15:37 15.06.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"
Предложения Координационного Совета партии по разработке проектов Конституции
Предложения Координационного Совета партии по разработке проектов Конституции:
По технике написания текста Конституции: текст Конституции должен быть очень лаконичным и ясным. В самом начале записать «Кыргызская Республика», а далее писать «Республика», «Президент», «Жогорку Кенеш», «Правительство», «Премьер-министр», «гражданин» и т.д. Это Конституция КР и нет необходимости все время повторять полное наименование нашей страны.
Например:
1. «Кыргызская Республика является общим достоянием всех ее граждан».
2. «В Республике человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Эти положения вытекают из уроков 24 марта. Кыргызстан не должен рассматриваться как вотчина президента, его окружения, его семьи.
3. Подчеркнуть подотчетность и ответственность власти перед народом. Это ответ на существующую систему безответственности власти.
4. Подчеркнуть, что «Политическая и общественная жизнь в Республике основывается на принципах политического плюрализма». Это ответ на попытки ограничить политический плюрализм.
5. Разработать статью о государственных гарантиях деятельности оппозиции. Это необходимо, чтобы предотвратить возможность любых гонений на оппозицию.
6. Подчеркнуть, что «Политические партии могут участвовать в управлении государством и влиять на формирование политики государства путем:участия в выборах, формирования правительства, социальной мобилизации населения, формирования и выражения политической воли граждан, подготовки резерва кадров для государственных органов и органов местного самоуправления». Это конкретизирует роль и функции партий, то, чем они должны заниматься, в т.ч. и право проводить агитацию среди населения «за» или «против».
7. Подчеркнуть, что«в Республике не допускается провозглашение ни одной политической партии или ее идеологии в качестве государственной». Это ответ на попытки власти создать проправительственные партии и монополизировать власть в стране.
8. Убрать конституционное положение о том, что не допускается «подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям». Эта норма ограничивает право партий на участие в формировании государственной политики.
9. Конституционно закрепить недопустимость«образования политических партий на этнической, расовой, региональной, профессиональной, половой, языковой основе». Это необходимо, чтобы четче структурировать нынешнюю аморфную политическую и партийную систему.
10. Президент является главой государства и гарантом непрерывности государственной власти.
11. Президент является символом единства нации и представляет государство внутри страны и в международных отношениях.
13. Президент заботится о соблюдении Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории». Это более конкретная, приземленная, реальная (точная) и без пафосная формулировка функций Президента, т.е. того, чем он может без опаски для общества заниматься. Существующая формулировка не дает ему право вмешиваться, в т.ч. и без необходимости «во все дела».
14. «Президент выполняет свои задачи в объеме и в соответствии с принципами, определенными в Конституции и законах Республики». Это положениевводит Президента в правовое поле, ограничивает его власть Конституцией и законами страны. Сократить законодательные или незаконодательные полномочия Президента.
15. Парламент должен избираться на 4 года. Это усиливает контроль общества над парламентом. Чем чаще выборы, тем действеннее контроль.
16. Парламент должен избираться на пропорциональной основе. Такой парламент станет местом концентрации крупных политических интересов, и будет тяготеть к законодательной работе.
17. Парламент должен состоять из не менее 115-130 депутатов. Это необходимо, чтобы обеспечить автономию парламента от исполнительной власти, укрепить ее представительную роль и для формирования эффективных по численности и политическому весу парламентских комитетов и депутатских фракций.
18. Регламентация деятельности парламента должна регулироваться отдельным законом. Вместе с тем, необходимо заложить такие парламентские стандарты, как ограничение численности комитетов и комиссий – не более 10, депутат должен быть членом одного комитета или комиссии, отделить процедуру голосования от процедуры обсуждения, заложить механизмы защиты интересов парламентского меньшинства.
19. Право иммунитета депутатов – ограниченное, только связанное с депутатской деятельностью.
20. Исключить право отзыва депутатов. Чтобы у исполнительной власти не было искушения избавиться от неугодных лиц.
21. Расширить права Правительства.
22. В разделе о правах человека не должно быть ограничений прав. Они должны быть собраны отдельно и объяснены.
23. В Конституции должно соблюдаться четкое разграничение функций государственной власти и местного самоуправления.
Согласно ст. 7 одним из принципов государственной власти является разграничение функций местного самоуправления и государственной власти. Часть 5 пункта 1 ст. 46; пункт 2 ст.95 противоречат этому принципу.
На наш взгляд назначение и освобождение от должности глав местной государственной администрации должно проходить без получения согласия местных кенешей.
Необходимо привести в соответствие указанные статьи.
24. Согласно п.6 ст.1 Конституции Кыргызской Республики, «Граждане Кыргызской Республики избирают Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и своих представителей в органы местного самоуправления.
Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». На практике нарушается данная статья Конституции: мэров городов избирают косвенным путем на заседании депутатов городских кенешей. Возникает необходимость приведения в соответствие нормативных актов Конституции либо внести изменение в Конституцию в этой части.
25. Местные кенеши или айыл окмоту – это органы управления, местного самоуправления, а не территория и не название населенного пункта. До настоящего времени в Конституции Кыргызской Республики нет четкого понятия об органах местного самоуправления. В мировой практике под органами местного самоуправления понимаются нераздельно представительные и исполнительно-распорядительные органы. Введение понятия «муниципалитет» или «аймак», как единицы территории местного самоуправления - в новую редакцию Конституции Кыргызской Республики позволило бы точно и ясно обозначить, что есть орган управления, а что - территория села или города.
26. Необходимо конституционно закрепить за органами местногосамоуправления формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, а также права по управлению муниципальной собственностью и конституционные гарантии в случае изъятия этой собственности.
Координатор партии действия «Моя страна» З.Курманов
Источник: Моя Страна
Обсудить новость на Форуме