15:46 02.10.2009 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Декларация ПКРМ о вотуме недоверия Председателю Парламента Михаю Гимпу
Уже первый месяц правления в Республике Молдова нового парламентского большинства сопровождается не только масштабным наступлением на социальные права граждан нашей страны, но и бесцеремонным попранием демократических институтов, важнейшим из которых является Парламент Республики Молдова. Под фальшивым прикрытием европейских ценностей, под камуфляжем демократической риторики новое парламентское большинство во главе с Председателем Парламента Михаем Гимпу в считанные дни фактически стало на путь открытой ликвидации важнейших демократических стандартов и конституционных принципов.
Согласно известным конституционным нормам (статья 60 Конституции Республики Молдова), Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства. Согласно статьи 68 главнейшего закона страны, при исполнении мандата депутаты находятся на службе народа. В то же время Председатель Парламента Михай Гимпу, а также его сторонники – депутаты Парламента Республики Молдова от Либерально-Демократической, Либеральной, Демократической партий и Альянса «наша Молдова» просто не представляют себе смысла и содержания этих важнейших положений. Начиная с учредительного собрания новоизбранного Парламента 18-го созыва, новое парламентское большинство, в особенности председатель Михай Гимпу, полностью игнорировали основные права депутата, предусмотренные статьей 17 часть (2) Закона о статусе депутата Парламента, в частности, следующие права:
1. избирать и быть избранным в органы Парламента.
На учредительном собрании новоизбранного Парламента 28 августа 2009 года, вопреки положениям Регламента Парламента и пренебрегая общими принципами, предусмотренными Конституцией, новое парламентское большинство избрало председателя Парламента без учета интересов самой большой фракции в Парламенте – ПКРМ. Конституционный суд не смог высказаться по данному вопросу ввиду достигнутого паритета голосов и прекращения процесса. В то же время, за этим процедурным нарушением стоит игнорирование воли практически половины молдавских избирателей, волеизъявлением которых в Парламенте Республики Молдова была сформирована самая крупная фракция.
2. высказывать свое мнение по личному составу создаваемых Парламентом органов и по кандидатурам должностных лиц при их обсуждении для избрания, назначения или утверждения Парламентом. Ввиду авторитарной и антидемократической позиции Председателя Парламента на ряде заседаний Парламента, включая и заседание от 25 сентября 2009 (в рамках которого шло утверждение Правительства Республики Молдова) депутаты фракции ПКРМ не имели возможности в полной мере высказаться по вопросам обозначенной в повестке дня.
3. вносить предложения и замечания по повестке дня заседания, по существу обсуждаемых вопросов и порядку их рассмотрения.
Практически на каждом заседании председатель Парламента, выключая микрофоны, либо грубо прерывая депутатов от ПКРМ, ущемляет права депутатов исключительно одной фракции , не позволяя вносить предложения и замечания по повестке дня (к примеру, предложения об объявлении вакантной должности депутата, принятие заявлений о принципах антикризисной политики и стабилизации социально-политической ситуации, о разрешении приднестровского конфликта, о проблеме прямой трансляции заседаний Парламента, о постоянной делегации Молдове в ПАСЕ и т.д., в целом – более 30 случаев).
4. участвовать в прениях, об ращаться с запросами, задавать вопросы выступающим и председательствующему на заседании, требовать на них ответы (данные права нарушались практически на всех заседаниях, в частности, при обсуждении программы и номинального состава нового правительства 25 сентября 2009 г. и др.; всего - около 20 случаев нарушений).
5. выступать с обоснованием своих предложений, высказываться по процедурным вопросам, давать справки и др. (нарушения со стороны председательствующего наблюдаются практически на каждом заседании – выключение микрофона, не предоставление слова по вышеупомянутым проблемам, всего зафиксировано 30 случаев).
Кроме того, руководство Парламента нарушает собственные функциональные обязанности и не обеспечивает соблюдение Регламента Парламента, а именно:
- несоблюдение процедуры составления повестки дня заседаний и несвоевременное доведение до сведения депутатов повестки дня и других необходимых материалов;
- при составлении повестки дня не учитываются предложения фракции ПКРМ, а сам проект повестки дня следующих заседаний не выносится на утверждение;
- Председатель Парламента постоянно комментирует высказывания и предложения депутатов;
- депутаты немотивированно и без предупреждения лишаются слова; лишь на заседании от 25 сентября 2009 года было отмечено пять таких случаев;
Ниже ПКРМ приводит несколько конкретных примеров пренебрежения конституционными и правовыми нормами не только прав депутатов, но и граждан Республики Молдова.
1. По причине незаконных действий руководства Парламента, Общественная кампания по телерадиовещанию «Телерадио-Молдова» была лишена своего законного права на прямую трансляцию заседания от 25 сентября 2009 года, в ходе которого шло утверждение нового правительства.
2. На заседании 25 сентября 2009 года депутаты от фракции ПКРМ, которые в законном порядке хотели высказаться по вопросу предоставления вотума доверия Правительству, были лишены этого права, тем самым были нарушены положения 105 и 106 статьи Регламента.
3. Вопреки конституционным и прочим правовым нормам, которые предусматривают невозможность совмещения функций депутата с любой другой должностью, парламентское большинство намеренно затягивало с объявлением вакантным мандата депутата Дорина Киртоакэ, который отказался от своего мандата. Очевидно, что это было сделано для того, чтобы Дорин Киртоакэ своим участием в заседаниях Парламента обеспечивал необходимое количество голосов правящей коалиции. Но это оправдание вряд ли может считаться примером демократической нормы, скорее оно является вопиющим случаем пренебрежения демократическими стандартами во имя политической целесообразности.
4. Из ряда вон выходящим случаем нарушения процедуры стало назначение делегации Парламента Республики Молдова в Парламентской Ассамблее Совета Европы и фальсификация решения Парламента по данному вопросу. Согласно решению Парламента от 25 сентября 2009 года на заседании ПАСЕ (28 сентября - 2 октября 2009 года) должна была быть предоставлена делегация Парламента Республики Молдова из 6 человек, в то время как, согласно официальному письму за подписью председателя Парламента Михая Гимпу, делегация состоит из 5 постоянных членов и одного – дополнительного. Помимо того, вопреки Постановлению парламента, был назначен и руководитель делегации. Это – уникальный по своему правовому нигилизму и дерзости случай в парламентской истории и практике Республики Молдова, нанесший несомненный урон как имиджу Республики Молдова в одной из самых авторитетных панъевропейских организаций, так и поставивший под сомнение способность нынешнего Председателя Парламента отдавать себе отчет в пределе собственных полномочий.
ПКРМ с тревогой отмечает, что данный случай фальсификации постановления высшего законодательного органа является действием, которое, несомненно, входит в состав преступления, предусмотренного ст. 332 Уголовного кодекса – фальсификация государственных документов.
Партия коммунистов Республики Молдова считает, что в условиях постоянного накопления столь очевидной антидемократической практики, ежедневного усугубления в деформации конституционных и прочих законодательных норм нашего государства со стороны Председателя Парламента Михая Гимпу, мы наблюдаем очевидное и грубейшее пренебрежение статьей 2 часть (2) Конституции. Именно она ясно и недвусмысленно определяет, что ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением против народа. Узурпация власти – это именно то, что является сегодня сутью политической практики нынешнего парламентского большинства и его Председателя Михая Гимпу. Именно по совокупности всех этих обстоятельств ПКРМ требует отставки ныне действующего Председателя Парламента и требует, чтобы все выявленные нарушения получили соответствующую оценку со стороны всех искренних сторонников демократического развития нашей страны.
02.10.2009
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме
14 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |