09:36 16.11.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

Отмену смертной казни я рассматриваю как гуманизацию мер уголовно-правового принуждения

 

В четвертой декаде 2006 г., как обещал Президент К.Бакиев, Кыргызстан должен обрести свою новую конституцию. Одним из новых положений считается отмена смертной казни. Рассказать об этом мы попросили и.о. Координатора партии «Моя страна», доктора исторических наук, профессора Зайнидина Карпековича Курманова.

 

В связи с чем актуализировалась эта проблема?

Это прямой результат развития философии, религии, этики, морали, осмысления лучшими умами человечества роли и значения человека в жизни общества, государства. Это результат поиска общечеловеческих приоритетов и ценностей, самосовершенствования человечества, усовершенствования личности, гуманизации общества и государства, поиска новых резервов для развития. Раньше люди думали и верили, что все, что вокруг них, создает государство. Поэтому они рассматривали себя как винтик государства, считали своей обязанностью служить этому всеобщему организатору, распределителю, воспитателю и опекуну, полагаясь на ее исключительную справедливость. Но со временем люди поняли, что государство – это изобретение человечества, призванное служить им, что оно само по себе ничего не создает, что главные творцы благ – материальных, духовных это люди. Что самая высшая ценность – это жизнь и ее не вправе никто отнять. Жизнь дается Богом и только Бог вправе ее отнять. Это отношение к человеку, когда он был поставлен наравне с государством, а затем и выше его, началось еще в античном обществе. С тех пор европейцы прошли огромный путь и право на жизнь стало высшей и неотъемлемой человеческой ценностью. Естественно, если мы тоже хотим подняться, построить современное процветающее государство, стать выше и сильнее, благополучнее – мы должны заимствовать самое лучшее у достижений человеческой цивилизации.

Права человека, как вы говорите, впервые подняли древние греки, а у нас кыргызов их, что ли не было?

Права, свободы были у всех, здесь вы правы. Но древние греки впервые осмысли их как философские и правовые ценности и создали концепцию, теорию прав человека, возвели ее в ранг государственной политики. Что касается кыргызов, то, конечно, у нас была своя система ценностей, многие из которых сохранились до сих пор и являются для нас базовыми. Это уважение к женщинам, старости, детям, уважение к чужому мнению, коллективная порука, коллективизм, уважение к обычаям, традициям, патриотизм и т.д. Кыргызы никогда не были кровожадны, были терпимы, доброжелательны. Это отмечают все, кто нас знает.  К казням прибегали крайне редко. Согласно адату – кыргызскому обычному праву, убийца мог быть прощен родственниками, а в качестве наказания он должен был выплатить кун (штраф) семье потерпевшего.

В основе такого подхода лежали какие-то религиозные верования?

Это специфика традиционного образа жизни, в котором кыргызы прожили основную часть своей истории. В традиционном обществе люди были набожны и религиозны, поскольку они верили, что все вокруг созданное – растения, животные, люди - это творение природы, Бога. Поэтому они бережно относились к экологии, окружающим людям, стремились жить в гармонии с природой. Если помните, знаменитый Дерсу Узала, герой одной из книг о Дальнем Востоке, со всеми – растениями, ручейком, тигром разговаривал как с живыми людьми, чем поражал своих русских спутников. Все, что окружает традиционного человека – это живые организмы, которые требуют к себе человеческого отношения. Если, кто-то нанес другому обиду, то отношения выясняли в честном поединке и судьей в нем был Бог, который справедлив, который знает все, перед которым все равны. Поэтому смертная казнь это не кыргызское изобретение. Наши предки были намного справедливее и гуманнее к людям, к человеческой жизни, чем сейчас. Нравственное раскаяние, внутренние переживания, стыд перед соплеменниками, изгнание из рода, проклятья, были выше по степени воздействия на личность, чем смертная казнь. Нашим политикам стоило бы лучше знать свою историю, может быть меньше совершали ошибок. Это бы я назвал возвращение к своим истокам, национальным ценностям

         Но откуда взялась эта кровожадность у нынешнего поколения кыргызов? Ведь сколько копий сломано вокруг отмены смертной казни?

Вы же знаете в какой стране мы жили более 70 лет. В государстве, которое убийство человека, возвела в ранг государственной политики? Сколько их было ни за что убито. Историк Рой Медведев приводит примерную цифру - около 60 млн. человек. Население Англии или Польши. Сколько гениев и талантов, как Цицерон, Коперник, Джордано Бруно…, казненных государством,  потеряно? Сколько не построено городов? Сколько не написано книг? Сколько не родилось детей? Если бы были жив Тухачевский, Блюхер, Якир и другие советские военачальники, может быть гитлеровцы не посмели напасть на нас и мы бы не потеряли 27 миллионов наших сограждан? Только за один день 5 ноября 1938 г. в столице Кыргызстана было расстреляно свыше 130 человек по политическим мотивам. Среди них гордость страны – отцы основатели республики Юсуп Абдрахманов, Иманалы Айдарбеков, Торекул Айтматов, Баялы Исакеев и многие другие выдающиеся личности. Примерно 10 тыс. человек было репрессировано у нас. А сколько их было в период коллективизации, выселения т.н. бай-манапства… Останься они живы, может быть Кыргызстан стал бы другой страной, был бы лучшей страной. За десять лет моратория на смертную казнь к высшей мере в Кыргызстане приговорено 187 заключенных, почти столько же, сколько было расстреляно за один день периода массовых репрессий. Лица, осужденные к исключительной мере наказания, вынуждены в силу введенного моратория, годами ждать исполнения приговора, находясь в следственных изоляторах. Некоторые из них были бы рады смертной казни, ибо долголетнее ожидание ее – само по себе невыносимая пытка. Пока государство думает, какие внести поправки в закон и как построить колонии для пожизненно заключенных, сами смертники медленно и мучительно умирают в стенах следственных изоляторов. В ожидании приговора уже умерло 73 заключенных, а может быть и более. В тоже время суды вынуждены продолжать выносить свой вердикт, поскольку на сегодняшний день в стране не существует правовых основ, создающих альтернативу смертной казни. Только за неполный 2005 г. суды приговорили к смерти еще 17 заключенных. Надо принципиально решать эту проблему.

С точки зрения возвращения  к национальным приоритетам, ценностям?

  И с этой точки зрения. Национальные традиции надо уважать, их надо вернуть нашему старому поколению, взращенному на крови, новому поколению, которое не помнит о своих национальных корнях. Это надо, чтобы вернуть обществу нравственность, взаимоуважение. Чтобы возродить страну. Нельзя построить светлое общество, цивилизованное государство, если оно налево и направо через своих нерадивых чиновников раздает приказы об убийстве своих граждан. Жестокость, насилие государства порождает еще большую ожесточенность. Поэтому наши преступники более жестоки, чем у других. Меня поразила одна телепрограмма, где рассказывалось о российской системе наказания. При поимке «витебского маньяка» было незаконно осуждено около 20 человек. Некоторые из них были расстреляны. Другие успели отсидеть солидные сроки, лишились семей, детей, жилья, потеряли смысл жизни, перспективу. Когда посадили первого, убийства продолжали совершаться. Появилась версия, что убийца действовал с сообщниками. Начали хватать всех подряд и пытками выбивать признательные показания. И так до тех пор, пока не поймали подлинного маньяка. Да, что тут говорить о России. В 60-х годах в Кыргызстане был процесс «трикотажников». Около 20 человек было расстреляно за то, что занимались незаконным предпринимательством, шили стильные блузки, кофточки, которые шли нарасхват в стране тотального дефицита. Сейчас бы их представили к правительственным наградам. Но как вернуть эти жизни, смягчить боль потери, поломанные судьбы? Отмену смертной казни я рассматриваю как акт нравственного очищения общества, воспитанного на крови. Как символ возрождения новой страны, где государство больше не будет заниматься убийством своих граждан.

      К чему вы ведете ваш разговор, к покаянию?

Это бы тоже не помешало. Германский канцлер Гельмут Коль покаялся за Гитлера и правильно сделал. Признать свои ошибки может только умный и сильный. Я веду свою речь к тому, что в стране, где нет справедливой правоохранительной и судебной системы, как у нас, где все пронизано или почти пронизано коррупцией, не может быть и речи о сохранении смертной казни.

Но смертная казнь существует в очень развитых странах, например, США?

Да, есть в некоторых штатах. Но там создана справедливая и независимая система судебной власти, существует система верховенства закона, а не как у нас, верховенства начальников. Существует несколько способов защиты и проверки, как например, суд присяжных. Но даже несмотря на это, там имели место судебные ошибки, когда от имени государства лишали жизни невиновных. У нас этой защиты нет, а потому любой человек не гарантирован. Попади депутат О.Текебаев с матрешкой, которую ему подсунули, в Таиланде, его бы уже давно не было в живых.

         Выдача 4-х участников андижанских событий 2000 г., получивших статус беженцев Узбекистану вызвала волну порицания в отношении Кыргызстана по всему миру.

         Вы правильно ставите акценты. Право на жизнь предполагает  принятия мер, для воспрещения пыток и издевательств, дает право государству не выдавать своих граждан, или беженцев, если им грозит смерть или пытки. Мы нарушили не только международное право, но и наши многовековые исторические традиции добрососедства. Общеизвестный девиз – «с Дону выдачи нет!», пришел к казакам из наших степей. Ни русский царь, ни наши родовые вожди и феодальные правители за это не обижались. Могли дать не только защиту, кров, пищу, могли даже усыновить. Например, всем известны какими враждебными были отношения между калмыцкими предводителями, с одной стороны,  и, кыргызами, казахами в 16 в. Но, если в результате внутренних распрей, они просили друг у друга убежище, то они его несомненно получали. Нередко кыргызы спасались у калмыков, а калмыки - у кыргызов. Таков был закон степей, хотя и здесь были, конечно, случаи предательства. Но эта тема для другого разговора.   

Как бы хотели подвести черту под сегодняшнюю беседу?

 Кыргызстан введением моратория  не отменил де-юре смертную казнь, хотя она уже де-факто отменена. Это говорит о том, что Кыргызстан сохраняет твердую убежденность в целесообразности полной отмены смертной казни и дальнейшей гуманизации мер уголовно-правового принуждения. Более того, я знаю, что Правительству было поручено подготовить и внести Президенту проекты законов, направленные на присоединение страны ко Второму Факультативному протоколу, к Международному пакту о гражданских и политических правах, осуществить отмену смертной казни и замену ее на пожизненное лишение свободы или длительное лишение свободы, в т.ч. и в отношении лиц, на которых распространяется действие моратория на исполнение смертной казни.

Записала Элегия Мусаева



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме