20:00 15.02.2008 | Все новости раздела "Ар-Намыс"

Куда исчезают народные деньги?

РОССИЙСКАЯ АВИАБАЗА: о ЧЕМ и ЗАЧЕМ ВРЕТ КАЛИМБЕТОВА?

 

Что же хотела сказать министр финансов Калимбетова? Из заявления министра (сделанного недавно в парламенте рРЕ.А,) явно следует: Кыргызстану выгодно военное присутствие США и его расширение могло бы значительно увеличить дивиденды. Вместо этого мы вынуждены терпеть военное присутствие России, не имея никакой финансовой выгодырм/p>

С огромным изумлением я узнал из СМИ об аргументах, которые привела 31 января на расширенном заседании парламентского комитета по экономике, бюджету и финансам министр финансов КР Тажикан Калимбетова. Сообщив, что США платят Кыргызстану за пребывание своей военной базы $17,5 миллиона в год, госпожа министр на вопрос об оплате Россией за пребывание ее базы на территории Кыргызстана, отметила, что никакой платы не производится. "Наш внешний долг России составляет $184 миллиона, и в такой ситуации запрашивать за аренду нам было бы просто неприлично" , - добавила Т. Калимбетова.

Подобные высказывания в отношении авиабазы "Кант" из уст обывателя или клерка средней руки можно было бы списать на элементарную некомпетентность. Но заявление министра (учитывая тщательность, с какой подбираются на должности чиновники высшего ранга) вызывает недоумение. Ведь из него явно следует: 1). США, контролирующие основные международные финансовые институты, а, следовательно, и львиную долю внешнего долга Кыргызстана, тем не менее, исправно пополняют бюджет Кыргызстана... 2). Россия, на которую приходится менее 10 процентов внешнего долга КР, использует этот фактор для того, чтобы не оплачивать пребывание на нашей территории своего воинского контингента. 3). Кыргызстану выгодно военное присутствие США и его расширение могло бы значительно увеличить дивиденды. Вместо этого мы вынуждены терпеть военное присутствие России, не имея никакой финансовой выгодырм/p>

Как же обстоит дело в реальности? Прежде всего, надо еще раз вспомнить, что "Кант" является не российской авиабазой, а элементом Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) ОДКБ , членом которой является Кыргызстан. Соединенные Штаты присутствие своих воинских контингентов на территории государств-союзников по НАТО (в частности, баз в Болгарии) также не оплачивают.

Согласно договору, авиация, дислоцирующаяся на базе "Кант", осуществляет авиационную поддержку действиям Вооруженных сил Кыргызстана в случае вооруженного конфликта. США же таких обязательств на себя никогда не брали. То есть американцы платят аренду за использование базы "Манас" в СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ. Плюс - за укрепление своего влияния в Кыргызстане, в том числе через многочисленные неправительственные организации. Россия же, в отличие от США, не использует свое военное присутствие здесь для создания и финансирования каких-либо структур, проталкивающих ее интересы.

Если продолжать сравнения, то стоит и вспомнить о проблемах, которые создает на земле Кыргызстана воинский контингент США - вред экологии от сброса в атмосферу авиатоплива, убийства наших граждан, остающиеся безнаказанными. Стоит вспомнить и о серьезных подозрениях в причастности спецслужб США к росту наркотрафика через территорию Центральной Азии: с началом военной операции в Афганистане поток наркотиков неуклонно увеличивается. В прошлом году, по данным ООН, посевы опийного мака в этой стране достигли рекордного уровня в 192 тысячи гектаров, а оборот афганского опия достиг 93 процентов всего мирового "черного рынка" опия!

Если же кого-то впечатляет цифра - 17,5 миллиона долларов (которые платят за свою базу США), то можно привести еще сравнениерРПо сообщениям СМИ, до 2005 года (когда американских военных выдворили из Узбекистана) в Пентагоне рассматривался вопрос о подписании нового соглашения об аренде авиабазы в Ханабаде сроком на 25 лет. При этом ежегодная арендная плата (за базу, примерно аналогичную "Манасу") могла составить 250-300 миллионов долларов!

И еще - для любителей считать деньгирРДоходная часть бюджета Кыргызстана за 2007 год (считая по курсу 38 сомов за доллар) составила примерно 690 миллионов долларов. Трудовые же мигранты только за 9 месяцев прошлого года перечислили в Кыргызстан (в подавляющем большинстве из России) примерно $710 млн - больше бюджета!

Остается только гадать, как расшифруют получившее широкий резонанс вышеупомянутое высказывание министра финансов КР наши российские партнеры. Как расценят его смысл и какие сделают выводырРЕсли же г-жа министр никакого далеко идущего смысла в свое заявление не вкладывала, торРОстается делать вывод о ее, мягко говоря, неосведомленности. В таком случае, комментировать военно-политические аспекты стоит доверять лишь главам компетентных ведомств - МИДа и минобороны. Чтобы не попасть впросакрм/p>

Леонид Бондарец, независимый эксперт по проблемам национальной и региональной безопасности
13/02/2008, Дело фм/p>

информация к размышлению

"В Вашингтоне уделяют серьезное внимание работе с кыргызской молодежью путем создания проамериканских организаций и движений. Так, осенью 2007 года в ответ на требования кыргызской общественности "избавить демократию Кыргызстана от влияния CШA", не без участия американского посольства в Бишкеке было создано движение "Отечество с Америкой" (это надо же было придумать такое, можно было пойти дальше и назвать "Даешь штат Кыргызстан!"). Это новоиспеченное формирование намерено организовывать пикеты с призывом к кыргызским властям пересмотреть условия присутствия российской военной базы в Канте и заставить Россию платить за аренду кыргызской территории, а также окончательно снять с повестки дня вопрос о выводе американской авиабазы в "Манасе".

Из статьи Таалайбека Рыскулбекова "Американская помощь Кыргызстану - безвозмездная поддержка или укрепление рычагов воздействия?

Комментарий главного редактора ЫБПл

Вообще-то и у меня накопилось немало вопросов к этой самой Таджикан Калимбетовой. Главный такой рРкуда она подевала 5 миллиардов сомов, которые были накоплены на депозитах правительства при Акылбеке Жапарове? Если она думает, что никто не заметил, как они испарились рРочень ошибается! Это прежде всего заметили представители МВФ. И они же заострили на этом внимание некоторых заслуживающих доверия персон из правительства и прессы. Правительство молчок. Оно и понятно: там же понимаю, что Калимбетова не зря получила должность министра финансов. Так что трюки с исчезновением финансов никого не удивляют. Но и расследования по этому поводу тоже не будет. Замнут, - сделают вид, что об этом никто и не знает.

И то: чему удивляться? Летом наша газета опубликовала список банков, в которые Калимбетова, будучи председателем Соцфонда, разместила под проценты Ыстариковскиел деньги рРречь шла примерно о 2 миллиардах сомов. Там, если помните, фигурировали в основном усеновский ЫИнэксимбанкл и те, что контролирует семья Бакиевых. Причем, как выяснил ЫПароходл позже, Калимбетовой предлагали страховые средства разместить в государственные казначейские векселя. Там и процентов выше рР9 годовых, и гарантии возврата стопроцентные. Но нет! Она отдала деньги в банки под 6-7 процентов годовых! И вернулись ли эти деньги, - никто не знает. Она-то вообще полагала, что об операции ее никто и не узнает. Да промахнулась: у ЫПароходал всегда существовали надежные источники информации. Тогда нам прислали из Софонда бумагу рРЫогрызалкул, я так из называю. Это когда наехать пытаются не по делу, а чтоб Ына испугл взять. Исками угрожают. Вот и эти. Опровержения требовали.

Может, мы бы и махнули рукой на Калимбетову. Ясно же, кто она и что она. Да только вот нынче новый уже председатель Соцфонда Марат Султанов заявляет, что в Соцфонде грядет дефицит рРуже на следующий год. Так что вопрос возникает острый и вовсе не праздный рРа КУДА подевались деньги? Отлично помню, что к началу 2005 года, когда свое председательство на Софонде заканчивал ставший депутатом Акматбек Келдибеков, сообщалось о профиците в 2,5 миллиарда сомов. Получается, что бакиевские кадры за два года это профицит профукали? А КУДА? рРони отчитаться не хотят?

Почему Кыргызстан умудрился задолжать за членство в международных организациях более миллиарда, - тоже надо спросить постмартовскую власть. Она отвечать не станет, ясное дело. Да и спрашивать нынче уже некому рРраньше это хоть парламент делал, а теперь он слеп и глух, когда дело доходит до странных вещей, произошедших с 2005 по 2008 год. Он все с упорством голодной собаки копается в делах давно минувших дней. Вот и мгновенную растрату 3 миллиардов сомов за два месяца Ыкалимбетствал из средств Минфина рРплюс таинственную пропажу еще 5 миллиардов рРникто и не заметил. Это ОНИ так думают. Они думают, что все вокруг дураки рРи пресса, и международные наблюдатели. Они только умные.

Ну да ладно. Калимбетова с долгами предложила разобраться просто, по принципу - кому должны рРмы всем прощаем. Повыходить из организаций, дверью хлопнуть гордо рРмол, на фиг нам это членство

Ох! Как запарило это правительственное ЫЧЛЕНСТВОл. Что ни член нынче рРто с такими амбициями, с таким самомнением и с таким аппетитом на государственные деньги, что просто диву даешься: откуда их извлекли? И куда они нас приведут? Куда нас ведет Калимбетова рРэто даже не вопрос. Она бесхитростно все ответы выложила: к американскому военному превосходству в регионе. По ее логике рРраз Штаты платят рРтак пусть делают здесь, что хотят. Посчитать и привести цифры рРкаков ежегодный УЩЕРБ от предывания американской военщины в ЫМанасел, она, конечно, не удосужилась. Не ждите так же и ее отчета: КУДА идут эти пресловутые 17 миллионов долларов, что Штаты платят. Хотя по самой элементарной логике министр финансов просто обязан был представить парламенту такой отчет рРмол, туда-то и туда-то денежки идут, вот так-то и так-то тратятся. Фиг вам! Да и депутаты не спросили об этом. Хотя по логике рРи они должны были.

Тащат. Ох как тащат эти ЧЛЕНЫ. Аж пиджаки заворачиваются! Они потому и взвывают нынче так из-за кумторовских кем-то когда-то украденных денежек, что не им они достались. Все мало им. За два года резко упала доходность Нацбанка и значительно сократились золото-валютные резервы. Почему рРопять никто не спросит в Алапаева. А по качану! Потому и принципиального профессионала Улана Сарбанова, который их накапливал убрали, поставили никакого банкирчика рРбеззубого, незаметного, который слово поперек не скажет рРхоть весь Нацбанк растащи! Вот и Кадимбетова их тех же кадров. Деньги при ней испаряются без следа, в политику она лезет рРее ли вообще дело делать важные политические заявления? Ее ли ума дело рРсколько платит ОДКБ. Ее дело считать. Причем так, чтобы дебет с кредитом сходились. А у нее явно не сходятся. Нам остается только нашего бухгалтера, Ыпароходовскогол на должность министра финансов порекомендовать. Вот у нее все сходится рРкопейка в копеечку. Профи потому что.. А? Что вы говорите? Там не нужны профи, нужны такие, кто из земляков да из проводников политической линии. Анти-русской, надо сказать линии рРочень уж это заметно стало в последнее время. Из всех почти министров она так и претрЮ Куда она заведет страну? рРБог весть. Ладно бы, считать ЧЛЕНЫ кабинета не умели рРэто полбеды. Но вот то, что они толкают страну к межэтническим конфликтам и гражданской войне рРэто уже бедарЮ

Елена АВДЕЕВА http://www.parohod.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=9939&Itemid=1

Тамерлан Ибраимов: В ближайшее время президент Кыргызстана будет выстраивать управляемую, мобильную и лояльную к нему команду

15/02-2008 17:17, Бишкек рРИА Ы24.kgл, Эркин БАКЫТ

Политическая карта Кыргызстана после выборов в Жогорку Кенеш претерпела значительные изменения. Как они скажутся на действиях властей? Что будет с оппозицией? Какие задачи предстоит решить руководству страны в самое ближайшее время? На эти вопросы в интервью ИА Ы24.kgл с директором Центра политико-правовых исследований Тамерланом Ибраимовым.

- В 2007 году парламентские выборы прошли во многих странах СНГ, и, по мнению экспертов, они ознаменовали новый цикл авторитаризма на постсоветском пространстве. Как вы считаете, можно ли это отнести к Кыргызстану?

- Да, действительно, парламентские выборы прошли в ряде стран СНГ. На Украине, в России, Казахстане. И здесь я бы отметил наличие двух тенденций. Одна, характерная для России и Казахстана, - это желание выстраивать так называемую Ыуправляемую демократиюл. Это когда выборы есть, но результат заранее проектируется властями и предпринимаются определенные действия для достижения этого результата, в том числе и не всегда демократические. Такое возможно при наличии значительных ресурсов и относительно высокого уровня легитимности лидеров.

Как известно, в России и Казахстане ресурсов (нефтедолларов) хватает, но главное - там по-настоящему высок рейтинг их лидеров. У Путина повыше, но и Назарбаев пользуется достаточно высоким доверием населения. Такая система может давать положительные результаты при условии высокого качества государственной бюрократии (образовательный, профессиональный и моральный уровень чиновников) и при наличии общенационального лидера, способного ставить свои интересы после общественных. Но такая система более уязвима к различного рода субъективным факторам - алчность и глупость государственных лидеров, спады в экономике (например, падение цены на нефть). Такая система, на мой взгляд, имеет родовой порок, так как зацикливается на личности и не дает права на лучший выбор. Делать ставку на хорошего правителя - это значит отдавать себя в заложники. Может, повезет, а, может, и нет. С Путиным, как считают россияне, стране повезло. Но как показывает история - часто бывает, что не везет.

На Украине процесс идет несколько в ином направлении. Я бы назвал его более беспорядочным, но более демократичным. Это когда центр принятия решений в стране не столь очевиден, что в свою очередь ведет к определенным трудностям управленческого характера. Но большая справедливость и открытость данного процесса в долгосрочной перспективе может привести к гораздо лучшим результатам, чем построение Ыуправляемой демократиил. Достигнуть этого можно за счет создания самоуправляемой и самоочищающейся либерально-демократической системы. Не аксиома, что это получится в Украине, но движение в данном направлении мне представляется единственно правильным.

Что касается Кыргызстана, то здесь ситуация интересная. Прошедшие выборы свидетельствуют о желании идти по пути Ыуправляемой демократиил. В случае если мы идем по нему, то успех может быть только тогда, когда качество бюрократии, следовательно, и качество принимаемых ею решений будет на высоком уровне. В то же время Кыргызстан не имеет таких громадных ресурсов, как Россия и Казахстан, что существенно затрудняет выстраивание системы по их примеру. Чтобы поддерживать высокий уровень легитимности государственной верхушки, необходимо эффективно и, желательно, регулярно решать накопившиеся социальные проблемы (поднимать пенсии, зарплаты, пособия, создавать рабочие места и т.п.). Иначе рейтинг популярности лидеров будет неуклонно снижаться. Можно ли это осуществлять в Кыргызстане? Я думаю, что с этим большие сложности.

Ситуацию могут улучшить так называемые прорывные решения рРнапример, полная ликвидация коррупции в системе ГАИ, как это удалось сделать в Грузии. Но даже это может улучшить ситуацию только на какое-то время. Я, как уже отмечал выше, абсолютно уверен, что только системные изменения в области государственного управления способны дать долгосрочный благоприятный эффект для страны. Кыргызстан должен двигаться в этом направлении.

- Какие задачи в краткосрочной и долгосрочной перспективе будут решать президент с пропрезидентским парламентом?

- Перед страной и президентом стоят достаточно сложные и амбициозные задачи. В краткосрочной перспективе глава государства будет решать задачи выстраивания управляемой, мобильной и лояльной к нему команды. Это относится ко всем высшим органам государственной власти. В долгосрочной - предстоит провести ряд сложных и болезненных мероприятий, первое место среди которых я бы отдал приватизации. Разгосударствление жизненно важных, стратегических объектов затрагивает всех кыргызстанцев, и его необходимо провести так, чтобы учесть национальные интересы страны и не допустить его влияния на благосостояние простых людей. Еще не менее важная задача - снижение уровня коррупции. Ее невозможно решить без создания системы справедливых и компетентных судов. Осознание того, что это надо делать, есть. По крайней мере, так говорится в недавнем послании президента. Следуя логике, за осознанием должно прийти реальное желание делать и понимание, как это осуществить.

- Какой вывод, на ваш взгляд, был бы полезен для оппозиции после парламентской гонки?

- Оппозиция необходима стране и самой власти как части страны. В настоящее время у меня, как это ни странно звучит, оптимистичный взгляд на судьбу оппозиции. Я это говорю безотносительно к каким-то конкретным политическим силам. Мне кажется, сейчас благодатный период для появления системной оппозиции. Во-первых, потому, что идеологическое поле относительно свободно. На нем нет ярко выраженных левых, правых, националистов или кого-то еще. А во-вторых, уровень свободы, при всех отрицательных событиях, достаточен для роста оппозиции. Вывод у тех, кто причисляет себя к оппозиции, должен быть следующим: надо готовиться к приходу во власть. А это означает, что необходимо иметь системное видение того, зачем идти туда и что конкретно там делать, когда эта власть окажется в руках. Я понимаю, что механизм смены власти дает сбои, но все же главным мне представляется то, что всем необходимо определяться, какой государственный механизм управления для страны лучше. От этого можно отталкиваться при дальнейшем движении.

- Каковы перспективы партийного строительства в стране?

- Думаю, что при существующей системе пропорциональных выборов и при условии сохранения свобод у партий большие перспективы для развития. На сегодня одну из главных задач для них я вижу в их самоидентификации. Партии должны разобраться в самих себе и определиться, какие ценности они защищают и чьи интересы представляют.

- Можно ли говорить, что в КР формируется своя политическая модель? Каковы ее ценности?

- Я бы не стал утверждать, что Кыргызстан идет по своему, уникальному пути развития. Особенности, конечно, есть, но в целом все так же, как и у других. История показывает, что если в стране есть достаточное число здравомыслящих, образованных и патриотично настроенных людей, то у такой страны хорошие шансы выстроить эффективно работающую для общего блага систему государственного управления. И наоборот, - если страна не доросла, если люди в ней не понимают, куда следует двигаться, с кого брать пример, то результат бывает плачевным. Очень важно иметь критическое число популярных среди народа людей, понимающих, куда и как двигаться. Великий английский ученый А.Тойнби как-то писал, что Ыцивилизованные народы берут пример с современных героев, а нецивилизованные с предков и стариковл. Это, конечно, не означает, что стариков и предков надо забыть. Им должны оказываться почет и уважение. Но это означает, что у каждого времени свои герои и, помня родную историю, смотреть надо всегда вперед. Решение современных задач предполагает наличие современных героев и использование современных механизмов.

Например, это касается вопроса о частной собственности. В прошлом мы не имели большого опыта регулирования таких вопросов. Ни при СССР, ни до этого. Если значительное число проблем можно решить посредством неформальных институтов, с использованием обычаев, традиций и кулуарных договоренностей, то вопросы собственности могут решаться только при наличии эффективно действующего права (закона).

В стране нарождается класс собственников. Они есть и среди власти и среди оппозиции. В их общих интересах создать систему гарантий и защиты собственности. Кому-то всегда будет мало, но необходимо идти на самоограничения и принимать жизненно важные решения. Собственность - это то, вокруг чего, по большому счету, идут многие с виду политические баталии. Решив вопрос с защитой частной собственности, мы заложим фундамент для стабильного движения вперед.

 

Кыргызстан не может иметь успешную рыночную экономику и стабильную политическую систему без наличия правового государства. Закон должен быть поставлен выше всего. Только так мы можем рассчитывать, что не останемся на обочине истории или вообще не исчезнем.

- Некоторые аналитики высказывают мнение о возобновлении широкомасштабных акций протеста весной или осенью 2008 года. Какие сценарии развития политической ситуации наиболее вероятны?

 

- В нынешней ситуации нельзя исключать ни один из возможных сценариев развития. Я лишь надеюсь, что воплощение получит тот, что принесет пользу для реального и долгосрочного движения страны вперед.

URL: http://www.24.kg/politic/2008/02/15/76865.html

Государственный рэкет

Д.Усенов обратился к предпринимателям с просьбой помочь бедным жителям и инвалидам

Мэр Бишкека Данияр Усенов обратился поименно к 7262 предпринимателям столицы с просьбой поддержать его инициативу в рамках утвержденной программы ЫЛюбимый городл по организации адресной регулярной социальной помощи крайне бедным жителям и инвалидам города в размере 3500 сомов ежемесячно каждому. Ожидается, что в течение ближайшей недели все письма мэра Бишкека за его личной подписью дойдут до всех адресатов.

Напомним, что данная инициатива была обсуждена 7 декабря 2007 года в Филармонии на встрече мэра Бишкека Данияра Усенова с бизнес-сообществом столицы, и большинство из 1500 присутствовавших поддержало эту идею. При этом ими было сказано, что бизнес-структуры и ранее оказывали помощь малоимущим, но несистемно и нерегулярно, а идея создать единую систему помощи является не только благородным, но и богоугодным делом. После этого Данияр Усенов дал поручение выделить особо нуждающихся в поддержке из числа состоящих на учте малоимущих семей и составить список бизнесменов, которые в состоянии оказывать им помощь.

В обращении Данияра Усенова отмечается, что на сегодняшний день государство стремится к улучшению взаимовыгодных партнерских отношений с бизнес-структурами. Предпринимательская деятельность занимает основную долю в экономике и является е движущей силой. Поэтому у городских властей есть серьзные ожидания, что бизнесмены, как горожане, активно подключатся к решению тех проблем, которые стоят перед городом.

Ежегодно в Бишкеке из средств городского бюджета на адресную социальную помощь для социально незащищенных слов населения выделяется 105 миллионов сомов. Однако данных средств крайне недостаточно для обеспечения в полной мере помощи социально-уязвимым слоям населения, которые из-за преклонного возраста или проблем со здоровьем находятся за чертой крайней бедности и нуждаются в постоянной дополнительной поддержке. Из-за низкого размера пенсий, пособий, заработных плат на сегодняшний день в городе состоит на учте 21 тысяча малоимущих семей, в которых проживает 56 тысяч человек.

Всего за столичными бизнесменами предлагается закрепить 15841 человека из социально незащищенных слов рРинвалидов, участников Великой Отечественной Войны, крайне бедных.

Подчеркнм, что в каждом письме к тому или иному предпринимателю указывается для закрепления конкретный нуждающийся человек с именем и фамилией, домашним адресом и телефоном. Бизнес-структуры, откликнувшиеся на призыв мэра Бишкека, будут оказывать помощь напрямую. Количество нуждающихся для закрепления увеличивается в зависимости от размера организации. Так, письма направлены руководству крупных организаций, рынков, коммерческих банков и в другие организации.

Данная акция является добровольной. Мэр Бишкека Данияр Усенов в своих письмах просит бизнесменов о результатах принятого решения информировать в 10-дневный срок письменно в мэрию города Бишкек (кабинет 111а).

http://www.pr.kg/news/kg/2008/02/14/852/

Письмо президенту. Труды и трутни

- Да, это я. Да, хорошо живу, купаюсь в бассейне, пью джюс, оранджатрРДа-да, прямо не выходя из бассейна. У меня много друзей, машина, личный шоферрм/em>
Попугай Кеша.
Нет, все-таки верно, Курманбек Салиевич, один почтальон подметил: некоторые люди ужасно жадные до чужого добра бывают! Особенно чиновники (но из этих не некоторые даже, а все поголовно), которые зорко следят за теми, кто пашет как прОклятый. Причем сами они, допускаю такую дурацкую мысль, тоже работают. Это на первый взгляд может показаться, что они ничего не делают, а на самом деле они постоянно чем-то заняты, только на недоступном глазу клеточном уровне. И чихать они хотели на проблемы граждан: попробуй простой смертный обратиться к чиновнику с просьбой - у того сразу все биологические процессы в организме замедляются. Про анабиоз слыхали? Примерно то же самое происходит с чиновником. Но когда дело касается, простите, бабла - опа! Бабло для чиновника сродни нашатырному спирту - включаются и начинают усиленно работать все органы чувств: и нюх становится как у собаки, и глаз - как у орла, и "застоявшийся" без дела хватательный рефлекс срабатывает автоматически. И пошла плодотворная мозговая деятельность!
Намедни губернатор Ошской области собрал чиновников и поставил перед ними стратегическую задачу: не допускать того, чтобы зажиточные семьи получали пособия для малоимущих и на детей. (А раньше куда смотрели? Не тот губернатор у власти, что ли, был? Не тех родственников в список обездоленных внес?) Губернатора понять можно: он-то точно не из дехкан и не в глинобитной мазанке живет, а его пособием по недогляду обделили. Но вот главу Кара-Кульджинской райгосадминистрации товарища Абдраимова я понять никак не могу. Он на этом собрании сообщил: треть населения района выехала на заработки в Россию и Казахстан, большинство людей достаточно хорошо обеспечивают свою семью и родителей, присылая им деньги. Так что государство им ничем не обязано. Скажите мне, Курманбек Салиевич, пособия на детей - это огромные деньги? Какая сумма? 200 сомов? 300? Знает ли товарищ Абдраимов, какой ценой дается нашим мигрантам (которых государство не может обеспечить ни работой, ни гарантированными Конституцией правами) возможность "достаточно хорошо обеспечивать свою семью и родителей"? Слышал ли он том, что 80% дворников (работающих, кстати, без выходных и праздников) в Москве - это трудовые мигранты из Кыргызстана? Неужели он думает, что они после тяжелого трудового дня как следует расслабляются, пьют джюс или оранджат не выходя из бассейна? Уверена, что если бы Абдраимов был вынужден поехать в Москву махать метлой, терпеть оскорбления и издевательства, жить впроголодь, высылая домой основную часть с трудом заработанных денег да еще и рискуя быть убитым какими-нибудь отморозками-скинхедами, он запел бы совсем по-другому. Стоит ли забирать у семей мигрантов эти несчастные 200-300 сомов, которые все равно будут разворованы?
Айгуль Рыскулова тоже выдала недавно: не надо, говорит, рассматривать проблему трудовой миграции только с негативной стороны, дескать, плюсы в ней тоже имеются. Один из них, по ее мнению, таков: "Ребята учатся новым методам работы, изучают жизнь других государств, смотрят на мир уже другими глазами и избавляются от "кыргызчылыка". Вернувшись обратно, они смогут принести пользу родине". Логика замечательная. А вот интересно, должна ли родина приносить пользу гражданам? И откуда у Рыскуловой уверенность в том, что эти ребята вернутся в Кыргызстан? Если на то пошло, они и сейчас уже пользу родине приносят: во-первых, способствуют смягчению напряженной ситуации на рынке труда, а во-вторых, они - источник поступления в страну дополнительных валютных средств. И средств немалых: только за девять месяцев прошлого года наши мигранты по банковским линиям выслали в Кыргызстан 710 млн долларов. Посол России Валентин Власов и вовсе заявил, что кыргызстанцы ежегодно присылают на родину из России и Казахстана до двух миллиардов долларов. Не слабо, да? Особенно, если сравнить с госбюджетом на 2008 год.
А теперь давайте на минусы взглянем. Речь даже не об оттоке самого трудоспособного населения и не о том, что сотни тысяч кыргызстанцев приняли и продолжают принимать российское гражданство. А о том, чем это нам грозит. По сообщению агентства "Интерфакс", в январе-ноябре прошлого года в республику прибыли 3,6 тыс. человек, а вот выбыли 51,7 тыс., миграционный отток населения составил 48,1 тыс. человек. В 2006 году этот показатель был равен 26,4 тыс. человек. Сколько он составит в 2008-м? Анекдот слышали, товарищ президент? Идет заседание российского правительства.
- Нет, ну надо с этим что-то делать! На Дальнем Востоке стремительно уменьшается население! Так мы можем и потерять эту территорию - захватит ее Китай!
- Что же делать? Россияне мало рожают...
- Как это - "что делать"? А мигранты? Будем заселять Дальний Восток мигрантами.
- Где ж их взять-то столько? Их ведь очень много понадобится...
- Где взять? Ну, возьмите тех же китайцев...
Но Россия худо-бедно стимулирует возвращение соотечественников, предлагая им жилье, рабочие места, гарантируя хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. А наши чиновники делают все для того, чтобы отток населения продолжался. Кем будем заселять юг? Таджиками? Узбеками?

Елена АГЕЕВА.

 

Здесь Кумтору нет ак жола

Нынешний созыв парламента, казалось бы такой послушный и предсказуемый, споткнулся о золотой слиток Кумтора. Народные избранники ни в какую не хотят ратифицировать мировой договор с "Центеррой голд инк." и одобрить летнее соглашение с компанией "Камеко".

Разрабатывались эти документы солидной экспертной группой при непосредственном участии тогдашнего премьера Алмазбека Атамбаева. В ее состав входил и Кубанычбек Исабеков. Известный своей "особой симпатией" к канадской компании и ее долгосрочным "золотым" проектам.

В среду на расширенном заседании профильного комитета Эрика Арсалиева депутаты приняли решение не выносить на палату сей животрепещущий вопрос. Ибо, по мнению нардепов, парламент не готов сейчас рассматривать эти документы, тем более говорить им "да".

- Мы рекомендуем правительству Кыргызстана продлить срок ратификации по месторождению Кумтор до тридцатого апреля, - заявил Арсалиев. - Кроме того, требуем предоставить нам четыре дополнительных соглашения, вытекающих из договора. Речь идет о процедуре передачи кыргызской стороне дополнительных акций "Центерры", о новых условиях работы компании "Кумтор оперейтинг компани", о новом налоговом режиме компании и о концессии. А тут выясняется, что уже ведутся разработки прилегающих участков, хотя лицензию на эти работы никто не давал. Мы также просим кабинет министров предоставить нам копии договоров компании "Центерра" по монгольским месторождениям.

Для Акылбека Жапарова как главного защитника многострадального проекта решение комитета было полнейшей неожиданностью. Еще на той неделе вроде бы обо всем договорились и депутаты готовы были поставить жирную точку в изрядно затянувшемся "золотом" деле.

Правда, ложку дегтя в эту бочку меда добавило сообщение в СМИ Следственного управления финполиции. Оказывается, канадскую компанию "Центерра" подозревают в неуплате налогов, причем в особо крупных размерах. По сведениям, добытым в ходе оперативных мероприятий сотрудниками финансовой полиции, выяснилось, что с 2003 года "Центерра" не платила налоги, бюджету нанесен солидный ущерб. Правда, сумма пока не обнародавана. Более того, компания в обход Конституции нашей республики пользовалась финансовыми льготами, предусмотренными инвестиционным соглашением. Сей документ был заключен в 2003 году между тогдашним правительством Танаева, "Центерра голд инк." и "Кумтор голд компани". Но бумага эта ратифицирована не была ни парламентом, ни президентом. Следовательно, юридической силы не имеет.

- Почему же вы возбудили дело спустя лишь пять лет после заключения сомнительного соглашения? - поинтересовалась Роза Отунбаева у представителя финполиции, которого депутаты пригласили на заседание профильного комитета. - Именно в тот момент, когда нас поджимают сроки и нам нужно ратифицировать договор с "Центеррой"?

На вопрос Розы Исаковны вызвался ответить Исабеков.

- Это уголовное дело отношения к ратификации не имеет, - сказал вице-спикер, - там другая подоплека. Здесь еще и участки замешаны, на которых уже ведутся геологоразведочные работы, а лицензии у канадской компании на их проведение нет. Еще они не платили земельный налог. Я все про Кумтор знаю. Я уже судился с ними в 2006 году. Тогда даже президент был на моей стороне.

Кстати, до недавнего времени Кубанычбек Исабеков особо не возражал против ратификации договора и одобрения соглашения по, как он сам неоднократно выражался, атамбаевскому варианту. Буквально на той неделе парламентарий доказывал, что проект, предлагаемый правительством, одобрить надо. Мол, это необходимо Кыргызстану. Больше пресловутых 30,66 % доли в "Центерре" (а это 66,7 миллиона акций) нам все равно не светит. Приходится довольствоваться ролью второго крупнейшего акционера после "Камеко". Но во вторник, за день до того как собраться комитету Арсалиева, Исабеков дал пресс-конференцию, где опять высказал свое "фе" Кумтору. Депутат раздал журналистам копии соглашений по месторождению, представил в виде доказательства ответ на свой запрос в финансовую полицию и два постановления Законодательного собрания Жогорку Кенеша. Кстати, экс-

нардепы канувшего в Лету ЗС отклонили вариант приснопамятного инвестиционного соглашения, нератификация которого и послужила ныне поводом к возбуждению уголовного дела. К тому же экс-нардепы в тогдашнем своем заявлении уведомляют Акаева, Счетную палату и надзорные органы, что генеральное соглашение по Кумтору было заведомо составлено таким образом, что кыргызская сторона оказывается в проигрыше.

Тем самым нардеп пояснил, что мы как обиженные можем требовать пересмотра основных пунктов документа и настаивать на передаче Кыргызстану 67 % акций.

- Я думаю, фракция "Ак Жол" меня поддержит, - сказал Исабеков. - В противном случае я готов сложить с себя полномочия депутата. Интересы страны для меня превыше всего. Но тогда я использую в полной мере все свои гражданские обязанности. Я поеду в Тонский район, поговорю с жителями, моими, кстати, избирателями. Нет, я не собираюсь выводить людей на митинг, перекрывать дороги, будем действовать исключительно в рамках Конституции.

На рабочем совещании, по обыкновению проходящем за закрытыми дверями, акжольцы единогласно проголосовали за снятие Кумтора с повестки дня. Тем самым предоставив профильному комитету право разбираться в "золотых" дебрях.

- У меня один большой знак вопроса, - посетовал Алишер Мамасалиев. - Я не понимаю: еще совсем недавно мы все склонялись к тому, что надо одобрить и ратифицировать эти самые документы. Теперь же получается, что все нардепы на сто восемьдесят градусов поменяли свою позицию. У меня такое ощущение, что ведется какая-то подковерная игра. Но я не хочу быть пешкой в ней.

- Если мы сейчас дадим добро, - невозмутимо продолжил Арсалиев, - мы снова поддержим эту сомнительную сделку 2003 года. Заново узаконим ее.

Насчет предприимчивых чиновников лет минувших не преминул выступить и Бакыт Бешимов. Лидер фракции СДПК устроил начальнику Следственного управления финполиции прямо-таки допрос с пристрастием. Нардеп вспомнил про Николая Танаева, который, по сведениям, тоже замешан в "золотом" скандале. Ибо генеральное соглашение 2003 года было подписано при его непосредственном участии и с его ведома.

- Вы сказали, что поводом к возбуждению уголовного дела послужило также письменное обращение депутата Сергея Ибраимова. Что это за обращение? - спросил народный избранник.

- В интересах следствия мы не можем разглашать такие данные, - парировал представитель финансовой полиции.

Бешимов было потребовал ответа, аргументируя свое желание тем, что чиновник обязан отвечать на вопрос депутата. Неудобные прения прервал Жапаров.

- Может, обсудим по существу? - предложил министр.

Депутаты согласились. Аскарбек Шадиев, глава Комитета по бюджету и финансам, не замедлил представить коллегам собственные расчеты по Кумтору, которые он произвел, опираясь на имеющиеся у него статистические данные.

- Мы, конечно, можем ратифицировать этот договор с "Центеррой", одобрить соглашение с "Камеко", - заявил депутат. - Но подумайте: в 2020 году прибыль канадской стороны достигнет пяти миллиардов долларов, мы же получим мизер.

Акылбек Жапаров попытался было выложить на стол последний козырь - единый налог на прибыль, который предусматривает новый договор. Раньше мы получали отчисления по пяти видам налоговых сборов. В этом соглашении прописан новый налоговый режим: 10 % - налог на прибыль плюс концессионный платеж. Причем ставка ежегодно будет увеличиваться, так, в 2009-м это будет уже 11, а в 2010-м - 12 % от стоимости реализованной продукции. От соблазна министр перешел к неприятным намекам.

- Действительно, когда мы подписывали это пресловутое соглашение в 2003 году, - заявил Жапаров, - многие моменты просто не были учтены. Тогда не последнюю скрипку сыграли Айдар Акаев и статс-секретарь Эмирлан Торомырзаев. Кстати, Айдар Акаев попросту заставил тогда правительство Танаева поставить свои подписи. Если вы сейчас не ратифицируете договор, это будет означать, что вы поддерживаете акаевский режим. А нынешнее правительство толкаете на международное разбирательство, которое Кыргызстан на сто процентов проиграет. Ущерб, который нам придется выплачивать канадской стороне, будет огромен. Могу сказать, что сумма во много раз превысит наш внешний долг.

- Не стоит так говорить, - тут же ответил Арсалиев. - Я бы сказал вам, кого мы поддерживаем, но промолчу. Тем более что мы не собираемся отказываться от соглашения и договора, а лишь просим пролонгировать сроки ратификации и изучить досконально все документы, чтобы вести с нашими партнерами диалог на равных, не с позиции выкрученных рук.

Одного господин Арсалиев так и не учел: если канадцы действительно надумают прибегнуть к услугам международного арбитража, мы проиграем, причем с треском. Западная Фемида оперирует лишь фактами. Это базис международного права. Эмоции и горькие воздыхания на тему "бедную, но гордую республику подставило нечистоплотное руководство во главе со сбежавшим ААА", в расчет приниматься не будут.

Между тем Андрей Сазонов - президент "Кумтор голд компани", кстати, тоже присутствовавший на заседании комитета, заявил, что со своей стороны они как партнеры стараются выполнять все обязательства, возложенные на них контрактом, как говорится, от листа до листа.

- Я не уполномочен комментировать, как поступит канадская сторона, услышав пожелание депутатов отложить срок ратификации, - сказал Сазонов.

В недоумении пребывает и Жапаров. Лишь нардепы, довольные внезапно свалившейся на них возможностью покуражиться над правительством, советуют не нервничать и набраться терпения.

А вчера компания "Центерра" распространила в СМИ официальное заявление, в котором говорится, что канадская сторона согласна продолжать конструктивные отношения с правительством Кыргызстана, в том числе и для получения необходимого одобрения парламентом республики договоров по золоторудному месторождению Кумтор.

Так что "золотой" вопрос опять повис в воздухе. Как бы из-за очередного витка закулисных игрищ, о которых упомянул Алишер Мамасалиев, нам не пришлось довольствоваться лишь "самоварным золотом".

Дарья МАЛЕВАНАЯ. http://msn.kg/ru/news/21815/

15 февраля 2008

Нечистые дела вокруг Кумтора: хотели подписать, но резко передумали

Слово Кыргызстана: Дело о Кумторе зависло. В очередной раз и на неопределенный срок

У членов Комитета по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству Жогорку Кенеша, который должен был решить, выносить ли на пленарное заседание проект ратификации последнего, августовского, соглашения с канадцами по поводу месторождения Кумтор, возникло слишком много вопросов, смутных подозрений и неясных предчувствий.

Попутно они, да и журналисты тоже, присутствовавшие на расширенном заседании комитета, сделали для себя не одно поразительное открытие. Вот одно из них: оказывается, проект освоения Кумтора до сих пор не получил официальной оценки экологов. Такой вывод можно сделать из слов министра экономического развития и торговли Акылбека Жапарова, который, будучи министром финансов, возглавлял в августе экспертную группу по разработке новых условий соглашения с инвестором: " Если ведомство господина Давлеткельдиева (имеется в виду Госагентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству) даст отрицательное заключение, мы готовы разорвать соглашение". Вот те раз! А где же был Акылбек Усенбекович, когда заключалась договоренность?

Вопрос о ратификации последнего соглашения с канадцами упорно витает под сводами здания на Старой площади с начала февраля. Дважды отложила его рассмотрение фракция партии большинства "Ак Жол", три заседания посвятил ему Комитет по межународным делам и межпарламентскому сотрудничеству, возглавляемый молодым депутатом Эриком Арсалиевым. На минувшей неделе он собрался было рассмотреть его, да тут подоспела информация о том, что Финполиция возбудила уголовное дело в отношении "Центерры Голд Инк." и "Кумтор голд компани" - пришлось перенести заседание,чтобы направить запрос в полицию.

Тем временем один из вице-спикеров, Кубанычбек Исабеков, ведущий который год судебную тяжбу с инвестором, добиваясь уплаты то одного налога, то другого, созвал на пресс-конференцию журналистов и сделал несколько громких заявлений: "Еще на прошлой неделе я выступал за ратификацию августовского соглашения. Но теперь, после знакомства со всеми документами, предлагаю Жогорку кенешу поручить правительству изучить законность создания "Центерры" вообще,а также законность всех соглашений с зарубежными компаниями по Кумтору. Нужно вернуться к договору правительства с "Кумтор оперейтинг компани" о компенсации ущерба в связи с аварией в Барскооне и отменить его. Кроме того, рассмотреть обоснованность выдачи лицензии на освоение золоторудного месторождения без проведения тендера". Если парламент признает прошлые соглашения по Кумтору незаконными, то Кыргызстану должны достаться 67 процентов акций, а зарубежные компании обязаны компенсировать нам упущенную выгоду, заключил вице-спикер. Он сообщил также, что в итоге восьми судебных разбирательств удалось добиться от "Кумтор оперейтинг компани" уплаты 76 миллионов сомов в качестве земельного налога и 6 миллионов долларов, выплаченных как надбавки за высокогорный коэффициент. Была обнародована шокирующая информация: оплата труда кыргызстанцев, работающих на месторождении, в 20 раз меньше заработка иностранцев.

На свое последнее заседание, состоявшееся наднях, Комитет по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству пригласил всех желающих депутатов, а также представителей Финансовой полиции, Генпрокуратуры и "Кумтор оперейтинг компани". Руководитель полиции подтвердил,что, действительно, в отношении компаний "Центерра Голд Инк." и "Кумтор голд компани" возбуждено уголовное дело по признакам статьи 213, часть вторая (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). Основанием послужили оперативная информация, собранная полицейскими, а также заявление депутата Сергея Ибрагимова. Последняя деталь, судя по всему, явилась новостью для депутатов и заставила социал-демократа Бакыта Бешимова спросить: "А не пересекались ли пути Ибрагимова и "Кумтор оперейтинг компани"? На что полицейский ответил,что не владеет такой информацией.

Итак, в чем суть претензий Финполиции к инвесторам? Постановление о возбуждении уголовного дела возвращает нас в последний день декабря 2003 года, когда между правительством Кыргызстана и компанией Centerra Gold Inc. было заключено инвестиционное соглашение,по которому она предложила в обмен на простые акции "Кумтора", принадлежащие ОАО "Кыргызалтын" и дочерней компании корпорации "Камеко корпорейшн", инвестировать средства в освоение месторождения. В соответствии с этой договоренностью инвестора наделили финансовыми льготами и правами, предусмотренными законами "Об инвестициях" в редакции 1992 года, "О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в КР",а также "любыми иными льготами,которыми могут наделяться инвесторы, включая иностранных". Однако, как установило теперь следствие, документ не был ратифицирован, следовательно, канадцы не имели права пользоваться льготами. Но они это сделали и тем самым нанесли республике ущерб в особо крупных размерах. , несмотря на вынесенное определение, сумма ущерба еще не известна. Как сообщил начальник следственного управления полиции, "назначена документальная проверка соблюдения налогового и таможенного законодательств (без учета льгот). Размеры сокрытия назовем после ее окончания".

На вопрос одного из депутатов, почему же уголовное дело не возбудили в предыдущие годы, руководитель Финполиции ответил с обескураживающей простотой: "Потому что я работаю начальником всего 4 месяца". Акылбек Жапаров, который еще несколько месяцев назад горячо ратовал за августовское соглашение, выдавая его за победу тогдашнего правительства, теперь удивил признанием: оказывается, в договоренности есть несколько спорных моментов. И дата 15 февраля, до которой кыргызская сторона должна была ратифицировать августовское соглашение или отказаться от него, не такая уж и "железная", как утверждалось раньше. "Если надо, мы передвинем срок", - сказал Акылбек Усенбекович. Более того,было бы лучше пересмотреть соглашение, в связи с чем он дал несколько советов: во-первых, дальнейшие переговоры обязательно вести на территории Кыргызстана (не в Москве и в Турции, как это делал Данияр Токтогулович); во-вторых, обязательно привлечь к участию в них представителей Иссыккульской области, чтобы обеспечить полную открытость процесса. И вообще, оказывается, "секрет проекта "Кумтор" будет окончательно раскрыт тогда, когда будет взыскана выгода, упущенная за все годы его действия, и наказаны все лица, которые имели к этому отношение".

Попутно Акылбек Жапаров выдал несколько деталей, расширивших познания депутатов. Например,вот такую: в одном из английских банков есть блокирующийся счет, на котором аккумулируются отчисления канадцев, предназначенные для рекультивации земель Кумтора. По сему поводу парламентарии выразили недоумение ("А почему эти деньги хранятся за рубежом,а не перечисляются в один из кыргызстанских банков, чтобы работать на экономику республики?") и высказали сомнения в том, что "некий английский банк" существует.

Прозвучавшие на заседании откровения чиновников заставили одного из депутатов выплеснуть крик души: "Я совсем запутался. Вопросов еще больше, чем до рассмотрения проекта ратификации". Председательствовавший на расширенном заседании Эрик Арсалиев резюмировал: "Скорее всего, соглашение не будет ратифицировано" и поделился наблюдением: что-то канадцы совсем не выказывают интереса к дальнейшей судьбе договоренности. Совсем иначе было в 2003 году, когда рассматривался проект реструктуризации соглашения - тогда будущий депутат работал в аэропорту и был свидетелем того, как инвесторы в течение полугодия раз за разом наносили визиты в Кыргызстан.

В итоге парламентарии поручили правительству представить в Жогорку Кенеш полный пакет документов, принятых в ходе августовских переговоров, а именно: договоренности о передаче кыргызской стороне дополнительного пакета акций, о новом налоговом режиме, о расширении разрабатываемой площади месторождения. А также дать расчеты о себестоимости добываемого на Кумторе золота, прогнозах мировых цен на желтый металл, выгодах и потерях республики. Предложено договориться с канадцами о продлении срока ратификации до 30 апреля.

Кифаят Аскерова
15/02/2008,


Т.Сариев: Кыргызстан никогда не добьется успехов, если власть будет продолжать обманывать

15-02-2008
12:21

БИШКЕК (АКИpress) - Кыргызстан никогда не добьется упехов, если власть будет продолжать обманывать, считает экс-парламентарий Темир Сариев. Об этом он заявил ИА АКИpress 15 февраля 2008 года.

ЫВчера в Кремле прошла пресс-конференция Президента России Владимира Путина. Не секрет, что почти все постсоветсткие страны во многом повторяют Россию. Если есть такая закономерность, то я бы хотел, чтобы и в этот раз эти стран, в том числе Кыргызстан, взяли его слова на вооружениел, - сказал он.

ЫВладимир Путин сказал, Россия не достигла бы тех успехов, которые наблюдаются за последние несколько лет, без доверия и поддержки российского народа. И на самом деле россияне на 80-90% поддерживали курс Путина. Естественно, что результаты такого президентства налицо, и они впечатляют. За последние 25-30 лет впервые вырос показатель рождаемости и снизился показатель смертности. Россия сегодня растет не только за счет миграции, но все больше естественным путемл, - отметил Сариев.

ЫДальше: сегодня в России идет небывалый рост экономики. Российский пример показывает, что когда есть доверие народа, когда есть правила, которые соблюдаются и не изменяются по ходу процесса, идет приток капиталал, - говорит он.

Как отметил он, для кыргызского руководства должны стать поучительными слова Путина, о том, что он никогда не будет нарушать конституцию. ЫНа своей пресс-конференции Путин сказал, что ни о каком третьем сроке и не думал. Я приведу его слова для наглядности. Он сказал следующее: ЫДля меня доверие народа рРэто божий дар, поэтому я, как глава государства, должен свято соблюдать статьи конституции и быть примером для остальныхл. Я подчеркиваю, это очень важный момент. Вернемся к Кыргызстану - что у нас происходит, кто у нас соблюдает закон, и может ли наше руководство похвастать тем, что они свято соблюдают статьи закона?л, - вопрошает он.

ЫРуководство страны может требовать верховенства закона, только если само оно соблюдает закон. Но как будет народ доверять власти, если вспомнить, как у нас проходил референдум по конституции, как прошли парламентские выборы, вспомнить, как президент и другие чиновники оглашали с трибуны, что это были самые честные выборы, в то время как народ знает, как на самом деле они прошли?л, - отметил он.

ЫПоэтому я бы призвал руководство Кыргызстана прислушаться к примеру России, потому что мы никогда не добьемся лучшей жизни, если власть будет продолжать обманыватьл, - сказал он.

Под тяжелой плитой трудно дышится

Что, собственно, происходит? Почему нет ощущения защищенности, которое как минимум должно давать своим гражданам государство? Почему все как бы хотят, чтобы было лучше, а получается, как всегда? Кто-то задумывается над этими вопросами, а кто-то, неся их тяжкий груз на плечах, в философию не вдается: тяжело и трудно, и все тут.

Я, ты, он, она или они?

Государство и мы, как эти два понятия совпадают и совпадают ли? Если попытаться ответить на этот вопрос в идеальном смысле, то нет такого человека в Кыргызстане, кто не хотел бы жить в стабильном, прочном, устойчивом государстве, поэтому каждый пытается понять происходящее и каждый находит свои причины, по которым у нас пока что нет стабильности. Ну а если отвечать на этот вопрос практически, то тут каждый действует на свой страх и риск.

Среднее поколение, худо-бедно наладившее свой бизнес, воспринимает государство как нечто, представляющее угрозу их личным интересам. Потому что это налоговые инспекции, в которых работают люди со своими интересами; это другие контролирующие структуры с обыкновенными людьми; это таможни, которые также обслуживают не роботы, и так далее и тому подобное. Большую часть своего времени предприниматели среднего звена тратят на поиски "вариантов" сотрудничества со всеми этими государственными звеньями. Тяжело вздыхают: так не должно быть. И... ищут точки соприкосновения уже по близкородственным или товарищеским отношениям. Периодически кого-то подкармливают, на "всякий случай". Любые кадровые перестановки в верхах повергают в состояние шока: "мой" останется или не останется? Любой новый начальник, едва переступает порог своего кабинета, знает, что вокруг него уже началось броуновское движение желающих войти в число "его" людей. Всюду только и разговоры: а ты "его" хорошо знаешь? Кто "его" хорошо знает?

Один более или менее успешный предприниматель средней руки свою жизнь обозначил так: "Такое ощущение, что я все время пытаюсь приподнять некую тяжеленную, неподъемную плиту, чтобы она не накрыла меня вместе со всей моей семьей. Будто ломом приподнимаю ее, сил уже нет, но - надо. Тяжеленный спрессованный пласт из чиновников, монолит! И когда там как бы происходит замена кадров, то мне еще тяжелее. Сколько я еще так продержусь - не знаю. Я по натуре своей государственник, обыкновенный инженер, мне бы на службу ходить, честно выполнять свою работу и получать свою зарплату, а я вынужден заниматься бизнесом, не могу больше, не хочу, а что делать?!".

Старое поколение, вынужденное жить на пенсии и поддержку детей (если те есть и если в состоянии помогать), воспринимает государство как нечто сильное, имеющее деньги, но абсолютно равнодушное к ним. В этой среде любое повышение цен на продукты и коммунальные услуги воспринимается как еще один шаг к пропасти, к которой они все последние годы сползают медленно, но верно. Среди них есть оптимисты, которые ходят "по начальству" и пытаются объяснить ему, что можно сделать уже сейчас, чтобы самым слабым гражданам общества жилось хоть немного легче. Начальники, как правило, принимают их (после многих дней сидения в приемных, многочасовых ожиданий, наполненных ощущением собственной никчемности и ненужности), выслушивают. А взамен предлагают: вам нужно подождать, вот сейчас изменим структуру (композицию, сюжет), после чего сможем какую-то часть денег бросить на покрытие расходов социально незащищенных слоев населения и все такое прочее. А пока что как есть, так есть. "И как же жить?!" - вопрошает оптимист. Начальник устало вздыхает: занимаемся. Оптимист возвращается к пессимистам. Те его спрашивают: "Ну, что сказал? Услышал наши проблемы?". Оптимист (все еще оптимист!) вздыхает: "У меня такое ощущение, что мы пытаемся поднять некую тяжеленную плиту, которую поднять нашими силами невозможно. Вот приподымаем мы ее ломиком нашим хрупким, а она так и норовит накрыть нас же хотя бы этим самым крошечным приподнятым своим концом!" Старое поколение впадает в ужас: "Может, принято решение вообще нас вывести?! Но ведь государство должно, государство обязано...".

Все заканчивается очередным плачем: но ведь мы пока что еще живые ЛЮДИ! Чиновничья плита отвечает на это гробовым молчанием: именно что ПОКА и вообще вы не вписываетесь в современный формат.

Чиновники - это вообще-то такие ниточки, которые должны скреплять, удерживать государство в принятых правовых формах. Но на деле получается нечто явно противоположное: чиновничья рать крепнет, жиреет и укрепляется, а "окраины", так называемый зависимый от них народ, слабеет и даже теряет очертания. Если бы взяться сегодня описать народ Кыргызстана, то чего-то ясного, точного, внятного из этого не получится. Описывать придется отдельные социальные группы, особенности регионов, постоянные исключения из неких теоретических правил. Отчетливо просматриваются только две противоположные стороны: это те, кто у власти (любого масштаба), и те, кто не у власти, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями...

Законы и жизнь

Законы пишутся для того, чтобы жилось легче, в том смысле, чтобы не было всяких там недоразумений, неразберих и прочего, что осложняет жизнь. С 1991 года в независимом Кыргызстане работает Жогорку Кенеш, который и должен заниматься выработкой и приемом важных для нашей жизни законов. Законов выработано и принято немало. Однако ощущения, что они не просто существуют на бумаге, а работают и делают нашу жизнь понятнее и прозрачнее, нет. Иные законы и с тремя высшими образования не осилить, так они тяжелы к пониманию и нормальному восприятию, а иные, прочитав, хочется тут же переписать: они не просто бесполезны, а даже и вредны. Поэтому от слов "закон", "суд", "правовое поле" народ наш тяжело вздыхает и старается уклониться. Куда? А в нормальную жизнь. Но что такое нормальная жизнь без законов?! Опять все тяжело вздыхают и начинают раздражаться.

В начале 90-х годов мы бодро утверждали: страна вырабатывает электроэнергию сама, и поэтому у нас ее будет всегда много и будет она недорогой, и станет она тем двигателем, который потянет нас в светлое будущее. Потом начались веерные отключения, потом выяснилось, что оборудование электросетей невечное и его нужно ремонтировать, а то и восстанавливать заново, много чего выяснилось потом, то есть сейчас. А главное, что понял народ, так это то, что дешевого электричества как не было, так и не будет. И что делают люди, которые привыкли к тому, что незащищены государством? Начинают экономить, понятное дело. Кому-то прислали из России энергосберегающие лампочки, кто-то купил двойную кастрюлю, когда на одной конфорке можно приготовить сразу два блюда, а кто-то просто выключает все лампочки и телевизор смотрит строго по расписанию. А зря! Оказывается, экономь не экономь но счет тебе все равно принесут такой, какой "должен" быть. То есть энергетики, ссылаясь на какой-то там закон, ввели следующий тариф: для обустроенных квартир, например, средняя мощность=составляет 1,2 кВт, для частных домов 2,2 кВт, для тех, у кого трехфазное энергообеспечение, - 5,5 кВт. Эту мощность помножают на 24 часа, а затем на количество дней, за которые берется расчет. Поскольку электричеством люди пользуются каждый день, то энергетикам остается эти самые дни делить на удобные для них периоды. И приносить счета, которые повергают обывателей в шок. То есть, к примеру, обыватель сидел со свечкой - может же он себе такое позволить, если хочет быть экономным, не так ли? А ему принесли счет, что называется, по полной программе. Обыватель сначала пьет валерьянку, а потом идет разбираться. Выясняется: начислили ему на основании технического заключения и, разумеется, в соответствии с законом. Обывателю до конкретного закона и дела нет, он просто на бегу отмечает в очередной раз: закон - это ужасно, это страшно, это плохо, а все силы бросает на отстаивание собственных денег. Тогда ему говорят: пожалуйте в очередь, предъявите свои показания, и вам пересчитают в соответствии с ними. Обыватель рад. Довольны и энергетики: во-первых, к ним никогда не зарастает народная тропа, а очереди - это привычный показатель работы, во-вторых, есть и такие обыватели, у которых то ли деньги лишние есть, то ли ума не хватает, поэтому они и платят по полной таксе. Но при этом достигнут главный "результат": граждане Кыргызстана постоянно должны быть начеку, потому что в любой момент с помощью закона (!) у них может быть произведен очередной выем денег из личного кармана.

При этом почему-то всегда правы те, кто как бы обслуживает народ. Но сам народ - никогда. То и дело то тут, то там отключается электричество, выходят из строя бытовые приборы, компьютеры, нежные телевизоры, но это обстоятельство также является головной болью исключительно самого народа. Недавно в психушку увезли пятидесятилетнего мужчину. В общем-то, он вполне нормален, адекватен, однако при словах "пришло время платежей" впадает в истерику, начинает всего бояться, прячется и плачет. Слабый какой-то потребитель пошел, или устал за все платить и ни в чем не быть уверенным?

Сейчас практически все службы, обслуживающие население, обзавелись собственными законами, в крайнем случае - подзаконными актами, а люди, граждане страны, мечутся между ними, отстаивая свои права. У иных на это нет сил, здоровья. У иных - смекалки. У иных - нервов. И практически каждого из граждан, ищущих справедливости, поджидают на этом пути нелицеприятные беседы с чиновниками, ссоры и крики. Зачем?! Зачем все это? В иных регионах пошли еще дальше: если ваш дом или квартира по каким-то причинам пустуют, то энергетики требуют, чтобы вы принесли справки из домоуправлений об этом. Зачем, если энергия отпускается по счетчикам?! Ну как зачем? Во-первых, выстоите очередь в ЖЭК, уплатите им за справку, а может, вам справку и не дадут, потому что вы не заплатили за мусор. Во-вторых, делайте, что вам говорят, потому что все чиновники заодно, а вы - каждый сам по себе. В этом месте обывателю в самый бы раз возопить: а закон? Но он благоразумно такое слово всуе даже и не упомянет. А то на один закон ему приведут другой, а то третий и докажут, что по всем этим законам он, обыватель, виноват уже трижды. Вот и получается, что кыргызстанец идет по правовому полю, как по минному полю: пронесет или не пронесет?

"Дорогая Елена Сергеевна!"

Когда к Надежде Георгиевне, старой учительнице, на день рождения пришли ее бывшие учен ки,

Источник: Ар Намыс

  Обсудить новость на Форуме