14:00 29.06.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"
Зайнидин Курманов: Мы не туземцы, поэтому сможем сформировать парламент по партийным спискам
Бишкек, 26 июня. Политический обозреватель ИА «24.kg» Антон ЛЫМАРЬ. Сегодня в Кыргызстане вопрос об участии политических партий в следующих, очередных, выборах в Жогорку Кенеш считается практически решенным. Спорят больше о том, сколько мест им отдать: все или только часть. Что же может дать республике вхождение партий во власть? И готовы ли они к этому? На эти и другие вопросы ИА «24.kg» отвечает член политсовета партии «Моя страна» профессор истории Зайнидин Курманов.
- Сейчас в Кыргызстане активно обсуждается целый ряд реформ. В том числе – избирательной системы. Что необходимо менять?
- Цель выборов – это реализация прав граждан. Ведь именно народ должен формировать власть, и ему в этом вопросе необходимо отдать приоритет. Для чего существует государство? Не для того, чтобы идти всегда и во всем на поводу у народа, а для того, чтобы создать коридоры, по которым население может входить во власть и влиять на нее.
Прежде всего, необходимо создать нормальную парламентскую систему, что у нас, к сожалению, никак не получается. Причем, в первую очередь из-за того, что этим делом никто серьезно не занимался. Поэтому Жогорку Кенеш сейчас оказался в том состоянии, которое очень сильно напоминает работу советского Верховного Совета.
- В чем же это проявляется?
- Депутаты стремятся присвоить себе все полномочия. Они не хотят заниматься только законодательной работой, претендуют на управление экономикой, правительством. У них большое желание заниматься многими вопросами, которые в Конституции не прописаны и не присущи парламенту в условиях президентской формы правления, сложившейся в Кыргызстане.
В итоге сейчас Жогорку Кенеш не столько орган законодательный, сколько представительский. Место, где можно выговориться, обсудить любые проблемы – отопительного сезона, сельского хозяйства и прочее. Все, кроме законодательных.
- И, на ваш взгляд, это положение способны изменить партии?
- Конечно. Формирование парламента по партийным спискам – это именно те глобальные изменения, в которых сейчас, как никогда, нуждается наша страна. Если мы создадим условия для вхождения партий во власть, многие трудности начнут разрешаться сами по себе. Без усилий со стороны общества или государства. То есть на смену нынешнему броуновскому движению в парламенте придет системная работа. Поэтому сейчас не случайно говорят о том, что новый избирательный порядок позволит смоделировать будущий реально действующий орган, представляющий интересы всего населения.
При существующей мажоритарной (по одномандатным округам) системе формирования парламента он превращается в структуру, где доминируют частные, мелкие интересы. А общенациональные проблемы отходят на второй план. Ведь каждый депутат защищает свой округ, свои интересы, у каждого свои планы. Сколько парламентариев – столько мнений. И подчас они резко меняются. Сейчас в Жогорку Кенеше нет того стержня, вокруг которого произошло бы объединение. Естественно, такой орган не будет полноценно выполнять функции законодательной власти.
Усиление пропорционального представительства, доли партий в парламенте и приведет как раз к тому, что центр тяжести переместится в сторону законодательной работы. Представления, спектакли со стороны отдельных депутатов – все это сразу утрачивает значимость. Приоритетами становятся принятие законов, экспертиза нормативно-правовых актов, работа в комитетах и комиссиях.
Какой же орган требуется Кыргызстану? Тот, где постоянно говорят о чем-то и ничего не делают, либо тот, где идет целенаправленная работа, реализуется законодательная политика? По-моему, второй нам нужнее.
- Оппоненты такой системы считают, что в Кыргызстане политические партии еще не доросли до того, чтобы из них полностью сформировать парламент. Готовы ли партии на самом деле участвовать в избирательном процессе, законотворчестве?
- Конечно, готовы. Мы же не туземцы, правильно? Мы живем практически в европейском государстве, где доминируют европейские ценности: образование и культура. И мы не сможем сформировать парламент по партийным спискам?
Тем же, кто утверждает, что у нас партии-карлики, не представляющие ничьих интересов, не следует свое собственное незнание и бессилие выдавать за истину в последней инстанции. Все партии одновременно не вырастут. У всех процесс становления идет разными темпами. Но у нас есть уже сложившиеся организации, которые готовы прийти во власть. Скоро появятся и другие. Они уже на марше.
Хотя я далек от того, чтобы идеализировать нашу партийную систему. Если бы наши партии действительно были очень сильными, то от сегодняшней бюрократической системы уже не осталось бы камня на камне.
- Есть и другое мнение: партии не будут представлять региональные интересы так, как это делают отдельные депутаты…
- Это все решается через избирательную систему, систему цензов. В частности, ценз оседлости, обязательное наличие у партий отделений в регионах, 5-процентный порог прохождения в парламент. За счет этого можно регулировать состав партий в Жогорку Кенеше. Если мы вводим 5-процентный порог, то в парламенте будет максимум шесть организаций, если вообще его уберем – то 20 и больше, а если увеличим до 10 процентов – то не более трех.
К тому же при партийной системе мы конкретно будем знать, кто и за что отвечает. Если состояние дел в экономике аховое, если положение в стране на грани кризиса, значит, именно те партии, которые представлены в парламенте и формируют правительство, станут отвечать за свои деяния. На следующих выборах за них голосовать уже не будут.
- А чем вас не устраивает вообще беспартийная система?
- Беспартийные или однопартийные, как в Советском Союзе, системы политологи однозначно квалифицируют как авторитарные и тоталитарные. У нас, в Кыргызстане, на сегодня - якобы под флагом демократии - и создали такую систему. Беспартийные президент, правительство, парламент. Такова реальность. Поэтому угроза восстановления в Кыргызстане тоталитарно-авторитарной власти при сохранении нынешней политической системы только усиливается. Нам надо эту опасность ликвидировать раз и навсегда. И перейти хотя бы к многопартийной системе.
Чем она отличается от других? При ней есть ясность, сколько партий вхожи во власть. При беспартийной – ни одной. Поэтому, если мы хотим создать в стране нормальную политическую систему, которая могла бы помочь государству состояться и решить проблемы общества, надо отказываться от нынешней – патронально-клановой.
Кто сейчас в Кыргызстане является субъектом политических процессов? Кланы, региональные бароны, а партии из них практически исключены. От такой системы власти надо уходить, если мы опять не хотим оказаться где-то на задворках истории.
Источник: Моя Страна
Обсудить новость на Форуме