15:37 15.06.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

Закон об оппозиции как фактор формирования демократической политической системы в Кыргызстане: необходимость, угрозы, риски, предложения

Ситуация в Кыргызстане складывается сейчас таким образом, что вопрос о кардинальном реформировании политической системы становится не только актуальным, а сверхактуальным. Об этом свидетельствует и политические процессы, протекающие на всем постсоветском пространстве (серия «цветных» революций, андижанские события, преследования и участившиеся случаи убийства оппозиционных деятелей, президентские выборы в Беларуси и Казахстане 2006 года, беспорядки в Алматы в связи с убийством лидера оппозиции Сарсенбайулы),  а также в мире (усиление терроризма, массовые беспорядки во Франции, Греции с целью дискредитации отдельных политических деятелей).

Взаимоотношения между политической и партийными системами

Истоки происходящего в Кыргызстане состоит в транзитном характере кыргызстанского общества. Во все времена транзитным странам сопутствуют приливы и отливы, взлеты и падения, зигзаги и шараханья. Подобные явления будут продолжаться до тех пор, пока новые институты, возникшие на месте отвергнутых и сметенных, не заработают достаточно эффективно. Настройка новых систем непростой процесс, нередко длящийся десятилетиями. Политическая система – это самая важная система, которая задает основные параметры для функционирования и развития всем остальным системам. Партийная система определяется доминирующим влиянием в политической жизни той или иной партии. Политическую систему трудно представить без взаимодействия партий и партийных группировок, которые являются главными элементами гражданского общества. Партии сейчас везде становятся главным организационным механизмом современной политики, важнейшим связующим звеном между государством и гражданскими обществом, между правительственными учреждениями и группами интересов.  Взаимоотношения между властью и оппозицией нельзя правильно понять без выяснения отношений между политической и партийной системами.   

Сегодня Кыргызстан снова находится на пути от авторитаризма к демократии. И поэтому важно понять отношения между политической и партийной системой. И то, и другое у нас достаточно аморфно. Отношения между этими системами определяется характером политического режима. Чтобы лучше это понять, посмотрим как эти отношения складываются при тоталитаризме. При таком режиме правящая партия превращается в абсолютного хозяина-монополиста, а ее вождь – в диктатора. Государственный аппарат становится инструментом в руках партии и ее вождя. Государство приватизируется партией и трансформируется в партию-государство. У такой модели есть свои достоинства. В ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил и ресурсов (война и т.д.) тоталитаризм как система может оказаться эффективным. Правда, для этого требуется два условия: 1) наличие у страны достаточных людских и иных ресурсов; 2) господствующая партия должна выдвинуть идею, ради которой общество готово пойти на любые жертвы. Но со временем эти преимущества могут обернуться в трагические недостатки. Монополия партии-государства сковывает инициативу масс, превращает их в пассивного наблюдателя, что тормозит прогресс. Тоталитаризм обречен этим на самоликвидацию. Все равно наступает момент, когда общество обнаружит, что оно движется в неверном направлении, средства израсходованы напрасно, жертвы принесены не за что, что все надо переделывать. Возникает растерянность, разочарование, апатия, а затем социальное брожение и смута. Чем ниже уровень развития общества, тем оно менее чувствительно к недостаткам системы, и наоборот. Устав от сверхнапряжения общество начинает настойчиво требовать перемен, ослабления железных пут. Наступает момент, когда статус-кво становится невозможным. Переход к авторитаризму – более мягкой политической системе, успешнее проходит там, где  партийно-политическая элита уверенно руководит этим процессом, знает что и как делать (пример, Компартия Китая; антипример – КПСС). Если правящая партия адекватно реагирует на происходящие процессы, то она может возглавить реформы и самообновиться, и наоборот.

Борьба нового и старого не бывает простой, для нее характерна запутанная расстановка политических сил, приливы и отливы. Консерватизм старой системы всегда бывает очень велик.  Она всегда стремится сохранить свои позиции и построить под себя новые институты. Поэтому отношения старой политической системы с партийной всегда будет сложной и противоречивой и может быть даже враждебными и антагонистическими. Это мы и наблюдаем в Кыргызстане после 24 марта и в других постсоветских странах. Но несмотря на это движение ее сторону демократии неостановимо, ибо она является наиболее эффективной из всех систем общественного развития. Вместе с тем и наиболее сложной моделью. Взаимоотношения между демократической политической системой и партийной системой складываются непросто, т.к. механизмы согласования интересов при демократии громоздки, многочисленны и ресурсозатратны. Но выявляя, формируя, согласовывая  эти интересы, демократические институты способны адекватно реагировать на перемены в обществе и предлагать оптимальные решения и методы их реализации. Демократия – это и самый короткий и прямой путь к прогрессу. Уровень развития кыргызстанского общества сейчас достаточен, чтобы достичь намеченной цели. Надо только позаботиться о повышении политической культуры населения и накоплении политического опыта. Закон об оппозиции и призван стать частью, одним из кирпичиков политического воспитания и культуры.

Очевидно, что кыргызское государство плохо выполняет свои функции перед гражданами – по обеспечению их безопасности, их социальной мобилизации, свои материальные и финансовые обязательства. Разрыв между народом и властью – фундаментальная причина неспособности последней выполнять свои общественные функции. Чаще всего в этом винят саму власть и ее носителей. Это говорит также о многочисленных структурных пробелах в аппарате управления, крайне низкой мотивации госчиновников и их низком  профессиональном уровне. Важно сделать управление адекватным тем качественным изменениям, которые происходят в мире и стране. В настоящее время в передовых странах идет поиск новых моделей взаимодействия между структурами гражданского общества и властью. Все большее распространение получают сотрудничество между властью и НПО, гражданские инициативы, общественная экспертиза  административных решений, законов, формируются сетевые структуры. Но в Кыргызстане в последнее время мало обращалось внимание на современные тенденции, а копировали устаревшие образцы демократии и рынка. В результате страна попала в новые путы. Во власти превалирует не активность человеческих личностей, а неких усредненных типов, «служащих себе», что ведет к восприятию других либо в качестве средства, либо в качестве помехи на пути к цели. Характер и сущность деятельности людей искажены и деформированы. Если человек не видит новых целей, довольствуется достигнутым, то это все ведет не только к саморазрушению личности, но и общества и государства. Вместо того, чтобы предъявлять претензии к самому себе, люди предъявляют претензии к друг другу, народ – к власти, власть – к народу. Вот они онтологические корни оппозиционности. Масштабные и комплексные задачи, стоящие перед страной, связаны с переходом к новому этапу социальной самоорганизации с принципиально новыми высокими требованиями к личности, а также к государственным и политическим институтам. Система власти и управления должны быть построены так, чтобы не подавлять политическое многообразие интересов, взглядов, подходов и потребностей. С другой стороны, стремление к согласию и общественная солидарность должны превратиться в доминирующую черту каждого человека.

            Нет сомнения, что после 24 марта Кыргызстану требуется идеология развития, т.е. закрепленная в нормативных актах и признанная политическими силами и гражданским обществом как ключевые трактовки основных понятий, задающих ориентиры политического процесса. К сожалению такой идеологии у страны нет, но есть множество разноориентированных мифов.

Как бы мы ни оценивали оппозицию и ее требования, вполне очевидно, что она не позволяют Президенту Бакиеву скатиться к еще более консервативным формам правле- ния, полностью выключающим население из диалога с правящим классом. Ведь в его окружении весьма немало сторонников установления в стране жестких порядков. Борьба между различными политическими сегментами президентского окружения свидетельствует, что правящий режим сегодня все еще находится перед выбором в определении политики будущего. Вместе с тем в своей текущей деятельности власть уже осуществила ряд шагов, способных предопределить вектор политического развития страны. Особую настороженность вызывают тот факт, что большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, попытки установления контроля над его политической активностью и, тем самым, на вытеснение с политического поля всех сколько-нибудь значимых форм протеста. Стремление режима управлять медийным и политическим рынком, контролировать неправительственные структуры и т.д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью и значимостью активность и значимость как своих политических партнеров, так  и оппонентов. В результате естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой. Режим давит на политическую систему, забывая о том, что принудительное администрирование резко повышает политические риски для всей системы управления. В обществе и управлении возникают разломы и узлы напряжения, что чревато для власти крайне тяжелыми последствиями. Предлагаемая логика реформирования лишь усиливает структурную неравномерность политической системы, сокращает каналы политической коммуникации. Политика сосредотачивается в верхних слоях общества, ужимается до политиканства, узкогрупповых контактов внутри правящего слоя, а публичность в политике уступает место теневым технологиям принятия решений. При такой политике реформирования даже незначительные конфликты в «верхах» могут вызвать мощный политический резонанс. Несмотря на кажущееся усиление позиций действующего режима, на деле вся политическая система становится более уязвимой для внешнего и внутреннего воздействия. Заложниками такого положения становятся не только правящие круги, но и общество в целом. Такая система способна решить какие-то текущие проблемы, но не способна выдержать испытания временем. Выход в этой ситуации состоит в плюрализации элит, структурном и социальном «разжижении» корпорации властвующих и управляющих. Объективно назрела потребность во внутрикорпоративном переделе сфер влияния и изменении конфигурации политической и административной элиты. Повышенная сплоченность правящих кругов, что имеет место в Кыргызстане, самое страшное для общества, сохраняющего надежды на демократические перемены.

Что такое оппозиция?

В зависимости от положения в политической системе партии разделяются на правительственные и оппозиционные. Оппозиционные партиями могут быть партии, проигравшие на выборах или представляющие интересы политического меньшинства. Они сосредотачивают свои действия на критике победившей партии и проводимой ею политике. Задача оппозиции состоит в том, чтобы изменить политический курс победившей партии, либо дискредитировать ее политику.

В беспартийных и однопартийных системах – оппозиция подавляется и загоняется в подполье. В двухпартийных системах, оппозиционная партия время от времени меняется своим положением с правящей партией. В многопартийных системах с доминирующей партией – положение оппозиционных партий неустойчиво, ибо правительство  в них формируется на коалиционной основе вокруг лидирующей партии. Просто в многопартийных системах, к которым относится и Кыргызстан, непредсказуемо – какие партии могут оказаться в парламенте. Непонятно и то, какие партии могут оказаться в числе оппозиционных партий. Хотя применение административного ресурса делает заведомо ясным, каким партиям будет подыгрывать власть, чтобы сделать их правящими, а какие партии будут вытесняться с политического поля.

В свою очередь оппозиция подразделяется на системную и внесистемную оппозицию. Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности общества, политические нормы и процедуры. Ее расхождение с правительственным курсом связаны с такими вопросами, как налоги, характер и выбор приоритетов развития, степень и характер государственного регулирования и т.д.

Внесистемная оппозиция отрицает основы существующего политического режима и политический порядок в целом. Ее целью является свержение существующего режима.

Особенности оппозиции в Кыргызстанеи политические нормы и процедуры.  эту политику.

Своеобразно складываются отношения властей и оппозиции в Кыргызстане и некоторых республиках Центральной Азии, где борьба за власть идет сразу в трех направлениях: политическом, клановом и религиозном. В политическом направлении идет позиционирование главным образом между властью и поддерживающими ее общественными и политическими структурами и политической оппозицией, куда входят отдельные партии, неправительственные организации, общественные объединения, группы давления и группы интересов, которые объединяются между собой в различные коалиции и движения. Аналогичную тактику проводят и провластные организации и структуры.

 Поскольку в Кыргызстане была отменена пропорциональная система выборов, то политические партии оказались все еще плохо встроены в политическую систему. И хотя за партиями бывший режим президента Акаева оставил право участвовать в выборах в парламент на мажоритарной основе, большинство кандидатов в депутаты предпочли выдвигаться не от имени своих партий, а в качестве независимых кандидатов. На выборах Жогорку Кенеша 2005 г. победила пропрезидентские партии «Алга» и «Адилет», проведшие в парламент около 25 депутатов (треть от общего состава). Но после 24 марта и бегства Акаева эти партии перестали существовать, а их члены в парламенте либо стали  снова работать на власть, либо перешли в оппозицию. Поэтому сложившаяся в Кыргызстане политическая ситуация весьма далека от классических схем. В стране существует главным образом слабо фрагментированный, беспартийный в своей основе парламент. Поэтому в условиях Кыргызстана водораздел между правительственными и оппозиционными партиями и движениями можно определить по их отношению к президенту страны и проводимому им политическому курсу.

В клановом направлении идет борьба за влияние и власть между представителями южных и северных регионов страны. В ходе событий 24 марта южные кланы взяли реванш и в стране идет активная смена политических и административных элит на представителей южных регионов, что вызывает недовольство северных кланов.

В религиозном направлении сложные отношения у власти складываются с радикальными религиозными объединениями, которые ставят задачу смены общественно-политического строя (партия «Хизб-ут-Тахрир», ИДУ и др.).

Нужен ли Кыргызстану  закон об оппозиции?

Власти страны, позиционирующей себя как государство, стремящееся к демократии, вынуждены  и обязаны уживаться с оппозицией. И хотя во многих странах СНГ приняты конституции, закрепившие черты либеральной демократии, вместе с тем, такие понятия как политические права и свободы человека, свободные выборы, многопартийность, плюрализм мнений, разделение властей и т.д., не работают так, как должны работать. Это дает основание говорить о том, что конституционные ценности еще не укоренились в кыргызстанском обществе, а кыргызский конституционализм  по форме является формальным, т.е. конституция предназначена для того, чтобы легитимизировать и легализовывать решения, но при этом не может влиять на результаты политического процесса. Поэтому борьба между властью и оппозицией на постсоветском пространстве приобретает обостренную и крайнюю форму, хотя цивилизованные основы этих отношений заложены в тексте конституций.

В силу этого, в демократических странах, где конституция является актом прямого юридического действия, нет и не было необходимости принимать законы, гарантирующие свободу оппозиционной деятельности. Как правило, отдельные процедуры и механизмы отношений между властью и оппозицией регулировались в регламентах парламентов, либо в законах о политических партиях.

Политическая же система молодых демократий, как правило, носит имитационный характер и представляет собой симбиоз авторитаризма и демократии, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны. В большинстве стран СНГ сейчас сохраняется хрупкое равновесие взаимоотношений двух лагерей – власти и оппозиции. Некоторые лидеры постсоветских республик проводят мудрую политику, не преследуя оппозицию, не давая ей лишних поводов для выступлений, сотрудничая с ней, другие – применяют в отношении своих противников самые жесткие меры, невзирая на бесчисленные нарекания со стороны поборников демократии и международных организаций. Цветочные революции, андижанские события, нескончаемые митинговые страсти в Кыргызстане, которые ставят под угрозу государственность, обязывают по-новому отнестись к политике взаимоотношений между властью и оппозицией. В этой  связи в некоторых странах СНГ актуализируется вопрос об официальном узаконении отношений между властью и оппозицией в виде принятия закона о гарантиях оппозиционной деятельности. С такими инициативами сейчас вышли парламентарии России (фракция «Родина»), Украины (фракция «Партия Регионов»), которые подготовили или начали готовить соответствующие законопроекты. Напротив, в Беларуси нижней палатой парламента уже принят закон, загоняющий оппозицию за свою деятельность в жесткие уголовно-правовые рамки.

После 24 марта в Кыргызстане, несмотря на активность политических оппонентов президента Бакиева, еще не сложилась практика преследования оппозиции. То же самое можно сказать и о постреволюционных Грузии и Украине. Вместе с тем настораживают попытки ограничить политические права и свободы граждан под лозунгами обеспечения стабильности и порядка.

За 2005 г. в Кыргызстане состоялось около 2,5 тыс. акций неповиновения. Самой серьезной и масштабной была последняя политическая акция 29 апреля, когда политическая оппозиция с требованием демократических реформ вывела на площадь страны около 20 тыс. демонстрантов. Не получив ожидаемых уступок от Президента Бакиева, она обещала вывести 27 мая на площадь новые массы демонстрантов, но уже с требованием отставки президента. Спустя год, в Кыргызстане снова складывается угрожающая ситуация, которая может привести к неконституционной смене власти. Поэтому инициативу Бакиева по последним кадровым рокировкам и разработке законопроекта об оппозиции, свободе СМИ и др. является прямой попыткой сохранить себя во власти, увести политические страсти с улиц и площадей в тиши кабинетов, узаконить отношения «власть-оппозиция». Поэтому намерение власти перевести свои отношения с оппозицией в конструктивное и цивилизованное русло следует приветствовать.

 

Существующие риски, угрозы, предположения

Характер возможных рисков и угроз определяется характером существующего политического режима. Без сомнения, что речь идет об авторитарном режиме власти Президента К.Бакиева. Явное усиление авторитарных тенденций в кыргызской политической жизни ставит проблему взаимоотношения власти и оппозиции, авторитаризма и демократии, в центр общественных дебатов и политики. Речь давно идет об авторитарном «откате» Кыргызстана. Поэтому на пути принятия закона и вокруг него могут быть самые разные угрозы, риски, предположения. Их несколько:

1. Под «узаконением» со стороны власти следует понимать попытку возложить на политическую оппозицию не только права, но и обязанность, ответственность (вплоть до уголовной, как это сделала нижняя палата парламента в Беларуси). Глава администрации Президента Украины В.Литвин так сформулировал цель будущего закона об оппозиции: «Оппозиция должна иметь не только права, но и обязанности, она не должна воевать против, ездить «по заграницам» и рассказывать, какой плохой наш народ», «когда оппозиция не будет призывать «Геть!», «Долой!», «Ганьба!», а будет критиковать все решения, которые нарабатываются, будет предлагать новые подходы, новые видения тех документов, которые выносятся на обсуждение, тогда будут решения, которые удовлетворят всех».

 2. Закон выполняет роль политического громоотвода и будет лишь декларацией намерений, ничего существенно не изменит в отношениях власти и оппозиции. Оппозиция снова не будет встроена в политическую систему государства.

3. Закон имеет тактическую цель - выиграть время, получить передышку для новой перегруппировки сил, отвлечь общество от требований оппозиции.

4. Инициатива вносится для поднятия имиджа власти в глазах Запада как новой демократической инициативы.

5. Закон принимается с целью снять социальную напряженность в обществе, смягчить противоречия в отношениях власти и гражданского общества.

6. Закон может урезать конституционные права граждан и сократить законодательное поле для деятельности оппозиции.

6. Данная инициатива все же является сигналом о «начале» нового демократического курса правительства.

 

Рекомендации

Потенциал оппозиции должен служить на благо страны и ее народа. Сейчас оппозиция плохо встроена в политическую систему, если не сказать большее. Гражданам Кыргызстана опасно находиться в оппозиции, невыгодно с материальной точки зрения, с позиций политического и карьерного роста. Опасно быть родственникам оппозиционеров. Эту политическую и морально-психологическую атмосферу следует коренным образом изменить. Изменить отношение к оппозиции и ее современной роли в обществе. При любом случае, необходимо приложить все силы, в первую очередь, гражданского общества, чтобы парламент принял хороший, работающий закон о гарантиях оппозиционной деятельности. При таком подходе необходимо отразить в нем следующие положения:

1. Поскольку речь идет об очень важном законе, в его преамбуле шире дать трактовку политических и историко-культурных причин принятия данного закона (политическое культурное наследие большевизма и трайбализма, формальное отношение к конституции и т.п.);

2. Дать современное определение оппозиции и ее месте в жизни демократического общества и государства.

3. Определить место и роль  оппозиции в политической и партийной системе государства.

4. Определить принципы отношений власти и оппозиции.

5.  На будущее, поскольку Кыргызстан является молодой демократией, есть смысл прописать права оппозиции в Конституции, либо конституционном законе.

6. Прописать право и гарантии оппозиции на свободу деятельности, выступлений в СМИ, регулярные встречи с Президентом страны и освещение этих встреч в прессе.

7. Предусмотреть право образования «теневого правительства».

8. Право свободно без правовых и материальных последствий агитировать против инициатив и политического курса власти.

9. Предусмотреть право квотирования за оппозицией должностей в руководстве парламента и парламентских комитетах и комиссиях, в коалиционных правительствах и органах исполнительной власти.

10. Дать право законодательной инициативы только депутатам от оппозиции, ибо правительственные фракции (партии) могут инициировать свои предложения через правительство.

11. Не забыть также отразить права оппозиции в законе о регламенте Жогорку Кенеша.

12. Гарантировать права родственников оппозиционеров на государственную и иную службу, от возможных преследований по политическим мотивам.

13. Поскольку в качестве субъектов оппозиционной деятельности в Кыргызстане выступают не только политические партии, но и личности, группы давления и группы интересов, неправительственные организации, общественные объединения и движения, в законе необходимо отразить и гарантию их политических прав.

14. Обратить повышенное внимание на процедуры и механизмы согласования, принятия решений.

И, в заключение, хотелось бы отметить, что при обсуждении и принятии закона необходимо не просто накладывать западные лекала на нашу действительность, а проводить конкретный анализ наших реалий. Еще один голословный закон в столь щепетильном вопросе может привести страну к непредсказуемым последствиям.



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме