14:24 11.07.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"
Приватизация энергосектора: мы на верном
Бурно обсуждаемый в обществе вопрос приватизации энергосектора всколыхнул сегодня ряд неправительственных организаций, выступающих категорически против передачи в концессию этой важной отрасли. Между тем недавно государство приняло новую программу приватизации на 2006-2007 годы, согласно которому разгосударствлению подлежат все распредкомпании. Что нас ждет в этом случае, так ли безнадежна сложившаяся ситуация и возможно ли преодоление назревающего кризиса? - все эти актуальные вопросы волнуют подавляющую часть населения Кыргызстана и требуют ответов компетентного специалиста. О проблемах в энергосистеме, плюсах и минусах ее приватизации рассказывает заслуженный энергетик Кыргызской Республики, член партии "Моя страна" Исраилов Абдылда Нургазиевич.
- Что произойдет в случае приватизации распредкомпаний? Что нужно ожидать простым потребителям? Поднимутся ли обязательно тарифы?
- Приватизация электрических распредкомпаний это не панацея. Главной задачей сегодняшнего дня является улучшение эффективности работы распредкомпаний, снижение технических и коммерческих потерь электрической энергии, улучшение их финансового состояния. Пути решения этих задач могут быть различными. После прошедших трех этапов приватизации энергосектора страны, мы не добились никаких улучшений. Цели приватизации недостигнуты. Несмотря на введение системы корпоративного управления в энергосистеме, мы не добились прозрачности и эффективности финансовой деятельности энергокомпаний. Да и гарантировать, что после приватизации РЭК не поднимутся тарифы на электроэнергию невозможно. Потенциальный инвестор естественно будет стремиться к получению прибыли, что невозможно без повышения тарифов на электроэнергию.
- Считаете ли вы неудачным решение о расчленении некогда единой энергосистемы?
- Решение о разделении единой энергосистемы по функциональным звеньям в принципе является верным, но каким образом это сделано? Мы получили независимые энергокомпании и потеряли координацию. Государство, являясь крупным акционером этих вновь организованных компаний, не создало координирующего органа. На данном этапе, особенно в КР, государственное регулирование в энергетике должно сохраняться, более того в некоторых направлениях должно быть усилено. Это не только тарифообразование и антимонопольный контроль, но и задачи достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав; создания необходимых условий для привлечения инвестиций; развития рынка электрической энергии;
Но главное, это эффективное управление государственной собственностью. Государство должно зарабатывать деньги на энергетике, взять к примеру, хотя бы Россию, Газпром, нефтяные компании. Сегодня имея большие пакеты акций в энергокомпаниях (80% ФГИ и 15% Соцфонд) государство не получает дивиденды и еще теряет в налогах, так как все эти компании убыточны. Причина - в плохом менеджменте. Сегодня главный критерий работы у энергокомпаний это банальное - «прожить зиму». Если никто не замерз и меньше отключали свет то правительственная оценка - «пять». Поэтому у руководителей энергокомпаний нет никакого стимула работать без убытков, они не несут за это никакой ответственности.
Для реализации задач государственного регулирования необходимо создание госоргана, координирующего работу всех энергокомпаний, это не новый командный орган, а именно координатор. Этот орган должен заниматься перспективой энергетики (энергокомпании не будут этим заниматься да и не смогут). До сих пор не разработана стратегическая энергетическая программа страны. Не разработаны новые нормативно-технические документы ( еще действуют НТД б. СССР). И Кыргызстан единственная постсоветская страна, где нет Министерства энергетики.
- Может ли служить опыт приватизации энергосектора в Казахстане, когда государство было вынуждено снова выкупить распредкомпании у иностранных компаний за гораздо большую сумму, чем реализовало, нам уроком на будущее?
- Любой опыт приватизации энергосектора нам важен, в том числе и казахстанский опыт. В Казахстане прошли не простой путь приватизации энергетики. Но сегодня надо отметить, что в этой стране самая продвинутая в рыночном отношении энергосистема. Там прекрасно взаимодействуют энергокомпании с различными формами собственности, в том числе и компании с иностранным капиталом. Но самый важный опыт казахской приватизации энергосектора в том, что они навели жесткую дисциплину в отрасли. Каждая структура и звенья энергосистемы работают в жестких условиях рынка. У них нет кризиса неплатежей. В этом огромная заслуга правительства. В Казахстане хорошо налажен механизм взаимоотношений госоргана - Министерства энергетики с различными субьектами энергосистемы.
- Согласны ли вы с тем, что первый этап приватизации и реформ в энергосекторе был неудачным? Ведь не секрет, что после приватизации "Кыргызэнерго", новая акционерная компания "Северэлектро" показала катастрофические финансовые результаты.
- Согласен с тем, что первые этапы приватизации и реформ в энергосистеме были неудачными. Результаты всем нам известны. Энергосистема находится в очень сложном финансовом положении: с каждым годом растет дебиторская задолженность; у компаний огромные долги перед бюджетом, соцфондом, перед поставщиками и подрядчиками за выполненные ремонтные работы; долги за использованное топливо; задолженность по зарплате работникам и т.д. И положение энергосистемы с каждым годом ухудшается. Сегодняшнее техническое и финансовое состояние и неэффективное управление энергосистемой говорят сами за себя. Главное причина, в том, что правительство, начиная реформу энергосистемы, само не совсем представляло, что же в итоге должно получиться. Проводились реформы ради реформ, все делалось под диктовку МВФ и других международных финансовых институтов. Энергетика оказалось в залоге сложного экономического положение страны.
- Какие проблемы существуют сейчас в энергетической отрасли?
- Проблем в энергетике больше чем достаточно. Самые основные из них: это неплатежи потребителей за использованную электроэнергию; высокий уровень технических и коммерческих потерь; коррупция. Стоит отметить на проблемы нехватки профессиональных кадров из-за большого оттока специалистов за пределы страны. Особо стоят проблемы, связанные с техническим состоянием энергетического оборудования, которое с каждым годом катастрофически ухудшается. Из-за тяжелого финансового положения энергокомпании в течение ряда лет не проводят модернизацию и техническое перевооружение энергетического оборудования. Еще одним серьезным вопросом является положение с подрядными, ремонтными организациями, систематические неплатежи поставила их в катастрофическое положение. Подрядчики теряют специалистов, которые вынуждены уезжать в поисках заработка в другие страны. У них скопились огромные долги перед бюджетом, и они попросту разваливаются. У руководителей энергокомпаний сложилось странное мнение, что ОНИ нужны подрядчикам, а не наоборот. Вскоре Кыргызстан может остаться без квалифицированных энергоремонтных предприятий.
- Нужна ли вообще приватизация энергосектора?
- Нужна ли вообще приватизация энергосектора? Да, реформы в энергетике необходимы, и их надо проводить. Пройдя три этапа приватизации, мы остановились на половине пути. Но мы не должны допустить поспешных шагов, необходим серьезный анализ сегодняшнего состояния энергосистемы. Сегодня мы не готовы к приватизации, пока не наведем порядок в энергетике, пока не разработаем и не укрепим принципы государственного управления, пока не будет прозрачной деятельность энергокомпаний проводить приватизацию еще рано и опасно. Электроэнергетика стратегический сектор экономики Кыргызстана, и ошибки здесь недопустимы.
Элегия Мусаева
Источник: Моя Страна
Обсудить новость на Форуме