12:30 24.06.2010 | Все новости раздела "Единая Молдова"
Владимир Цуркан: «Соблюдение прав нацменьшинств в Молдове пока больше похоже на формальность»
Незнание госязыка – не вина, а проблема человека, причем проблема, созданная государством
В прошлую пятницу, несмотря на наличие предварительных договоренностей, парламентарии Альянса «За Европейскую интеграцию» отказались рассмотреть законодательную инициативу о внесении изменений в статью 79 Кодекса о выборах, представленную депутатом от партии Moldova Unita-Единая Молдова Людмилой Бельченковой. Поправки касаются прав этнических меньшинств. По мнению авторов, они открывают для людей некоренной национальности больше возможностей реализовать себя, участвуя в социально-политической жизни страны. «Мы считаем, что для обеспечения справедливого представительства этнических меньшинств во власти необходимо создать законодательные гарантии, - отмечает председатель партии Владимир Цуркан. – Правящий Альянс пока не разделяет этой точки зрения. Тем не менее, изменения все равно начнутся. Пока – на базе нашей партии, а со временем, уверен, они затронут все общество».
Возродить доверие
- Для чего нужно принятие такого закона? Теоретически, вопросы представительства во власти людей разной этнической принадлежности должны регулироваться автоматически.
- К сожалению, этого не происходит. Когда-то, еще до разрушения СССР, были установлены четкие критерии отбора тех, кто будет управлять государством. Может быть, эти критерии были излишне формализованы, но они обеспечивали представительство во власти в том числе всех этнических групп.
Сегодня тоже существует конституционный принцип, провозглашающий, что каждый имеет право на участие в управлении государством – независимо от пола, вероисповедания или этнической принадлежности. На деле это положение не работает – вы сами видите, каков этнический состав нынешних органов власти. Поэтому, раз этот принцип обеспечен Конституцией, надо создать механизм его исполнения на уровне законов. Нужны гарантии равноправного участия в управлении государственными делами – в нашем случае в парламенте – как представителей коренной нации, молдаван, так и представителей других этнических групп.
- Такие нормы действуют где-нибудь еще?
- Это практика 52 стран, в том числе – европейских. Причем в абсолютном большинстве случаев размер квоты прописан даже не для избирательных списков, а для состава избранного законодательного органа, то есть, в парламенте предусмотрены места для представителей нацменьшинств.
Учитывая наличие у нас Приднестровья и АТО Гагауз Ери, в будущем, когда произойдет сближение правого и левого берегов Днестра – а я не сомневаюсь, что это произойдет, - мы будем настаивать на том, чтобы квоты также были предусмотрены для парламента единой Молдовы. В том числе, квоты для представителей Левобережья и Гагаузии. Это будет способствовать восстановлению доверия: когда оно подорвано, нужны гарантии, закрепленные законом. Мы все помним, что происходило в конце 80-х, когда люди боялись говорить, что они – не молдаване, да и молдаване иногда боялись говорить, что они молдаване, а не румыны. Если не создать такие гарантии, мы еще долго будем искать пути для возрождения доверия между людьми, живущими на разных берегах Днестра. Между тем, пока со стороны представителей Альянса «За Европейскую интеграцию» я чувствую тот самый холодок 80-х. И это не способствует сближению берегов, да и всего общества.
Как это работает
- Поэтому вы решили выступить с этим законопроектом.
- Верно. С ним выступила наш депутат Людмила Бельченкова – сама, кстати, принадлежащая к этническому меньшинству. Разумеется, наша партия оказала ей всю необходимую поддержку. Суть проекта проста: в статью Кодекса о выборах, которая регламентирует составление электоральных партийных списков, внести обязательную норму – не менее 20% представителей национальных меньшинств. При этом партии сами решают, на каких местах списков будут находиться кандидаты, это будет зависеть от их знаний и рабочих качеств.
Мы обсуждали проект с гражданским обществом и получили поддержку этнических организаций. Да рядовые граждане понимают необходимость продвижения такой инициативы – причем сейчас я говорю не только и не столько о представителях меньшинств, сколько о молдаванах, ведь наш народ по сути своей очень толерантен.
- Что же в итоге произошло с проектом, почему он не был принят?
- В прошлый четверг АЕИ отказался включать его в повестку дня, хотя мы объясняли, что это необходимо, поскольку утверждаются изменения в Кодекс о выборах, и эту поправку следовало рассмотреть вместе с другими изменениями. В знак протеста депутаты партии Единая Молдова покинули зал заседаний. Так получилось, что наш уход привел к срыву заседания, поскольку в итоге не оказалось кворума, но это не было нашей целью. Просто мы использовали доступную нам и законную форму борьбы за свои убеждения.
На следующий день мы пришли на заседание, и этот проект был включен в повестку дня – следом за изменениями Кодекса о выборах. Поскольку ряд наших предложений по Кодексу не был учтен, мы не проголосовали за этот документ. А потом АЕИ решил не поддержать наш проект.
- До этого вы видели, что есть предпосылки к его принятию?
- Нам готовы были пойти навстречу, хотя проект большого энтузиазма в АЕИ не вызвал. К примеру, нам говорили, что можно внести пункт об обязательном включении представителей меньшинств, но лишь в том случае, если они будут владеть государственным языком. Для нас это неприемлемое условие. Депутат – не обычный госслужащий, которого назначают или снимают указом того или иного чиновника. Это выборная функция, народный избранник. Здесь важнее не язык, а доверие избирателей.
- А на представителей коренной нации будут распространяться требования знать язык?
- Тут вообще возникает множество вопросов, но в любом случае экзамен для депутата по языку - совершенно дискриминационная идея. Конституция гласит, что каждый гражданин может быть избран. После этого незнание языка может стать проблемой для депутата, хотя, Закон «О функционировании языков», в разработке которого, кстати, я участвовал в 1988 году, устанавливает, что документы парламента должны составляться на двух языках - государственном и языке межэтнического общения.
- Почему вы предлагаете установить квоту в 20%?
- По данным переписи населения 20-25% граждан страны относят себя к этническим меньшинствам. При этом представителей нацменьшинств в парламенте – раз-два и обчелся.
К сожалению, столкнувшись с нынешней ситуацией, мы пришли к выводу, что у правящего Альянса нет времени и желания заниматься проблемами нацменьшинств, проживающих на территории РМ.
Незнание языка – не вина, а проблема
- Тем не менее, проблема знания нацменьшинствами госязыка остается. А значит, даже в случае принятия предложенных вами поправок, которые касаются лишь парламента, представители нетитульной нации все равно не будут в соответствующей степени представлены в органах власти. Законодательство четко оговаривает необходимость владения госязыком для служащих, но при этом в стране нет госпрограмм, которые позволили бы его выучить. Я как-то пыталась беседовать на эту тему с министром просвещения Леонидом Бужором, и он заявил, что проблемы не видит, поскольку существуют различные курсы. Однако это – платные частные курсы, стоимость которых далеко не всем по карману.
- Да, это – проблема. В программных документах нашей партии есть положение, требующее, чтобы государство выполнило свои конституционные обязанности и создало условия для изучения госязыка и русского языка. Чтобы мы получили реальное воплощение исторически сложившегося на территории РМ билингвизма. Ведь в том, что часть населения не владеет госязыком, не виноваты ни Россия, ни русские. Поэтому нельзя винить человека в том, что он не знает языка - вместо этого государство должно создать условия, чтобы он мог выучить язык. Пока таких условий нет.
За рубежом человеку, приехавшему на постоянное место жительства из другой страны, предоставят возможность выучить язык, да еще и пособие будут выплачивать в течение времени, которое уйдет на учебу, поскольку это ограничивает в возможности работать. У нас же люди, родившиеся в Молдове, не имеют возможности выучить язык.
Мы намерены решать эту проблему, и даже заложили соответствующие пункты в свою программу. Потому что незнание языка – не вина, а проблема человека, причем проблема, созданная государством, которое с одной стороны, установило требования, причем формально эти требования верны, но с другой стороны, это государство не обеспечило условия, которые позволят не дискриминировать часть населения.
- Для начала своим примером. Мы непременно включим в свой избирательный список не менее 20% представителей нацменьшинств. Причем это – не формальность, речь идет о людях, которые активно участвуют в работе партии. Специально искать их не требуется, они и так сами проявляют себя. Потом, полагаю, за нами подтянутся и другие.
Источник: Единая Молдова
Обсудить новость на Форуме