09:36 16.11.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

Политики обязаны отменить смертную казнn

 

Идея прав человека сформировалась в античной Греции. Уважение к правам личности стал мощным стимулом для развития античного общества, вырваться вперед в экономике, политике и культуре, выстоять в многочисленных войнах, защитить свой суверенитет перед многочисленными и воинственными завоевателями. Люди тогда начали задумываться и понимать, что значит раскрепощенная личность и какой огромный вклад свободная личность может внести в развитие цивилизации. Воспользовавшись идеей верховенства прав человека дикой и варварской средневековой Европе, где человеческая жизнь ничего не стоила и каждый день лилось море человеческих слез и крови,  в новое и новейшее время пересмотреть свои ценности, целеустремленно и настойчиво двигаться в направлении Человека, вырваться вперед и стать эталоном для многих государств мира в построении справедливо устроенного общества.

Формирование нынешнего стандарта правового, социального государства неразрывно связанно с появлением прав человека «первого поколения» – прав гражданских (личных, естественных) и политических. Однако важным свойством развитого государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возникающие в обществе. Новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых параметров взаимоотношений государства и индивида. И здесь многое зависит от политиков, их понимания сути политических процессов, политической воли, политического предвидения…

Политика - дьявольски опасная профессия. И понятно почему. Ведь, одна из важнейших ее функ­ций - согласование интересов в обществе. Интересов, часто взаимоисключающих, сталкивающихся лоб в лоб. Попробуй тут «согласуй» их, попробуй найти тот их «баланс», который обеспечил бы социальную гармонию, стабильность общественного развития. Какие решения не прими - всех все равно не устроишь.

Да, профессия политика опасна. Но это еще и увлекательнейшее, благороднейшее и вдохновенное занятие - творить Историю своей страны, будущее своего народа. Здесь и стремление вырваться на простор свободной и масштабной деятель­ности - когда бы не «обстоятельства» владели тобой, а ты - «обстоятельствами», чтобы не события волокли тебя по жизненной колее, а ты управлял событиями.

Деятельность в стане Творцов Истории - вот что особенно манит в политике, увлекает сердца и души людей... Конечно, потом, по прошествии лет, многие из кандидатов в Творцы остепенятся, найдут тихую гавань и больше не будут замахиваться на Большое.

Эту замечательную, эту прекрасную мечту людей, стремящихся в мир Большой Политики, блистательно выразил один из крупнейших политических деятелей в своем школьном сочинении «Размышление юноши при выборе профессии»: «...Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо чело­вечества, наше собственное совершенствование... Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага... Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это - жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать милли­онам». «Жертва во имя всех» - вот что такое, чем должна быть политика. «Наше счастье будет принадлежать миллионам» - вот возможная награда за участие в ней.

Не случайно мы говорим - возможнаянаграда, ибо вполне возможен и другой исход. Да, конечно, настоящая политика может и должна начинаться с этих прекрасных намерений - «счастье миллионов». Но если «прекрасные намерения» не будут подкреплены «прекрасными» знаниями и умениями - быть Беде.

Право на жизнь – это не дар государства, президента, правительства, политической партии, а суверенный, неотчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения. Не Человек существует для государства и правительства, а государство и правительство - для Человека, не Человек – для конституции, а конституция – для Человека. Вот с таких позиций требует наше время подойти политикам к проблеме отмены смертной казни. «Общественное благо», «благо человечества», «собственное усовершенствование», «усовершенствование современников», «жертва во имя всех», «идти впереди» - эти ценности и интересы должны лежать в основе деятельности политиков. И жизнь на этом пути надо ожидать будет далеко не безоблачной.

Политика - это сфера столкновения интересов и борьбы идей. Великое искусство - адекват­но, объективно понимать и использовать смысл и содержание этой борьбы, чтобы личные симпатии и антипатии не довле­ли над происходящими явлениями. Здесь трудно уйти от симпатий и антипатий. Политики обязаны с уважением относиться к фундаментальным положениям соперничающих мнений, знать их сильные и слабые стороны, как они преодолевали свои ограниченности, отказывались от воинствующих и примитивных крайностей. Настоящие политики должны знать и понимать, что надо всегда идти навстречу времени, друг другу, заимствуя полезные идеи и ценности.

Мы долгое время жили в советском государстве, которое опекало всех и вся. Но взамен за «заботу» отняло у нас право принимать решения, заниматься политикой. В этой игре нам отводилась лишь бессловесных роль винтиков, шурупов и приводных ремней коммунистической стройки. А те, кто имел свое мнение, могли лишиться даже права на жизнь. Примерно, 60 миллионов человеческих жизней потерял Советский Союз после Октября 1917 г. Такого массового и бессмысленного умывания кровью своих несчастных сограждан не знала ни одна цивилизация. А сколько среди них погибло и не родилось выдающихся ученых, поэтов, политиков, которые могли повернуть историю, обогатить сокровищницу общечеловеческих мысли, деяний? Как посчитать эти потери, непостроенные города, дворцы и дома, ненаписанные картины, книги, поэмы, не родившихся детей, загубленные надежды, любовь, жизнь. И ради чего все это делалось, если все сейчас вынуждены перестраивать? Наш опыт варварской страны, где убийство своих граждан было возведено в ранг государственной политики, требует пересмотреть отношение к ценности человеческой жизни. Всеобщая вакханалия государственного насилия, не сделала нас лучше, выше, сильнее. Не сделала нас милосерднее, духовнее и нравственнее. Преступность, как процветала, так и продолжает процветать. Значит, мы идем неправильным путем. Причем, таких кровожадных преступников, как у нас, нигде нет.  И никакие расстрелы, пытки не в силах остановить этот процесс всеобщей криминализации, если не изменить карательную, расстрельную, пыточную природу нашего государства, оставшегося в наследство от большевиков. Если наше государство не очистится от этой грязи и не станет нравственно очищаться.

Среди перечня основных прав и свобод человека, право на жизнь в странах демократии и прогресса, в международных актах стоит в первом ряду. Прогрессивными, сытыми и гуманными, они стали неукоснительно уважая права человека. Потому, что такому государству хочется служить, такому государству хочется помочь, в таком государстве хочется жить и растить детей. Следуя им, Конституция КР тоже провозглашает право каждого человека на жизнь: «Каждый человек в КР имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни».Но это скорее дань политической моде, а не описание нашего подлинного внутреннего полуварварского состояния, самочувствия, когда еще хочется убивать, карать, пытать.И оправдать эту жестокость жестокостью государства. Апогеем этого варварства власти и государства стал расстрел весной 2002 г. в Аксыйском районе мирной демонстрации граждан, в результате которой пять человек было убито и несколько ранено. Для реализации права на жизнь как основного права, без которого невозможно осуществление всех остальных прав, для начала требуется раскаяние государства перед своим народом за прошлые и нынешние преступления, огромная политическая смелость и воля политиков, принимающих решение. На заседании Конституционного совещания КР осенью 2005 г. Президент К.Бакиев выступил с инициативой вообще отменить смертную казнь в республике. Это намерение получило отражение в осеннем проекте конституции, опубликованном для всенародного обсуждения. Однако то, как это предложение было подано  и в какую политическую обертку завернуто, эта инициатива, которая должна была вдохновить всех нормальных людей, не желающих снова жить в государстве-убийце, не получила должной оценки и поддержки.

Отмена смертной казни встречает в нашем государстве, где убийства стали привычными, неоднозначную оценку. Горькая правда состоит в том, что преступность как бы ни было велико наше желание искоренить это зло, будет существовать еще долго. И пока общество, безусловно, не может отказаться от мер уголовно-правового принуждения. Пока Президент К.Бакиев выступал со своими инициативами по отмене исключительной меры наказания, суды республики успели приговорить  к смертной казни в 2005 г. еще 17 человек. Причем, многие приговоры продолжают вызывать серьезные нарекания. За одни и те же типичные преступления, одних жестоко карают, других оправдывают. Сравните, например, приговоры в связи с убийством депутатов Баямана Эркинбаева и Тынычбека Акматбаева. Одно удивление.

Естественный аспект права на жизнь был еще понят древними греками почти 2,5 тысяч лет назад. Он состоит в запрещении лишения человека жизни государством, т.е. в отмене или неприменении смертной казни. Сколько еще времени потребуется современному кыргызскому политику, чтобы подняться до уровня сознания древнегреческого политика. Ведь смертная казнь опасна тем, что этой жестокости со стороны государства может сейчас подвергнуться любой невиновный. Что было бы, если бы депутат О.Текебаев с героиновой матрешкой был арестован в Таиланде? Наверняка – неминуемый смертный приговор и расстрел. Или, вот, по делу «витебского маньяка» в СССР было вынесено более 20 приговоров, в т.ч. несколько осужденных было расстреляно. Органы находили очередного виновного, но убийства продолжались, пока не поймали истинного маньяка. А сомнительные «признания» добывались по оговору  соседей, а потом с применением жесточайших пыток, все еще имеющих место в органах дознания. В «деле Чикатило» тоже был расстрелян невиновный человек. А как оценить потери от загубленных жизней и личных человеческих трагедий. Ведь многие «виновные» планировали свою жизнь, имели семьи, детей, свое жилье, работали, радовались жизни… До тех пор, пока они не попали под государственный каток, который по другому распорядился их единственной жизнью, дарованной Богом, даруемой каждому всего один раз. А потому представьте себе самочувствие человека, который по ошибке милицейских, прокурорских и судейских чиновников, был лишен самого ценного в своей жизни - права на жизнь, права быть среди людей, права радоваться и наслаждаться жизнью. Другие тоже оказались не в лучшей ситуации – поломаны судьбы, расстроены личные планы, жизнь пошла наперекосяк, обретя бессмысленность. И все по причине нерадивых судей и милиционеров, которые гнали план, хотели очередных повышений, почета, званий, наград…

Поэтому, в преддверии ожидаемой конституционной реформы, хочу предложить политикам принять решение об отмене смертной казни. И не только ради нравственного очищения от скверны прошлого, воспитания наших граждан, нашего государства в духе уважения человеческого достоинства и общечеловеческих ценностей, не эффективности и справедливости национального законодательства, но еще и потому, что в политике сегодняшнего дня довлеют бюрократические и антигуманистические подходы, сохранились пытки, старые, зависимые, чрезмерно политизированные и коррумпированные правоохранительные органы, которые, у меня нет полной уверенности, смогут сообща найти истину, принять справедливое и беспристрастное решение и не отправить на плаху очередную невинную жертву.  

Зайнидин Курманов, д.и.н., профессор,

 и.о.координатора партии «Моя страна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме