11:45 22.09.2007 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
Внимание! Мы становимся свидетелями становления диктатуры. Неужели допустим это?
Гражданское общество вКыргызстане просит отозвать президентский указ о проведении референдума
21/09-2007 17:21, Бишкек рРИА Ы24.kgл, Данияр КАРИМОВ
Гражданское общество в Кыргызстане просит отозвать президентский указ о проведении референдума. Открытое письмо об этом распространено сегодня лидерами и участниками ряда неправительственных организаций, а также общественными деятелями. В их числе представители Центра ЫИнтербилимл, Бюро по правам человека и соблюдению законности, Правовой клиники ЫАдилетл, ОО ЫГражданская платформал, Коалиции ЫЗа демократию и гражданское обществол.
ЫВ течение последних трех лет с 24 марта 2005 года народ Кыргызстана ждет демонтажа авторитарной системы, реальной реформы Конституции, независимой судебной власти, подлинной защиты прав и свобод человека, - говорится в открытом письме. - Все это не раз озвучивалось президентом как в предвыборных речах, так и в последующих посланиях народу Кыргызстана.
Сегодня мы находимся перед очередным политическим, экономическим и социальным кризисом, из которого стране будет очень трудно выйти без моральных, нравственных и социальных потерь. Использование 58 миллионов сомов для референдума в то время, когда народ Кыргызстана испытывает очередной шок от повышения цен на самые необходимые продукты (хлеб, молоко, сахар, масло), считаем кощунственным и циничным со стороны действующих властей.
Вследствие последних действий президента единственный источник власти - народ рРоказался в положении не хозяина, а слуги: ему милостиво позволили за месяц разобраться во всех изменениях и дополнениях к Конституции, сравнить тексты многочисленных проектов, начиная с июня 2005 года, и решить, достаточно ли хорош последний вариант, чтобы одним разом проголосовать за десятки статей и сотни параграфов. Нельзя принять или отвергнуть все многочисленные поправки одним росчерком пера. Многочисленные вопросы вызывает и вынесение на референдум новой редакции Кодекса о выборах.
Совершенно необходимо, чтобы граждане ознакомились с текстом Конституции и сделали осознанный выбор. Не могут приниматься всерьез обывательские утверждения о том, что народ проголосует за любую Конституцию, лишь бы покончить с затянувшейся реформой. Мы верим, что президент Бакиев не разделяет эти сомнительные прогнозы, так как в отличие от многочисленных политиков, экспертов и политологов он получил свою власть из рук народа. Это означает, что его легитимность равна легитимности Конституции, если она будет принята на референдуме осознанно и законно. Однако, установив самые краткие сроки для проведения референдума, президент исключил возможность полноценного обсуждения проекта гражданским обществом и политическими силами. В очередной раз цель и действия главы государства разошлись.
Сейчас могут опять возникнуть юридические казусы, и это впоследствии создаст предпосылки для того, чтобы вновь и вновь оспаривать правомочность поспешного референдума и текстов предложенных президентом проектов Конституции и Кодекса о выборах. Возникают вопросы: какой состав ЦИКа будет проводить столь важное политическое мероприятие и подводить итоги? Какое законодательство о референдуме будет применено? Не возникнут ли новые основания для жалоб в судебные инстанции?
Стабильность не может укрепиться за счет сомнительных процедур. Недавнее решение Конституционного суда стало горьким уроком и шагом к исправлению многочисленных ошибок конституционной реформы.
Еще не поздно отозвать президентский указ о проведении референдума и продлить сроки ознакомления с текстом поправок в Основной закон страны. Граждане и их организации не смогут оставаться безучастными к столь явному сужению и произвольному толкованию их права на информацию и принятие решений о своем будущем.
Историческая возможность достичь согласия в течение нескольких лет упускается из-за аппаратных интриг и неправильной оценки ситуации властями. Народ Кыргызской Республики, как единственный источник власти, должен получить исчерпывающие возможности для обсуждения текста Конституции и Кодекса о выборах и принять осознанный выбор той системы, по которой ему предстоит жить.
В связи с этим мы требуем перенести сроки проведения референдума на более позднее время в соответствии с Конституцией (глава 1 статья 1 пункт 5), где говорится, что порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом и действующим Кодексом о выборах.
Если требования не будут учтены, то нам придется поставить под сомнение легитимность президента, как не оправдавшего надежды народа, вышедшего на площадь страны в марте 2005 годал.
URL: http://www.24.kg/politic/2007/09/21/62785.html
Проект новой редакции конституции Кыргызстана - мечта диктатора или торпеда для "островка демократии"
Последние "решительные" действия президента Кыргызстана К.Бакиева ввели в состояние ступора большинство политических игроков страны. Но опубликование проекта новой редакции основного Закона . Конституции, вынесенного на референдум президентом стало не просто шоком, а скорее предсмертной агонией для прогрессивно настроенной части политической элиты.
Не нужно быть семи пятий во лбу, чтобы прочитать ближайшее будущее Кыргызстана, даже бегло изучив внесенный проект Конституции. Красивые слова о том, что Президент совершил исторический шаг и взял ответственность на себя по преодолению затянувшегося политического кризиса в стране рушатся как карточный домик, когда видишь "под кого написана" новая редакция основного Закона. Хотя, даже в тот момент, когда все ожидали, каков же будет предложенный проект, практически никто не ожидал увидеть ничего иного. Хотя нужно отдать должное команде Президента, которая сумела красиво "замаскировать" истинные цели, заложенные в Конституции под видимость тех основополагающих принципов, за которые боролись и оппозиция и гражданское общество.
И что же мы получаем в итоге? Под словами Президента о том, что необходимо укрепить вертикаль исполнительной власти, оказывается понималось то, что Президент должен получить неограниченную и единоличную власть в этой структуре. При этом, должность Премьер-министра не исключена из новой редакции, более того, право выдвигать кандидата на должность премьер министра передано той политической партии, которая возьмет в парламенте более 50% мест. Но к сожалению . это становиться фарсом, после того, как видишь, что фактическое управление исполнительной властью отдано Президенту. При таком раскладе, Премьер . министру уготована только одна роль, быть "мальчиком для битья" и в будущем он будет только то и делать, что отвечать за все промахи и ошибки, которые он не совершал.
Что касается Жогорку Кенеша, новая редакция Конституции предполагает 90 мест в однопалатном парламенте, при этом 100% избрание депутатов будет происходить по партийным спискам. Казалось бы это именно то, о чем мечтала оппозиция. Но и здесь хитроумные политтехнологи и юристы из Президентской команды сумели все перевернуть с ног на голову. Но прежде о том, какая же партия займет большую часть в парламенте? Всем совершенно ясно, что это будет партия, которой сейчас еще не существует, но о создании которой иже объявил К. Бакиев. Имея 70 летний опыт использования административного ресурса при СССР, и 15 летний опыт имитации демократических выборов в период независимости Кыргызстана, несложно предположить, что уже в ближайшие 3 - 6 месяцев мы станем свидетелями рождения, становления и прихода к власти "всеми обожаемой" президентской партии. Но не только административный ресурс станет тому причиной. Менталитет многих политиков толкнет их на то, чтобы незамедлительно переметнуться в президентский стан и активно заняться политическим строительством. Это будут те политики, которые имеют только одно представление о власти, как о кормушки, у которой необходимо находиться, чтобы безбедно и красиво жить.
Но риск политической конкуренции существует. Нужно отдать должное авторам нового проекта конституции. Они сумели прописать в проекте те механизмы, которые позволят нейтрализовать оппозицию, даже если она и сможет прорваться в парламент. Кроме того, этот механизм позволит держать на "строгом ошейнике" и своих соратников в парламенте. Что же это за механизм. Все гениальное просто. Лишиться депутатского парламента можно в случае если депутат исключен из партии, от которой он избирался или если партия, от которой он избирался ликвидирована или распущена. И под этим "дамокловым мечем" не один соратник не сможет и рта раскрыть чтобы сказать, что то иное, кроме того, что нужно партийному Боссу. Возникает вопрос . как это позволит утихомирить оппозицию. Тоже все предельно просто. Именно для этого в проект новой редакции Конституции и создается "карманная" судебная система. Отдал свои голоса народ оппозиционной партии, но не тут то было. Судебным решением эта партия распушена и нет больше в парламенте оппозиции. И главное все выглядит как торжество демократии и верховенство Закона. В свете такой ситуации становиться понятно, почему в проекте Конституции так часто встречается фраза, что полномочия тех или иных структур определяются Законом. Это удобно, ведь после принятия Конституции и избрания нового парламента будут приниматься только те Законы, "которые надо принимать".
Особо хочется отметить последствия принятие новой редакции конституции для судебной системы Кыргызстана. Не для кого не секрет, что этой системы в Кыргызстане не существует, а тот зародыш, который именуют судебной системой уже успел принять такое количество судебных актов, которые только можно воспринимать только как правовой беспредел. Большая часть судебных решений принимается либо за деньги, либо по указке власть предержащих. А то, что в стране существуют Законы, судью часто даже не берут во внимание. Многие знают, что уже сейчас судебную систему активно использует для передела собственности, попирая все права и Законы. И проект новой редакции Конституции ставит эту пародию на судебную систему в полную зависимость от одного человека . Президента. Думаю всем понятно, как будет функционировать эта карманная ветвь власти. Мне могут возразить, что и Парламент будет участвовать в назначении судей конституционного и верховного суда, и национальный совет по делам правосудия участвует в выдвижении кандидатов на должность судей. Что можно сказать. При полностью зависимом Парламенте не вызывает сомнений, что будут практически единогласно утверждаться те судьи, которых предложит Президент. А совет по делам правосудия за то время которое он существует уже успел полностью себя дискредитировать. Об этом знают все, кто сталкивается с судебными органами и кто видит, кого же в последнее время выдвигали и назначали на должности судей. А если принять во внимание, что совет по делам правосудия будет формироваться, как написано в проекте Конституции "на основании Закона", то становиться предельно ясно, что будет принят "нужный Закон" и совет по делам правосудия тоже будет "карманным".
Можно еще долго рассказывать о "прелестях" новой редакции Конституции, но и так все предельно ясно. Вопрос в том, будет ли принята эта новая редакция? Любой специалист с уверенностью в 99,9% скажет, что будет. Ведь для этого использован самый приемлемый способ - всенародный референдум. При тех административных ресурсах и опыте проведения подобных массовых политических мероприятий, ни одна сила на сегодняшний день не в состоянии повлиять на итоги всенародного голосования.
В этой связи хочется поздравить соотечественников, Вы становитесь свидетелями зарождения новой стадии развития своей страны, стадии становления диктатуры. И остается пустить скупую слезу и помахать рукой тому времени, когда в Кыргызстане все-таки была попытка построить демократическое общество.
Олег Панкратов
Источник рРЦентрАзия
http://www.kyrgyznews.kg/
Г.Искакова: Статьи проекта Конституции, предложенной Президентом Курманбеком Бакиевым, Ыопасныл
21-09-2007
14:01
БИШКЕК (АКИpress) - ЫУ общества и граждан Кыргызстана должен быть выбор. Для этого необходимо разработать альтернативный проект конституции, чтобы дать народу выборл, - считает эксперт по конституционному праву Гульнара Искакова. Об этом она заявила 21 сентября на пресс-конференции в агентстве АКИpress.
ЫРеферендумы, когда народу не предоставляли выбора, мы уже проходили. Экс-президент проводил такие референдумы в 1994, 1996, 1998 и 2003 годахл, - сказала она.
Самое главное, по мнению Искаковой, что статьи новой редакции Конституции, предложенной Президентом , Ыопасныл для Кыргызстана.
Так, по мнению Г.Искаковой, неверно изложена статья 7, которая гласит: ЫГосударственная власть основывается на принципах верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым президентомл. ЫТак не бывает. Интересы всего народа не может представлять только один орган. Президент может говорить от имени народа, но у народа есть два агента - это президент и парламент. В стране должно быть верховенство конституции и законов, а не верховенство одного должностного лицал, - говорит эксперт.
ЫНаиболее опасные положения для свободы прав человека в предложенном проекте - это те, что наделяют президента правом вводить чрезвычайное положение (ЧП) в любое время и в любой местности (п.7 статьи 46). Раньше это было полномочие парламента. Введение чрезвычайного положения означает прекращение действий конституции, это значит, что прекращают действовать права и свободы человека, государственные силовые структуры могут беспрепятственно арестовывать человека. СМИ будут находиться под жесткой цензурой или находиться под угрозой закрытия. ЧП может вводить только законодательный органл, - считает Г.Искакова.
Также Г.Искакова высказала свои опасения относительно статьи, описывающей право назначать референдум по любому вопросу (подпункт 2 пункта 6 статьи 46). ЫРеферендум - это очень серьезный вопрос, процедура проведения которого должна быть обговорена в Конституциил, - говорит эксперт.
Также Г.Искакова отметила статью 46 пункт 5 подпункт 4, в которой говорится о том, что президент назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях осуществляет роспуск местных кенешей. ЫМестные органы власти избирает народ, почему же их может распустить президент? В то же время отменена норма об избрании глав айыл окмоту гражданами. Получается, что уничтожается местное самоуправление как таковое. Отныне главы айыл окмоту будут избираться местным кенешем, по представлению глав местных государственных администрацийл, - отметила она.
По мнению эксперта, далее статья 57 предусматривает такие положения, которые сводят на нет смысл партийной системы. ЫТам предусматривается, что в случае выхода или исключения депутата из политической партии или прекращения деятельности политической партии, от которой депутат избран, Центризбирком сам прекращает полномочия депутата Жогорку Кенешал, - говорит она.
ЫПолучается, что исполнительная власть и президент могут убрать из парламента любого неугодного депутата или даже целую партию, которую избрал народ. Эта норма сводит на нет сам смысл политической партии, избрание которой означает выбор избирателями политического курса развития страны, предложенного партиями. А оказывается неважно, что его выбрал народ. То есть запросто можно закрыть оппозиционную партию и все депутаты этой партии будут исключены из парламентал, - отметила она.
В целом проект, по мнению Искаковой, сохранил многие положения Конституции 2003 года. Кое-что было заимствовано из Конституции Казахстана, кое-что - из проекта .
По словам Искаковой, сама система сохранилась президентскорЮ ЫВ плане того, что ни Президент, ни Парламент не отвечает за работу правительства. Вместе с тем, этот проект Конституции содержит положения, которые значительно ухудшают то, что было в Конституции 2003 годал, - считает она.
Комментарии к материалу:
21-09-2007 17:24от : Jamal
Конституцию пытаются подстроить под одну партию и одного человека (президента). Это элементарно. Но у нас нет партий, а есть кланы. Кроме того, спорно само утверждение о перерождении клановых отношений в партийные. Эволюцией здесь даже и не пахнет. Средневековый трайбализм у жителей ЦА-республик в крови. Казахи только создали прецедент. У нас партия власти - ширма для одного большого южного клана. Исчезнет сама система сдержек и противовесов, которая как-то срабатывает в нынешнем парламенте. Единоросы и Путин могут пока обходится без этого механизма, за счет могущества и богатства России. Тем более, у них куда более высокий кадровый потенциал. Казахи тоже экономически подпитывают свою систему власти. Проще говоря, даже при случаях коррупции, и них достаточно средств в бюджете чтобы оправдать свой авторитаризм и успокоить народ. Мы же, похоже, идем по пути бедных среднеазиатских республик (туркменистан - особый случай). Слабый президент, коррумпированное окружение, новая конституция, фактически узаконивающая узурпацию власти, клановая партия власти - все это ухудшит и без того бедственное положение, в котором мы сейчас находимся. Кыргызы, нас хотят опустить в такое дерьмо! Неужели мы этого заслуживаем?
21-09-2007 16:50от : Бешкорук М
Правильно говорит Гульнара. Спасибо за ее гражданскую позицию. Ведь могла и промолчать. А эти тупицы депутаты (безыдейные, маргинальные и трусливые) побежали вступать в партии, никто даже не читал конституцию. Я тоже считаю, что это откат назад, все 16 лет мы шли к своим свободам и за один день все отдали. Зачем мы 16 лет строили эту демократию, терпели столько ошибок, делали революцию - все во имя будущего. Потому что мы хотели быть другой страной - не такой, как Узбекистан, Таджикистан, Казахстан...
Спасибо Гульнаре еще раз за патриотизм, умение думать и открыто выражать свои мысли.
21-09-2007 16:30от : Замир
Короче, все ясно! Проект написан окружением под себя, любимых.Президент не может быть им все 24 часа в сутки. Короля будет играть свита. Я лично не хочу жить при такой конституции. Люди, предлагаю подумать крепко над стратегией противостояния. Еще позавчера я был за роспуск парламента и за партийные списки. Сегодня, после даже беглого прочтения этого творения аппарата и особенно после пояснения Искаковой думаю уже над тем, что парламент надо оставлять. Более того, пойду на референдум (если не пойду, то мое волеизъявление подделают) и жирно ставлю галочку в квадратике НЕТ. Не согласен на такое. Подумайте, все люди этой прекрасной страны. Иначе будем жить под "юристом" Зулпуевым, затейником Садыркуловым и другими такими же личностями. А прикрываться они будут громким титулом "президент". Нет, не хочу
21-09-2007 16:13от : Тормоз
Ну не знаю кто выдает подобные формулировки. надо формулировать следующим образом. Опасны не столько статьи Конституции, сколь чрезвычайно опасна сама Конституция предложенная и будьте уверены, принятая 21.10.! Крайне опасен сам предложивший, особенно его окружение!
21-09-2007 15:36от : аноним
хороший анализ, а самое главное - выявлены не технические проблемы, а опасность нарушения прав граждан и авторитарный курс политики Бакиева..
21-09-2007 15:28от : Влад
Понятно, грамотный интелегентный человек, просто не может сказать, что Бакс пропихивает диктатуру для себя либимого, ему видите ли надоело слышать, что кто-то не согласен с его самодурством и воровством его приближнных.
21-09-2007 14:52от : аноним
Умничка!!! Побольше бы таких профессионалов и тогда не так страшно за наше будущее...
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме