18:00 21.11.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

Публичная политика и процесс принятия ре

 

В нашей стране, скорее по незнанию, сложилось вульгарное представление о ПОЛИТИКЕ и ЕЕ РОЛИ в жизни современного общества. Поэтому, полемизируя по этому вопросу, вынужден начать свой доклад с разъяснения этого понятия и что действительно подразумевается под этим прекрасным и высоким словом ПОЛИТИКА, которую Аристотель по праву называл «царской наукой».

Один из мудрецов древности на вопрос - «что есть самое удивительное?», полушутливо ответил: «Самое удивительное - это политик, доживший до старости». И время убедительно подтвердило верность этого афоризма. Крайне редко крупный политик покидал этот мир в благости, тишине и покое, окруженный скорбными детьми и благодарными согражданами. Разумеется, я не говорю о политических чиновниках, мелких и крупных клерках, послушных исполнителях чужой воли, не о кабинетных стратегах и паркетных шаркунах, не об обыкновенных карьеристах, всегда готовых служить и Богу, и Дьяволу, или как Талейран «за тех, кто в данный момент у власти!». Эти ребята способны прожить и до ста лет, плавно перетекая из одной политической команды в другую. Речь идет о Политиках с большой буквы. Александр Македонский, Авраам Линкольн, Жорж Дантон, Максимилиан Робеспьер, Наполеон, Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Анвар Садат, Патрис Лумумба, Сальвадор Альенде, Улоф Пальме... Это о них, это об их трагических судьбах повествует тот афоризм. И наши соотечественники и предки тут не исключение. Царица Томирис, Аттила, Барс-бег, Алымбек-датка, Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Исхак Раззаков…Все они ушли из жизни при весьма драматических обстоятельствах.

Политика - дьявольски опасная профессия. И понятно почему. Ведь, одна из важнейших ее функций - согласование интересов в обществе. Интересов, часто взаимоисключающих, сталкивающихся лоб в лоб. Попробуй тут «согласуй» их, попробуй найти тот их «баланс», который обеспечил бы социальную гармонию, стабильность общественного развития. Тут, какие решения не прими - всех все равно не устроишь.

Да, дьявольски опасная профессия эта политика.

И все-таки, и все-таки... Идут и идут в нее люди. Молодые, талантливые люди, полные сил и надежд. Идут, ибо это еще и увлекательнейшее, благороднейшее и вдохновенное занятие — творить Историю своей страны, своего народа. Здесь и стремление вырваться на простор свободной и масштабной деятельности — когда бы не «обстоятельства» владели тобой, а ты — «обстоятельствами», чтобы не события волокли тебя по жизненной колее, а ты управлял событиями.

Деятельность в стане Творцов Истории - вот что особенно манит, вот что особенно увлекает юные сердца и души... Конечно, потом, по прошествии лет, многие из кандидатов в Творцы остепенятся, а некоторые, между прочим, поймут и то, что не так уж плохо, не так уж зазорно найти свою тихую, добрую и прекрасную «Марию Ивановну» и что вообще можно вполне достойно прожить жизнь, не замахиваясь на профессии «мирового масштаба». Но иные все же останутся - с его большими надеждами и, несмотря на таящиеся в нем опасности.

Эту замечательную, эту прекрасную мечту молодых людей, стремящихся в мир Большой Политики, блистательно выразил один из крупнейших политических деятелей в своем школьном сочинении «Размышление юноши при выборе профессии»: «...Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование... Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага... Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам».

«Жертва во имя всех» — вот что такое, чем должна быть политика. «Наше счастье будет принадлежать миллионам» - вот возможная награда за участие в ней.

Не случайно произнес - возможная награда, ибо вполне возможен и другой, менее вдохновляющий исход. Да, конечно, настоящая политика может и должна начинаться с этих прекрасных намерений — «счастье миллионов». Но если «прекрасные намерения» не будут подкреплены «прекрасными» знаниями и умениями - быть Беде. И не только для вас лично (это было бы полбеды), но — для того сообщества сограждан, которое вы, вместе с вашими соратниками, собирались осчастливить.

Михаил Сергеевич Горбачев никаким «предателем» не был, не действовал ни по каким «рецептам, выписанным за океаном». Он искренно хотел добра своим согражданам и своей стране. У него на самом деле были прекрасные помыслы и намерения. Просто он не был готов, о чем, впрочем, он сам вряд ли догадывался, к руководству по осуществлению масштабных Реформ, в которых нуждалась страна. Он ведь рос в той, командно-административной системе, где подъем к высшим ступеням власти обеспечивался не творческой, а сугубо исполнительской деятельностью с элементами мелкого и крупного интриганства, где главным в карьере политического деятеля было не решение реальных проблем, порождаемых социальными противоречиями, а верность «генеральной линии», что, на деле, означало линии ближайшего и высшего начальника. Это была та самая чиновно-иерархическая вертикаль, суть которой лучше всего передает знаменитый афоризм Николая Михайловского: «если на чиновную лестницу смотреть снизу вверх, вы увидите восходящую лестницу бар, если сверху вниз - нисходящую лестницу лакеев». Ясно, что на такой лестнице не мог появиться Реформатор. При такой системе не могли сложиться интеллектуальные и организационные силы, которые были бы способны решить вставшие перед обществом проблемы. Не мог появиться Субъект трансформации. Вот почему в такой ситуации политическому лидеру надлежало действовать крайне умно и осторожно, выверяя каждый свой шаг и вместе с соратниками обучаясь в ходе такого осторожного движения. Но, увы, узкий кругозор человека, игрою разного рода обстоятельств оказывающегося вдруг на самом верху бюрократической лестницы, как правило, не позволяет ему осознать свои весьма ограниченные возможности и весьма невысокий уровень своей компетенции. К тому же ограниченность взращенного номенклатурой «вождя» дополняется обычно его тщеславием, его безмерной самоуверенностью и безграничным самомнением: ну, как же, он же не случайно оказался на самом верху - он же дальновиднее всех, он все знает, все понимает, все умеет...

Итог реформаторской деятельности Михаила Сергеевича известен. В общем, по Черномырдину: «Хотелось, как лучше, получилось, как всегда». Отсюда еще раз хочу сказать: благородные Намерения должны быть дополнены Знанием. Знанием той социально-политической машины, которой вы собираетесь управлять. Знанием опыта управления конкретными политическими институтами общества в разные эпохи и в разных ситуациях. Знанием удач и неудач, побед и поражений политиков прошлого и настоящего. Уж если вы затеяли «перестройку», то, по крайней мере, надо представлять себе: ЧТО вы «перестраиваете», ВО ЧТО «перестраиваете» и КАК это надо делать.

Я не хочу «поучать» Вас с высоты профессорской кафедры, не подавлять усложненными научными выкладками, не ослеплять блеском великих имен, не ошарашивать множеством точек зрения.

Политика есть интереснейшее дело, ибо все мы очень разные. Среди нас нет согласия в отношении того, как надлежит жить, кто и что должен получать от общества, кто достоин власти, как вообще должны быть распределены общественные ресурсы и что, наконец, лежит в основе общественной жизни - сотрудничество или конфликт. Люди чаще всего не согласны и в том, каким именно образом эти вопросы должны решаться... С точки зрения Аристотеля, все это делало политику «царской наукой» - наукой, с помощью которой можно улучшить жизнь и создать достойное общество. Политика, следовательно, - это, прежде всего, и главным образом общественная деятельность. Это всегда диалог - и никогда не монолог. Пусть отдельно взятые индивиды вроде Робинзона Крузо способны на многое - создать свое хозяйство и так далее. Чего они не могут, так это заниматься политикой. Ибо политика, образно говоря, начинается лишь тогда, когда появляется Пятница .

Всегда помните, что политика это не просто законы, формулы, схемы, - это живая деятельность реальных людей, а политическая теория - это одновременно и судьбы, и жизни людей, ее создающих. Тогда Вы поймете, что моральная политика Сократа - это не просто его взгляды, это его поступки, это вся его жизнь. Вы должны не просто знать, какие классификации политических режимов предложили Платон или Аристотель, Локк или Монтескье, но и суметь вглядеться в их лица, знать подробности их судеб. Вот тогда строгие политические формулы обретут эмоциональную, человеческую окраску.

И самое, ценное, пожалуй, здесь то, что эти мыслители это не какие-то «ископаемые» фигуры, имеющие разве что архивный интерес, а наши, по сути, современники. Ибо именно они сумели поставить, сформулировать и решить многие из тех проблем, над которыми размышляют современные политики. Теоретики политики Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, и практические политики Рузвельт, Ататюрк, Тэтчер, Черчилль, де Голль, Махатхир Мухамад, Ли Куан Ю - это не «прошлое» политики, а что ни на есть ее «настоящее» и даже «будущее». Один философ как-то сказал, что «вся западная философия - не более, чем комментарий к Платону». Может быть это и преувеличение. Но в нем весьма высокая доля истины.

Политика - это не только Наука, это еще и Искусство и Творчество. Применение законов общественного развития не загонишь ни в какие схемы, таблицы, матрицы и шаблоны. «Учиться» Творчеству - значит изучать опыт деятельности конкретных политиков, субъектов политического действия, внимательно анализируя соотношение их целей, намерений и получаемых результатов, извлекая из этого для себя соответствующие уроки. Учиться Творчеству - значит обращаться к произведениям классиков политической мысли, в которых наиболее адекватно отражен и осмыслен прошедший социальный опыт людей.

Политика - это сфера столкновения интересов и борьбы идей. Великое искусство - адекватно, объективно понимать и использовать смысл и содержание этой борьбы, чтобы ваши личные симпатии и антипатии не довлели над происходящими явлениями и событиями. Здесь очень трудно уйти от симпатий и антипатий. Но политик обязан с уважением относиться к фундаментальным положениям соперничающих идеологий, знать их сильные и слабые стороны, как эти идеологии преодолевали свои ограниченности, отказывались от воинствующих и примитивных крайностей. Настоящий политик должен знать и понимать, что наиболее глубокие формы этих идеологий всегда идут навстречу, заимствуя друг у друга полезные идеи и ценности.

Мы долгое время жили в советском государстве, которое опекало всех и вся. Правом заниматься политикой в таком государстве имела только партия, а еще точнее ее Политбюро и генсек. Все остальные – министры, депутаты, профсоюзы и т.д. имели право только поддерживать политику партии, быть ее винтиками, шурупами и приводными ремнями коммунистической стройки. Таким образом, только партийное государство имело право творить политику.

Октябрята, пионеры, комсомольцы – вот вкратце советская государственная молодежная политика, целью которой было помочь старшему поколению построить коммунизм. Все молодежные вопросы, рассматривались сквозь призму этого стратегического интереса.

Но уже почти 16 лет, как нет Советского Союза. Выросло поколение, которое не видело пионерских галстуков и комсомольских значков. Нет более и прежнего монолитного государства, всеобщего опекуна и организатора, которое бы позаботилось о молодежи, дало им в руки готовую идеологию, построило дворцы спорта, открыло кружки, соорудило детские площадки и т.д. Да, и в годы всеобщего распада, политического и экономического хаоса, неразберихи, строительства нового государства как-то было не до молодежи. Главное было выжить, адаптироваться в условиях неизвестности. Отсюда и многие проблемы, накопившиеся за эти 16 лет, - катастрофический рост беспризорничества, повальная миграция, криминализация молодежи, социальная апатия и иждивенчество, политический нигилизм, отрешенность и бездуховность, неверие в будущее. И надо теперь их решать, ибо с таким резервом и социальным самочувствием - нормального общества, демократического государства не построить.

Понятно, что лучше молодежи никто не знает их проблем, путей их решения. Государство должно помочь им сорганизоваться, артикулировать свои интересы, создать гарантии и возможности. Будет хорошо, если, конечно, помогут финансами, организационно… Видимо с этой целью было создано специальное государственное учреждение по делам молодежи. Проводится нынешнее мероприятие, чтобы привлечь внимание общества к вашим проблемам. Но при этом мы не должны строить каких-то несбыточных иллюзий в отношении государства, что оно все за вас решит. Оно обязано обеспечить своим гражданам равенство перед законом, равенство на старте, равенство в возможностях, минимальный экономический стандарт и все…

А дальше – это дело самой молодежи. Как привлечь внимание к своим проблемам, как стать интересными политикам, как политизировать свои проблемы, как сделать так, чтобы ваши проблемы стали общественно значимыми… В этом особенность ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ, которой у нас долгое время не было. Политика сейчас перестает быть делом только узкого круга профессионалов – президента, депутатов, министров, лидеров политических партий. Демократия дает возможность стать творцами политики гражданам и гражданским организациям.

Приведу один показательный пример превращения не политических проблем в политические. В 70-х годах экологические проблемы, обострившиеся с развитием промышленности на Западе, привели к политизации такой мирной проблемы как экология, и, как следствие этого, к появлению партий «зеленых», которые сейчас в мире играют весомую политическую роль. С этого момента все политические партии стали уделять особое внимание экологическим проблемам в своих программах, решать эти проблемы, придя во власть. Таким образом, экологи, экология стали важным субъектом и объектом политики. Этот же путь предстоит пройти и вам. Вы никогда не будете интересны политикам, если не покажите свою общественную значимость, если вы не превратитесь в политическую силу, если вы не будете ходить на выборы, если не научитесь выдвигать и защищать свои интересы, если не заставите политиков, государство считаться со своим мнением…Создание молодежных организаций «Бирге», «Кел-Кел», Союза студентов, принявших активное участие в борьбе против прежнего политического режима, стало серьезной заявкой молодежи на участие в политическом процессе. Главное, чтобы вас – молодежных лидеров, теперь не растащили по медвежьим берлогам заманчивыми предложениями, где легко будет превратиться в бар и лакеев.

Что можно было бы сделать, чтобы мобилизовать молодежь (которая сама по себе очень разная), привлечь внимание к вашим проблемам, чтобы они стали общественно значимыми, стали общественным благом и принесли пользу государству, обществу. Я бы, например, выдвинул требование снизить избирательный порог для кандидатов в Жогорку Кенеш с 25 до 18 лет. Это бы дало возможность молодежи активнее участвовать в политике в качестве субъекта, а не только «подносить снаряды». Почему бы студентам не выдвигать своих кандидатов в депутаты, а не лоббировать своих великовозрастных ректоров. С таким высоким возрастным цензом вы сейчас больше объекты манипуляций со стороны взрослых. А почему бы не сделать наоборот. Отдельные депутаты, и я в бытность им, пытались поднять эту проблему, но не получили поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Сейчас в разгаре конституционная реформа и почему бы вам активно не пролоббировать это изменение, преимущества которого неоспоримы. Почему вам (в силу особенности вашего возраста) – прогрессивным, умным, молодым, красивым, энергичным, неравнодушным, максималистам, еще не испорченным нравственно и замордованным повседневным бытом, обученным новым наукам и технологиям, нельзя в политику? Ведь именно такие люди нужны в политике, чтобы творить общественное благо. Или вам нельзя в политику только потому, что у вас нет жизненного опыта и диплома о высшем образовании? Но где это записано? Почему с 18 лет вам можно доверить оружие и защищать Родину, а быть представителем народа в парламенте, нельзя? Если решить эту проблему законодательно, может быть снизится пассивность молодежи на выборах, которым неинтересно выбирать незнакомых дяденек и тетенек. Может быть, вы быстрее возмужаете, и у нашей подуставшей от бюрократических опытов страны откроется свежее дыхание.

Второе предложение, это лоббирование принятия закона о лоббистской деятельности.

Мы должны приветствовать начавшийся процесс политической артикуляции молодежи, что у политических партий страны появляются и вырастают молодежные фракции, что сами представители молодежи создают свои политические организации, типа Либерального молодежного крыла «Свободное поколение», которое в качестве важнейшей ценности признает Свободу. Насколько я знаю, есть молодежные фракции социал-демократического толка, которые признают главной ценностью идею Равенства. Это яркий пример того, что наша молодежь лучше некоторых взрослых начинает ориентироваться в политике и политических ценностях. Чтобы не быть голословным, приведу, к примеру, название фракций кыргызского Жогорку Кенеша, призванного заниматься Большой Политикой - «Эл менен», «Эл биримдиги», «Жибек Жолу», «Мекен», «Биримдик», «Келечек». Названия есть, но в них нет указаний, какие политические ценности лежат в основе их деятельности. Ведь, как представители народа, каждый депутат обязан быть патриотом, думать о единстве народа, согласии, его будущем. Это бесспорные истины. Но есть разные пути и приемы достижения этих целей – через социалистическую модель, либеральную, либо консервативную идеологию… Вот в этом и должны принципиально отличаться депутаты и политики друг от друга.

Недалеко от этого ушли и некоторые так называемые политически аморфные и безыдейные партии, у которых на практике расходятся слова, дела и поступки. У каждой партии должно быть свое политическое лицо, политический стиль, своя политическая изюминка... Иначе. Опять приведу Черномырдина, который недавно подарил нам еще один словесный шедевр: «Расплывчатые страны никогда не поднимутся с колен». Избавиться от этой расплывчатости требует наше время. И не только молодежь.

Завершая свое выступление, хочу привести наставление выдающегося китайского мыслителя древности Конфуция, где говорилось, что каждый человек является кузнецом собственного счастья, ибо он сам должен выбрать свой путь – либо стремится ввысь к небесам, либо валяться под забором.

На этой ноте хочу завершить свое выступление и пожелать вам, молодым лидерам, обрести свое лицо и взять ответственность за свою судьбу в свои собственные руки. Добро пожаловать в мир Творцов.

Зайнидин Курманов,

доктор исторических наук, профессор

 

 



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме