21:30 31.05.2007 | Все новости раздела "Моя Страна"

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЛОГИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: прошлое, настоящее, перспективы

Авторский коллектив: Доктор исторических наук, профессор З.К.Курманов Кандидат философских наук Р.Т. Тологонов (партия «Ата-Мекен») Рецензенты: Кандидат исторических наук, профессор С.И.Бегалиев Кандидат исторических наук, доцент Т.К. Исманов ISBN Эта книга об истории становления и развития социалистической идеологии в Кыргызстане. Книга одновременно повествует о великой истории кыргызского народа, ранее неизведанных и малоизвестных страницах мировой и национальной истории, героических усилиях кыргызов в борьбе за создание своей государственности, по сохранению своего этноса, языка, исторических и культурных традиций, об их вкладе в развитие мировой цивилизации, достижениях, победах и поражениях кыргызского народа. Книга предназначена для агитаторов и пропагандистов, активистов политических партий социалистической ориентации, историков, политологов, юристов и всех тех, кто интересуется социалистической идеологией. Подобных книг у нас еще не было. Оглавление: 1. Вводное слово…………………………………………………………….4-7 2. Что предшествовало государству?..........................................................8-13 3. Генезис государства с древнейших времен до наших дней…………14-18 4. Кто такие кыргызы? ……………………………………………… ..…19-40 5. Готовы ли кыргызы к восприятию социалистической идеологии? К вопросу поиска национальной идентичности и анализа особенностей кыргызского общества………………………………………………….41-67 6. Развитие социалистической идеологии в условиях Кыргызстана и уроки событий 24 марта 2005 год …………………………68-119 7. Основные ценности социалистической идеологии на современном этапе………………………………………………………………….…120-130 8. Современное партийное строительство в Кыргызстане: общее состояние, цели и задачи…………………………………………….. ……………131-144 9. Заключение……………………………………………………………..145-148 10. Приложение 1, 2. Программа Социалистической партии «Ата-Мекен»……………………… Устав партии……………………………………………………………………… ВВОДНОЕ СЛОВО Уважаемый читатель, пропагандист и агитатор! Эта книга подготовлена группой известных специалистов историков и политологов, которые хорошо знают историю кыргызского народа, его особенности, традиции, обычаи и культурное наследие, современную политическую мысль, ее происхождение и особенности ее преломления в условиях той или иной страны. Перед ними была поставлена конкретная задача – объективно, на научной основе и принципах историзма отразить историю нашего народа сквозь призму развития и распространения в нашей республике социалистической идеологии - ее теории и практики. И, на мой взгляд, они с этой задачей блестяще справились. Книга получилась познавательной, интересной, читабельной и принесет огромное удовольствие всем, кто ее откроет. Она основана на переосмыслении прошлого и новых фактах, многие из которых были неизвестны общественности. И, главное, книга дает блестящий материал для внутренней мотивации человека, зовет к действию, позволяет правильно осмыслить прошлое, определить свое место и роль в современном сложном мире, дать объективную оценку деяний наших выдающихся предков и нашего талантливого народа, некогда вдохнувших в мировую цивилизацию свежую культурную струю, без которого современное человечество не достигло бы нынешних вершин политического, экономического и культурного прогресса. Еще об одной важности этой книги. Она написана о ценностях социалистической идеологии, ее раскрытых и еще пока нераскрытых возможностях в преобразовании человеческого сообщества. Социалистическая идеология сейчас является наиболее жизнеспособной и социально- эффективной. За более, чем столетнее существование обнаружилась высокая жизненная сила ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие идеологии приходили в упадок, социалистическая - усиливала свое влияние в мире. Зарождалась она как левая идеология внутри марксизма. Пластичность ее теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволили ей органично изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Она интегрировала многие достижения политической мысли разных направлений (либерализма, марксизма) и создала идеологию, выражающие интересы широких слоев общества - рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимателей. Данное обстоятельство объясняет повышенный интерес к идеологии социализма во всех странах мира, поскольку она выделяется среди множества течений отсутствием на глобальность и жесткую нормативность. Сейчас партии социалистического и социал-демократического направления повсеместно демонстрируют высокие возможности и успех. На последних парламентских и президентских выборах в абсолютном большинстве стран Латинской Америки социалисты одержали убедительную победу над своими политическими оппонентами. Твердое лидерство с 20-х годов по сегодняшний день социалистам и социал-демократам принадлежит в странах Западной и Восточной Европы. Социалисты Великобритании, Франции, Германии и других стран внесли неоценимый вклад в современное мировое развитие, в улучшении благосостояния жизни своих народов, которое даже во сне не может присниться народам, избравшим другой путь политического развития. Это говорит о верности социалистического учения, о правильности и привлекательности социалистических идеалов, выстраданных в борьбе народов за всеобщую справедливость и равноправие. В это общее дело внес свой существенный вклад и кыргызский народ, бережно сохранивший свои глубокие исторические и культурные традиции, мировоззрение, свою национальную общность, которые тоже были основаны на принципах равенства и справедливости, а следовательно, можно сказать на социалистической основе. В этом смысле социализм как идеология не является исключительно европейским изобретением, достижением европейской мысли. Социализм, как показывает многовековой опыт жизни нашего народа, его внутренняя организация, его культурные ценности, есть плоть от плоти достижение и политической мысли нашего народа, продукт его мировоззрения и образа жизни. Сейчас, когда на весы истории поставлена дальнейшая судьба кыргызского народа, быть ему или не быть, найти свое достойное место в мировом сообществе, сохранится ли он как этнос, как источник нашей государственности, как никогда кыргызскому народу требуется современная идеология, основанная на учете нашей самобытности и достижениях современной человеческой мысли. Нужна идеология, которая бы максимально отражала чаяния и интересы нашего народа, была способна сплачивать людей, аккумулировать и мобилизовывать его политическую энергию на решение важнейших вопросов современного бытия. Идеология, лишенная утопизма, радикализма и других крайностей, которая бы позволила возродить нашу нацию, его духовность, его единство, его самодостаточность, довести жизнь наших граждан до европейских стандартов, сделать ее счастливой, насыщенной и интересной. Идеология развития, которая не позволит опуститься нашему народу, нашему государству, как говорят сейчас, «ниже плинтуса». Идеология, которая позволит прорваться в будущее, которая будет звать каждого из нас, наш народ к действию. Мы считаем, что только социалистическая идеология с учетом наших национальных особенностей, связанных с традиционной (родоплеменной) организацией, способна приблизить нас к заветной цели – превратить Кыргызстан в уважаемое, сытое, просвещенное государство, а ее граждан – в высококлассных конкурентноспособных индивидов, в какой бы части мира они не жил или находились. Не надо ломать попусту копья, бездумно копировать чужой опыт и бороться с нашими традициями, уходящими вглубь веков. Надо научиться использовать накопленный опытом народа потенциал, встроить его в современные идеологические концепции, поставить его на службу общенациональным целям, задачам и программам. Коррупция, мздоимство, преступность, индивидуализм, зависть и ненависть, жажда личного обогащения и власти – все это не наши коренные ценности, они разъедают наше общество, потому что пришли к нам из иного мира, мира классовых обществ. Наши ценности – это коллективизм, взаимопомощь, нравственность, солидарность, умение ценить и схранять традиции, традиции уважения к старости, детства и материнства, равноправие, уважение чужого мнения… Эти ценности и есть социализм с кыргызским лицом, который исповедует наша партия – Социалистическая партия «Ата-Мекен». Почему нам, кыргызам, как воздух нужна объединяющая наш народ идеология, зовущая вперед, зовущая к активному действию? Чтобы избавиться от нашей ставшей хронической отсталости, чтобы избавить наш народ от комплекса неполноценности, активно насаждаемой с царских времен, вселить в сердца и умы наших людей уверенность в собственных силах и построить новую конкурентноспособную страну - Кыргызстан, воспитать уверенного в себе конкурентноспособного гражданина. Скажу как политик почти с 20-летним стажем, что идеология нам нужна как духовное основание нашей политики, т.к. своевременно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики. Политика и идеология тесно связаны между собой – политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. А в совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей. Идеология нам необходима, чтобы кыргызстанцы поднялись до осознания себя как народа, для уяснения своего места и роли в истории своего региона и человечества в целом. Идеология позволит нам рационализировать наш внутренний и внешний мир и жизнь, чтобы каждый наш гражданин смог найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Мы сейчас переживаем идеологический кризис, который мешает возрождению нашего народа. А любое возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения новой системы ценностей, которая не должна противоречить существовавшим ценностям. Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимодействия и взаимосвязи теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формируется и должна формироваться с учетом определенных ценностей, в которых концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, групп, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики. Взаимодействуя, но не подменяя друг друга, политика и идеология способны разрешать назревшие проблемы. Идеология теоретически обосновывает политические решения и действия и доводит их до масс с помощью идеологической пропаганды. В этой книге предпринята попытка ответить на все злободневные вопросы нашей сегодняшней жизни, истории нашего народа сквозь призму национальных особенностей кыргызского этноса и социалистической идеологии и ее ценностей. Она затрагивает узловые проблемы мировоззрения кыргызов, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий в прошлом и настоящем, а также обосновывает наши притязания на власть и ее использование, предусматривает стратегию и программу наших действий. Наша идеология социализма с кыргызской спецификой направлена на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а также выражает стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене политической элиты и к политической модернизации. Если сказать обобщенно, то настоящая книга представляет собой совокупность систематизированных идей, взглядов и представлений социалистической партии «Ата-Мекен», содержащую осмысление истории нашего народа, его политической жизни, защищающие его интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее. Уважаемый читатель! Я убежден, что данная книга не оставит тебя равнодушной и ты передашь полученные знания о своем народе, о своей истории, о том, что нам, нашему народу сейчас прежде всего необходимо и как надо действовать, своим ближним и родным, сделаешь эти знания и наши политические цели и их коренным достоянием. Дерзайте и в добрый путь. Председатель Социалистической партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев Раздел I. ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ГОСУДАРСТВУ? Мы социалисты, выступаем за государственное регулирование экономикой и общественной жизни Кыргызстана. Но, чтобы определить степень допустимого вмешательства государства, мы должны знать, что такое государство, как оно возникло, какие общественно-полезные функции выполняло, какие этапы прошло в результате своего генезиса и развития человечества. Социалистическая идеология в Кыргызстане, как умонастроение, как первая школа политической мысли и практики опирается не только на общеевропейские, но и на глубокие исторические традиции и чаяния кыргызского народа История человечества насчитывает около 6 миллионов лет. Такой датой оцениваются древние останки первого человекообразного существа, найденные на африканском континенте. Первобытные люди жили стадами и мало, чем отличались от животных. Люди общались между собой с помощью мимики, жестов и нечленораздельных звуков. 200 тыс. лет тому назад люди впервые научились произносить отдельные слова. Появилась речь, очень простая и примитивная, появился разговорный язык, который со временем все больше и больше усложнялся. Вместе с этим начала появляться культура. С этого момента люди стали плохо понимать чужих людей - представителей других общин, родов, племен, народов. Появились различия между разными общинами, появились этносы и народы. 40 тысяч лет тому назад в мире доминировали неандертальцы, одна из тупиковых ветвей человеческого генезиса. Внешне они очень отличались от нынешних людей. У них был крупный подбородок, низкий лоб, мощные надбровные дуги, крупные зубы и др. Неандертальцы владели каменными орудиями, жили общинами, носили одежду из шкур животных, жили в каменных пещерах и шалашах. Но 10-15 тысяч лет назад они либо вымерли, либо были истреблены кроманьонцами – людьми нового вида «хомо сапиенсам», которые являются прямыми предками современных людей. Эти люди обладали современной внешностью и жили общинами. В своей эволюции древние люди прошли две большие по времени стадии общественного развития – матриархат и патриархат. Патриархат по времени значительно уступает матриархату и начал развиваться с того времени, когда в результате научно-технического и культурного прогресса, начали появляться такие отрасли ведения хозяйства, которые требовали больших физических усилий. С появлением земледелия и скотоводства, применением бронзы и железа, усилением позиций мужчины как основного добытчика, появлением семьи или его некоторого подобия, матриархат начинает постепенно уступать свое первоначальное место и роль. Первобытные люди сначала жили в горах и лесах, а там в пещерах и шалашах. На открытой местности в степи жить было опасно. Люди могли стать легкой добычей хищного зверя. Поэтому освоение степей и долин началось позже, когда люди научились создавать прочные орудия труда и прочное оружие. Сначала орудия труда и оружие изготавливались из камня. Много тысячелетий спустя люди научились лить бронзу и потом железо. Открытие бронзы сделало огромный шаг в эволюционном развитии человека. С помощью каменного топора нельзя было срубить дерево, с помощью бронзового – можно. С этого момента люди стали строить жилище – деревянные дома, срубы. Люди вышли из гор и лесов и стали осваивать долины и степи. Люди стали разводить коней, т.к. с их помощью можно было быстро и далеко передвигаться. Когда они жили в горах и лесах надобности в конях не было. Поэтому в быстром освоении планеты, заселении ее первобытными людьми большую роль сыграли лошади. Первое государство в мире появилось 6-7 тысяч лет назад и называлось оно Египетским царством. Вслед за ними образовались государства в Китае, Индии, у некоторых других народов Востока (ассирийцев, хеттов, вавилонян, армян, бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, лидийцев, мидийцев и др.), у древних греков (эллинов) и римлян (латинян и италиков) в Европе. В Кыргызстане в это время жили племена саков или среднеазиатских скифов, которые создали мощный межплеменной союз. Древнегреческий ученый и историк Геродот, живший в 6 в. до н.э. писал, что скифы пришли с востока. Современные ученые предполагают, что родиной скифов был Алтай, а сами скифы были прототюрками, т.е. предками тюрков и говорили на тюркском наречии. Скифы были отдельным осколком великого тюркского этноса, который откололся от основного ядра по причине религиозного раскола на стыке эпохи бронзы и железа. Более того, большинство современных исследователей, и в первую очередь сами японские ученые-историки, признают японцев родственными тюркскому этносу. Эти выводы они сделали изучая их языки, отличающийся многими общими чертами - агглютинацией и сингармонизмом, общие верования, религиозные культы, предметы материальной культуры, в т.ч. и особенности строения музыкальных инструментов Скифы знали только бронзу, а тюрки первыми в мире научились осваивать железо. Железный меч мог спокойно перерубить бронзовое оружие. Поэтому тюрки впоследствии стали могущественными в военном отношении и завоевали огромные пространства от Адриатического моря в Европе до Тихого океана в Азии. А в переводе с китайского, которые покорились тюркам и платили им дань, слово «тюрк» означал «крепкий», «очень сильный». О большой общности между скифами и тюрками свидетельствуют и предметы материальной культуры, «звериный стиль» украшений, носили штаны (все народы в то время носили платье), внешнее биологическое описание - «русоволосые, высокие, белолицые и голубоглазые», другие археологические данные и исследования. До образования первого государства все люди жили общинами, управлялись своими вождями, которые регулярно выбирались на своих сельских сходах (народных собраниях). Небольшие общины объединялись в рода, а рода – в племена. Объединяясь племена создавали народы. Но не все племена смогли стать народами. Избранные вожди не могли передавать власть по наследству и были подотчетны перед народным собранием, которые состояли из свободных общинников. Экономической основой такого строя являлась общинная собственность на средства производства – землю, скот, орудия труда. В политическом смысле это было общинное самоуправление, во главе которого стояло народное собрание (сельские сходки, курултаи и т.п.). Такой строй был присущ первобытно-общинной эпохе. Крупнейший теоретик социализма К.Маркс в истории человечества выделял пять общественно-экономических формаций – и «первобытно-общинный строй» он определял как самый первый. Этот строй он называл «первобытно-общинным коммунизмом» и в нем он увидел праобраз будущего человечества без частной собственности, без эксплуатации и без государства, разработав на основе этого учение о «коммунизме» и «коммунистическом самоуправлении». Первобытный строй навеял ему иллюзию справедливого общества и стал огромной питательной средой для идей социализма и его отдельных разновидностей. Чем же был еще характерен первобытный общественный строй? Уровень развития производительных сил был крайне низок. Самостоятельно человек не мог выжить, найти пропитание, совладать с природой, защитить себя от враждебного окружения, диких животных. Это обязывало людей быть вместе, сообща вести общее хозяйство, которое заключалось в собирательстве, охоте и рыболовстве. Первые общины по своему составу были кровнородственными, т.е. были сообществами людей, где жили и трудились близкие родственники. В результате эволюции, миграционных и переселенческих процессов, освоения новых территорий, завоевательных походов и т.п., кровнородственные общины уступили место соседским общинам, где людей уже не связывали кровнородственные узы. У кыргызов сейчас тоже идут такие процессы, но сердцевиной кыргызской общины были и продолжают оставаться родственники. Этим объясняется нынешнее оживление феномена трайбализма и родоплеменных отношений. Свободные общинники регулярно собирались на свои сельские сходки (народные собрания), чтобы обсудить наиглавнейшие вопросы, связанные с избранием своих вождей, совета старейшин, решением вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизни соплеменников, отражением агрессии, заключением мира с соседними родами и племенами, хозяйственной жизнью общины, рода или племени, спорами внутри общинников или между общинами, для отправления религиозных и иных празднеств. Законов в это время не было, как не было и письменности. В это время люди руководствовались обычаями и традициями, т.е. бесписьменным правом. Эти правила передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Носителями обычаев и традиций, исторической памятью общины являлись старейшины, аксакалы, служители религиозных культов. Все дела и вопросы решались на основании обычного права – «адата». Он и был главным «законом» для всех общинников от вождя до простого пастуха или земледельца. Источником «власти» в первобытную эпоху были свободные люди-общинники. Община была родиной первобытного человека и ее интересы стояли выше интересов ее членов, ибо в одиночку люди не могли выжить в борьбе за выживание, с природными стихиями и хищными зверями. Членами народного собрания могли стать только свободные общинники, достигшие соответствующего возраста, прошедшие специальный «обряд посвящения», способные носить оружие и защищать своих соплеменников. В первобытном обществе не было семьи в нынешнем понимании этого слова. Брак между мужчинами и женщинами носил характер промискуитета (системы беспорядочных половых отношений) или полигамии (многоженства или многомужества). Женщины в эпоху матриархата занимали доминирующие позиции, т.к. в условиях безбрачия или многобрачия, отсутствия личной семьи невозможно было определить отца ребенка. Поэтому генеалогия человека исчислялась по женской линии. Женщины нередко выбирались предводителями общин, родов и племен, занимались домашним хозяйством и являлись хранителями домашнего очага. Хотя у некоторых племен и родов сохранялись институты матриархата, у других народов женщины, дети, военнопленные, иностранцы не могли участвовать в работе народного собрания, принимать решения и быть избранными на руководящие посты. У некоторых воинственных африканских племен, в частности зулусов, до сих пор сохранился обычай. При достижении определенного возраста, мальчик должен с копьем уйти в саванну и убить льва. Если он справлялся с этой задачей, то становился полноправным мужчиной и полноправным членом своей общины. Поскольку в то время личная сила, отвага и мужество играли немалую роль, наиболее сильные и опытные члены рода могли претендовать на то, чтобы их могли избрать родовым вождем. Родовой вождь являлся военным предводителем и осуществлял исполнительно-распорядительные функции. Совет старейшин выполнял «законодательные» и судебные функции, толковал обычаи, применяли и дополняли их новыми морально-правовыми нормами. Между народными собраниями вождь вплотную работал с советом старейшин, который контролировал деятельность родового вождя и помогал ему в управлении своими консультациями и советами. При родовом строе не было государственного аппарата, чиновничества как класса, таких институтов, как регулярная армия, полиция, суды, налоги и т.п. Не было никаких социальных групп, никаких классов, управляющих и управляемых, богатых и бедных. Функцию защиты и безопасности выполняли народная дружина. За свою работу вождь, члены совета старейшин и другие «чиновники» не получали регулярной зарплаты. Военная добыча, урожай, результаты производственной деятельности распределялась поровну между общинниками и членами их семей. Регулярная выплата за работу в виде денег и иного вознаграждения появилась потом, когда образовалось государство. Большую жизнь в родовом обществе играли религиозные верования и служители религиозного культа – шаманы, ибо люди были бессильны перед природной стихией и не могли объяснить многие вещи, происходящие в их жизни. Институты общинного самоуправления и выборные руководители несли ответственность за все, что происходило в жизни общины – за достаток на столах, за поведение общинников и их правонарушения, за голод, войны, мир и счастье. За все… Женитьба, похороны, празднества не были уделом отдельных людей, отдельных семей, это было событием для всех общинников, в которых они принимали самое активное участие. Часть этих функций – социальной защиты, обеспечения безопасности, организации общественных работ в общих интересах, распределение богатств и добычи и т.п., взятых на себя общиной (патернализм) впоследствии отойдут к полномочиям созданного человеком государства. Так начиналась социалистическая идея, берущая начало в самой глубокой древности Распад общинного строя начался с развития производительных сил. Появились новые виды хозяйствования, как земледелие и скотоводства. У людей появились достаток и избытки продуктов. Военнопленных перестали убивать или съедать, а стали заставлять работать на себя. Среди людей стали появляться элементы социального неравенства. Люди, у которых появились новые экономические возможности, старались закрепить свое лидирующее положение в обществе. Все реже стали проводиться народные собрания. Избранные вожди стали подумывать о том, как сохранить свою власть, сделать свою должность не выборной, а передавать ее по наследству. В этом им помогали дружинники, которые образовали новую привилегированную касту людей. Дружинники получали лучшую долю военной добычи, стали быстро богатеть. Они составили военную опору первым узурпаторам власти. Совет старейшин стал играть все меньшую роль в общественной жизни рода, племени. Из органа реального управления они постепенно превратились в совещательный орган при вожде общины. Религиозные культы тоже были приласканы, подкуплены и поставлены на службу властным устремлениям родовых вождей, ставшими носителями княжеских титулов. Религия в свою очередь обосновала теорию божественного происхождения власти. Народ перестал быть источником власти. Ее источником стал Бог, а монарх был провозглашен религиозными служителями божьим наместником на земле. Отныне власть князя (короля, фараона, падишаха) становилась освященной именем Бога. Богом, который знал и видел все. Богом, от которого ничего нельзя было скрыть. Богом, который был для всех хозяином и судьей. Бог, который являлся носителем высшей справедливости – Божьего Суда, и которого никто не избежит – ни царь, ни раб Простолюдин, как прежде, уже не имел права претендовать на власть, поднимать руку на князя или членов его семьи. Такое мог себе позволить только равный по положению в общественной иерархии. Английский народ впоследствии жестоко отомстил убийце английского короля Карла I, обезглавленного по приказу революционного режима во главе с лордом Оливером Кромвелем. После смерти диктатора Кромвеля, его тело было извлечено из земли, обезглавлено и всем в назидание повешено на городских воротах, а Англия вновь стала монархией (но уже конституционной), прекратив свое кратковременное 14-летнее существование как республика. Поскольку прежняя английская династия не оставила наследников, на королевский трон был приглашен голландский герцог Вильгельм Оранский, положивший начало новой британской династии. И примеров такого рода в истории немало. Генезис родоплеменного строя в конечном счете подвел человечество к созданию государства, как инструмента общественного принуждения и организации общества. Раздел II. ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ Первые государства, независимо от того, на каком континенте они возникли, имели монархическое устройство. И так продолжалось довольно длительное время, примерно несколько тысяч лет, когда возникла афинская демократия и первая в мире республика, где не было монархии. Но об этом попозже. Первые государства называют восточными деспотиями, потому что монарх (царь, император, фараон, падишах, король и т.д.) имел неограниченные, абсолютные властные полномочия. Это означало, что в руках монарха была сосредоточена вся исполнительная, законодательная, судебная, военная, а нередко и религиозная власть. Например, император Японии одновременно является главой синтоистской церкви, а английский монарх – англиканской церкви. Светское правление, считалось, было установлено Богом для поддержания порядка, поэтому выступление против властей было равносильно выступлению против Бога Интересы государства, которого олицетворял собой монарх, в восточных деспотиях стояли выше интересов человека Известно, очень популярное и вместе с тем очень точное определение монархического государства, сделанное французским королем Людовиком ХIY: «Государство – это я». Государство считалось необходимым для защиты индивидов от взаимной агрессии. Для этого государь создает и устанавливает законы. Они не являются абсолютными и всеобщими, но всецело определяются монархом. Для этого государству необходима сильная власть, которая выражается в законах, данных подданным без их на то согласия. Законы, однако, должны согласовываться со справедливостью, законами природы и божьими законами. Без этого верховная власть, считалось, превращается в тиранию. Монарх стоял выше закона и ни перед кем не был подотчетен. Таким образом, он не был встроен в систему законодательства. Власть монарха передавалась по наследству. Он также являлся единственным собственником земли и всех остальных богатств. Монарх был хозяином всех человеческих судеб и жизней. За службу монарху он наделял своих чиновников и дружинников собственностью – землей, рабами, богатством. Если чиновник, дружинник переставали служить монарху, то он был вправе отнять у него все. Поэтому служба монарху, государству было прямой обязанностью правящей элиты (дворянства, аристократии) и передавалась из поколения в поколение. В государстве появилась бюрократия, которая за свою службу в государственных органах регулярно получала заработную плату. Появились деньги, введены налоги, писались законы, которые регулировали все общественные отношения. Обычаи отошли на заднее место. Государство учредило постоянно действующие институты и органы – армию, полицию, суды. Во всех государствах было учреждено, как минимум 4-х самых важных министерства – военное, финансов, общественных работ, управления. Важной составляющей частью деятельности государства стала организация крупных общественных работ – рытье ирригационных каналов, водохранилищ, строительство дорог, крепостей и крепостных сооружений, пирамид, городов и т.д. Государство мобилизовывало на эти нужды огромные группы населения – от свободных общинников до рабов. Народные собрания в эпоху государства перестали играть свою первоначальную роль, их стали поначалу реже созывать, а затем и вообще прекратили эту практику. Если собрания и созывались, то либо играли бутафорскую роль при монархе, либо, если монарха не было, то решали вопрос о престолонаследии. Так, например, на Общерусском соборе в 1612 г после нескольких лет безвластия, прозванной «великой смутой», на русский престол был посажен князь Михаил Романов, основатель русской династии Романовых. Советы старейшин (Боярская дума в России, или Королевский совет во Франции и др.) перестали быть законодательным и контролирующим органом и стали играть при монархе совещательную роль. Исполнительные функции монаршей власти нередко возлагалась на плечи главного царедворца – главного министра (визиря) или председателя правительства. Суд отправлял правосудие от имени монарха, который мог отменить любое судебное решение, не говоря уже о собственных указах или законах. И так продолжалось несколько тысячелетий, пока в 5-4 веке до н.э. не произошел прорыв в античной Греции. Именно в это время в античных Афинах на смену восточной деспотии пришла новая форма управления – древнегреческая рабовладельческая республика В Афинах, Фивах и ряде других древнегреческих городов-полисов на смену монархическому режиму пришло республиканское устройство. Экономической основой государства нового типа стала частная собственность на средства производства, и, прежде всего, на землю. Верховная власть в античных городах полисах принадлежала народному собранию. В Афинах этот орган назывался Агорой. Все взрослые граждане-афиняне, достигшие 20 лет, ежегодно собирались на Агору для решения самых важных вопросов общественной и государственной жизни и чтобы сформировать свое народное правительство. Не могли быть участниками народного собрания – женщины, иностранцы, умалишенные, рабы и дети. В период между Агорой высшим органом власти являлся Совет пятисот, который выполнял роль законодательного органа (парламента) и контролировал деятельность исполнительной власти. В Афинах жили представители пяти родов. В совете пятисот за каждым родом закреплялось по 100 мест для своих наиболее опытных и искушенных в политике и искусстве управления членов независимо от численности каждого рода. Исполнительная власть в античных Афинах была сосредоточена в руках Стратега. Он был подотчетен перед Агорой и Советом пятисот и выбирался Агорой на один год. Самым известным стратегом Афин был грек Перикл. Он занимал эту должность почти 15 лет и при нем Афины достигли своего наивысшего военного и культурного расцвета. Но после его смерти мудрые греки рассудили иначе и ввели ограничения для занятия должности стратега. Им теперь мог быть свободный гражданин, но эту должность он мог занимать не более двух сроков, т.е. не более 2-х лет. Таким образом, древние греки решили обезопасить себя от власти тиранов и узурпаторов. Каждый год древние афиняне участвовали в процедуре остракизма (в Римской республике эта процедура называлась «проскрипцией»). Каждый свободный гражданин должен был заполнить глиняную табличку, где он должен был указать имя гражданина, который представлял наивысшую угрозу для системы демократии. После этого, такой человек под страхом смерти изгонялся из Афин. Бережно и умно относились древние греки к собственной свободе, нелегко им далась борьба против власти местных царей, которых они называли тиранами, а систему – тиранией, что в переводе с древнегреческого означало «власть одного». С этого времени понятие «тирания» стало носить нарицательный, негативный оттенок. Еще одно удивительное открытие сделали древние афиняне. Они отделили от Совета пятисот (совета старейшин) Ареопаг, который стал ведать только судебными делами, руководствовался обычаями, и законами и только законами. Впервые законодательная власть была отделена от судебной власти. Впервые в мире четко появились контуры правового государства, системы разделения ветвей власти, появилась система сдержек и противовесов. Это был большой прорыв как в науке, так в праве и в политике. Древний грек Платон размышлял о природе власти и написал несколько трактатов, где он искал истину и справедливость, ставил вопросы о смысле жизни, о власти и формах правления. По Платону, достояние которого сейчас взято на вооружение всеми науками, и, прежде всего, правом и политологией, существовало несколько форм правления, лучшей из которых он считал «аристократию» - власть мудрых. Среди других форм правления он выделял – «демократию» - власть народа, «тимократию» - власть военных, «олигархию» - власть богатых, «охлократию» - власть толпы, «тинократию» - власть знающих. С введением частной собственности на землю в республиканских Афинах впервые появились такие понятия, как права человека, демократия, гражданское право, личная свобода. Человека в республиканских Афинах стали рассматривать в качестве субъекта, наравне с государством. В этом было ее коренное отличие от монархий, где человек был второстепенным субъектом Греческие политики и мудрецы считали государство изобретением человека и рассматривали его как инструмент для удовлетворения интересов и чаяний человека, а не наоборот. Никто не был вправе подвергнуть свободного человека насилию или наказанию не иначе, как только на основании права, закона. В античной философии берут свое начало такие понятия как равноправие, справедливость, понятия неотъемлемости прав человека, неотъемлемости личных прав, неотъемлемости права на жизнь и т.д. На Востоке, как мы уже говорили выше, интересы государства стояли выше интересов человека. Впоследствии античные ценности древних греков были переняты и творчески развиты римлянами, вторыми после греков создавшими республику. Римские философы и юристы фиксировали факт нарастающей индивидуализации человека. Он рассматривался ими как индивид, равный перед общезначимым вечным природным законом. Опираясь на римского философа и политика Цицерона, христианская теология развивает идею естественного права, как абсолютного и общезначимого по отношению к существующим и действующим законам. Народное собрание рассматривало вопросы войны и мира, заключения союза с другими городами и государствами, выслушивали отчеты исполнительной власти, утверждали решения совета пятисот (парламента), принятые в период работы между очередными заседаниями Агоры, рассматривали судебные вопросы и отчет Ареопага, выбирали новые органы и стратега Афин. Расцвет античной цивилизации был связан с раскрепощением человека и появлением личности Правда, здесь сохранилось рабство, угнетение человека человеком. Это касалось главным образом военнопленных и иностранцев. Свободный грек мог попасть в долговую кабалу, либо совершить преступление и мог быть превращен в раба. Рабы – это были полностью зависимые от хозяина люди-вещи, с которыми обращались как с вещами. Их можно было убить, казнить, отнять самое дорогое и понести наказание, как за поломку вещи. У рабов не было семей, детей, собственности. У них вообще ничего не было. Такое рабство называется классическим и получило развитие в древней Греции и Риме. Рухнула система рабства в 4 веке. Вместе с нею погибла и римская цивилизация, античная культура, которую разрушили гунны – народ общетюркского корня, родственный кыргызам. Классическое рабство похоронило и республиканскую форму правления. Над миром нависла новая эпоха – эпоха средневековья и варварского мракобесия в государственном управлении. Достижения античной цивилизации были надолго утрачены и спрятаны в архивах Лишь в 14-15 вв. у общественности вновь просыпается интерес к античной мысли и философии. Философы и мыслители эпохи Возрождения и Ренессанса переосмыслили античное наследие Платона, Зенона, Аристотеля, Цицерона, Тацита и многих других и создали учение о правовом государстве, где вновь вернулись к идеалам республики, свободы человека и построения справедливого государства. Раздел III. КТО ТАКИЕ КЫРГЫЗЫ? Корни кыргызского народа уходят в седую древность, а его история является составной частью мировой истории. И распорядилась она так, что кыргызы, как племя, этнос, народ, начали складываться и формироваться на благодатных землях обширного региона – Центральной Азии, где всегда перекрещивались международные торговые пути, связывающие Европу и Азию, Атлантику и Тихий океан. Предки кыргызов заселили Центральную Азию, Саяны и Алтай около 200 тыс. лет тому назад. Они пришли из Юго-Восточной Азии и дали начало многим народам европейского и азиатского корня. За многовековую свою историю пришлось пережить немало и радостных событий, и суровых испытаний – самим покорять и быть покоренными, превращать врагов в степную пыль и самим неоднократно возрождаться из пепла. Исторические факты и основанные на них исследования свидетельствуют, что формирование кыргызского этноса - длительный и многогранный процесс, тесно связанный с историей формирования многих других племен и народов - скифами, киммерийцами, сарматами, саками, усунями, тюрками, гуннами, монголами, иранцами, эллинами, согдийцами, китайцами, с которыми нашим древним предкам не раз приходилось создавать большие и малые кочевые союзы, государственные образования и объединения. Первые восемь названных народов имеют в своем происхождении очень много общего и когда-то имели общие корни, положившие основы для развития тюркского этноса. Этноним «кыргыз» является одним из древнейших в Центральной Азии. Об этом свидетельствует многочисленные археологические открытия, китайские, греческие, персидские, древнетюркские, уйгурские и арабские письменные источники Первые следы человеческой деятельности на территории Кыргызстана относятся к раннему каменному веку 300-100 тыс. лет тому назад. Около 40 тыс. лет назад на территории современного Кыргызстана уже были поселения древних людей возле оз. Иссык-Куль, которые мастерили каменные и костяные орудия труда. Это были неандертальцы. Сохранилось множество уникальных мест с петрографическими знаками, наскальными рисунками охрой, изображающими людей и животных, небольшие сценки из повседневной жизни. Древние люди в Кыргызстане лили бронзу, добывали и перерабатывали железо, занимались животноводством, разводили коров и лошадей. Широко известный теперь напиток из кобыльего молока – кымыз, ставший национальным напитком кыргызского народа, был впервые получен здесь более 3-х тысячелетий назад. Жили местные племена в эпоху камня, а затем и бронзы кровнородственными общинами. Антропологи установили, что первые жители Кыргызстана были европеоидами и говорили на индоевропейском наречии. На заре человеческой цивилизации, где-то уже в I тыс. до н.э. на территории Кыргызстана жили саки – крупное племенное объединение среднеазиатских скифов. Историки называют их самым таинственным народом в мире, ибо многое о них осталось еще неизвестным. Широко известно другое название саков – массагеты, т.е. «великие геты». Остатки сакской культуры сохранились в виде больших курганных погребений и развалин поселений. Особенно много их в Чуйской долине, котловине оз. Иссык-Куль и Кетмень-Тюбе. Саки были великими мастерами ремесла и оружия. Они прославили все человечество своими выдающимися изделиями из золота, серебра и бронзы, которые из-за изображенных на них видов разных животных получили название «звериного стиля». В зверином стиле, помимо саков (скифов), творили также кыргызы, тюрки и гунны, которые, как считают историки, имеют между собой единый этнический корень. Саки были европеоидами. Многие историки считают, что они говорили на одном из наречий иранского языка. Европеоидами были и предки кыргызов, и сами кыргызы. Однако современный писатель и ученый Мурат Саджи, автор многих известных работ о тюрках, доказывает, что саки были одним из народов общетюркского племени и говорили на тюркском наречии. По свидетельству «отца истории» грека Геродота, скифы пришли в Среднюю Азию с востока. А восточнее скифов были только Алтай и Китай. Но поскольку китайцы по языку и внешности разительно отличались от скифов, то бывшей родиной скифов мог быть только Алтай и Саяны. Об этом свидетельствует и то, что кыргызы, тюрки и скифы в разных источниках и предметах материальной культуры, добытых археологическим путем, характеризуется как люди, имеющие европейскую внешность, что было необычным явлением в огромном регионе, где жили люди с монголоидной внешностью. По языку все еще остается много вопросов, т.к. не сохранились скифские письмена. Есть лишь отдельные догадки, что они говорили на иранском наречии. Однако, прямых письменных доказательств о характере сакской письменности и речи пока не найдено. Зато на территории Кыргызстана и других соседних среднеазиатских государств найдено множество памятников древнетюркской и древнекыргызской письменности – рунические письмена (руны – специально выделанные свитки для письма, изготовленные из бараньей шкуры). Скифы и тюрки одинаково хоронили своих вождей, насыпая над могилами высокие курганы. Вместе с ними они хоронили коней и рабов, оружие и изделия ремесла, домашнюю утварь. Скифские курганы также найдены в Сибири. Существует предание о проклятье скифской царевны, останки которой найдены на территории современной Республики Горный Алтай. Поэтому есть все основания полагать, что скифы были либо прямыми предками кыргызов и являлись частью единого прототюркского этноса, либо кыргызы дали начало и скифам, и народам общетюркского корня Раскол между скифами и прототюрками, по мнению М.Саджи, произошел на почве религиозных расхождений. Прототюрки стали исповедовать веру в единого Небесного бога - Тенгри-хану, тогда как скифы сохранили верность язычеству и многочисленным языческим божествам. Огромен был вклад прототюркских народов в развитие человеческой цивилизации. Они, а значит и кыргызы, изобрели и первыми стали носить штаны, тогда как все остальные народы мира носили платье (греки, римляне, индусы, иранцы и др.). Прототюрки, а значит и кыргызы, изобрели седло, подпругу для седла и стремена, которые усилили устойчивость всадника на лошади, которое произвело целую революцию в боевом и военном искусстве. Прототюрки, а значит и кыргызы, первыми стали выплавлять бронзу и железо и создали бронзовое, а потом и железное оружие и орудия труда, которые были намного прочнее и эффективнее каменных изделий. Прототюрки, а значит и кыргызы, первыми стали строить деревянные и кирпичные дома. Они же первыми изобрели колесо, повозки, когда стали захватывать и осваивать степи. Можно еще долго продолжать перечень великих изобретений, которые сделали наши предки и какой они внесли вклад в развитие человеческой цивилизации. Родственники кыргызов - саки были великим народом с великой историей. В V в. до н.э. сакская царица Томирис нанесла сокрушительное поражение 200 тыс. армии Кира II Великого, основателя могущественной Ахеменидской державы, которая покорила всю Азию. А сам Кир, которого в древности почитали как самого выдающегося и непобедимого полководца, в той битве погиб от руки сакского воина. В битве со скифами Причерноморья столетие спустя погибла еще одна мощная персидская армия внука Кира, талантливого полководца Дария I Гистаспа Почему завоевателей встретила царица, а не царь? Дело в том, что в сакской культуре были очень сильны традиции матриархата. В 19 веке вторжение русских войск в Среднюю Азию встретила также «алайская» царица кыргызских кровей - Курманджан-датка. А в III в. до н.э. на реке Сыр-Дарья саки остановили нашествие войск Александра Македонского, страстного почитателя военных подвигов Кира. Исторические предания свидетельствуют, что политической или военной целесообразности в битве с саками не было. Не было смысла идти дальше в голые и малолюдные степи. Но Александр как знаток военной истории и ученик знаменитого Аристотеля знал, что от их рук пал его кумир, а потому решил испытать себя. Но после отчаянного и гибельного сражения с сакской конницей царь Александр, покоривший к тому времени уже почти всю Азию, решил себя больше не искушать и повернул свою армию в Индию. На личном примере он убедился, что саки были самыми искусными и отважными воинами Азии, и победителями выходили заслуженно. В четырех греко-персидских войнах, развязанных империей Ахеменидов, персы неизменно терпели поражения. Но в двух ключевых сухопутных сражениях при Марафоне и Платеях, в том месте, где в составе персидской армии была сконцентрирована наемная сакская конница, – знаменитая греческая фаланга потерпела от них сокрушительное поражение. Лишь массовое бегство основной персидской армии заставило саков отступить и обеспечить грекам победу. В составе кыргызского этноса существует весьма распространенное и многочисленное племя, именуемое «саяками». Изучение этого этнонима также дает основание ученым-этнографам утверждать, что генезис кыргызского народа имеет общие корни с сакскими племенами. Этот тезис выглядит более убедительным, если принять во внимание, что в состав кыргызов входят такие рода и племена, самоназвание которых говорит само за себя. Например, «калмаки» (калмыки), «кытаи» (китайцы), «моголдор» (монголы), «кыпчаки» (кипчаки, половцы) и др. Завоевания Александра Великого оставили заметный след в истории Востока. После распада его обширной империи на месте, где обычно доминировали традиционные восточные деспотии, образовались эллинистические государства, ставшими в Азии эпицентрами, форпостами новой, античной цивилизации и культуры. Произошло то, о чем мечтал Александр Великий - соединить Европу и Азию тысячами нитей политического, экономического и культурного сотрудничества и взаимодействия. Однако влияние этой цивилизации на культуру и образ жизни кочевых саков остался более, чем формальным. Во II в. до н.э. саки были разгромлены другим мощным племенным союзом кочевников - усунями. Их тоже называют ираноязычным народом, как и саков, хотя опять таки нет никаких доказательств этого. Государство усуней просуществовало вплоть до IV в. н.э. Они создали раннеклассовое образование с сильными пережитками родовой организации. Усуни занимались преимущественно скотоводством, в меньшей мере земледелием. Имели свои оседлые поселения. Культура усуней во многом была сходна с сакской, но имелось и некоторое сходство с гуннами – первыми прототюркскими племенами. Во главе усуньского государства стоял кунбаг и совет старейшин. Его власть передавалась по наследству. Родовой ставкой кунбага был г. Чигу на восточном берегу оз. Иссык-Куль, основанный еще саками. В стране усуней имело место домашнее рабство. Это была самая мягкая форма рабства, когда рабы были наделены некоторыми правами – иметь семью, детей, были наделены собственностью, работали помощниками и слугами в хозяйстве господина и часто сидели за одним столом и трапезничали со своими хозяевами. Их трудно было порой отличить от членов семьи господ. Впоследствии такая система, получившая у византийцев название «колоната», была взята на вооружение в Восточной Римской империи, названной Византийской империей. Благодаря этому Византия не погибла в 4 в. н.э., как Западная Римская империя, где до конца дней сохранилось классическое рабство, а спустя лишь тысячу лет после этого. В Давани было распространено многоженство и законы левирата. Усуни были воинственным народом и могли выставить войско в 100–180 тыс. всадников. В начале I в.н.э. усуни вступили в союз с Ханьской империей против гуннов и нанесли им сокрушительный удар. Гунны – тоже были мощным народом общетюркского корня. Но эта победа стала и началом конца самого усуньского государства. Победив своих основных соперников гуннов, китайцы почувствовали себя хозяевами положения и стали бесконтрольно вмешиваться во внутренние дела усуньского государства, раздувать среди местной аристократии династийные распри. В конце концов китайский император получил право самостоятельно назначать и снимать кунбагов, жаловать титулы местной знати, свободно распоряжаться вопросами внутренней и внешней политики, что, в конечном счете, и привело сначала к деградации, а затем и к падению усуньского государства. Со II в. до н.э. в Ферганской долине, куда входит и южная часть современного Кыргызстана, существовало государство Давань. В государстве насчитывалось около 70 больших и малых городов. В столице г. Эрши проживало около 300 тыс. жителей. Экономическую основу государства составляло развитое поливное земледелие, ремесло, торговля и коневодство. Страна была известна своими знаменитыми на всю Азию «небесными скакунами». Во главе государства стояла местная царская династия и совет старейшин. Даваньцы, возможно, говорили на одном из восточных диалектов иранского языка. В 101 г. до н.э. Давань была покорена китайцами, которые хотели контролировать Великий шелковый путь, но вскоре вновь обрела независимость. В V в. Фергана вошла в состав государства эфталитов (так китайцы называли гуннов, которые пошли на юг), а в середине VI в. ее подчинили тюрки. Началась эпоха массового господства тюркских племен. Прототюрки также основали великое государство, которое сейчас называется Кушанским. Это была огромная империя со столицей в г.Кашмир. Прославил это государство мудрец и философ хан Эрке (называемый в источниках Канерка), который в 78 г. н.э. сел на престол. Об этом государстве тоже сохранилось мало сведений, но ученые считают, что его тоже создавали тюркские народы и племена. Своего расцвета царство достигла во 2 в. н.э. С этого момента переезды населения с Алтая в Индию и Тибет стали наиболее частными и массовыми. Народ, который дал имя государству Кыргызстан, в древности обитал далеко от его современных границ. Впервые упоминание о народе – носителе этнонима «кыргыз» следует из китайской хроники и относится к 201 г. до н.э. Но это не означает, что нашему народу исполнилось 2200 лет. Это история первого кыргызского государства. А история кыргызских родов и племен уходит в глубокую древность и насчитывает не меньше 4-5 тысяч лет, а может быть и больше. Ведь государственность должна была вызреть в недрах первобытного кыргызского общества. Рода должны были объединиться в племена, а племена объединиться в народ. Народ и только народ был способен создать свое государство А на это требовалось, как это уже говорилось в предыдущих разделах, иногда десятки тысяч лет. В китайской летописи сообщалось, что кыргызы имели свою государственность, называемое «Владение Кыргыз». В китайской транскрипции оно обозначалось, как «Гэгунь» или «Гяньгунь». Ученые считают, что находилось это владение где-то в Западной Монголии, возможно вблизи озера Кыргыз-нур. Это историческое свидетельство дало основание крупнейшему востоковеду академику В.В.Бартольду считать кыргызов одним из самых древних народов Центральной Азии. Кыргызы позже входили в состав великой гуннской империи, основанной Огуз-ханом. Сохраняя известную самостоятельность и политический вес, они активно участвовали в династийных распрях гуннов, сажая на престол своих ставленников. В 99 г. до н.э. правителем владения «Кыргыз» стал плененный гуннами китайский полководец Ли Лин. Спустя девять лет после восхождения на кыргызский престол, он во главе кыргызов в составе гуннской армии нанес тяжелое поражение китайцам. В середине I в. до н.э. часть кыргызов в составе гуннов переселилась в Минусинскую котловину на Алтай и обосновалась здесь. Эти исторические сведения также являются доказательством того, что древние кыргызы создали свое первое государство одновременно с тюркоязычными гуннами и, таким образом, стояли у истоков общетюркской государственности, являясь древнейшими носителями идеи государственности среди ныне здравствующих народов общетюркского корня. Переселившись на Енисей, кыргызы стали играть весьма заметную роль в истории Южной Сибири. Здесь на берегах великой реки предки современных кыргызов создали раннефеодальное государство, возглавляемое народом-правителем – кыргызами, которому были подвластны другие племена. История кыргызов в I-V вв. мало или почти совсем не освещена в письменных источниках. Лишь с помощью археологической науки доподлинно установлено, что на территории Енисея этого периода развивалась своеобразная таштыкская культура, которую сейчас отождествляют с древнекыргызской. В многочисленных памятниках, могильниках и росписях этой культуры ученые обнаружили изображения людей самого разного этнического облика, разных культурных традиций, что вполне соответствует тем сложным этническим процессам, которые в это время происходили на древней енисейской земле. Причине недостаточной освещенности истории кыргызов этого периода в исторических летописях и памятниках этого времени есть еще одно важное объяснение. С I по IY вв. шел процесс великого переселения народов с Алтая в Европу и в глубины Азии – Индию и Иран. Это переселение продолжалось три с лишним века. Часть наших предков тюрков-гуннов начали освоение и заселение пустынных земель к западу от Алтая. На огромном евразийском пространстве они основали государство Дешт-и-Кипчак, во главе которого стоял могущественный царь, который опирался на поддержку первоклассной 500 тыс. армии, состоящей из конницы. Тюркские воины обладали в то время самым лучшим вооружением – тяжелыми 1,5 метровыми луками, легко пробивающими щиты и латы, железными мечами, которые легко перерубали бронзовые мечи, длинными копьями и тяжелой конницей, закованной в броню. На пути своего кочевания они покорили Кавказ, где встретили мощную армию отважных аланов (предков осетин), которые наводили ужас на римлян и персов и нанесли им сокрушительное поражение, от которого они так и не смогли оправиться. В IY в. они наконец достигли границ Римской империи и нанесли им несколько сокрушительных поражений, после чего Рим признал их владычество и стал регулярно выплачивать тюркам дань золотом по 300 кг ежегодно. В это время взошла слава выдающегося тюркского полководца Аттилы, за которым закрепилось прозвище Бич Божий, данное ему римлянами и греками, ставшими к этому времени христианами и знающим о грядущем Божьем наказании. Аттилой сейчас восхищаются все европейские народы, имеющие тюркские корни. Это был поход не дикой орды, племенного сброда, как потом пытались исказить историю тюрков завистливые и униженные «господа мира» - римляне, а организованное передвижение самой лучшей армии в мире, разделенную на 50 дивизий (туменов), которые в свою очередь делились на тысячи, сотни и десятки. Тумены создавались на родо-племенной основе и носили их имена – Бавар, Бургунд, Теринги, Савойя… На своем пути наши предки тюрки несли не столько разрушения, сколько прогресс, диким народам привносили новую культуру, строили города, давали новые названия местностям, которые сохранились до сих пор – Идиль, Дон, Яик, Урал, Дунай (древнегреческое название - Истр), Тула, Тулуза, Алемания (только тюрки так до сих пор называют Германию), Бургундия, Карпаты (греки называли их Сарматскими горами), Балканы, Альпы, Тюрингия, Савойя, Бавария и т.д. За период великого переселения наши предки тюрки основали Саксонию, Баварию, Каталонию, Болгарию, Сербию, Чехию, Хорватию, Польшу, Венгрию, Австрию, Англию, Литву, Латвию (список большой)… Эти страны тоже начались с имени нашего великого предка Аттилы Завоевав всю Европу он окончательно покорил Рим и поставил крест на античной истории. С этого момента началось средневековье. Началась новая тюркская история Европы… Но в Европе об этом предпочитают сейчас не вспоминать. Бывшие тюрки – баварцы, австрийцы, каталонцы, поляки, чехи, словаки… забыли свои общетюркские корни. И здесь необходимо сделать еще одно важное философско-правовое отступление. Древние тюрки, как и родственные им кыргызы, являлись носителями и охранниками культуры, которую можно назвать «традиционной демократией» или по характеристике классика социализма Ф.Энгельса «военной демократией». Отличалась ли она от античной демократии, - вот вопрос, который чаще всего поднимают современные ученые-государствоведы и политологи? Большинство западных политологов считают демократический строй в своих государствах наследием античной демократии, а себя прямыми наследниками, правопреемниками античной цивилизации. Так, например, считает знаменитый английский ученый К.Поппер – создатель концепции открытого общества и учитель Джорджа Сороса. Между тем следует отметить, что греческая демократия поразительно непохожа с демократиями современного западного образца. У нее, наоборот, очень много схожих черт с системой «восточной деспотии», носителями и охранниками которой были и тюрки Политические режимы Запада возникли в ходе антифеодальных и антицерковных революций 17-19 вв. и в современной политической науке именуются «модернизированными либеральными демократиями». Античная демократия – это власть демоса, а демос в Древней Греции не был народом в современном либеральном понимании. Античная демократия означало право участвовать свободным гражданам в управлении государством посредством участия в народных собраниях, а также их выдвижения на государственные посты. Она ограничивала право личной жизни, ограничивала и тщательно регламентировала его законами государства. Участие в политической жизни для древнего грека было обязанностью, отступление от которого наказывалось. Афинянин, не желавший примыкать ни к какой партии, лишался прав гражданства. Гражданин был обязан жениться, ему нельзя было говорить все, что вздумается, непочтительно относиться к богам. Наказание за ослушание следовало неотвратимо. В некоторых греческих полисах гражданам запрещалось даже совершать самоубийство. Таким образом, античное государство обладало большой властью над своими гражданами и статус гражданина античной республики очень сильно напоминал статус подданного восточного деспота. Под словом «демос» в античной Греции понималась община свободных, живущих на одной земле людей, имеющих общее происхождение и общих богов. Патриотизм демоса имел сугубо религиозный, языческий смысл, обязывающий любить и уважать своих богов и своих предков. Член демоса греков являлись носителями общинных, полисных элементов демократии, а не политических и гражданских признаков демократии, как сейчас. В этом смысле народная, традиционная демократия кыргызов ближе к античной демократии, чем к западному ее пониманию. В отличие от античной демократии, либералы Запада утверждают, что вся полнота власти в их странах принадлежит народу или «политической нации». Нация мыслится как совокупность рациональных эгоистов, которые конкурируют между собой в экономике и политике, которые объединены между собой лишь общественным договором на основе случайного совпадения своих выгод. Граждане государства обладают юридическим равенством, невзирая ни на что – откуда они, какими заслугами обладают перед государством, какую религию исповедуют и т.д. Государство рассматривается лишь как «ночной сторож», следящий за выполнением законов и его вмешательство в частную или общественную жизнь сведено до минимума. Государство отделено от религии. Свой особый политический смысл имеет и патриотизм. Граждане могут защищать свое государство, если оно их устраивает, причем не всегда с оружием в руках (право откупа от службы в армии). Не запрещена перемена гражданства (родины), ибо родина для гражданина Запада (космополита по содержанию) носит чисто географический смысл. Такая особенность либерально-западной демократии возникла в связи с тем, что они пришли к ней путем буржуазной Реформации, которая ставила задачу изнутри разрушить традиционную общину. Между тем, антиаристократические и социальные народные революции в странах Востока (Китай, Вьетнам, Япония, Корея, даже Россия) создали в отличие от Запада, традиционно-общинные и авторитарные демократии. Суть их остается здесь незападной, традиционно-демократической. Кыргызы всегда жили в условиях традиционной демократии и 24 марта 2005 г. они боролись за введение и сохранение этой демократии, признаки которой существовали издревле. Поэтому, мы социалисты, считаем, что современная кыргызская демократия должна строиться на основе традиционно-общинной демократии, не разрушающей национальные и нравственные устои общественной жизни нашего народа. Эти устои хорошо сейчас сохранились в недрах кыргызских сельских общин Ядром этих традиций является присущий нашему народу дух коллективизма, принципы круговой поруки, выражающиеся в словах – «один за всех, все за одного». Мы не скрываем, что в этих принципах есть отдельные изъяны, но они не так опасны, как идеи, насаждающие эгоизм и рационализм. О верности наших взглядов свидетельствует и анализ движущих сил 24 марта 2005 г., которая готовилась не политической партией, интеллигенцией, по готовому плану действий, как это было в странах Запада. Революционная инициатива исходила от населения регионов, простых жителей сел и аилов, где не было сильного влияния ни интеллигенции, ни политических партий и движений, однако сильным был дух народной демократии. Следовательно, будущее нашей страны в усилении и совершенствовании традиционной демократии с продуманным и вдумчивым использованием социалистических ценностей Но вернемся снова к нашему историческому повествованию. В середине VI в. в Центральной Азии возникло мощное государство – Тюркский каганат, сыгравший видную роль в мировой истории, а также в истории кыргызов и Кыргызстана. Ядро тюрок сложилось в III – сер.V вв. в среде центральноазиатских прототюрков - гуннов. Каганат играл большую роль в мировой политике. В союзе с Византией они успешно противостояли Сасанидскому Ирану в борьбе за контроль над Великим шелковым путем. Во времена каганата началось массовое переселение тюркских племен от Монголии до Причерноморья, что привело к ассимиляции и тюркизации местного населения. После распада империи в VII в. на Западную и Восточную части, столица Западного тюркского каганата находилась в г.Суяб, вблизи современного г.Токмок. В политической зависимости от западных тюрок находилась вся Средняя Азия и Восточный Туркестан. В упадок государство пришло в результате мощной агрессии новой китайской династии Тан, которая в борьбе за контроль над Великим шелковым путем сначала разгромила восточных тюрок, а затем подчинила себе и западных тюрков, установив над ними вассальный режим.

Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме