15:36 15.06.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

15 мая 2006 г. состоялось обсуждение концепции в&#

 

Зайнидин Курманов

 

Зайнидин Курманов
После событий 24 марта у населения были большие ожидания, что будет изменен не только внутренний, но и внешнеполитический курс. Эти ожидания основаны на том, что такие же революции происходили на Украине и в Грузии, и мы видели, как эти две страны начали резко разворачиваться в сторону Западного мира: сокращать свои отношения с Россией. Безусловно, такие же ожидания были и у нас. Министр иностранных дел правильно говорит, что во внешней политике, практически, изменений не произошло. Но мы должны принимать во внимание то обстоятельство, что революции на Украине и в Грузии шли под европейскими лозунгами, что эти страны в случае успеха будут ориентироваться на европейскую политику. Интеграция с Европой был один из девизов, который смог мобилизовать общественность. В этом отношении они действовали последовательно. У нас таких лозунгов не было, поэтому внешняя политика все та же. Более того, в нашей внешней политике, о которой говорят, как о прагматичной, стало меньше демократической риторики. Я не чувствую, что мы стали лучше дружить с Западным миром, о чем свидетельствуют регулярные конфликты то с Америкой, то с Европой. Наш министр не определяет основные направления нашей внешней политики, но, выступая в Европе перед ОБСЕ, он говорил о необходимости усиления помощи в области экологии, но при этом не говорил о развитии демократических институтов.

МИД разрабатывает свою стратегию развития – Концепцию внешней политики. Но сначала мы должны были разработать стратегию развития страны, и отсюда стало бы ясно, какова будет стратегия внешнеполитического ведомства, какова будет стратегия Министерства обороны и многих других министерств. К сожалению, мы всегда говорим задом наперед, сначала министерство разработало Концепцию, потом видно будем разрабатывать Стратегию развития страны.

Говоря о европейском направлении развития, я не хотел сказать о том, что эти страны находятся близко к Европе и являются ее частью. Европейской страной можно стать даже, находясь в Азии. Япония, Филиппины или Южная Корея тому яркий пример. Исходя из того, что мы хотим сделать, какова наша стратегическая цель, должны делать и все последующие шаги. Я не хочу кого-то огульно критиковать, наоборот, хочу, чтобы мы поняли свои ошибки и недостатки, возможно, я в чем-то ошибаюсь. У меня складывается такое ощущение, что новое руководство в силу неопытности, в силу того, что прошло очень мало времени, достаточно для себя еще не выяснило, чего же оно хочет. Отсюда и сеть самых разных непоследовательных шагов, которые вызывают социальное напряжение. То, что сейчас говорит гражданское общество, еще раз подчеркивает необходимость приоритетов универсальных принципов ООН: взаимодействие, равноправие, сотрудничество. Мы, проводя нашу внешнюю политику, даже не умеем стоять на коленях, мы сразу падаем на живот и начинаем ползать перед нашими какими-то донорами, стратегическими партнерами. Почему нет чувства достоинства? Не надо стесняться в международных отношениях быть непреклонными и расчетливыми. У нас еще маленький опыт дипломатических отношений, если ты скажешь нет, это не означает, что ты разрушаешь отношения. Все страны прекрасно понимают, что мы руководствуемся своими национальными интересами. Ни личность президента, ни личность министра иностранных дел, дело не в персоналиях, речь идет о национальных интересах. И все страны прекрасно об этом знают, а мы всегда боимся кого-то обидеть. Самый главный национальный интерес нашей страны – в седых горах Тянь-Шаня построить европейскую страну. Европа демонстрирует успех: качество жизни, цивилизованные отношения, уровень культуры.

Вы все слышали заявления американского и российского МИДа по поводу того, что Р.Акматбаев становился депутатом, Казахстан тоже выразил свое мнение. Мировые державы и наши соседи хотят видеть Кыргызстан, как ответственного партнера, хотят видеть власть ответственной, что эта власть не нарушит завтра договора и не примет решение, которое повредит всем. Говоря об ответственности народа, мы не должны забывать и об ответственности власти, потому что имидж страны формируется представителями власти. А если власть сегодня одних выпускает, а других отдает, вспомним неприглядный пример с андижанскими беженцами или с казахским журналистом. В то же время, когда мы попросили Казахстан и Россию выдать нам членов бывшей Семьи для следствия, нам ответили: мы своих граждан не выдаем. Имидж нашей страны складывается из таких маленьких картинок. Поэтому я говорю, что подчас наша власть не понимает, чего она хочет, но это связано, я еще раз подчеркиваю с отсутствием опыта и небольшим сроком.

То, что к обсуждению Концепции внешней политики подключено гражданское общество – очень хороший шаг, свежее решение. Вообще надо все гражданское общество подключать ко всем демократическим процессам, которые происходят в нашем обществе. К сожалению, у нас получается так: вы сидите, отдыхайте, мы сами за вас все сделаем, а как сделать не знают. Значение революции 24 марта в том, что лидеры подключают ко всем процессам общество и народ начинает осознавать и чувствовать свою ответственность за то, что происходит в стране.

Внешняя политика должна соответствовать нашим размерам, нашему месту в мире, безусловно, что она должна быть миролюбивой, мы должны опираться на поддержку соседних стран. Она должна быть экономной, с точки зрения того, чтобы направить наши ресурсы на те отрасли, которые нуждаются в поддержке. Наша внешняя политика должна быть открытой, не должно быть никаких «Тайных вече», и, прежде всего, должна служить гражданам нашей страны. 

Подробности круглого стола см. :http://www.open.kg

 

 



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме