17:00 11.01.2008 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
Смотрите, кто пришел - несколько слов о составе нового парламента Киргизии
Смотрите, кто пришел. Несколько слов о составе нового парламента Киргизии
11.01.2008 09:07 msk
Абдумомун Мамараимов
Главным достижением новой системы формирования парламента Кыргызстана стало то, что Жогорку Кенеш, состоящий из девяноста депутатов, теперь избирается исключительно по партийным спискам. Кроме того, согласно новому избирательному кодексу, партии должны включать в списки своих кандидатов не более семидесяти процентов лиц одного пола, а также по пятнадцать процентов представителей молодежи (не старше 35 лет) и различных этнических групп.
Однако введение новых правил не сделало новый парламент Киргизии менее мононациональным и ненамного изменило гендерный состав законодательного органа. Зато властям удалось добиться главной цели рРсоздать послушный парламент без лишних Ыкрикуновл, от которых исходила, как твердили власти, Ылишь пустая критикал.
Послушный, немой и недосягаемый?
Досрочные выборы депутатов состоялись вскоре после того, как в конце октября 2007 года Киргизия приняла новую конституцию и президент Курманбек Бакиев распустил парламент. Участвовать в выборах изъявила желание половина из ста партий, существующих в стране. Двадцать две из них подали документы в Центризбирком, а допущены к выборам были всего двенадцать.
Как и прогнозировали аналитики, в парламент прошла президентская партия ЫАк Жолл и две партии, вполне лояльные к властям. В результате проигрыша оппозиционных партий, в том числе, ЫАта Мекенал, олицетворяющего объединенную оппозицию, видные оппозиционеры оказались за бортом. Это и экс-спикер парламента Омурбек Текебаев, экс-премьер-министр Феликс Кулов, бывшие депутаты Кубатбек Байболов, Темир Сариев, Дуйшонкул Чотонов, Болотбек Шерниязов и другие активисты так называемой Ымартовской революциил 2005 года и последующего за ней оппозиционного движения.
Верховный суд Киргизии, куда обратились проигравшие, лишь подтвердил и закрепил решение Центризбиркома. Не имея серьезной поддержки электората, оппозиция отказалась от проведения массовых акций протеста. 25 декабря 2007 года девять оппозиционных партий и столько же общественных объединений, недовольных итогами выборов, объединились в новое движение ЫЗа справедливость!л Своих планов новое объединение пока не раскрывало. (Как мы уже , 14 января 2008 года движение ЫЗа справедливость!л намерено провести общереспубликанский форум прогрессивных демократических сил, на котором, вероятно, будет объявлено об образовании Ыальтернативного уже существующему парламентал).
Из наиболее ярых критиков нынешнего главы государства в новом парламенте оказались экс-депутат Кабай Карабеков и экс-министр иностранных дел Роза Отунбаева. Правда, первый пришел в обжитые стены парламента уже в рядах президентской партии ЫАк Жолл. Накануне выборов К.Карабеков сетовал, что не может баллотироваться в парламент, так как за это партии требуют денег, которых у него нет. ЫЯ не могу внести достаточно средств, чтобы войти в первые списки партии на выборах в парламентл, - так пояснил бывший депутат Кабай Карабеков причины своего ухода из партии ЫАк-Шумкарл агентству АКИpress.
Бывшая соратница Курманбека Бакиева по Ымартовской революциил Роза Отунбаева, ныне представляющая Социал-демократическую партию, сохранила свой мандат благодаря оппозиционному экс-депутату Омурбеку Бабанову, отказавшемуся от своего мандата в ее пользу. За день до выборов Центризбирком снял кандидатуру последнего, полагая, что он является гражданином Казахстана. Позже Бабанову в суде удалось доказать свою принадлежность к киргизскому гражданству и восстановить свое право на депутатский мандат.
В общей сложности в новый парламент пришли менее двадцати членов старого парламента. Большинство из них теперь представляют фракцию ЫАк жолл. Остальные депутаты от этой партии, в основном, - бывшие госслужащие. Список бывших чиновников возглавляет бывший госсекретарь, нынешний спикер парламента Адахан Мадумаров, замыкают рРзаведующие отделами и директора школ.
На фоне отчетливого регионализма и клановых противоречий, новый парламент проигрывает и в плане территориального разнообразия. Судя по списку депутатов, всего тридцать восемь из них до выборов работали непосредственно на юге Кыргызстана, где в трех областях проживают более половины жителей страны. Шестьдесят депутатов оказались жителями столицы (хотя большинство из них являются уроженцами других регионов). Вторую по численности населения Чуйскую область представляют восемь депутатов, из курортной Иссык-кульской и граничащей с Китаем Нарынской области выбрано всего по одному депутату. Самая маленькая - Таласская область - в парламенте не представлена.
В результате решения парламента упразднить штат помощников депутатов в регионах народные избранники в каком-то смысле стали для своих избирателей недосягаемыми. Зато они стали близкими к ЫБелому домул (так называют в Киргизии дом правительства), который и помог им получить депутатские мандаты.
Новый спикер Адахан Мадумаров с первых же дней заявил об ужесточении порядка в парламенте. Очередным шагом в этом направлении стала норма, предложенная под предлогом укрепления роли парламентских фракций. Согласно этому правилу депутат может выступать с трибуны парламента лишь с согласия партийной фракции. А правом высказываться на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша обладают лишь спикер, лидеры фракций и докладчики по законопроектам.
ЫУ нас получается такой послушный, пахнущий нафталином парламентл, - заявил ИА Ы24.kgл депутат от Социал-демократической партии Мурат Джураев, комментируя новый порядок.
Трудности репрезентативности
В республике с населением в 5,2 миллиона человек проживают представители более восьмидесяти национальностей и народностей. Наиболее крупную этническую группу после титульной нации составляют узбеки. Согласно официальным данным, их более шестисот тысяч, однако лидеры узбекской общины считают эти цифры заниженными в два раза.
Кроме этнических русских, составляющих более десяти процентов населения, наиболее крупными этносами считаются уйгуры, дунгане, украинцы и другие, которые составляют от одного до трех процентов от общего числа населения. Таким образом, доля представителей не титульной нации в стране рРболее тридцати процентов.
На выборах 1995 года в Жогорку Кенеш было избрано 85 киргизов (из ста пяти депутатов), то есть, восемьдесят один процент всего состава. Кроме киргизов тогда в парламент попали восемь узбеков, шесть славян (русские и украинцы), по два карачаевца и дунганина, один немец. Национальным меньшинствам, составляющим тогда 41 процент населения Киргизии, досталось 19 процентов депутатских мест.
Новая редакция конституции 2003 года сократила количество депутатов до семидесяти пяти, избираемых исключительно по одномандатным округам. В парламенте 2005 года представители титульной нации составили уже восемьдесят пять процентов. Семь узбеков, один русский и карачаевец составили пятнадцать процентов.
Самый интернациональный список кандидатов на выборах в декабре 2007 года получился у оппозиционной партии ЫАр Намысл и партии ЫГлас народал, которые включили в свои списки представителей тринадцати этнических групп. В списки Народной партии ЫАк Жолл, Партии коммунистов, ЫАсабал и провластной партии ЫТуранл попали представители лишь шести национальностей.
В общей сложности двенадцать партий выдвигали кандидатами в депутаты представителей двадцати шести национальностей, включая киргизов. А в парламент попали представители семи национальностей: семьдесят три киргиза, что составляет восемьдесят один процент, семеро русских (7,7 процента), два корейца, по одному уйгуру, дунганину и карачаевцу.
Больше всех не повезло этническим узбекам, лидеры которых претендовали на пятую часть депутатских мандатов. Созданной ими партии ЫРодинал, более семидесяти пяти процентов членов которой составляют этнические узбеки, отказали в участии в выборах еще на этапе регистрации. В списки других партий попали около сорока узбеков, в парламент рРвсего один.
По официальному списку партии ЫАк Жолл, депутатами стали пять узбеков. Однако среди них есть люди, которые не являются узбеками или не причисляют себя к этой этнической группе. Например, Ыузбекомл значится в списках этнический киргиз Алишер Мамасалиев. Неоднократный чемпион мира по боксу Орзубек Назаров также никогда не афишировал себя как этнический узбек.
Национальное телевидение, комментируя этнический состав нового парламента, подчеркнуло, что в парламент прошел всего один узбек. Им стал экс-депутат Алишер Сабиров, практически не владеющий родным языком. Не получили мандатов реальные лидеры сообщества узбеков: экс-депутаты Кадыржан Батыров, Давран Сабиров и Иномжан Абдурасулов, которые баллотировались от партии ЫРодинал. Не стал депутатом и экс-губернатор Ошской области Анвар Артыков, который шел четвертым в списке оппозиционной партии ЫАр-Намысл.
Анализ списков партий показывает, что представители не титульной нации были включены туда лишь в необходимых процентах и в конечных позициях. Например, президент Узбекского национально-культурного центра, экс-депутат Мухаммаджан Мамасаидов, занимает в списке партии ЫАк Жолл семьдесят четвертое место.
В списке Социал-демократической партии четвертым идет русский, зато следующему представителю не титульной нации досталось лишь двадцатое место. Партия ЫГлас народал дала кандидату-русскому двадцать седьмую позицию, в списке ЫАта Мекенл первый узбек записан тридцать восьмым. То есть, представители не титульной нации, в основном, оказались на изначально Ыне проходныхл позициях. Наиболее честными в этом отношении оказались коммунисты. Из восьми депутатов этой партии трое - не киргизы.
На первых позициях в списках оказались авторитетные представители народностей, за которых представители этой этнической группы голосовали чуть ли не единогласно. Поэтому, по словам одной из лидеров корейской диаспоры Светланы Пак, Ыв канун выборов началась настоящая охота на лидеров этнических меньшинствл. В этом отношении и на этих выборах электорат больше голосовал по национальному признаку и Ыпо долгу службыл, а не за идеи, как утверждали власти.
ЫДежурныел женщины и молодежь?
Всего двенадцать партий-участников выборов выдвигали кандидатами около четырехсот женщин, что составляет третью часть всех кандидатов. Такое внимание партий к прекрасному полу объясняется нормой закона, согласно которой Ыразница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позицийл.
В итоге доля женщин в новом парламенте составила всего шестнадцать процентов. Если учесть, что предыдущий парламент был исключительно Ымужскимл, это хороший показатель. Однако Ыкачествол женского корпуса в парламенте - это другой вопрос.
Среди дам-депутатов почти нет женщин, которые на национальном уровне ранее занимались политической или общественной деятельностью. Кроме Розы Отунбаевой и экс-председателя Конституционного суда Чолпон Баековой почти все - дамы новые, занимавшие, в основном, государственные должности среднего уровня.
Примечательно, что партии отдавали предпочтение женщинам не киргизской национальности. Например, из четырнадцати русских кандидатов от партии ЫАр Намысл десять оказались женщинами, а в списках Социал-демократической партии из десяти русских девять рРженщины. По мнению участников выборного процесса, это объясняется желанием партий Ыодним выстрелом убить двух зайцевл, когда кандидат представляет не только альтернативный пол, но и национальность.
В новый парламент пришло всего двенадцать депутатов в возрасте до тридцати пяти лет. Самому молодому из них - двадцать восемь. Среди молодежи также нет ярких личностей, отличившихся самостоятельной позицией и взглядами. Активистов молодежного движения, выступивших против фальсификации выборов, власти арестовали и штрафовали в судебном порядке.
После сюжета, прошедшего по национальному телеканалу, где новый парламентарий с трудом зачитывал с бумажки депутатскую клятву, в обществе заговорили о неграмотности народных избранников. Комментируя этот вопрос, спикер парламента Адахан Мадумаров сказал, что для новых депутатов будут организованы курсы по повышению юридического образования.
Итак, Киргизия получила к новому году новый парламент. Превратится ли он в серьезный законодательный орган, как обещал президент Курманбек Бакиев в канун выборов, судить пока не приходится.
http://www.ferghana.ru/article.php?id=5549
НДИ и МРИ выступили с заявлением по поводу того, Ыглавная оппозиционная партиял не допущена в ЖК
11-01-2008
13:21
БИШКЕК (АКИpress) - Национальный Демократический Инститyт (НДИ) и Международный Республиканский Институт (МРИ) обеспокоены тем, что Ыглавная оппозиционная партиял, несмотря на факты о преодолении 0,5%-ного барьера в Оше, не была допущена в парламент. Об этом говорится в заявлении НДИ и МРИ о парламентских выборах, прошедших в Кыргызстане 16 декабря 2007 г.
Как говорится в заявлении НДИ и МРИ, согласно данным наблюдателей, таких как ОБСЕ/БДИПЧ, Международная Сеть Европейских Организаций по Наблюдению за Выборами (ЭНЕМО), Ассоциация ЫТаза Шайлоол, Коалиция ЫЗа демократию и гражданское обществол и др., были отмечены значительные недостатки в ходе избирательного процесса. В частности, они обнаружили, что доступ к средствам массовой информации, особенно государственным СМИ, был лимитирован для оппозиционных партий и со значительным перевесом предоставлен в пользу правящей партии, а возможности для проведения дебатов между партиями были ограничены.
Что касается самого дня выборов, эти группы наблюдателей предоставили сведения о многочисленных нарушениях при подсчете голосов, вбросе бюллетеней, многократном голосовании, серьезных злоупотреблениях при проведении досрочного и выездного голосования, а также широко распространенных случаях изменений протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящих избирательных комиссиях.
Масштаб обнаруженных нарушений дает основания предполагать, что распределение депутатских мандатов в Кыргызском Парламенте не соответствует взятому Кыргызстаном обязательству в соответствии с Копенгагенским Документом ОБСЕ о применении равноценной процедуры свободного голосования и о проведении подсчета голосов и обнародовании результатов выборов честно и открыто.
НДИ и МРИ особенно обеспокоены тем, что суд, оставивший в силе решение ЦИК об исключении главной оппозиционной партии (ЫАта Мекенл) из распределения депутатских мандатов, не принял в качестве доказательства надлежащим образом подписанные и скрепленные печатью оригиналы протоколов, собранных независимыми наблюдателями от Коалиции ЫЗа демократию и гражданское обществол и Ассоциации ЫТаза Шайлоол. Эти протоколы ясно показывали, что основная оппозиционная партия преодолела необходимый 0,5% избирательный порог по городу Ош.
Также, Центральная избирательная комиссия не выполнила требования статьи 48 Кодекса о выборах Кыргызской Республики, которая предусматривает опубликование, как окончательных результатов, так и результатов голосования по каждому избирательному участку. Полная прозрачность процесса является ключевым фактором обеспечения общественного доверия к выборам со стороны граждан Кыргызстана и международного сообщества.
МРИ и НДИ разделяют серьезную обеспокоенность ОБСЕ по поводу задержания и осуждения граждан, реализующих свои конституционные права на мирные собрания и выражение протеста против результатов парламентских выборов.
Данные институты остаются приверженными сотрудничеству с Правительством, гражданским обществом и политическими партиями Кыргызстана в продвижении подлинных выборов и демократии. Заслуживающие доверия выборы являются лучшей гарантией стабильности и процветания Кыргызстана, поскольку только такие выборы демонстрируют общественную поддержку выбранным представителям власти.
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме