17:45 27.05.2008 | Все новости раздела "Социалистическая партия "Ата-Мекен""

Закон о телевидении и радиовещании - два шага назад

Уважаемые депутаты общественного парламента , уважаемые  гости!

       Весной 2005 года Курманбек Бакиев и его соратники настойчиво обещали, что после прихода к власти проведут на государственной телерадиокомпании кардинальные реформы и создадут Общественное телевидение. Однако после победы мартовские «революционеры» быстро забыли о клятвах и обещаниях, которые давали народу. Политики, которые при Акаеве неизменно выступали за реформу госканала, вдруг стали противниками любых перемен.

           В результате за создание Общественного телевидения боролись совсем не президент или члены правительства, а совсем другие политики. В марте 2005 года Омурбек Текебаев внес в парламент законопроект «О государственном управлении и поддержке Национальной телерадиовещательной корпорации». А через два месяца депутат Каныбек Иманалиев предложил законопроект «О вещании». Впоследствии они объединили свои проекты в один совместный, который назовут «О Национальной телерадиовещательной корпорации».

          С первого дня попытка создания Общественного телевидения встретила поддержку неправительственного сектора («Институт Медиапредставителя», «Интерньюс» и т.д.) и яростное сопротивление чиновников президентской администрации. Только за лето 2005 года авторы законопроекта провели пять круглых столов, куда приглашались все заинтересованные стороны. Однако ни пресс-секретарь Президента, ни Государственный секретарь Кыргызстана на эти приглашения не реагировали. Власть даже не скрывала свою позицию – она была против Общественного телевидения.

           По просьбам правительства и пропрезидентских депутатов рассмотрение законопроекта в парламенте несколько раз откладывалось. Так прошел целый год. Жогорку Кенеш принял Закон «О Национальной телерадиовещательной корпорации» 8 июня 2006 года. Но вскоре президент возвратил этот Закон в парламент со своими возражениями. Глава государства обосновывал это тем, что он уже утвердил Положение «О государственной телерадиовещательной компании Кыргызской Республики» от 28 марта 2006 года. Согласно этому документу Гостелерадиокомпанию возглавляют Генеральный директор и его заместители. Причем все они назначаются лично президентом страны (раздел IV). Ни о каком общественном управлении государственным каналом речи в положении не шло. В утвержденном президентом варианте реформа свелась к переименованию НТРК в ГТРК, а Президента компании в Гендиректора. О реальном реформировании государственного вещания власть даже слышать не хотела. Поэтому наложила президентское вето на Закон «О Национальной телерадиовещательной корпорации».

Сторонники создания Общественного телевидения не сдавались. Начались консультации депутатов с правительством. Гражданское общество призывало главу государства отозвать свои возражения. Но власть целых девять месяцев хранила гордое молчание. Президент отозвал вето на закон об Общественном телевидении только в марте 2007 года. Власть опасалась, что намеченный на апрель митинг Объединенного Фронта «За достойное будущее Кыргызстана» может закончиться для нее печально. Подписание Закона «О Национальной телерадиовещательной корпорации» стало одной из уступок с ее стороны. С момента внесения депутатом Текебаевым законопроекта о введении контроля общества над государственным вещанием до подписания закона президентом прошло целых  два года!

        Можно утверждать, что, даже учитывая отдельные недостатки, Закон «О Национальной телерадиовещательной корпорации» содержал прогрессивные принципы и нормы. Впервые в истории республики в гостелерадиокомпании вводили действенный механизм общественного контроля – Наблюдательный совет. Он формировался на паритетных основах – по пять представителей от президента, парламента и гражданского общества. Этот орган мог назначать, освобождать руководство телекомпании и влиять на редакционную политику государственного телевидения и радио. Путь к созданию истинно народного, прогрессивного общественного телерадиовещания был открыт. Но последние события доказывают, что это устраивало не всех.

Власть поступает с законом об Общественном телевидении точно так же, как раньше поступила с Конституцией Кыргызской Республики. В ситуации, когда Администрации нужно было разрядить обстановку, она согласилась на этот закон. А теперь, когда власть укрепила свои позиции, она отменяет его. Вновь демонстрируя, что легко может отказаться от любых принятых на себя обязательств. Этот пример наглядно показывает истинный моральный облик и жизненные принципы нынешней власти.

 

Уважаемые депутаты общественного парламента!

           Хочу отметить обстоятельства, которые вызывают сомнения в положительных результатах принятия закона «О телевидении и радиовещании».

           Во-первых, до принятия Жогорку Кенешем закон не проходил широкого обсуждения среди экспертов и профессионального сообщества в этой сфере. Хотя представители гражданского общества и СМИ просили организовать открытое обсуждение законопроекта, слушание было проведено в закрытом режиме. Обычно это означает, что авторам есть что скрывать или они боятся встретиться с критикой в свой адрес. Многие эксперты отмечают, что принят «сырой» закон и последствия от его реализации сложно предсказать.

           Во-вторых, в Законе есть ряд заведомо нереализуемых норм. Например, о производстве не менее 50% собственной продукции и не менее 50% передач на государственном языке. По оценкам экспертов 90% телерадиоорганизаций страны не имеют для этого достаточных финансовых и кадровых ресурсов. Также высказывается мнение, что впоследствии эти заведомо невыполнимые нормы могут избирательно использоваться для преследования независимых и нелояльных к власти средств массовой информации.

            В-третьих, Закон «О телевидении и радиовещании» не повысит уровень национальной и информационной безопасности страны, как утверждают его авторы. Скорее он ухудшит положение в этой сфере. Если сегодня граждане Кыргызстана могут принимать несколько отечественных каналов, то в случае их закрытия нам останется смотреть только казахские, российские, узбекские каналы. Ведь предотвратить их трансляцию на нашей территории технически невозможно.

            В-четвертых, вступление в силу Закона «О телевидении и радиовещании» приведет к отмене норм Общественного телевидения, заложенных Законом «О Национальной телерадиовещательной корпорации». Президент будет сам назначать руководство (гендиректора и его заместителей) и Наблюдательный совет гостелерадиокомпании. Тогда зачем нужны два дублирующих органа? Какой смысл в Наблюдательном совете, если президент в любое время может делать с телеканалом все, что ему угодно? Наблюдательный совет становится просто фикцией.

           В 2002 году первый президент Акаев создавал на Гостелерадиокомпании такой бутафорский орган – Попечительский совет НТРК. Этот орган годами ничего не делал и даже не собирался на заседания. Теперь нынешняя власть идет по стопам прежней и создает такой же декоративный орган, только с другим названием.

           Считаю, что вступление в силу Закона «О телевидении и радиовещании» вернет нас к положению 2004 года, ко временам Акаева. Этот закон отменит действие Закона об НТРК, за который гражданское общество боролось целых два года, и который заложил основы развития Общественного телевидения в Кыргызстане. Как пять и десять лет назад, Администрация будет единолично менять руководство государственной телерадиокомпании и снова превратит КТР в «семейный» канал власти. Чем это закончилось в первый раз, все мы хорошо помним. Думаю, что и теперь результат будет таким же.

           Сегодня эксперты, отечественные и международные неправительственные организации и СМИ выражают надежду, что президент наложит вето на этот закон. Но как показывает практика, инициативы депутатов «Ак Жол» на деле чаще всего исходят от самой Администрации Президента. Нынешняя власть не готова слышать предложения или замечания, которые ей не выгодны. Поэтому с молчаливого согласия руководства в нашей стране уничтожаются гарантии независимости теле- и радиовещания, и создается чиновничья монополия на электронные СМИ.

Принятие Закона «О телевидении и радиовещании» – это не один, а два шага назад. С его принятием общество не остается на месте, а возвращается в прошлое. Что еще раз доказывает историческую отсталость, консервативную природу сегодняшнего руководства.

           Мы уже привыкли, что нынешняя власть одну за другой хоронит лучшие мечты народа, выступившего в марте 2005 года против диктатуры Семьи. Мечты и чаяния народа не должны умирать. За них можно и нужно бороться до конца. И мы не собираемся отступать. В Кыргызстане будет настоящее Общественное телевидение. Если не при этой власти, то при следующей.

           Я прошу внести в резолюцию пункт, что Общественный парламент считает принятие Закона «О телевидении и радиовещании» доказательством отказа нынешней власти от демократии, принципа независимости средств массовой информации и своих предвыборных обещаний.

Спасибо за внимание!

Выступление пресс-секретаря Социалистической партии "Ата Мекен" на собрании Общественного парламента



Источник: Ата мекен

  Обсудить новость на Форуме