраструктурой, общим рынком, общей концепцией образования и подготовки кадрового потенциала, общими возможностями и рисками и общей научной школой, в которой нет места для "национальных квартир", общей Великой Отечественной войной и общей Великой Победой! Все это настолько фундаментально и неистребимо, что разрушить это за двадцать лет оказалось невозможно.
Стратегическое партнерство с Россией должно рассматриваться нами с разных перспективных позиций. В краткосрочной и среднесрочной перспективе оно должно стать контекстом правильного решения приднестровской проблемы. В вопросах подлинно стратегического характера, я убежден, такие отношения позволят нам, наконец, подойти к новому интеграционному проекту на постсоветском пространстве.
и: Как именно должен выглядеть этот интеграционный проект?
Мунтян: Под новым интеграционным проектом мы понимаем организацию экономического и политического пространства наших государств по модели Европейского союза. При этом замечу: в отличие от Европы нам, для того чтобы понять, что нет иной альтернативы в глобализирующемся мире, не пришлось столетиями воевать друг с другом и уж тем более затевать мировых войн, как это было на территории нынешнего Европейского союза, пытающегося назвать многие общечеловеческие ценности европейскими стандартами, сохраняя при этом кое-какие из своих бывших колоний, из политкорректности называя их заморскими территориями.
Для подлинной интеграции нам всегда недоставало "академического" примера, причем не из нашего отечества. В качестве такового примера на кишиневском саммите СНГ 2002 года Владимир Воронин предложил взять модель ЕС. Совершенно очевидно, что такой проект позволит нам черпать силу и мощь не только в нашей исторической общности, но и в нашем потрясающем разнообразии.
Но есть одно отличие. Мы говорим не об экономико-политической интеграции, а о политико-экономической. Ведь для этого у нас практически все уже подготовлено. Нам нужно просто оценить, осознать, принять, наконец, и должным образом оформить эту амбициозную перспективу. И сделать это необходимо как можно быстрее. Время собирать камни уже давно наступило.
http://www.izvestia.ru/politic/article3148484/
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме