19:17 20.05.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Декларация ПКРМ о процессе переговоров об изменении 78 статьи Конституции и возможности изменения Высшего закона путем референдума
ПКРМ высказывает свое возмущение абсолютно тенденциозной интерпретацией позиции ПКРМ относительно неспособности искать компромисс в вопросе изменения 78 статьи Конституции. ПКРМ осуждает попытки некоторых политических лидеров вовлечь экспертов Совета Европы в политические диспуты в Кишиневе, особенно в вопрос возможных изменений Конституции путем референдума.
Еще раз повторим точку зрения ПКРМ в ее хронологическом развертывании. В декабре 2009 года, после несостоявшихся выборов президента РМ ПКРМ заняла позицию четкого и безусловного уважения конституционных норм – потребовала роспуска парламента и объявления даты досрочных парламентских выборов.
После визита делегации Венецианской комиссии в конце февраля 2010 года в Кишинев, с целью предпринять попытку найти решение преодоления политического кризиса и недопущения институционального тупика в будущем, ПКРМ согласилась начать диалог об изменении 78 статьи Конституции, т.е. о снижении необходимого количества голосов для избрания главы государства.
Для того, чтобы продемонстрировать безосновательность аргументов власти относительно нежелания ПКРМ искать компромисс по изменению 78 статьи Конституции, председатель ПКРМ официально заявил, что в случае, если будет найдена общая позиция, будет четко установлена дата роспуска парламента и объявлена дата досрочных парламентских выборов, будет подписано политическое обязательство с европейскими гарантиями (об изменении 78 статьи конституции), и эта статья будет изменена в парламенте этого созыва.
Более того, для поиска максимально широкого консенсуса, ПКРМ готова внести поправки и в своей вариант законопроекта об изменении 78 статьи Конституции, с сохранением духа предложенной поправки.
Таким образом, констатируем, что, начиная с декабря 2009 года, по мая 2010 года ПКРМ была единственной политической силой, которая совершила значительные усилия для деблокирования ситуации и разрешения политического кризиса.
К сожалению, конструктивная позиция ПКРМ была полностью проигнорирована нынешним парламентским большинством, которое, не имея общей позиции по обсуждаемой проблеме, кажется, не желает преодоления политического кризиса, зато старается сохранить власть любой ценой.
В таких условиях ПКРМ делает четкий вывод: сила, которая блокирует политический консенсус по этой проблеме - это Альянс за европейскую интеграцию, который вдобавок намеренно вводит в заблуждение экспертов Совета Европы.
Что касается возможности изменения Основного закона путем референдума, то обращаем внимание на большое число случаев дезинформирования и тенденциозной интерпретации юридических рамок. Еще раз подчеркиваем, что изменение Конституции на основе лишь референдума не является возможным.
Исходя из предписаний ст. 141 – 143 Конституции, пересмотр Высшего закона осуществляется только в парламенте - двумя третями голосов избранных депутатов. Посредством референдума принимаются конституционные положения, имеющие отношение к вопросам суверенитета, независимости и унитарности государства, а так же те положения, которые касаются постоянного нейтралитета страны.
Такое положение дел было подтверждено решением Конституционного суда №57 от 3 ноября 1999 года относительно интерпретации 75, 141 - 143 статей Конституции. Конституционный суд констатировал, что изменение некоторых положений Конституции, обходящих предписание 141 - 143 статей Конституции, является грубым нарушением высшего закона.
КС подчеркнул, что положения 75 статьи Конституции, согласно которым решения, полученные путем проведения общенационального референдума, имеют высшую юридическую силу, не затрагивают процедуру пересмотра Конституции, установленную статьями 141 - 143, и не предусматривают возможности изменения положений Конституции, принятых в парламенте никаким другим путем, кроме как предусмотренным этими статьями.
Своим решением №14 от 5 мая 2010 года Конституционный суд отклонил запрос группы депутатов по статьям 141 - 143 Конституции, ссылаясь именно на свое решение 1999 года и придя к тому же заключению – Конституция может быть изменена только на основе 141 - 143 статьи Высшего закона.
Все оскорбительные интерпретации, указывающие на то, что «Конституционный суд разрешил изменить Конституцию посредством референдума» не соответствуют действительности и способны лишь осложнить обстановку накануне 16 июня 2010 года и повлиять на экспертов Совета Европы для получения благоприятного заключения для нынешней власти ради достижения ее целей.
ПКРМ напоминает еще раз, что является единственной политической силой, которая совершила серьезные усилия для поиска компромисса в вопросе внесения поправок в 78 статью Конституции и для преодоления политического кризиса. Позиция АЕИ является деструктивной, имеющей единственную цель - затягивание политического кризиса и дискредитация ПКРМ накануне досрочных парламентских выборов.
ПКРМ призывает политических оппонентов оставить амбиции и начать думать демократическими категориями и в интересах общества.
До 16 июня 2010 года ПКРМ готова подписать политическое обязательство. В случае, если компромисс найден не будет, виновным в этом будет Альянс, а парламент окажется лишь частично легитимным. Все попытки затянуть оглашение даты досрочных парламентских выборов и изменение Конституции путем референдума будут абсолютно антиконституционными и будут квалифицированы как попытка узурпации государственной власти со всеми вытекающими из этого последствиями.
20 мая 2010 г.
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме
12 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |