12:01 06.07.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"
Бюджетная политика: между иллюзией и реальностью
На фоне пустых политизированных событий, раздуваемых действующим либерально-демократическим правительством до международных скандалов, проходят не замеченными процессы, которые имеют самое непосредственное влияние на жизненные интересы наших граждан и на развитие государства. Я имею в виду процессы в сфере экономики и финансов. И действительно, удивив мир "указами" о "празднике оккупации", "инициативами" по сносу памятников, различными запретами, активизацией кампании румынизации, грызней и хаосом в государственной политике, представителям власти удалось частично отвлечь внимание общественности от серьезных социальных проблем и от манипуляций с государственным бюджетом. Они продолжают "кормить" население исторической глупостью и "экономическим ростом" на бумаге.
На минувшей неделе парламент внес поправки в Закон о государственном бюджете на 2010 год, разработанные правительством Республики Молдова. В результате закон пополнился положениями, которые демонстрируют очевидные провалы в управлении государственными средствами. К сожалению, эти изменения госбюджета практически не обсуждаются публично - общественность занята демагогией и популизмом, принимая в качестве объектов для дискуссий виртуальные проблемы, изобретаемые Гимпу и компанией.
Поэтому тем более важно открыто обсуждать этот закон. В комментариях, которые приведены ниже, я объясню свою точку зрения на ректификацию бюджета на 2010 год и распределение бюджетных ресурсов в результате этой коррекции.
Из информационной записки, предложенной правительством, следует, что в качестве предварительного условия для изменения Закона о госбюджете на 2010 год является улучшение макроэкономических показателей в первом квартале 2010 года. Таким образом, "согласно статистическим данным, в январе-марте ВВП в номинальном выражении составил 14498 млн леев. Темпы роста экономики составили 4,7 процента по сравнению с 2009 годом. В первые четыре месяца 2010 года по сравнению с 2009-м индекс экспорта составил 111,2%, импорта - 106,1%, промышленного производства - 105,5%, объема розничных продаж - 107,8%, услуг населению - 107,9%. Индекс потребительских цен в мае 2010 года по сравнению с маем 2009 года составил 107,9% ".
Таким образом, правительство считает, что в 2010 году экономический рост будет выше, чем ожидалось в период разработки бюджета на 2010 год. Правительство также прогнозирует, что повышение доходов будет достигаться в первую очередь за счет улучшения администрирования налогов путем расширения налоговой базы и сокращения уровня налоговых махинаций.
Поэтому правительство выступило с предложением внести поправки в бюджет на 2010 год, которые включают: - увеличение доходов на 1012 млн леев
- увеличение расходов на 263,7 млн леев
- сокращение дефицита на 748,7 млн леев.
Корректировка бюджета в сторону увеличения, конечно, является положительным моментом, но важно ясно представлять себе источники увеличения доходов, уровень качества экономического роста и степень эффективности использования дополнительных финансовых ресурсов.
Далее я буду ссылаться на некоторые аспекты поправок, предложенных правительством, которые заслуживают особого внимания.
Увеличение доходов государственного бюджета предусматривается за счет: o подоходного налога на предпринимательскую деятельность (за счет распределения дивидендов и налога, удержанного у источника выплаты) на 94,7 млн леев.
• НДС на импорт товаров (с учетом роста внутреннего спроса, основанного на импорте) на 425,6 млн леев. o акцизов (на виноматериалы, водку, коньяки и другие спиртные напитки, табачные, ювелирные изделия и др. товары) на 45,6 млн леев.
• налогов на внешнюю торговлю и внешние операции на 81 млн леев.
• дивидендов с доли участия государства в акционерных обществах на 55,6 млн леев.
• чистой прибыли НБМ (по итогам деятельности в 2009 году) на 336,6 млн леев.
• сокращения сумм НДС, подлежащих возмещению на 61,3 млн леев.
• других доходов на 47 млн леев.
Тем не менее, по оценкам правительства, в течение года не будут собраны в планируемом объеме:
• НДС на товары и услуги, произведенные на территории республики 155,9 млн леев.
• акцизы на автомобили 72 млн леев.
• плата в фонд возрождения виноделия 26 млн леев.
• прочие доходы 4,7 млн леев.
• Гранты (за счет колебания обменного курса национальной валюты) 12 млн леев
Заслуживает внимания и способ распределения дополнительных доходов. Обратите внимание, что правительство предлагает увеличить расходы лишь на 263,7 млн леев, а 748,7 млн должны быть направлены на сокращение дефицита бюджета, из которых 490,6 млн леев останется в качестве остатков средств на счетах.
На мой взгляд, пересмотр бюджета, начатый правительством Филата, содержат много недостатков и скрытых проблем, таких как:
1) первоначальное планирование государственного бюджета было предвзятым, некорректным, сильно политизированным, зависимым от необоснованной истерии "тяжелого наследия", которое якобы получило правительство Филата от правительства Гречаной. Кроме того, планирование более чем скромных доходов было осуществлено в целях обеспечения на случай сбоев в поступлении налогов;
2) утверждения правительства о том, что увеличение доходов достигается в первую очередь за счет улучшения налогового администрирования, путем расширения налоговой базы и сокращения налоговых махинаций, являются противоречивыми и ошибочными. Иначе как тогда можно объяснить, что в условиях ожидания роста ВВП на 2,5% внутренние поступления НДС уже сократились по сравнению с предыдущим годом на 51 млн леев, и предлагается сократить годовые доходы на 155,9 млн леев?
3) на фоне увеличения объема экспорта на 11,2%, не ясны мотивы сокращения ожидаемых сумм возмещения НДС из бюджета на 61 млн леев, и правительство не дает какого-либо логичного объяснения этому предложению;
4) увеличение доходов госбюджета происходит, по большей части, за счет искусственной девальвации национальной валюты, проведенной в декабре 2009 года, что способствовало росту поступлений НДС на импорт, налогов на внешнюю торговлю и чистой прибыли Национального банка за 2009 год. Отмечу, что эти "успехи" были достигнуты исключительно за счет обнищания населения страны, вследствие снижения покупательной способности в результате девальвации национальной валюты;
5) контрабанда сигарет в страны Европейского союза только растет, и власти не могут или не хотят бороться с этим явлением. И как в этом случае можно объяснить увеличение на 26 млн леев (из общей суммы в 45,6 млн леев) поступлений в бюджет, ожидаемых от акцизов на табачные изделия как местного производства, так и импорта, или у нас стали больше курить?
6) увеличение бюджетных доходов за счет дивидендов на долю государства в акционерных обществах приводит к созданию большого количества экономических схем, декапитализации, тормозит развитие предприятий с государственной долей собственности и снижает их конкурентоспособность на рынке (в частности, это относится к АО "Молдтелеком");
7) таким образом, утвержденный парламентом способ распределения дополнительных доходов (резервирование в 490 млн леев) в первую очередь связан с защитой интересов Международного валютного фонда и других иностранных кредиторов, а не способствует решению актуальных проблем национальной экономики. Направление в результате пересмотра бюджета только 12 млн леев на капиталовложения и только 29 млн леев по разделу сельского хозяйства - более красноречиво свидетельствует об этом, чем любые комментарии.
Подводя итоги сказанному, позволю себе сделать следующие выводы:
- экономическая политика, проводимая предыдущим правительством (стабильность валюты, низкий уровень задолженности страны, устойчивая банковская система, сбалансированный бюджет, экономические реформы и т.д..), смягчила влияние глобального экономического кризиса на Республику Молдова, снизила восприимчивость национальной экономики к внешним потрясениям и позволила сохранить благоприятные макроэкономические условия для экономического оживления в посткризисный период;
- нулевая ставка налога на нераспределенную прибыль доказывает свою эффективность. Для поддержки тенденции восстановления национальной экономики после кризиса и для сохранения привлекательности Молдовы для инвесторов, существующий способ налогообложения доходов предприятий должен сохраняться в течение следующего бюджетного периода - по крайней мере, до тех пор, пока не преодолены последствия кризиса;
- срочно необходимо повысить качество и эффективность налогового и таможенного администрирования;
- Предложение правительства зарезервировать 490 млн леев дополнительных поступлений, для того чтобы обеспечить доступные средства на счетах, не будет стимулировать экономический рост. Было бы более эффективно распределить эти средства на инвестиции в инфраструктуру (дороги) - 150 млн леев, на субсидии сельскому хозяйству - 140 млн леев, на выплату части внутреннего государственного долга - 200 млн леев. Такое распределение стимулировало бы оживление экономики за счет создания объема работы для экономических агентов в области строительства, ремонта дорог, производства строительных материалов, поддержки первичного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, увеличения ликвидности банков для роста кредитования, что также будет стимулировать сокращение процентов по кредитам.
Однако, не исключено, что и на этот раз критика, рекомендации и советы оппозиции будут проигнорированы правительством. Очевидно, что когда речь идет о коммунистах, власти предпочитают видеть просчеты, но игнорировать здравые предложения и позитивные результаты. Поэтому я рассчитываю на граждан и лидеров общественного мнения, которые с помощью проведенного анализа могут создать более полное и корректное представление о процессах в политической жизни и экономике Молдовы, для того чтобы легче различать создаваемые правительством иллюзии и реальность.
Игорь ДОДОН,депутат парламента РМ от ПКРМ
www.dodon.md
Источник: Партия Коммунистов Молдовы
Обсудить новость на Форуме