21:30 31.05.2007 | Все новости раздела "Моя Страна"

Зайнидин Курманов: Невозможность опредеl

 

- Я считаю, это хорошая тенденция: в парламенте начался процесс политической самоидентификации депутатов. Это движение вперед. Ведь прежде, до разгона демонстрантов 19 апреля 2007 года, подобной политической поляризации не было.

 

Действовали ранее созданные депутатские группы, которые были объединены разными интересами, но никак не политическими. Даже по названию той или иной депутатской группы трудно было судить о ее политической ориентации. А парламент все-таки не только государственный, но и политический орган. Поэтому в отличие от других структур данная составляющая здесь играет очень большую роль.

 

Появление в Жогорку Кенеше фракций этих политических клубов непосредственно связано с предстоящими парламентскими выборами 2010 года, во время которых часть народных избранников будет баллотироваться по партийным спискам (пропорциональная система). Сейчас оппозиционные депутаты, по существу, решают весьма сложную задачу. Тем не менее они прилагают усилия, чтобы обозначиться политически.

 

- Насколько это сложно?

 

- Предыдущие выборы в Жогорку Кенеш прошли по мажоритарной системе, то есть без партийной основы. Поэтому отождествлять того или иного депутата с какой-то политической идеологией очень непросто. Тем более такой связи-то и нет. А ведь по логике после парламентских выборов должно стать ясным, каким приоритетам отдаст предпочтение правительство и сам Жогорку Кенеш в ближайшие несколько лет. Потому что на выборах, где представлены партии, избиратели фактически определяют политический курс страны. У нас же в основном голосуют за вождей, лидеров.

 

Сейчас политический курс определить практически невозможно, поскольку парламентские выборы прошли по одномандатным округам. Избиратели отдавали предпочтение не программам кандидатов, а скорее их заслугам, возможностям, обещаниям, в конце концов, самой личности или харизме претендента. Однако с политической точки зрения многие нардепы не идентифицировались. За исключением, наверное, группы депутатов партии «Алга, Кыргызстан!». Но сейчас они не являются едиными, представляя свои собственные интересы.

 

- И все же мы видим, что какие-то партии обозначили себя через депутатов, вошедших во вновь созданные фракции…

 

- Да, и введение пропорциональной или партийной системы выборов даст парламенту возможность позиционироваться именно с политической точки зрения. А избирателю - судить о превосходствах, преимуществах или недостатках той или иной политической силы.

 

А сейчас, когда тот или иной депутат вовлечен в политический процесс, но при этом не имеет определенных приоритетов и ценностей, решить, какова будет политика этого парламента и отношение его к наиболее злободневным, острым сиюминутным или перспективным вопросам, очень непросто. В этом сложность ситуации, понимаете?

 

Вот мы сейчас делим всех депутатов на три группы, поскольку нет возможности определить их политические пристрастия. Один блок – пропрезидентский, другой – оппозиционный и оставшиеся парламентарии - так называемое «болото», то есть люди, которые еще не определились. В одной ситуации они выступают с оппозицией, а в другой - поддерживают президента.

 

Подобный хаос мешает правительству и президенту определять политический курс. К тому же и нашим соседям, и зарубежным донорам, и партнерам очень трудно определить вектор развития.

 

- А как образование фракций в ЖК в связке с будущими парламентскими выборами повлияет на политический курс страны?

 

- Обычно партия, участвующая в выборах, и ее фракция в парламенте связаны тем, что тот или иной человек движется во власть с помощью своей организации. Он проводит ее политику, то есть должна быть обратная связь между ними.

 

Но, к сожалению, сейчас такой системы нет. На сегодня есть депутаты, которые вступают в ту или иную политическую организацию, но подчас они себя ведут не совсем так, как того требуют программа и устав партии. В Кыргызстане сложилась ситуация, когда политики не являются носителями политической идеологии. Депутаты, имидж, поведение, поступки и слова которых соответствуют заявленным политическим программам, - большая редкость.

 

- Общеизвестно, что наши партии просто набирают или привлекают на свою сторону популярных в стране людей, обладающих большим кредитом доверия народа.

 

- Любая партия должна быть заинтересована в победе. Поэтому привлечение авторитетных личностей – один из ее инструментов, в этом ничего плохого нет. Да у нас не так уж и много известных людей. Их гораздо меньше, чем партий. Поэтому последние сейчас борются за те или иные персоналии, обладающие харизмой, способные повести за собой массы, умеющие убеждать, продуктивно работать.

 

- Получается, избирателя в очередной раз будут надувать?

 

- Нет. Конечно, спрос на таких людей будет большой, ведь с их помощью можно прийти к власти. Но, естественно, они не будут подчиняться партийной дисциплине, станут своего рода политическими брендами. Но если такая личность не будет придерживаться основных решений партии, то на следующих выборах организация его не поддержит. Потому что такие игроки никому не нужны.

 

- Какие люди необходимы не партиям, а нам, электорату, Кыргызстану?

 

- Прежде всего надо исходить из наших реалий. В развитых странах любой гражданин понимает, в чем отличие правых от левых. Поэтому они выбирают ту или иную политику. Когда к власти приходят левые, они больше внимания уделяют социальной сфере. А правые обычно такие программы сокращают. Левые – романтики, правые - прагматики. Впрочем, у каждой из этих идеологий есть преимущества, условия и возможности для реализации той или иной политики. А у нас порой сами представители власти не ориентируются в данных вопросах.

 

- И что получается в итоге?

 

- Избиратель, к сожалению, сегодня дезориентирован, он не знает критериев отбора депутатов. Ему трудно оценить деятельность народного избранника. В чем она выражается? В том, сколько законов написал, сколько раз с трибуны выступил или сколько в газете статей опубликовал? А ведь может получиться, что вся его деятельность деструктивна, направлена на развал государства. Где критерии? Парламент, предположим, принимает тысячу законов в год. Что, от этого наша жизнь улучшилась? Избиратель зачастую думает, что если ему забор покрасили или дорогу провели, на этом деятельность депутата заканчивается. Люди, я убедился в этом на собственном опыте, не проводят грани между парламентом и правительством, не видят особенностей и принципиальных различий в их работе. Они не знают, чем должен заниматься кабинет министров, а чем местный кенеш или каковы обязанности местных депутатов и их коллег в парламенте.

 

- Так кто же виноват в том, что люди не знают или не хотят знать таких элементарных вещей?

 

- Отвечая на ваш вопрос, вполне уместно привести в пример коммунистов, которые очень серьезно относились к вопросам агитации и пропаганды. Они пытались объяснить свою политику населению и тем самым создать фундамент адресной поддержки.

 

Вот с этой точки зрения наши власти сильно проигрывают, они вообще не ведут разъяснительную работу среди населения. Я думаю, здесь кроется самая главная ошибка всех семнадцати лет независимости: власти совершенно не объясняют народу, что они делают, зачем и каковы будут последствия от их деяний.

 

Постоянный адрес новости: http://www.24.kg/parliament/2007/05/30/54745.html

 



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме