13:15 19.10.2007 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
М.Омаров - большая игра Алмаза Атамбаева - политическй портрет премьер-министра
М.Омаров: Большая игра Алмаза Атамбаева. Политпортрет премьер-министра
00:30 19.10.2007
"Предполагается, что после подведения итогов референдума, кабинет министров во главе с премьером уйдет в отставку"
Алмаз Атамбаев, приняв старт в большой политике немногим более полугода назад, с имиджем одного из наиболее яростных и непримиримых противников президента, финишировал в ней к 21 октября в роли его клеврета, ответственного за подготовку и проведение навязанного стране президентского суперпроекта, закрепляющего антидемократические, авторитарные тенденции в развитии общества. Как известно, цель оправдывает средства и цель, ради которой он прошел путь от оппозиционера до партнера президента, была связана с вхождением в большую власть.
Такова цена умения менять убеждения как перчатки, платой за которое стал пост премьер-министра страны. Соблазненный дьяволом власти, он получил таки свои тридцать серебренников, отказавшись ради них от прежних, казалось бы, непоколебимых принципов и усердно служа тому, кого ранее обличал. Теперь Атамбаев не тот кот, который, как известно, гулял сам по себе, а оказался на цепочке, конец которой крепко держит президент. Вне зависимости от того, чем закончится его большая игра, он навсегда останется в истории в качестве политика, внесшего своими действиями весомый вклад в укрепление авторитаризма в Кыргызстане, одним из отцов-основателей того нового строя, который появится в стране после принятия новой Конституции и проведения досрочных парламентских выборов.
Большая игра Алмаза Атамбаева в политике началась 30 марта, когда уроженец Чуйской области, бизнесмен и политик, радикальный оппозиционер со стажем и до того один из наиболее последовательных оппонентов главы государства, после предварительного сговора с ним, был утвержден Жогорку Кенешем в должности премьер-министра. Новоявленный премьер сразу же обозначил рамки пребывания в ней - до принятия нового варианта Основного закона страны. Его добровольное согласие занять вторую по значимости должность в Белом доме означало не только фактический разрыв с оппозицией, но и поддержку курса, проводимого президентом. Хотя, как опытный политик, он объяснил цель своего неординарного шага тем, что пришел в правительство не ради власти, а для того, чтобы работать для народа. Он заверил депутатов Жогорку Кенеша в том, что "и дальше не будет ни перед кем прогибаться, защищая интересы страны, не намерен мириться ни с коррупцией, ни с какими либо привилегиями".
Конечно, его нельзя отнести к новичкам в политике. Он имеет опыт создания в 1993 году политической партии и руководства ею, депутатской деятельности с 1995 го по 2000 годы в парламенте, участия в качестве претендента на пост президента Кыргызстана в избирательной кампании 2000 года. Атамбаев активный участник "тюльпановой революции". После отставки Акаева он сначала выдвинул свою кандидатуру на пост президента, но после образования тандема основных кандидатов - премьера и исполнявшего обязанности президента Бакиева и лидера партии "Ар - Намыс" Кулова, снял ее.
Он очень быстро ушел в оппозицию новому режиму, став одним из признанных и очень популярных ее лидеров, сопредседателем антипрезидентского объединения "За реформы". Весной и осенью 2006 года это оппозиционное движение провело митинги в Бишкеке, заставив Бакиева подписать новую Конституцию Кыргызстана. Когда в декабре президент "отыграл" мяч, вынудив парламент принять проект Основного закона, который восстанавливал его права, ущемленные ноябрьским вариантом, Атамбаев воспринял этот демарш президента негативно.
По сути дела, до конца марта, он, даже после сепаратных переговоров с Бакиевым, продолжал относиться аналитиками и экспертами к числу признанных лидеров оппозиции. Поэтому для значительной части общества его появление на политической сцене в качестве премьера было непонятным и необъяснимым. Но настолько ли неожиданным был этот шаг до того заядлого оппозиционера?
Уже давным-давно сказано, что в политике не бывает вечных друзей, а бывают вечные интересы. Можно спросить - какие интересы вынудили его пойти на такой неординарный шаг и послужили причиной превращения в ренегата оппозиционного движения, в своеобразного "троянского коня" для оппозиции? Либо собственные амбициозные планы на будущее, либо действительно защита интересов страны? Определенно можно сказать лишь то, что это стало началом большой игры, затеянной им в политике.
Впрочем, это не стало его первым вхождением во власть при президентстве Бакиева. Как известно, он с 30 сентября 2005 года до 21 апреля 2006 года занимал пост министра промышленности, торговли и туризма. В тот апрельский день он ушел в отставку, обвинив Бакиева в покровительстве криминалу и свертывании политических реформ. В заявлении, с которым он обратился к населению, в частности, говорилось: "Однако, то что происходит на самом деле, вызывает возмущение. В верховной власти, как и прежде, продолжает процветать семейственность. Борьба с коррупцией по-прежнему, ограничивается риторикой. Реформы, которые должны были поставить заслон узурпации власти главой государства, беспределу чиновников, без конца откладываются. Становится понятным, для чего власть все более и более сосредотачивается в одних руках. Фарисейство прежнего режима меркнет перед нынешними заявлениями руководства страны. А череда громких заказных убийств и покушений на наше общество? А стремление сделать парламент карманным? А бедность и нищета, которые растут с каждым днем? А страх и неуверенность в завтрашнем дне, охватившие огромные массы населения страны?".
21 ноября 2006 года на пресс-конференции в ИА "24.kg" Атамбаев выдвинул еще более жесткие обвинения в адрес президента: "Курманбек Бакиев - политический труп. Зачем его оживлять? Я не вижу смысла вести с ним переговоры". "Мы же помним все, что говорил нам Курманбек Бакиев, став главой государства. Он сказал, что если в течение десяти дней я не начну реформы, считайте меня лицемером и узурпатором власти"."Прошло полтора года со дня начала его правления, в стране ничего не сделано, кроме узурпации власти, которую и обещал Бакиев" отметил он.
Однако, уже 30 марта 2007 года, Атамбаев, выступая перед депутатами Жогорку Кенеша, фактически денонсировал свои громкие обвинения в его адрес, заявив: "Президент готов к реформам и я верю ему". Что же случилось за четыре месяца, прошедших после ноябрьского выступления оппозиционера со страной, Бакиевым и самим Атамбаевым? Почему он вдруг увидел смысл в ведении с ним переговоров, поверил ему и взялся "оживлять" его, несмотря на то, что обвинения, высказанные им в адрес президента и ко времени его выступления в парламенте по-прежнему звучали актуально?
Аксиома, что за это время со страной не произошло никаких перемен к лучшему. Бакиев тоже остался прежним. Но изменился сам Атамбаев и изменил свою позицию по отношению к президенту. Хотя, перед своим утверждением в новой должности он немножко лукавил, уверяя, что своих позиций не меняет и остается "оппозицией власти во власти". О том, что лукавил, можно сказать однозначно, потому что он, как человек не первый день "женатый" на политике, прекрасно понимал, что нельзя быть "немножко беременным". Идя на службу Бакиеву, он просто обязан был осуществлять в жизнь проводимый последним курс. Иного в серьезной политике вообще и в политике даже такого маленького государства как Кыргызстан и быть не могло. Более того, в поступке перехода на сторону власти ярого оппозиционера, содержался и некий аморальный смысл, понятный Атамбаеву, о чем почти тысячу лет назад писал великий арабский поэт Абу-ль-Аля аль Маари:
Всегда приятно к власти восхожденье,
Но восхожденья суть -грехопаденье.
Посему можно выразить некоторые сомнения по поводу появления у него за эти недели одних только благих намерений по отношению к стране и ее народу, тем более что ими, как известно, дорога в ад вымощена. С большей долей вероятности, можно предположить, что основным мотивом "грехопадения" Атамбаева явились обычные в среде политиков, соперничество за власть и место в правящей элите страны, которые можно обеспечить, лишь забыв о морали и принципах, расталкивая соперников локтями.
Может быть, сыграло свою роль и укрепившееся понимание бесперспективности противостояния Бакиеву, когда лучше иметь хотя бы синицу в руках со всеми ее недостатками, чем демократического журавля в небе. Ведь перспектива крайне изнурительного и длительного процесса противостояния с властью, да еще с непредсказуемыми результатами, не очень утешительна. Решение видимо, вызревало подспудно и очевидно, во многом объяснялось статусом Атамбаева как "вечно второго", после Кулова, по крайней мере, в пределах севера страны, приходившего во все большее противоречие с его амбициями и планами, требовавшими большего.
>Сдвиг в сторону "веры" в Бакиева начался, по-видимому, в условиях назревавшего серьезного политического кризиса в стране после ухода Ф. Кулова в открытую оппозицию президенту, сопровождавшегося стремительным ростом популярности экс-премьера в обществе. Кулов вел себя настолько уверенно, что казалось, будто судьба Бакиева предрешена и он досиживает в президентском кресле последние месяцы. С полной определенностью можно сказать, что в те дни, накануне апрельской акции "Объединенного фронта" президент считал, что в стране сложилась ситуация, когда промедление смерти подобно и был готов пойти на экстраординарные меры для спасения собственной власти. Именно тогда он предпринимает лихорадочные усилия для укрепления своих позиций, выражает готовность идти на союз с кем угодно для того чтобы нанести поражение Ф.Кулову.
И здесь интересы двух политиков, оказавшихся рядом в нужное время и в нужном месте, и уже испытывавших взаимное притяжение, совпали. Атамбаев оказался последней соломинкой, за которую уцепился Бакиев, стремясь остановить Кулова. Бакиев же предоставлял последнему призрачную возможность реализовать свои амбиции, в начатой им большой игре, используя для этого ресурсы и рычаги власти, предоставляемые ему высокой должностью.
Атамбаев в сложившейся ситуации оказался перед дилеммой - либо он продолжает оставаться на вторых ролях, уступает Кулову, находившемуся тогда на пике своей влиятельности и популярности, место лидера Севера и даже в будущем место президента без боя, либо предпринимает действия, вводящие его в число основных игроков на политическом небосклоне страны и ставящие мат последнему. Благоприятствовало ему и то, что в это время гора в лице президента пошла на поклон к новоявленному Магомету, предложив ему вожделенный пост.
В этот очень важный, судьбоносный для него "момент истины", он принял решение и перешел свой Рубикон, пойдя в итоге на сепаратные переговоры с президентом, не поддержанные другими лидерами оппозиции. 21 марта состоялась его встреча с Бакиевым, на которой, очевидно, между ее участниками было заключено негласное соглашение и была достигнута договоренность о премьерстве. Затем, события развивались стремительно. Уже 29 марта А.Исабеков был отправлен в отставку, а на следующий день по представлению Бакиева, послушный ему парламент с первого же захода утвердил Атамбаева в должности премьер-министра страны. В Кыргызстане появился на свет временный союз двух столь не похожих друг на друга политиков, которых объединила жажда власти и патологическое неприятие Кулова : "Тандем умер, да здравствует тандем!"
В стране после апрельской расправы с оппозицией сложилась принципиально новая ситуация. Период непрекращающихся, по сути перманентных выступлений различных политических и неполитических сил против власти с марта 2005 года, сменился затишьем. В лагере власти произошла перегруппировка сил. На политической арене появился новый тандем - Бакиев -Атамбаев, представляющий в новой конфигурации союз элит Юга и Севера страны, с явно подчиненной ролью последнего. Об этом свидетельствовали ограниченные прерогативы нового премьера, когда о более или менее равноправном дуумвирате, как это мыслилось, может быть Атамбаевым, пришлось только мечтать.
Процесс формирования, как он и обещал коалиционного правительства, а по сути дела, привлечения в его ряды сторонников нового премьера, провалился, поскольку представители оппозиции отказались занять министерские должности, а в его состав вошла большая часть министров прежнего кабинета, преданная Бакиеву. К тому же, новый глава правительства вынужден был согласиться с президентом, сохранившим за собой, играющий ключевую роль силовой блок министерств.
Уже на исходе второго месяца своего премьерства, Атамбаев, 21 мая был вынужден заявить на заседании парламента: "Сегодняшнее правительство Кыргызстана - это фиктивный кабинет министров, который ничего не решает". Премьер сделал такое заявление в ходе обсуждения ситуации в энергосекторе страны, подчиняющемся фактически только президенту. Атамбаев согласился с мнением депутатов о том, что в энергосекторе широко применяются коррупционные схемы и по его словам " у каждой распределительной компании есть свой хозяин, свой кошелек". Когда его попросили назвать имена этих людей, он ответил: " Я вижу, вы хотите окончательно меня добить".
Между тем, власть, пережив синдром апрельского страха, от обороны перешла к наступлению на и без того, деморализованную поражением оппозицию, практически утратившую во многом завоеванные ранее позиции и не являющую собой по крайней мере, сегодня, силу, которая могла бы представлять для нее реальную угрозу. Разброд и шатание в ее рядах, особенно среди той ее части, которая воздержалась от участия в апрельской акции Фронта, были многократно усилены переходом Атамбаева на сторону президента. Тем не менее, развязав против своих оппонентов широкомасштабную репрессивную кампанию, она видимо решила покончить с ее строптивой частью раз и навсегда.
Бакиев, пережив несколько раз за последние два года, постыдное чувство страха за свое место, хотел показать - кто в стране хозяин и сказать своим оппонентам, что отступлений больше не будет. Генеральной прокуратурой с завидной прытью, уже вечером 19 апреля, еще в процессе разгона демонстрантов, было возбуждено уголовное дело против ее участников по статье "массовые беспорядки". КНБ проведены допросы оппозиционных депутатов парламента, по этому делу было допрошено более тысячи человек. Усиленно проводилась в жизнь линия на изоляцию лидеров оппозиции. Начался судебный процесс по иску Бишкекской прокуратуры к "фронтовикам" О.Суваналиеву и В.Искакову. Преследовались и запугивались представители молодежного крыла ОФ.1 августа Кулову было предъявлено обвинение по статье 233 части первой уголовного кодекса "Организация массовых беспорядков".
Все это "действо"происходило на глазах Атамбаева и видимо, с его молчаливого согласия. Приходится констатировать, что премьер- министр не смог или не захотел воспрепятствовать кампании разгрома и преследования своих бывших коллег по оппозиции, политических противников президента, косвенно став соучастником унтер Пришибеевых во власти и способствуя таким образом укреплению авторитарного правления в стране. Более того, премьер и сам внес свой вклад в существенное укрепление позиции властей, главным образом за счет применения силовых методов. По его мнению: " Пришло время показать, что в Кыргызстане есть власть. Каждое преступление должно быть обязательно наказано. Именно безнаказанность довела нас всех до такой ситуации. Если так будет продолжаться и дальше, то страна станет вообще неуправляемой. Но теперь уже, кроме убеждений, будут применены и другие методы". Это первое такого рода заявление государственного деятеля такого масштаба после марта 2005 года, хотя оно, как показала действительность, так и не было поддержано конкретными делами.
Каковы же итоги его премьерства для него лично и для страны? Если он начинал карьеру премьера "вечно вторым" среди политиков Севера, то заканчивает ее в статусе " вечно второго" уже в масштабах страны, после " вечно первого" Бакиева, терпеливо дожидаясь одному ему ведомого часа. Можно сказать о том, что за время своего пребывания в коридорах власти, Атамбаев стал фигурой номер два на политической сцене Кыргызстана. Поэтому как второй человек во власти, он, наряду с первым лицом несет ответственность за настоящее, и особенно за будущее страны, в выбор которого он внес свой существенный вклад. Ведь, перейдя на сторону президента, он и словом и делом поддержал действия последнего по проведению референдума и досрочных парламентских выборов с целью создания зависимого от главы государства парламента.
Став премьером, Атамбаев оказался в двусмысленном положении, о котором говорят - " не стал своим среди чужих, и превратился в чужого среди своих". В определенном смысле он действительно одинок, поскольку за время премьерства ему не удалось сформировать собственную команду, состоящую из единомышленников, не говоря уже о лично преданных. А, как известно, один в поле не воин. Особенно с учетом того, что нашему президенту не откажешь в последовательности. Он с первого дня нахождения у власти демонстрирует приверженность авторитарному стилю руководства, затягиванию проведения реформ и подбирает под себя соответствующие кадры. Атамбаев вынужден молча соглашаться с ним по принципу " что хорошо для Бакиева, то хорошо для страны". Показательно, что за весь период своего премьерства он не высказал ни единого слова критики в его адрес, хотя поводов для этого было хоть отбавляй и тем более, пока что серьезно с ним не пересекался, а благоразумно отступал, оставив многие свои обещания на бумаге.
Очевидно, им движет понимание того, что его долгожительство в большой политике, которого он очень хочет, зависит от отношений с президентом, поскольку прекрасно понимает, что глава государства без всякого сожаления расстанется с ним при первых же признаках самостоятельности и неповиновения с его стороны. Как говорится, завяз коготок, всей птичке пропасть. Поэтому следствием полной зависимости "птички" Атамбаева от президента явилось то, что он не смог выработать самостоятельного курса в сфере экономики, не предпринял мер противодействия разгулу коррупции в стране, при его премьерстве не было попыток осуществления серьезных реформ.
Да такой итог деятельности правительства в условиях его крайне ограниченных возможностей и неудивителен. Атамбаев сравнивал Кулова с одним животным, которое ведет других животных на бойню. Может быть, здесь и есть вина Кулова. Но он вел за собой всего 2-3 тысячи человек. По сравнению с ним ответственность самого Атамбаева гораздо весомее. Он выступает в роли участника тандема, который повел за собой народ всей страны по заведомо ложному недемократическому пути. Пока что это стало первым реальным результатом его большой игры в политике Кыргызстана. Бесславный поход " во власть" может кончиться тем, чем кончилась деятельность для унтер - офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
До завершения первого этапа "большой игры" Атамбаева осталось всего ничего - до 21 октября. Предполагается, что после подведения итогов референдума, кабинет министров во главе с премьером уйдет в отставку и видимо, до проведения в стране парламентских выборов просуществует с приставкой и.о. И тогда начнется новый этап участия Атамбаева в большой игре в политике, результаты которого пока что предсказать не представляется возможным.
В заключение хотелось бы напомнить сказку о непобедимом драконе в башне, которую очень любил рассказывать слушателям Атамбаев. Его, по словам рассказчика никто не мог победить. Оказалось, что очередной воин, победив дракона, заходил в башню и, ослепленный золотом, сам превращался в дракона. Избежит ли подобной участи сам Атамбаев, покажет будущее. Пока же можно сказать о том, что, зайдя в башню, он оказался ослеплен не блеском золота, а блеском большой власти, ради которой отказался от своих убеждений и затеял большую игру в политике с неясным пока что не только для широкой публики, но и для него самого концом.
Мэлс Омаров, кандидат исторических наук, заместитель директора институт стратегического анализа и прогноза, melsomarov@mail.ru
9/10/2007, специально для интернет-издания Tazar
18.10 Источник - .07
Постоянный адрес статьи -
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме