16:02 26.04.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Игорь Додон: Политическую элиту должны составлять как можно больше профессионалов
Один из самых молодых и честолюбивых политиков Молдовы, человек с впечатляющим резюме, бывший министр и вице-премьер, Игорь Додон рассказал, что ради политики отказался от интересных предложений за границей. О планах и существующей ситуации читайте в интервью.
Почему Вы решили пойти в политику?
Давайте для начала определим основные причины, побуждающие людей идти в политику. Если говорить об этом весьма простыми терминами, мы обнаружим две типичные мотивации, определяющие наши действия: ориентация на себя и ориентация на других.
В первом случае, наиболее часто встречающемся, к сожалению, люди, идущие в политику, ведомы желанием получить социальный и экономический статус, который обеспечил бы им и их близким доступ к ресурсам. Из этого мотива проистекают все постыдные практики, характерные для политики в целом: оппортунизм, предательство, политическая миграция, отсутствие щепетильности, популизм, непотизм, фаворитизм, коррупция и многие другие. Для реализации стремления к контролю и стяжательству макиавеллизм – лучший друг, в том смысле, что для достижения эгоистичных и корыстных целей, ради власти и удовлетворения собственных тщеславных планов, люди готовы воспользоваться самыми нелицеприятными средствами. За иллюстрациями далеко ходить не надо – местная политика изобилует подобными примерами.
Вторая причина, вcтречающаяся гораздо реже, однако именно она отмечает историю народов и личностей, заключается в желании изменить порядок вещей, изменить реалии, изменить мир к лучшему. Вспомним, что именно такие намерения стояли у истоков различных идеологий, различных государственных реформ. К сожалению, необходимо признать, что люди, движимые такой мотивацией, составляют в политике меньшинство. Это объясняет тот факт, почему политика, вместо того чтобы восприниматься как выражение значимости и жертвенности во имя общества, рассматривается скорее как "грязное дело", как арена закулисной борьбы, лживости и карьеризма.
Сейчас, если я стану отвечать непосредственно на ваш вопрос о моей личной мотивации, рискую вдаться в патетику, а мне бы этого не хотелось. Позволю себе все же напомнить, что у меня была возможность занимать важные государственные посты, министра экономики и вице-премьера, без того, чтобы быть вовлеченным в политику, лишь на основании профессиональной компетентности. Позднее у меня были очень привлекательные предложения о повышении на высокие административные и финансовые должности, в том числе и за границей; предложения из тех, что позволили бы любому считать, что он достиг вершины своих устремлений как в области статуса, так и в самореализации. Я, однако, отказался, и к удивлению многих моих знакомых решил пойти в политику, стать членом ПКРМ в тот момент, когда эта партия не могла мне предложить никакой конкретной выгоды. Были люди, которые расценили этот шаг как "самоубийство", или "погружение на судно которое дает течь", я, однако, придерживаюсь совершенно иного мнения.
Работая как экономист в непосредственной связи с явлениями национальной и международной политики, мне удалось сформировать довольно четкую общую картину фундаментальных проблем Республики Молдова, а также экономических и геополитических возможностей нашего государства. Я составил собственное видение о настоящем и будущем Республики Молдова, о котором я расскажу в ближайшее время, и моей долгосрочной целью является претворение в жизнь этого видения. Мое решение принять активное участие в политической жизни республики объясняется именно этим желанием.
Я выбрал ПКРМ, поскольку я смогу реализовать свои цели и задачи только в составе сильной команды, потому что обнаружил, что у нас с коллегами из формирования общие политические взгляды, поскольку уверен в возвращении этой партии к власти, а также потому, что я увидел внутреннее стремление к модернизации как партии, так и страны и общества в целом.
В какой роли Вы чувствуете себя комфортнее – в роли экономиста или политика?
Я по складу мышления экономист и никогда не перестану смотреть на вещи и анализировать их с точки зрения экономиста. В принципе, я считаю, что политическая элита должна состоять преимущественно из профессионалов. Политика – слишком серьезное дело, которое слишком сильно влияет на общество, чтобы позволить заниматься ею лишь политиканам.
Какие у Вас отношения с коллегами по партии, в том числе с Ткачуком и Мунтяну? А также с бывшими шефами в правительстве Лазэром и Гречаной?
Возможно именно благодаря тому, что я прежде не занимался политикой, мне удается поддерживать очень хорошие отношения как с представителями ПКРМ, нынешними коллегами по партии, так и с представителями других формирований. Надеюсь, что и в дальнейшем я смогу поддерживать дружеское общение со всеми моими знакомыми. В любом случае, могу гарантировать, что напряженность в отношениях никоим образом не может быть по моей вине. В то же время я осознаю, что в политике в порядке вещей столкновение идей, в том числе и внутри формирований, однако многое зависит от того, как ты это делаешь, и что становится объектом спора. У меня уже была возможность полемизировать с господином Валерием Лазэром по поводу способа управления экономикой в нашей стране и хочу верить, что он не обиделся на критику, которая прозвучала не лично в его адрес, а указала на недостатки действующего правления.
Правительство Филата заявило, что мы преодолели спад и был зарегистрирован скромный экономический рост.
Как Вы считаете, благодаря каким факторам удалось достичь этих результатов? Как Вы оцениваете политику действующего правительства в области экономики, и что бы Вы сделали иначе?
Вы, вероятно, имеете в виду "скромный экономический рост", о котором говорилось в заявлениях и обращениях господина премьер-министра Филата? Если оценивать вещи по декларациям, это может привести к разного рода нереальным констатациям. Я как экономист предпочитаю не слушать то, что говорят, а смотреть на статистические данные и экономические показатели, которые наиболее точно отражают ситуацию в стране. И с этой точки зрения, вещи далеки от того, чтобы казаться оптимистичными. Чтобы продемонстрировать мои слова, я остановлюсь лишь на трех показателях:
1. Исполнение государственного бюджета в первые 3 месяца текущего года обеспечено лишь благодаря обесцениванию национальной валюты. Так, в сопоставимых временных периодах у нас регистрируется спад на 5% по сравнению с прошлым годом (с наличием проблем в налоговой администрации, контрабандой и уклонением от налогов в крупных размерах). Текущие расходы покрываются за счет внешних кредитов, а Правительство Республики Молдова впервые за последние 10 лет увеличило внешний долг, обслуживаемый государством, с 778 млн. долларов в сентябре 2009 (12,8% ВВП) до порядка 1 млрд. долларов в апреле 2010 (к концу года это составит 23% ВВП).
2. Инфляция лишь за первые 3 месяца превысила годовой размер в 5%, который прогнозировало правительство. Некомпетентное управление ситуацией на валютно-денежном рынке и в экономике привело к цепной реакции в области цен. Цены на некоторые продукты первой необходимости выросли более чем на 35-40%, в то время как доходы населения остались на том же уровне. Таким образом, покупательская способность населения значительно снизилась.
3. Сельское хозяйство, сектор, в котором занято более 50% активного населения страны, переживает крайне тяжелый период в связи с изменением государственной политики. Субвенции в 2010 году составляют 300 млн. леев, что в 2 раза меньше, по сравнению с 2009 годом, когда они составляли 750 млн. леев. Бюрократическая процедура предоставления этих субвенций, изменение налоговой политики (возвратный НДС в размере 20% был заменен на 80%-ый невозвратный), и многое другое привело к массовому банкротству сельхозпроизводителей, прекращению консолидации земель в сельском хозяйстве, развалу крупных хозяйств, образованных за последние годы, и в итоге – к снижению конкурентоспособности сельхозпродукции.
Итак, если на мировом уровне экономический спад пошел на попятную, в Республике Молдова, несколько парадоксальным образом, кризис углубляется. Предполагаю, что простые граждане умеют правильно оценивать экономическое положение в стране, даже если не сверяются со статистическими данными и другими показателями. Каскадный рост цен на различные товары и услуги, антиобщественная "оптимизация" заработной платы и пособий – все это и многое другое остро ощущается и вызывает беспокойство, несмотря на триумфальные заявления правящего альянса.
Какова цель политика Игоря Додона?
Я ранее говорил о том, что у меня есть четкий взгляд на будущее Республики Молдова и о моем искреннем желании претворить это видение в жизнь. Однако прежде чем приступить к фактической реализации планов на будущее, необходимо решить ряд чрезвычайно проблематичных ситуаций, существующих в настоящее время. А потому среди ближайших целей является поиск, вместе с моими коллегами из ПКРМ, путей выведения на государственный уровень социальной и экономической политики в соответствии с реальными нуждами граждан и страны. Я уже упомянул о сложном положении, в котором находится экономика, положение, которое рискует стать хроническим и частично необратимым, если мы не будем действовать решительно и незамедлительно.
К сожалению, действующее руководство придерживается настолько окоченелой линии поведения, что отказывается принять наши предложения. Оно предпочитает идти по пути политических столкновений, которые являются абсолютно непродуктивными и необоснованными, а в отношении нас, коммунистической оппозиции, либерально-демократическая власть признает лишь диалог, полный угроз, шантажа, жестких условий и административных принуждений.
Мне не нравится делать пессимистичные прогнозы, однако если властям не хватит мудрости принять взвешенный и цивилизованный диалог с оппозицией, политический кризис, учрежденный после 29 июля 2009, отзовется очень болезненно в экономической и социальной сферах республики. В этих условиях, на фоне судорожных шагов действующего руководства, еще больше возрастет напряженность в обществе, и сложатся очень тревожные предпосылки дальнейшей эволюции социально-политических явлений. На уровне групп экспертов уже поднимается вопрос о том, что события 7 апреля 2009 года, так ловко и цинично используемые либерально-демократической пропагандой, были ничем иным как "освобождением джина из бутылки". Героизация вандализма и антигосударственных акций, подкрепленные обвинениями в адрес правоохранительных органов и подавление беспристрастного расследования – могут иметь самые неожиданные и ужасные последствия в будущем. Очень красноречив в этом смысле Киргизский случай. А политическая нестабильность является самым мощным катализатором подобных социальных волнений.
Исходя из этого, цель Партии коммунистов, совпадающая с моей целью, заключается в возврате политической стабильности в Республике Молдова, как единственного условия для умиротворения настроений в обществе, возрождения экономики, а также непрерывной и поэтапной модернизации государства.
Чего ждет ПКРМ от досрочных выборов, и когда бы вы хотели, чтобы они состоялись?
Чем раньше будут проведены досрочные парламентские выборы, тем скорее разрядится напряженная политическая и социальная обстановка, о которой я говорил. Мы, я имею в виду Республику Молдова, уже запаздываем, поскольку началась цепная реакция, которую сложно будет прекратить, когда ПКРМ вернется к власти.
Альянс за европейскую интеграцию, чувствуя скорое исчезновение, в спешке принимает решения, которые превращают нашу страну в заложницу внешних сил, а граждан – в вечных должников крупных транснациональных финансовых структур. Подозрительны ажиотаж и ожесточенное сопротивление тех, кто находится у власти, по отношению к рациональным доводам оппозиции и экспертов. Возникает подозрение, что решения принимаются где-то за границами республики. Посмотрите, как быстро и без особой щепетильности было вынесено на обсуждение кардиальное изменение Конституции, поглядите на политику продажи земли иностранцам, обратите внимание на масштабную кампанию румынизации местного населения, на то, как возрождаются сепаратистские течения в Приднестровье и Гагаузии, послушайте как осознанно и злонамеренно реанимируются ксенофобские лозунги в обществе. Неужели всего этого недостаточно для того, чтобы желать как можно скорее положить конец этим разрушительным устремлениям против государства и народа? Не кажется ли вам, что, задерживая возврат к политической стабильности, мы можем опоздать со спасением государства Республика Молдова от окончательного банкротства?
Ион Тома
www.allmoldova.md
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме