12:16 16.10.2009 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Чужие у себя в стране

Правящая коалиция не верит в существование молдавской истории

Премьер-министр Филат мечтает о замене нынешнего интегрированного курса истории в доуниверситетских учебных заведениях на «Историю румын» и настаивает на изменении названия государственного языка посредством пересмотра Конституции.

Пока что предложение Филата не получило единодушной поддер-жки «Альянса за европейскую интеграцию». Но о том, что будет дальше, говорить преждевременно. Однако теперь многое из сказанного или уже сделанного ранее обретает своё логическое объяснение. Ещё не так давно кандидатура Гимпу серьёзно не рассматривалась альянсом на пост спикера, но после вызова «на ковёр» к румынским братьям либеральная свадьба заплясала явно не с молдавскими куличами.

Чем торгуете?

Так какой же истории завтра и в обозримом будущем станут обучать подрастающее поколение Республики Молдова? Большую часть существования Республики Молдова в школах изучалась история румын соседнего народа. В этом плане наша страна представляла собой уникальное явление. Первые попытки пришедших к власти коммунистов заменить историю румын на что-то более патриотичное были сломлены яростными нападками правых политиков и историков. И только в последние годы правления ПКРМ (сначала в качестве пилотного проекта, затем в виде обязательной дисциплины) удалось внедрить курс интегрированной истории. О качестве этого курса судить не будем. Скажем лишь, что в его основе лежит идея об изучении родной истории в контексте развития европейской цивилизации и что эта идея соответствует европейским принципам преподавания исторических дисциплин.Теперь к власти пришёл «Альянс за европейскую интеграцию». Оказалось, что его лидеры стыдятся своей истории.

Черчилль и Сталинград

Нет сомнения и в том, что столь горячее желание в который раз пересмотреть историю вызвано ещё одной, весьма немаловажной причиной. Приближается великий и светлый праздник —
65-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И в его преддверии набирает силу и «крепчает духом» кампания по масштабному пересмотру истории Второй мировой войны. И нет более «убийственного» и точного информационного оружия в этом противостоянии с правдой, чем школьные учебники по истории.

Чтобы понять, откуда «растут ноги» у этой всё набирающей обороты информационной кампании, достаточно обратиться к учебникам, по которым изучают историю Второй мировой войны, к примеру, в американских школах.

Известно: подавляющее большинство американцев уверено в том, что именно США в союзе с Британией одержали победу над Германией во Второй мировой войне. Например, один из самых популярных учебников в качестве проверочного задаёт такой вопрос школьникам: «Почему Черчилль задержал отправку войск в Сталинград?» Хитро, не так ли? Тот факт, что отправкой войск в Сталинград занимался именно Черчилль, у учащихся сомнения не должен вызывать — это преподносится как всем известная истина, которая, несомненно, крепко засядет в юных головах. Что и требовалось доказать.

А вот цитата из другого учебника: «Дениц пытался сдаться Америке и Британии, продолжая сражаться с Советами, но Эйзенхауэр настоял на безоговорочной капитуляции. 7 мая 1945 года Германии сдалась безоговорочно. Следующий день, 8 мая 1945 года, был объявлен днём «П-Е», что означает «Победа в Европе». Вот он, главный герой и созидатель Победы — Эйзенхауэр!
И ни слова о том, кто брал Берлин и кто принимал капитуляцию.

Занимательные упражнения

Для того чтобы понять, что ждёт наше подрастающее поколение в случае возврата к курсу «История румын», достаточно обратиться к прежнему учебнику, по которому учились школьники Молдовы в приснопамятные 90-е.

1991 год. Экзамен по истории для учащихся девятых классов. Одиннадцать заданий. Приведём лишь некоторые.

Итак: «Обоснуй высказывание: «Объединение — это надежда на наше освобождение» (чтобы учащиеся догадались, чья же это надежда, далее следует подсказка: «Относительно Бессарабии, Буковины, Трансильвании»)».

А вот и «фишка» экзаменационного билета. Перед каждым экзаменующимся учащимся — контурная карта Румынии. Сбоку, слева, в рамочке обозначения: «Бессарабия — в полосочку справа налево, Северная Буковина — полосочки слева направо, Северная Трансильвания — полосочки по горизонтали, Южная Добруджа — полосочки по вертикали». Задание: «Заштрихуйте на карте, в соответствии с условными обозначениями, территории, утраченные Румынией в 1940 году».

Представим же себе картинку: сидит за партой пятнадцатилетний гражданин Молдовы и старательно заштриховывает свою родину как не имеющее никаких юридических и иных прав на независимость государство. А не заштрихует — получит двойку.

Обратимся к учебнику «История румын. Новейшее время» (авторы
Г. Ф. Палади и И. М.Шаров — именно по этому пособию учили школьников девятых классов в 90-е годы). Начнём с 22 июня 1941 года — дня начала войны. Именно в тот день, по мнению авторов данного пособия, произошло «освобождение Бессарабии от советской оккупации». И, соответственно, «свобода пришла, когда румынские войска достигли Днестра, завершив освобождение Молдавии».

***

Если новая власть зайдет в своих «стратегических» планах так далеко, что всё-таки решится на возврат к курсу «История румын», то очень даже может быть, что с обложек новых учебников будут улыбаться юному поколению Молдовы бравые солдаты НАТО. Ещё один вариант — завлекательная картинка нашей с вами «заштрихованной» Родины. Впрочем, почему бы не объединить одно с другим? Было бы желание. А оно у новой власти — в избытке.




Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме