12:00 06.07.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Цены на медикаменты не снижаются - как нынешние власти дестабилизировали фармацевтический рынок
В последнее время много говорится о чрезмерных ценах на лекарства, их плохом качестве, мошеннических схемах продажи, но для борьбы с такими явлениями ничего не предпринимается. Что же на самом деле происходит с ценами на лекарства? И почему всего за 9 месяцев деятельности нынешнего правительства цены росли намного быстрее, чем за несколько последних лет? Об этом и многом другом рассказала депутат парламента РМ от ПКРМ Оксана ДОМЕНТИ.
- Какова сегодня ситуация в стране на фармацевтическом рынке и что происходит с доступом населения к лекарствам?
- Рынок лекарств - это рынок специфический. Спрос на этом рынке зависит не только от платежеспособности, но и от необходимости поправить здоровье. А здесь уже иногда приходится жертвовать иными человеческими надобностями.
В чем состоит здесь роль государства и правительства? В том, чтобы регулировать процессы на рынке так, чтобы продавец не мог злоупотребить нуждой больного человека. Задача государства - поддержать больного в получении курса лечения, чтобы выбор между здоровьем и другими жизненными потребностями не превращался в выбор между отказом от лечения и отказом от света и тепла или от полноценного питания.
За последние 10 лет потребление медикаментов на душу населения в Молдове выросло почти в пять раз, но при этом еще отстает от среднеевропейского в 10 раз, а от румынского и болгарского - вдвое. Все это, разумеется, в сравнимых ценах. Легальный рынок в 2009 году составил 2 млрд. 200 млн. леев, из которых только около 13% составляют отечественные лекарства, а почти 87% - импорт.
Совершенно необходимо отметить, что последовательная социальная политика государства периода 2001-2009 гг. была направлена в том числе на расширение комплексного доступа населения к медицинским услугам. И привела к тому, что в этот период наш рынок медикаментов рос более быстрыми темпами, чем европейский, примерно в восемь раз. Это означало, что мы сближались с европейским уровнем, хоть все еще солидно отстаем.
В чем состояла эта последовательная политика? Она включала легализацию и противодействие контрабанде, контрафакту и фальсификации; рост реальных доходов населения, опережающий рост цен; рост бюджетных поступлений, дававший возможность развивать национальные программы и расширять перечень частично компенсируемых и бесплатных лекарств. Кроме того, проводились реформы в здравоохранении, увеличившие возможности лечебных учреждений закупать больше лекарств, предпринимались меры по защите местного производителя лекарств, а также стабильности национальной валюты и восстановлению и развитию сети аптек в сельской местности.
Состояние дел с лекарствами контролировалось высшим руководством страны регулярно и тщательно. В период, когда рост цен был неизбежен и прогнозировался в связи с совпадением принятия политических решений о введении НДС на лекарства и контрольной информационной системы (а это было в 2006 году) с ростом мировых энергозатрат, отчеты по мониторингу цен на рынке составлялись и представлялись на стол президенту Воронину еженедельно.
Надо сказать, что введение НДС на лекарства и информационной системы немедленно остановило необоснованное завышение цен импортерами на границе, снизило объем контрафактной и фальсифицированной фармацевтической продукции на нашем рынке. Это, в свою очередь, увеличило объем закупок у производителей и дало им возможность представлять специальные цены и скидки легальным импортерам. НДС также дал возможность местным производителям вступить кое в чем в конкуренцию с импортом, и доля местной продукции на рынке выросла с 10 до 13%. Дополнительные доходы бюджета от введения НДС в полном объеме были направлены на расширение списка компенсируемых лекарств и контингента получателей компенсаций. Таким образом, из всех финансовых средств, уплаченных за лекарства, государство платило 25%, а люди 75%. Так обстояло дело на фармацевтическом рынке до середины прошлого, 2009 года.
- Что же сейчас происходит с ценами на лекарства, и что в последний год случилось такого особенного, что серьезно повлияло на рост цен?
- Ну статистика, которая, как известно, измеряет так называемую "среднюю температуру по больнице", говорит, что цены на лекарства за 9 месяцев правления Альянса выросли на 23%. Однако статистика не делает различия по структуре потребления лекарств. Анализ же, сделанный мной и моими коллегами, показывает, что значительно больше за последние 9 месяцев выросли в цене самые покупаемые лекарства. Например: ценаризин - на 80%, простая НО-ШПА - на 70%, активированный уголь - более чем на треть. Нафтизин, используемый каждым вторым простудившимся, подорожал на 45%, валидол, который должен быть в кармане каждого сердечника, - на 40% и т.д.
- А разве раньше, при прошлой власти, не было повышения цен на лекарства?
- Да, но эти 23% последних девяти месяцев надо бы сравнить с динамикой цен последних лет: 2007 год - 6,7%, 2008 год - 4,85%. В указанные годы цены на рынке в Молдове полностью повторяли ход мировых и европейских цен, что естественно при импорте лекарств, составляющем почти 90%, и стабильном валютном курсе лея. Обращаю ваше внимание, что теперешний скачок цен произошел на фоне стабильности мировых и европейских цен на лекарства в 2009 году и прогнозе снижения этих цен в текущем году на 10%.
- А что сейчас происходит при нынешнем правительстве?
- Ситуация с ценами в последние 9 месяцев однозначно говорит о том, что проблемы роста цен на лекарства в период либерально-демократического правления возникли внутри страны, и ответственность за это несет нынешнее правительство. Объясню почему. При установившихся ранее стабильности и правилах регулирования этого рынка действующие на нем фирмы не стремились и не устанавливали максимально разрешенных наценок. Они могли вместе с государством планировать и объемы продаж, и ассортимент, и сроки, и контракты с поставщиками.
За последние 9 месяцев политика в отношении доходов населения резко изменилась. Зарплаты и иные социальные выплаты заморожены. Бюджеты семей перераспределились в сторону повышенных тарифов, оставляя все меньше средств на приобретение необходимых лекарств. Продажи в аптеках упали, а фирмы стремились сохранить доходы. Они стали делать это не за счет оборота, а за счет роста коммерческой надбавки и, соответственно, цены.
Курс национальной валюты дестабилизирован, и власти позволяют себе предсказывать с уверенностью дальнейшее падение лея, что ведет к повышению валютного риска импортеров. И этот риск они стали закладывать в наценку, еще больше повышая ее. Камень с горы был спущен, лавина начала набирать темп.
В это время Минздрав проспал сроки проведения централизованных закупок для больниц. Представители руководства Минздрава, напрямую заинтересованные в продвижении "своих" фармацевтических фирм, тормозили проведение оргмероприятий по закупке. Поэтому тендеры для централизованной закупки медикаментов были проведены на пять месяцев позже необходимого срока. В результате весь первый квартал 2010 года больницы не получали лекарств, перебиваясь запасами, у кого они были, а пациенты приобретали их на свободном рынке, необоснованно повышая спрос на медикаменты. Возникло ощущение дефицита. Лавина нарастала.
Не придумав ничего лучшего, Минздрав и Минфин провели встречу с представителями фармкомпаний в ноябре прошлого года, попросив, как они это умеют, перечислить в бюджет без всякого законного основания определенные существенные суммы. Фармацевты, не имея другого способа, заложили эти суммы в цену лекарств. Лавина понеслась.
Правительство запланировало на лекарства бюджетные суммы с незначительным ростом, далеко не покрывающим роста цен. Значит, больным людям в Молдове придется употребить значительно меньше лекарств в натуральном измерении, т.е. таблеток, микстур, инъекций и пр. Эти обстоятельства немедленно отразились на показателях смертности населения в стране. Лишь за первый квартал 2010 года по сравнению с первым кварталом 2009-го смертность выросла на 10%, а детская - и вовсе на 20%. Кто, на каких выборах, каким мандатом предоставил нынешним властителям право так распоряжаться нашими жизнями и жизнями наших детей?!
- Как вы оцениваете управляющие меры правительства в этой ситуации?
- Как очень запоздалые. Мы еще в феврале обращали внимание общества на разрегулирование рынка лекарств и лавинный рост цен. Правительство же проснулось только в мае. Проснулось для того, чтобы в полной мере проявить несистемный и популистский подход. Сам факт проведения специального заседания правительства по нашей сегодняшней теме и специального совещания премьера с органами контроля можно было бы оценить, как положительный. Но характер обсуждения, названные причины и сделанные выводы, последовавшие в результате этих совещаний меры не позволяют вздохнуть с облегчением. Пар ушел в свисток, т.е. в телевизионный ПИАР.
Новый регламент "О регистрации цен на лекарства от производителя" совершенно не рабочий документ. Кроме этого, он насквозь пронизан коррупционными возможностями и субъективными подходами. Все решения в его рамках восходят к одному человеку - министру. А всем известно, что нынешнее руководство Минздрава и Агентства по медикаментам кровно связано с фармацевтическим бизнесом. Поэтому вся страна любовалась тем, как министр здравоохранения бился на заседании правительства за право вести этот регистр цен. Для этого даже создано специальное бюро (мало, видно, чиновников в Минздраве, и Агентства по лекарствам уже не хватает). В основе лежит румынская модель, скопированная в коррупционных целях с существенными искажениями. Эта модель неминуемо приведет, и опыт это подтверждает, к ряду негативных последствий, которые уже наши соседи испытали: вымывание дешевых лекарств из ассортимента, уменьшение доступа сельских жителей к медикаментам, дефицит на рынке, развитие протекционизма и коррупции.
По поводу контроля над рынком. Во всем обвинена информационная система и ее свидетель - т.н. латентная полоса. Но на момент внедрения этой системы при тех относительно низких в 2006 году ценах на лекарства затраты на систему и латентную полосу составляли 0,4% от стоимости всех промаркированных лекарств. Зато без нее мы больше рискуем при пневмонии, например, принять вместо эффективной таблетки кусок таблетированного мела, т.е. фальшивого препарата. Когда он не подействует, придется купить его второй раз и так за большие деньги ждать выздоровления. При этом налоги с этой фальшивки никто никогда не увидит, и компенсировать, например, сердечные препараты будет нечем. Ясно, что лобби этого решения составляют фармацевтические фирмы, близкие к высокому руководству или к контролерам.
Все это очень грустно, потому что несистемно, рассчитано на рекламный и очень кратковременный эффект. Результат системного среднесрочного характера будет обратным. Через семь - восемь месяцев на рынке не будет большинства дешевых привычных лекарств, а будут "самые дешевые из дорогих". Контрабанда, подделка и фальшивка вновь распространятся на рынке, и опасность их употребления вырастет многократно. Бюджетные доходы от фармацевтической экономической деятельности сократятся. И источников для здравоохранения станет меньше. Такие эксперименты над здоровьем нации очень опасны, и дай бог, чтобы всплеск смертности начала года не стал системным.
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме