09:36 16.11.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

Гражданский Форум: "15 лет независимости Кыргызстана"

 

Докладчик: Мусаева Элегия,

журналист,

член Координационного Совета Форума Молодых Политиков

         Тема:  «Политизация общества. Взгляд молодого поколения»

Добрый день дамы и господа!

Разрешите поздравить Вас с 15-ой годовщиной независимости и пожелать всем нам и нашей Родине процветания и благополучия.

Прежде чем сыграть прелюдию к этой теме, наверное, будет уместно определиться с политиками и задать вопрос: «Почему человек стремится к власти, в том числе все здесь сидящие, в той или иной степени? Чем она так притягательна?». Все ли дело в наших низменных качествах, желании управлять, решать контролировать или нами движут патриотические чувства, и мы  действительно хотим улучшить жизнь наших сограждан? Возможно, ответы на эти вопросы у каждого политика будут разными и выйдут далеко за обозначенные рамки.

 Как ни парадоксально, но политиков отличают стратегическое мышление и интеллект, и что более естественно, притупленное чувство жалости. Эти люди уже с юности подспудно чувствуют тесноту границ обозначенных их профессией, работой и находят применение своим природным качествам в политике. Но это одна лишь одна часть.

Другую категорию политиков составляют случайные люди, пришедшие на политарену на волне революционных и иных потрясений, в психологии их называют ситуативными лидерами.

Объясняя людской интерес к политике, наверное, нужно исходить из степени его уверенности в будущем. Политизированность общества во все времена являлась признаком того, что власть не справляется с ситуацией.  Возьмем советские годы. Советские граждане тоже были достаточно политизированы, но ровно настолько насколько это нужно было руководству страны, и в нужном ему направлении. Люди тогда были четко осведомлены о внутренней и внешней политике власти, о приоритетах и направлении, куда движется страна. Люди знали, какая страна дружественна, и что ожидать от этой связи, у подавляющего большинства была уверенность от проистекающей политики власти, производившей впечатление честной, принципиальной, и высокоморальной. Но самое главное  - она была последовательной. А это, согласитесь,  рождает доверие.

         В период последовавшей затем независимости политизированность населения существенно спала, этому способствовала эйфория, рожденная персоной нашего первого президента, его искусной политикой первенства среди бывших союзных республик. Мы стали первыми, объявившими о суверенности, первыми, кто ввел национальную валюту. Психология человека такова, что будучи первым ему нет надобности напряженно следить за ситуацией. Казалось, был выбран правильный путь, но уже через пять лет появились сомневающиеся в этом пути.  А через десять стал очевиден регресс. Внезапно свалившееся ощущение непривычного вольнодумства, которое вкупе с отсутствием привычной системы осуждения и наказаний породило чудовищный пир безответственности, распространившийся на все сферы жизни. Неприглядная правда о Советах, постепенно просачивающаяся из всех щелей рухнувшей идеологии вмиг обесценила нравственные и моральные ценности, на которых выросли целые поколения. Пытаясь восполнить пробел, люди проглотили умело и самое главное - вовремя подложенную красивую наживку, идею возрождения всего национального.  Духа, языка, традиций, это и заветы Манаса, и давно забытое Тенгрианство. Бесспорно – это непреходящие ценности, которые присутствуют у каждого народа. Но возможно, было ошибкой бесповоротно отречься от той системы ценностей, которая работала и работала неплохо.  

         Разочарования, вызванные слишком явным, топорным стремлением к власти интеллигентного ученого, впоследствии стали причиной недоверия, дискредитации самой сущности власти. Политический катаклизм 24 марта, бунт отдельных слоев населения породили еще большую неуверенность, люди почувствовали зыбкость авторитета власти. Она окончательно потеряла свою сакральность. Начиная именно с этого момента в стране наблюдается небывалый всплеск политизации населения. Об этом говорят разговоры аксакалов в чайхане и эмоциональные споры первоклассников в тесных маршрутках, в которых звучат клички двух президентов. Никогда еще так не имели успеха парламентские телесессии. Воодушевленное примером торжества над властным и встревоженное за свое будущее, население активно участвует в митингах, опросах, в этот период фиксируется рост политических и иных объединений, в том числе политических партий, которых в конечном итоге становится 86 и которые далеки от тех принципов, по которым должна формироваться партия.

К сожалению, все эти годы идет подмена понятий, когда люди под демократией часто понимают вседозволенность. В принципе после советского тоталитаризма  демократия сродни распущенности. Но дела обстоят намного хуже, когда также думают люди, находящиеся на уровне принятия решений. Безусловно, всякая власть зиждется на авторитаризме. От степени последнего и зависит фактическая форма правления в стране. Думается демократию в Кыргызстане нужно строить со скидкой на нашу восточную ментальность.

Другая проблема, которая угрожает стабильности нашей республики, это отсутствие сколь-нибудь ясной политики. Как известно, политика формируется значительно позже, чем экономические, социальные отношения и мораль. Можно сказать, что последние кое-как, но сформировались, однако, не наблюдается ясной, как внешней, так и внутренней политики государства Кыргызстан. Это сравнимо с кораблем, бесцельно блуждающем в океане возможностей. Руководство корабля никак не может решить, к какому порту пристать, завязать отношения, выгодно продать товар. Есть опасность, что товар со временем потеряет свою актуальность, или оголодавшие матросы поднимут мятеж на корабле. Чего только стоит в этом свете история с Джеруем, которая, несмотря на всю неприглядность и скандальность, очень долго затягивалась властями. Хотя прекрасно понимали, что невнятная, двусмысленная политика портит не только имидж новой власти, но и имидж страны, ее инвестиционную привлекательность. Если очень трудно принять решение и сделать выбор, то, наверное, нужно подумать о стране?! Тогда выбор будет очевиден.

         Если политизация нынешнего общества обусловлена неуверенностью в завтрашнем дне, то чем же обусловлена сама  неуверенность?  Если следовать теории Маслоу, то, прежде всего человека, волнует вопрос безопасности, выживания.

Сегодня этот вопрос заставляет людей покидать насиженные места в поисках лучшей доли и здесь мы делим миграцию на внешнюю и внутреннюю. И та и другая угрожающе растет. По данным комитета по миграции, порядка 38 000 кыргызстанцев стали гражданами России только в прошлом году. И это не предел. В обоих случаях важна не только экономическая составляющая решения вопроса, когда государство стимулирует, к примеру, заниматься крестьянским хозяйством и подкрепляет это ежегодными, гарантированными  закупами по нормальной цене товаров, но и психологическая, когда то же государство, к примеру, ведет политику признания регионов богатством Кыргызстана.

  Нужно отметить, что политизированность населения имеет и свои положительные стороны: это снижение процента маргинальных масс, служащие социальной базой тоталитаризма, способствование в какой-то степени росту автономии личности. Естественно, существует и искусственная политизация, выгодная самим политикам в стремлении решить узкие интересы, так к примеру, мы могли недавно наблюдать политизацию криминала.

Конечно, сколько бы мы не говорили о чрезмерной политизированности населения, все же остается другая его часть, свободная от политических страстей.

К сожалению, она, в силу своей разочарованности и жизненной пассивной позиции далекая от обсуждения политических перипетий, часто становится жертвой религиозных организаций. Сюда входят не только секты и объединения с явно выраженным деструктивным началом, но и обыкновенные на первый взгляд, мечети, особенно на юге страны. Хотя наш народ никогда не отличался особой религиозностью. Безусловно, массовое обращение к вере всегда является показателем тяжелого экономического положения страны. Страшно представить, если этим будут пользоваться. Ведь мало кто задумывается об образовании тех, кто читает проповеди в мечетях, претендуя на роль духовных отцов. А ведь ответственность за формирование сознания должна быть несоизмеримо выше, чем у учителя в школе. Неизвестно, какие моральные ценности, чаще всего чуждые прививаются подростку, который бросает учебу и дом, чтобы странствовать месяцами по городам, который боится взглянуть на женщину, уверенный в том, что это повредит ему.  Это выгодно, как и их духовным пастырям, так и власти, пока не подозревающей об истинных масштабах, таящейся опасности. Самой безобидной из которых будут терпеливые, зомбированные, послушные массы, занятые служением своей вере и отрешенные от мирских проблем, а значит от политики.

В этом плане характерна история с сектой Муна. Как вы знаете, в июне этого года в Филармонии прошла церемония посвящения наших чиновников в «послов мира». Индульгенция была выдана самим скандально известным Муном. Религиозная организация которого была признана в ряде азиатских и европейских стран деструктивным культом. Примечательно, что собрание секты проходит в государственном учреждении, а почетными гостями становятся высокопоставленные государственные служащие. Конечно, еще рано говорить о клерикализации власти, но это уже не первый случай, когда так тесно контактируют служители религиозных культов и государства. Прецедент был года два назад в 4-ой госрезиденции с внушительным участием ряда высокопоставленных лиц и самого преподобного. Сегодня мы, являясь светским государством, должны четко установить жесткие границы, запрещающие чиновникам с государственных трибун пропагандировать идеи и догмы тоталитарных культов. Кстати, отметим, что на наше достаточно жесткое заявление по этому поводу, от властей не последовало никакой реакции.

         В заключении хочется сказать, что увлеченность населения политикой это не всегда плохо, другое дело причины, вызывающие эту увлеченность и о которых мы говорили выше. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что места профессионалов сегодня занимают чьи-то непотопляемые родственники, сваты, друзья, которые после очередного прокола эвакуируются в другое не менее внушительное кресло. Да сегодня, когда у нас до сих пор не установлен политический режим, высшими управленцами могут быть только политики, государственные менеджера, но вскоре, после усложнения управленческих процессов понадобятся профессионалы.  Целенаправленная политика профессиональных и не побоюсь этого высокопарного слова: высокосознательных управленцев, грамотные политтехнологи все это может снизить процент политизированности населения, однако внимание, конечно, должно быть обращено не только на следствие, но и на причины и здесь рефреном должна звучать последовательность властей.  

И напоследок, возвращаясь к началу о притягательности власти, я хочу  привести слова античного мудреца, мыслителя Сенеки, который говорил, что  «Самая высшая власть – это власть над самим собой». Человеку, способному управлять своими страстями, можно доверить управление целой страной. Давайте стремиться к этому. Быть царями своих желаний и слугами своей страны. Спасибо за внимание!



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме