11:47 19.05.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Цель — модернизация. Лидер партии коммунистов Владимир Воронин впервые рассказал о национальном проекте "Сорок городов"
Владимир Николаевич, не хотелось бы говорить о текущей политической ситуации. Мне кажется, всем уже понятно, что любые действия нынешней власти направлены либо на то, чтобы подольше удержаться, либо на то, чтобы на будущих выборах, создать себе максимально комфортные условия. При этом абсолютно не обсуждается вопрос: а зачем нужна власть? Ради самой власти? Либо власть нужна для того, чтобы что-то делать для страны? Об этом общественных дискуссий практически нет. Поэтому я хочу с вами поговорить о будущем Молдовы. Но для начала вопрос: девять месяцев Партия коммунистов находится в оппозиции. Какой опыт вы приобрели?
В общем и целом опыт этих девяти месяцев я расцениваю как позитивный. Уход коммунистов из власти благоприятно сказался на партии. Произошло самое главное — очищение от тех, кто примкнул к нам не для того, чтобы решать общегосударственные задачи, проводить курс модернизации Молдовы, добиваться европейской интеграции страны, решать приднестровскую проблему, а кто пришел ради карьеры, должностей, ради материальных благ. И, слава богу, мы смогли найти в себе силы и очиститься от всех этих политических прилипал. Это — самая главная для нас работа за эти 9 месяцев в оппозиции.
Но если для Партии коммунистов оппозиционное состояние пошло на пользу, то для страны и общества это — очевидный минус. Ситуация действительно тяжелейшая. Народ каждый день живет все хуже и хуже. С каждым днем возникают проблемы, которые некому решить, за которые никто не хочет браться. Абсолютно никто не хочет заниматься не только завтрашним днем, но не хочет закончить и то, что наша команда проводила в жизнь, будучи во власти. Практически страна не управляется. При этом центр политики сегодня сосредоточен на сохранении власти. Это поглощает все усилия Альянса.
Но я согласен с вами. Нужно отойти от этой проблематики и говорить о том будущем страны. Власть нужна для того, чтобы продолжить модернизацию страны. Поэтому мы должны объяснить каждому, что и как мы будем делать после выборов.
Программа действий
Я заметил, что вы критикуете власть либо по принципиальным позициям, либо эта критика носит конструктивный характер. На днях ваша партия вышла с десятью социальными инициативами. И эти инициативы сложно назвать популистскими, потому что они рассчитаны и расписаны до деталей...
Восемь лет работы для нас не прошли бесследно. Да и начинали мы с тех же проблем, которые вновь встали перед Молдовой: угроза дефолта, стремительный рост государственного долга, снижение заработных плат, пенсий, пособий и так далее. Поэтому за эти годы сформировалась тактика и опыт преодоления таких трудностей. Мы бы никогда не преодолели бы эти проблемы, если бы не создали суперпрофессиональную команду руководителей различного уровня. Правда, сегодня эти профессионалы отстранены от дел, а их опыт не востребован. Как бы то ни было, имея глубокое знание ситуации, конечно, мы можем сформулировать десять основных задач в области решения социальных проблем.
Но главное — мы способны развивать проекты, направленные на модернизацию страны. И в первую очередь, речь идет о "Молдавском проекте", который станет программой наших действий после возвращения во власть.
Модернизация нового типа
В "Молдавском проекте" вы ставите задачу об объединении общества. Причем, на мой взгляд, гигантский шаг новизны в том, что вы собираетесь объединять общество не на основе политической доктрины, вы предлагаете объединиться через соавторство. Чтобы "Молдавский проект", перспективы Молдовы и ее устройства выработало все общество — через активных представителей, через экспертов, посредством структур гражданского общества. Такого в Молдавии никто никогда не предлагал. Но раз "писать" "Молдавский проект" должны все вместе, то в чем тогда функция вашей партии, помимо того, что она предложила этот проект?
Начну с того, о чем мы никогда нигде не говорили. Мы предлагаем на обсуждение обществу программу "Сорок городов", как самую важную составляющую нашего общего "Молдавского проекта".
С 2001 по 2009 год мы были вынуждены заниматься более прозаическими проблемами и трудностями. Только в конце 2008 — начале 2009 года мы стали готовы к реализации более амбициозных задач. К этому времени мы уже подготовили всю правовую базу, добились устойчивого роста ВВП, практически газифицировали страну, определили свою стратегическую задачу — европейскую интеграцию, добились режима ассиметричной торговли с ЕС и так далее. Все это стало хорошей основой этого крупнейшего проекта.
Реализация проекта "Сорок городов" фактически означает полную модернизацию нашей страны.
В чем суть проекта? В первую очередь, ни много, ни мало, речь идет об изменении социальной структуры. Молдове необходимо быстрое развитие класса профессионально подготовленных людей, квалифицированных специалистов с высокими доходами, стабильным положением и активной гражданской позицией. Урбанизация — это важнейший инструмент разрешения этой задачи. Но она должна быть основана на совершенно новых условиях.
Сегодня наши районные центры производят жалкое впечатление. Это и не село, и не город. В них нет серьезной социальной инфраструктуры. (Что, впрочем, справедливо и в отношении нашей столицы. К сожалению, Кишинев это село с коммунальным хозяйством. У нас провинциальная культурная жизнь. Ни современных библиотек, ни книжных магазинов. Одни супермаркеты и автомобильные салоны). Между тем, для быстрого развития регионов есть все предпосылки. Молдова — страна с уникальной структурой народонаселения. От Кишинева до большинства районных центров 100 - 120 километров. Что такое сто километров, тем более, если мы построим современные дороги? А раз так, то с провинциальностью можно покончить довольно быстро.
С другой стороны, быстрая урбанизация высвободит задействованные в сельском хозяйстве трудовые ресурсы. С учетом наших характеристик эти ресурсы легко могут быть могут быть задействованы в районном центре - при сохранении места жительства в селе.
Для того, чтобы такая модель стала комфортной для человека, необходимо довести до конца вопросы обеспечения сел газом и широкий доступ к качественной воде. Тогда будет и горячая вода. Что касается телефонизации, то мы уже практически полностью решили этот вопрос, так же, как и вопрос подключения всех населенных пунктов к интернету — через учебные заведения. А раз есть локальная точка доступа, то интернет можно провести в каждый дом.
Теперь представьте себе: человек утром приезжает на работу — в районный центр, на предприятие. А вечером, закончив работу, возвращается домой в село - экологически чистое пространство, обеспеченное газом, горячей водой, телефоном и интернетом. Я уверен, что для многих это было бы привлекательнее, чем жить в столице - с ее сутолокой, суетой и автомобильными пробками. Молдавские села могут стать комфортными пригородами районных центров.
Есть города, которые нужно развивать. Есть села, условия жизни в которых нужно сделать комфортными. Осталось лишь запустить этот проект.
Революция знаний
Говорят, что деньги приходят туда, где жизнь бьет ключом. А бьет она ключом там, где есть молодежь. Туда, где есть студенты, а значит, и образовательная инфраструктура. Нигде в мире высшие учебные заведения не привязаны строго столице, это не обязательный закон. Нет ли такой идеи, чтобы хорошие, крепкие учебные заведения, возможно — филиалы зарубежных вузов — размещались и за пределами Кишинева?
Это важная составляющая проекта. В социальную инфраструктуру каждого города обязательно должны входить и учебные заведения. В зависимости от профиля тех производств, открыты в том или ином городе, будут подобраны и филиалы учебных заведений, которые будут готовить необходимых специалистов. Во-первых, предприятия надо обеспечивать специалистами. А во-вторых, к модернизации страны необходимо привлекать молодежь.
У нас в Кишиневе чуть ли не 115 тысяч студентов. Это — очень большая нагрузка на столичную инфраструктуру. Большая часть этой молодежи живет в ненормальных условиях. Нам надо задуматься, как мы их учим, в каких условиях они живут. Поэтому очень важно, чтобы в проектах развития были предусмотрены капитальные вложения в образовательный сектор.
Не во всех случаях речь идет о высших учебных заведениях. Это могут быть, по примеру Германии, образовательные центры, которые готовят специалистов, которые обеспечивают профессиональными работниками компьютеризированные, автоматизированные сельскохозяйственные и другие производства. Первоначальная база уже готова. Практически во всех райцентрах есть либо профтехучилища, либо техникумы. Но потребуется серьезнейшая модернизация и новые учебные программы, по которым мы будем готовить молодежь.
В соавторстве с обществом
Ваша партия не только инициировала "Молдавский проект", не только взяла на себе техническую и политическую функцию обобщать все предложения, которые исходят из общества, но и заложила функцию общественного контроля, который бы следил за выполнением этой программы. Вы, с одной стороны, собираете все мнения, формулируете программу, обязуетесь выполнить ее по пунктам, и, с другой стороны, сами же создаете механизм общественного контроля за тем, как вы будете эту программу реализовывать. Не боитесь, что "с вас спросят"?
Наверняка спросят, и это правильно. Потому что молдавское общество должно стать коллективным соавтором любого политического проекта.
Когда мы по каждому району будем иметь разработанный в деталях проект, в присутствии его авторов и с учетом предложений, который имели место при составлении плана, мы будем работать все вместе — проводить общественные дискуссии и "защищать" его. Чтобы все население района поняло, что мы затеваем, что мы хотим делать, и чтобы люди были не просто его "потребителями" или "контролерами", — чтобы они стали и соучастниками. Каждый житель района должен знать, что будет сделано, и какой может быть его личная роль.
Серьезно, обосновано и жизнеспособно
Польза нахождения в оппозиции очевидна, если появляются такие проекты... Честно говоря, этот проект выглядит утопией. Понятно, что ни инфраструктурную революцию, не трудоустройство, ни решение проблемы миграции, нельзя совершить без привлечения инвестиций. И инвестиции в большей степени иностранные, нежели государственные. Нужны привлекательные условия для иностранных денег. Пока же деньги "застревают" в Кишиневе. Что нужно предложить иностранным инвесторами, чтобы они прониклись этой идей и начали вкладывать деньги в районы?
Механизм предоставления льгот у нас уже апробирован. Решение инфраструктурных задач должна взять на себя исполнительная власть — правительство и местные органы власти. Государство должно создать площадки с налоговыми льготами и готовой инфраструктурой. Со своей стороны, инвесторы должны открывать предприятия и создавать рабочие места. Но хочешь — не хочешь —возвращаешься к политике. Без стабильности, без уверенности в завтрашнем дне, без уверенности наших граждан инвесторы никогда к нам не придут к нам даже с маломальскими, не то, что с серьезными проектами.
Надо полагать, круглые столы, которые проходят в Кишиневе, покинут пределы четырех кишиневских улиц и отправится в тур по стране. Видимо, там должны быть уже сегодня представители крупных иностранных компаний, которые должны присмотреться, прикинуть, куда вложить деньги, оценить потенциал. Вам не кажется, чтобы было бы совсем не плохо: чтобы в пуле экспертов и политиков были бы еще и иностранные инвесторы?
Обязательно! Мы будем приглашать всех, кто заинтересован инвестировать в регионы. Потому что говорить об инвестициях только для одного Кишинева и одних Бельц несерьезно. Имея такую географически компактную страну, мы должны развивать всю ее территорию.
Но для того, чтобы эти планы стали реальностью, необходимо, чтобы инвесторы прониклись доверием, чтобы они точно знали, что это не просто разговоры. Они должны участвовать в разработке проектов, с учетом конкретной территории и конкретной привязки своего бизнеса.
К "Молдавскому проекту" подошли с высокой степенью готовности. Мы планировали и зоны свободного предпринимательства, и технопарки. Потом уже начались все эти предвыборные перипетии 2009 года, потом оппозиция...
Конечно, сейчас мы имеем больше времени, возможностей, чтобы детально заняться разработкой этих проектов. Я не исключаю, что все вот это может как раз стать и базой нашей предвыборной программы, с которой мы пойдем на выборы, которые непременно и обязательно должны состояться. И в такой форме это уже не просто политические лозунги. Здесь будет задействовано все — и люди на местах, и иностранные инвесторы, и наши структуры власти. Все будет серьезно и обоснованно. И жизнеспособно.
Это одна из первых презентаций "Молдавского проекта". Наши чаяния просты: взяться за модернизацию Молдовы, включить всю страну в проекты развития, дать возможность всем поверить, что мы можем жить в нормальном, цивилизованном государстве. Увидеть перспективы того европейского будущего, которого мы все желаем себе и нашим потомкам.
Стратегия против популизма
Как только был презентован "Молдавский проект", реакция со стороны ваших оппонентов, очень вялой, заключалась в том что, мол, коммунисты подняли еще одну "предвыборную трескотню"...
В такой модернизации нуждается вся страна. Мы же когда объявили о том, что стратегическим направлением развития Молдовы является европейская интеграция, мы же понимали, что Европу нужно строить здесь, у себя дома. В Молдове, своими руками. "Молдавский проект" является способом построения европейской Молдовы.
Наша задача — в развитии. А как иначе Молдова станет европейской страной? На лозунгах, на призывах? Были такие политики, которые кричали что они — европейцы, и ничего. И нынешние политики за девять месяцев не приняли ни одного закона для гармонизации национального законодательства с европейским. Ни одного.
Если продолжить эту мысль, то о какой европейской интеграции можно говорить на площади, когда в отдельном селе не было газа, света и телефона?
Конечно, программа по каждому из сорока городов будет иметь прикладное назначение, регионального характера. Но это не означает, что у нас не будет национальных программ по различным, прежде всего социальным проектам для развития всего общества. И пенсии, и пособия, и для детей, и для инвалидов, и для пожилых должны быть такого уровня и качества, чтобы они могли решать свои жизненные проблемы. Мы должны обеспечить людям условия жизни, которых люди заслуживают.
Дело молодых
За то время, что ПКРМ находится в оппозиции, было разрушено несколько мифов. Один из них кто-то из ваших оппонентов шутливо формулировал так: "За Воронина пенсионеры, за нас — пионеры". И этот миф был разрушен. Многотысячные социальные марши 1 и 9 мая были маршами молодых.
Нам предрекали судьбу партии шамкающих ртов, имея в виду, что в партии будут одни глубокие старики, и партия будет существовать столько, сколько будут жить эти люди. И, нас, конечно, сегодня очень радует, что молодежь пошла за нами, и с каждым днем ее все больше и больше.
Сегодня у нас более 60 % членов это люди до 35 лет. И не только сама партия молодеет. За нами идет молодежь. Она с душой принимает акции 1 мая и 9 мая, она может, вероятно, принять участие и с других акциях. Я думаю, что Социальный марш разбудил молодежь к сознательному выбору.
Есть ли у молодых людей, которые так горячо и искренне поддержали вас, на сегодняшний день какие-то перспективы связанные с Партией коммунистов?
Эти перспективы прежде всего вытекают из "Молдавского проекта". Прежде всего, реализация этой программы по развития 40 городов — это дело молодых. Я глубоко уверен, что большая часть работы выпадет на долю молодых, грамотных, подготовленных и образованных. Они будут очень нужны.
Программа "Сорок городов" связана и с проблемой трудовой миграции. Большинство же из тех, кто работает за рубежом — это молодежь. Почему наша молодежь должна работать на чужого дядю и обогащать другую страну? Почему они не могут у себя дома, быть рядом с детьми и родителями, обогащать себя и свою страну? Мы что, всегда должны быть рабочей силой для окружающего мира?
Давайте о молодежи более конкретно. У нас на носу местные выборы. Есть ли шанс у молодых попасть в списки, попытаться получать делать политическую карьеру в местных органах власти, чтобы воспитать в себе лидерские качества для национального уровня?
На прошлых местных выборах руководство партии не вмешивалось в вопросы формирования списков кандидатов. Мы исходили из того, что региональные лидеры лучше знают людей на местах, в состоянии подобрать авторитетных, инициативных и достойных. Что получилось, когда к власти пришли нынешние товарищи? Большинство из наших советников, после первых нажимов ушли из нашей команды. Такие капитуляции есть практически повсеместно. Все дело в том, что наши секретари продвигали в списки начальников. И объясняли себе и нам, что начальник имеет авторитет и принесет голоса. И вот сейчас им говорят — ты хочешь работать начальником, или ты хочешь быть советником от ПКРМ? Конечно, ответ ясен.
Надо выбирать борцов за интересы людей, района, страны, а не за свой комфорт. Самые верные и порядочные люди — это молодежь. Поэтому ставку на следующих местных выборах мы сделаем на молодежь. Именно молодые люди будут бороться за правильное решение, а не сидеть и дрожать за свою должность и целовать руку очередному правителю.
После выборов
Все это возможно будет только после выборов. Будет ли у молдавского общества сама возможность выбора? Будут ли проведены досрочные парламентские выборы и если да то когда.
Вы понимаете, когда человек борется за власть любым путем, он становится очень опасным для общества. То, что мы сегодня наблюдаем. Но нет такой силы, которая может лишить народ права избирать ту власть, которой он хочет. Я уверен, что выборы будут. Тем более, что в этом вопросе нас поддержало европейское сообщество.
У вас есть прогноз по срокам?
Есть такой европейский термин: "разумный срок". Для Европы этот разумный срок — три месяца. Соответственно, после роспуска парламента в июне выборы должны состояться в октябре.
Беседовал: Константин СТАРЫШ
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме
13 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |