15:45 16.02.2007 | Все новости раздела "Моя Страна"

Речь члена партии «Моя страна» Зайнидина Ку

Речь  члена партии «Моя страна» Зайнидина Курманова на конференции ВООН для молодых политиков страны.

 

Публичная политика и процесс принятия решений в Кыргызстане: подходы в прошлом и новые перспективы

Один из очень мудрых людей на вопрос анкеты «Что есть самое удивительное?» полусерьезно-полушутливо ответил: «Самое удивительное — это политик, доживший до старости».

И века, протекшие с тех далеких, античных, времен, убедительно подтвердили верность этого афо­ризма. Редко, крайне редко крупный политик покидал этот мир в благости, тишине и покое, окруженный скорбными детьми и благодарными согражданами. Разумеется, тут речь идет не о поли­тических чиновниках, мелких и крупных клерках, не о послушньгх исполнителях чужой воли, не о каби­нетных стратегах или паркетных шаркунах и не об обыкновенных карьеристах — из тех, кого разбуди среди ночи, в момент государственного переворота, и спроси, за какое он правительство, он ответит, на манер Талейрана: «За то, которое в данный момент у власти!». Эти-то ребята и до ста лет, плавно перетекая из одной политической команды в другую, способны прожить. Речь идет о Политиках с большой буквы. Александр Македонский, Авраам Линкольн, Жорж Дантон, Максимилиан Робеспьер, Наполеон, Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Анвар Садат, Патрис Лумумба, Сальвадор Альенде, Улоф Пальме... Это о них, это об их трагических судьбах повествует тот афо­ризм. И наши соотечественники — тут не исключение. Царица Томруз, Аттила, Барс-бег, Алымбек-датка, Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Исхак Раззаков…Все они ушли из жизни при весьма драматических, сдобренных крими­налом, обстоятельствах.

Политика - дьявольски опасная профессия. И понятно почему. Ведь, одна из важнейших ее функ­ций - согласование интересов в обществе. Интересов, часто взаимоисключающих, сталкивающихся лоб в лоб. Попробуй тут «согласуй» их, попробуй найти тот их «баланс», который обеспечил бы социальную гармонию, стабильность общественного развития. Тут какие решения не прими - всех все равно не устроишь.

Да, дьявольски опасная профессия эта политика.

И все-таки, и все-таки... Идут и идут в нее люди. Молодые, талантливые люди, полные сил и надежд. Идут, ибо это еще и увлекательнейшее, благороднейшее и вдохновенное занятие — творить Историю своей страны, своего народа. Здесь и стремление вырваться на простор свободной и масштабной деятель­ности — когда бы не «обстоятельства» владели тобой, а ты — «обстоятельствами», чтобы не события волокли тебя по жизненной колее, а ты управлял событиями.

Деятельность в стане Творцов Истории - вот что особенно манит, вот что особенно увлекает юные сердца и души... Конечно, потом, по прошествии лет, многие из кандидатов в Творцы остепенятся, а некоторые, между прочим, поймут и то, что не так уж плохо, не так уж зазорно найти свою тихую, добрую и прекрасную «Марию Ивановну» и что вообще можно вполне достойно прожить жизнь и не замахиваясь на профессии «мирового масштаба». Но иные все же останутся - с его большими надеждами и несмотря на таящиеся в нем опасности.

 

Эту замечательную, эту прекрасную мечту молодых людей, стремящихся в мир Большой Политики, блистательно выразил один из крупнейших политических деятелей в своем школьном сочинении «Размышление юноши при выборе профессии»: «...Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо чело­вечества, наше собственное совершенствование... Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага... Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать милли­онам».

«Жертва во имя всех» — вот что такое, чем должна быть политика. «Наше счастье будет принадлежать миллионам» — вот возможная награда за участие в ней.

Я не случайно сказал: возможнаянаграда. Ибо вполне возможен и другой, менее вдохновляющий исход. Да, конечно, настоящая политика может и должна начинаться с этих прекрасных намерений — «счастье миллионов». Но если «прекрасные намерения» не будут подкреплены «прекрасными» знаниями и умениями - быть Беде. И не только для вас лично (это было бы полбеды), но — для того сообщества сограждан, которое вы,  вместе с вашими соратниками,  собирались осчастливить.

Михаил Сергеевич Горбачев никаким «предателем» не был, не действовал ни по каким «рецептам, выписанным за океаном». Он искренно хотел добра своим согражданам и своей стране. У него на самом деле были прекрасные помыслы и намерения. Просто он не был готов, о чем, впрочем, он  сам вряд ли догадывался, к руководству по осуществлению масштабных Реформ, в которых нуждалась страна. Он ведь рос в той, командно-административной, системе, где подъем к высшим ступеням власти обеспечивался не творческой, а сугубо исполнительской деятельностью с эле­ментами мелкого и крупного интриганства, где главным в карьере политического деятеля было не реше­ние реальных проблем, порождаемых социальными противоречиями, а верность «генеральной линии», что, на деле, означало линии ближайшего и высшего начальника. Это была та самая чиновно-иерархическая вертикаль, суть которой лучше всего передает знаменитый афоризм Николая Михайловского: «если на чиновную лестницу смотреть снизу вверх, вы увидите восходящую лестницу бар, если сверху вниз - нисходящую лестницу лакеев». Ясно, что на такой лестнице не мог появиться Реформатор. При такой системе не могли сложиться интеллектуальные и организационные силы, которые были бы способны решить вставшие перед обществом проблемы. Не мог появиться, Субъект трансформации. Вот почему в такой ситуации политическому лидеру надле­жало действовать крайне умно и осторожно, выверяя каждый свой шаг и вместе с соратниками обучаясь в ходе такого осторожного движения. Но, увы, узкий кругозор человека, игрою разного рода обстоятельств оказывающегося вдруг на самом верху бюрократической лестницы, как правило, не позволяет ему осоз­нать свои весьма ограниченные возможности и весьма невысокий уровень своей компетенции. К тому же ограниченность взращенного номенклатурой «вождя» дополняется обычно его тщеславием, его без­мерной самоуверенностью и безграничным самомнением: ну, как же, он же не случайно оказался на самом верху - он же дальновиднее всех, он все знает, все понимает, все умеет...

Итог реформаторской деятельности Михаила Сергеевича известен. В общем, по Черномырдину: «Хотелось, как лучше, получилось, как всегда». Отсюда еще раз хочу сказать: благородные Намерения должны быть дополнены Знанием. Знанием - той социально-политической машины, которой вы собираетесь управлять. Знанием - опыта управления конкретными политическими институтами общества в разные эпохи и в разных ситуациях. Знанием - удач и неудач, побед и поражений политиков прошлого и настоящего. Уж если вы затеяли «перестройку», то, по крайней мере, надо представлять себе: ЧТО вы «перестраиваете», ВО ЧТО «перестраиваете» и КАК это надо делать.

Публичная политика и процесс принятия решений в Кыргызстане6 подходы в прошлом и новые перспективы.

 

Один из очень мудрых людей на вопрос анкеты «Что есть самое удивительное?» полусерьезно-полушутливо ответил: «Самое удивительное — это политик, доживший до старости».

И века, протекшие с тех далеких, античных, времен, убедительно подтвердили верность этого афо­ризма. Редко, крайне редко крупный политик покидал этот мир в благости, тишине и покое, окруженный скорбными детьми и благодарными согражданами. Разумеется, тут речь идет не о поли­тических чиновниках, мелких и крупных клерках, не о послушньгх исполнителях чужой воли, не о каби­нетных стратегах или паркетных шаркунах и не об обыкновенных карьеристах — из тех, кого разбуди среди ночи, в момент государственного переворота, и спроси, за какое он правительство, он ответит, на манер Талейрана: «За то, которое в данный момент у власти!». Эти-то ребята и до ста лет, плавно перетекая из одной политической команды в другую, способны прожить. Речь идет о Политиках с большой буквы. Александр Македонский, Авраам Линкольн, Жорж Дантон, Максимилиан Робеспьер, Наполеон, Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Анвар Садат, Патрис Лумумба, Сальвадор Альенде, Улоф Пальме... Это о них, это об их трагических судьбах повествует тот афо­ризм. И наши соотечественники — тут не исключение. Царица Томруз, Аттила, Барс-бег, Алымбек-датка, Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Исхак Раззаков…Все они ушли из жизни при весьма драматических, сдобренных крими­налом, обстоятельствах.

Политика - дьявольски опасная профессия. И понятно почему. Ведь, одна из важнейших ее функ­ций - согласование интересов в обществе. Интересов, часто взаимоисключающих, сталкивающихся лоб в лоб. Попробуй тут «согласуй» их, попробуй найти тот их «баланс», который обеспечил бы социальную гармонию, стабильность общественного развития. Тут какие решения не прими - всех все равно не устроишь.

Да, дьявольски опасная профессия эта политика.

И все-таки, и все-таки... Идут и идут в нее люди. Молодые, талантливые люди, полные сил и надежд. Идут, ибо это еще и увлекательнейшее, благороднейшее и вдохновенное занятие — творить Историю своей страны, своего народа. Здесь и стремление вырваться на простор свободной и масштабной деятель­ности — когда бы не «обстоятельства» владели тобой, а ты — «обстоятельствами», чтобы не события волокли тебя по жизненной колее, а ты управлял событиями.

Деятельность в стане Творцов Истории - вот что особенно манит, вот что особенно увлекает юные сердца и души... Конечно, потом, по прошествии лет, многие из кандидатов в Творцы остепенятся, а некоторые, между прочим, поймут и то, что не так уж плохо, не так уж зазорно найти свою тихую, добрую и прекрасную «Марию Ивановну» и что вообще можно вполне достойно прожить жизнь и не замахиваясь на профессии «мирового масштаба». Но иные все же останутся - с его большими надеждами и несмотря на таящиеся в нем опасности.

 

Эту замечательную, эту прекрасную мечту молодых людей, стремящихся в мир Большой Политики, блистательно выразил один из крупнейших политических деятелей в своем школьном сочинении «Размышление юноши при выборе профессии»: «...Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо чело­вечества, наше собственное совершенствование... Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага... Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать милли­онам».

«Жертва во имя всех» — вот что такое, чем должна быть политика. «Наше счастье будет принадлежать миллионам» — вот возможная награда за участие в ней.

Я не случайно сказал: возможнаянаграда. Ибо вполне возможен и другой, менее вдохновляющий исход. Да, конечно, настоящая политика может и должна начинаться с этих прекрасных намерений — «счастье миллионов». Но если «прекрасные намерения» не будут подкреплены «прекрасными» знаниями и умениями - быть Беде. И не только для вас лично (это было бы полбеды), но — для того сообщества сограждан, которое вы,  вместе с вашими соратниками,  собирались осчастливить.

Михаил Сергеевич Горбачев никаким «предателем» не был, не действовал ни по каким «рецептам, выписанным за океаном». Он искренно хотел добра своим согражданам и своей стране. У него на самом деле были прекрасные помыслы и намерения. Просто он не был готов, о чем, впрочем, он  сам вряд ли догадывался, к руководству по осуществлению масштабных Реформ, в которых нуждалась страна. Он ведь рос в той, командно-административной, системе, где подъем к высшим ступеням власти обеспечивался не творческой, а сугубо исполнительской деятельностью с эле­ментами мелкого и крупного интриганства, где главным в карьере политического деятеля было не реше­ние реальных проблем, порождаемых социальными противоречиями, а верность «генеральной линии», что, на деле, означало линии ближайшего и высшего начальника. Это была та самая чиновно-иерархическая вертикаль, суть которой лучше всего передает знаменитый афоризм Николая Михайловского: «если на чиновную лестницу смотреть снизу вверх, вы увидите восходящую лестницу бар, если сверху вниз - нисходящую лестницу лакеев». Ясно, что на такой лестнице не мог появиться Реформатор. При такой системе не могли сложиться интеллектуальные и организационные силы, которые были бы способны решить вставшие перед обществом проблемы. Не мог появиться, Субъект трансформации. Вот почему в такой ситуации политическому лидеру надле­жало действовать крайне умно и осторожно, выверяя каждый свой шаг и вместе с соратниками обучаясь в ходе такого осторожного движения. Но, увы, узкий кругозор человека, игрою разного рода обстоятельств оказывающегося вдруг на самом верху бюрократической лестницы, как правило, не позволяет ему осоз­нать свои весьма ограниченные возможности и весьма невысокий уровень своей компетенции. К тому же ограниченность взращенного номенклатурой «вождя» дополняется обычно его тщеславием, его без­мерной самоуверенностью и безграничным самомнением: ну, как же, он же не случайно оказался на самом верху - он же дальновиднее всех, он все знает, все понимает, все умеет...

Итог реформаторской деятельности Михаила Сергеевича известен. В общем, по Черномырдину: «Хотелось, как лучше, получилось, как всегда». Отсюда еще раз хочу сказать: благородные Намерения должны быть дополнены Знанием. Знанием - той социально-политической машины, которой вы собираетесь управлять. Знанием - опыта управления конкретными политическими институтами общества в разные эпохи и в разных ситуациях. Знанием - удач и неудач, побед и поражений политиков прошлого и настоящего. Уж если вы затеяли «перестройку», то, по крайней мере, надо представлять себе: ЧТО вы «перестраиваете» и ВО ЧТО «перестраиваете».

Я не хочу «поучать» Вас с высоты профессорской кафедры, не подавлять вас усложненными научными выкладками, не ослеплять вас блеском бесконеч­ного ряда великих имен, не ошарашивать вас множеством точек зрения.

Политика есть интереснейшее дело, ибо все мы очень разные. Среди нас нет согласия в отношении того, как надлежит жить, кто и что должен получать от общества, кто достоин власти, как вообще должны быть распределены общественные ресурсы и что, наконец, лежит в основе общественной жизни - сотрудничество или конфликт. Люди чаще всего не согласны и в том, каким именно образом эти вопросы должны решаться... С точки зрения Аристотеля, все это делало политику «царской наукой» - наукой, с помощью которой можно улучшить жизнь и создать достойное общество. Политика, следовательно, - это прежде всего и главным образом общественная деятельность. Это всегда диалог — и никогда не монолог. Пусть отдельно взятые индивиды вроде Робинзона Крузо способны на многое - создать свое хозяйство, произвести предмет искусства и так далее; чего они не могут, так это заниматься политикой. Ибо политика, образно говоря, начинается лишь тогда, когда появляется Пятни­ца.

Всегда помните, что полити­ка это не просто законы, формулы, схемы, - это живая деятельность живых, реальных людей, а полити­ческая теория - это одновременно и судьбы, и жизни людей, ее создающих. Тогда Вы поймете, что морально-политическая теория Сократа - это не просто его взгляды, это - его поступки, это - вся его жизнь. Вы должны не просто знать, какие классификации политических режимов предложили Платон или Аристотель, Локк или Монтескье, но и суметь вглядеться в их лица, знать подробно­сти их судеб. Вот тогда строгие политические формулы обретут эмоциональную, человеческую окраску.

И самое, ценное, пожалуй, здесь то, что даже мыслители прошлого это не какие-то древние, «ископаемые» фигуры, имеющие разве что архивный, интерес, а наши, по сути, современники. Ибо именно они сумели поставить, сформулировать и решить многие из тех проблем, над которыми размышляет современные политики. Платон, Аристотель, Гоббс, Локк — не «про­шлое» политики, а самое что ни на есть «настоящее» и даже ее «будущее». Один философ как-то сказал, что «вся западная философия - не более, чем комментарий к Платону». Может быть это и преувеличение. Но в нем весьма высокая доля истины.

Политика - это не только Наука, это еще и Искусство и Творчество. Применение законов общественного развития не загонишь ни в какие  схемы, таблицы, матрицы и шаблоны. «Учиться» Творчеству - значит изучать опыт деятельности кон­кретных политиков, субъектов политического действия, внимательно анализируя соотношение их целей, намерений и получаемых результатов, извлекая из этого для себя соответствующие уроки. Учиться Твор­честву - значит обращаться к произведениям классиков политической мысли, в которых наиболее адек­ватно отражен и осмыслен прошедший социальный опыт людей.

Политика - это сфера столкновения интересов и борьбы идей. Великое искусство - адекват­но, объективно понимать и использовать смысл и содержание этой борьбы, чтобы ваши личные симпатии и антипатии не довле­ли над происходящими явлениями и событиями. Здесь очень трудно уйти от симпатий и антипатий. Но политик обязан с уважением относиться к фундаментальным положениям соперничающих идеологий, знать их сильные и слабые стороны, как эти идеологии преодолевали свои ограниченности, отказывались от воинствующих и примитивных крайностей. Настоящий политик должен знать и понимать, что наиболее глубокие формы этих идеологий всегда идут навстречу, заимствуя друг у друга полезные идеи и ценности.

Мы долгое время жили в советском государстве, которое опекало всех и вся. Октябрята, пионеры, комсомольцы – вот вкратце советская государственная молодежная политика, целью которой было помочь старшему поколению построить коммунизм. Все молодежные вопросы, рассматривались сквозь призму этого стратегического интереса. Но уже почти 16 лет, как нет Советского Союза. Выросло поколение, которое не знает, что это было. Нет более и государства, всеобщего опекуна, которое бы позаботилось о молодежи. Да, в годы обретения суверенитета как-то было не до проблем молодежи. Главное было выжить в новых условиях. Отсюда катастрофический рост молодежных проблем – появление беспризорничества, повальная криминализация,  социальная безнадега, бездуховность, неверие в способность правительства решить проблемы.  

 

 



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме