11:36 21.11.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"
Ноябрьские митинги: что это было?
Ноябрьские митинги: что это было?
Поспешное принятие новой редакции Конституции Кыргызской Республики, состоявшееся 9 ноября 2006 года под жестким прессингом оппозиции, начавшей 2 ноября, как она и обещала, бессрочные акции с требованием проведения конституционной реформы или отставки тандема Бакиев-Кулов, порождает сейчас самые противоречивые прогнозы по поводу будущего страны. Куда же теперь пойдет страна, какой выберет вектор развития?
Смею утверждать, что ноябрьские митинги и принятие новой конституции было логическим продолжением событий 24 марта. В этот день мы получили смену власти, но не системы. Такие революции называют незавершенными или половинчатыми, поэтому так много было споров о том, что же произошло в этот день – государственный переворот или все же революция?
9 ноября 2006 г. с принятием новой редакции конституции в стране сделана огромная попытка на основе политического консенсуса изменить существующую политическую систему. 24 марта в стране произошла психологическая революция, революция сознания, когда массы вдруг осознали, что дальше так жить нельзя. Такого рода революции имеют место быть и предшествуют социальным, культурным и политическим революциям. В ноябре в Кыргызстане произошла, как и ожидалось, социальная революция либерально-демократического толка. Теперь важно закрепить и сделать необратимыми ее политические итоги, ибо революциям характерны периоды приливов и отливов, после революции может наступить этап контрреволюции. Теперь можно утверждать, что в Кыргызстане наконец-то произошла либерально-демократическая революция.
На вопрос «почему так долго не разрешалась ситуация с принятием новой конституции?», надо полагать, что изначально был инициирован не верный подход к конструированию процесса реформирования конституции. Итог – к ноябрю 2006 г. ни один из центральных вопросов реформы - как создать эффективную систему сдержек и противовесов, верно сбалансировать полномочия между ветвями власти с точки зрения перспектив развития, не был положительно решен. Ни один из 14-ти предложенных проектов конституций и конституционных изменений, представленных на суд общественности, не стал адекватным и созвучным времени, особенностям развития, конструктивным, способным изменить существующую систему и ответить современным вызовам. Населению страны, в данное время самому политически развитому и активному в Центральной Азии, просвещенному и открыто демонстрирующему абсолютную готовность к cовременной политической, экономической и духовной модернизации, «элита» продолжала предлагать различные варианты конституций, ведущие к сохранению и стагнации акаевской системы власти. Чтобы правильно сориентировать общество, задать современный вектор развития, новому правящему классу следовало бы сделать надлежащие выводы из уроков прошлого, признать собственные ошибки, но она не торопилась этого сделать. На этом этапе конституционного квазипроектирования ситуация стала приобретать опасные черты, ибо ветви власти стали перекидывать ответственность друга на друга, власть – оппозиции. Остро встал вопрос - «кто должен понести ответственность за существующий хаос и абсурдность положения?», ибо к середине четвертой декады обещанной 2006 года конституционной реформы, на руках ни у оппозиции, ни у президента так и не оказалось долгожданного и спасительного проекта. В этих условиях спасительной палочкой стало заявление членов Венецианской комиссии о том, что наиболее предпочтительной моделью является выработанный конституционным совещанием от 17 июня 2005 года вариант.
События ноябрьских дней и принятие новой конституции показывает, что народ нашей страны вплотную подошел к демократическими и либеральным ценностям, готов пойти по европейскому пути развития как единственному средству защитить себя и свое достоинство. Показывает, что зерна демократии начали давать свои всходы. Показывает, как важно, чтобы «элита» страны строго соответствовала ожиданиям народа, перспективам развития страны, ее возможностям, чтобы по состоянию мозгов, интеллекта и мотиваций она хотя бы чуть-чуть опережала население страны.
Принятие новой конституции показывает, что люди не отказываются от свободы, люди не отказываются от прав человека, люди не отказываются от демократии. Они хотят демократии с человеческим лицом, они хотят, чтобы Кыргызстан стал страной, где ценят человека и уважают его права, присущие ему от рождения, чтобы политика государства выливалось в нормальную социальную политику, в бюджетную политику по отношению к науке, к образованию, здравоохранению, социальной сфере. Они хотят, чтобы власть не забывала про людей, боролась с коррупцией. Одной только демократии в Центральной Азии оказалось мало. Демократия — это все таки, и, прежде всего, процедуры. Гитлер пришел к власти тоже с помощью демократических процедур. Президент Акаев использовал квазидемократические процедуры, чтобы удержать у власти. Сегодня власть в ЦА тоже использует разные процедуры, называя их демократией. Ноябрьские события показывают, что сейчас как никогда у нас в стране, в нашем регионе важен либерализм, ибо либерализм — это уже не просто процедура, правление большинства, а консенсус элиты с народом, где человек и его права, его достоинство и его жизнь являются абсолютными, а не тактическими ценностями, а потому требуют их всемерной защиты от произвола власти. Можно сказать, что отныне в ЦА может наступить время просвещенной европейской социал-демократии или социального либерализма. Для власти и для оппозиции это единственная база, чтобы создать честную власть, исходя из интересов людей и добиться долгожданной политической стабильности и экономического процветания нашей страны.
Зайнидин Курманов,
доктор исторических наук,
профессор.
Источник: Моя Страна
Обсудить новость на Форуме