16:30 04.09.2007 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
ПРЕССА О СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В КЫРГЫЗСТАНЕ. Марат Султанов мог бы купить диплом как многие, но не хочет
Марат Султанов: ЫЯ хочу учиться, а не покупать дипломл.
Сегодня парламентарии обрушились с жесткой критикой в адрес кыргызстанских журналистов.
Поводом для этого послужили публикации и телевизионные репортажи в некоторых СМИ, которые, по мнению подрывают их авторитет. К обсуждению этой темы включился даже спикер Марат Султанов, выразивший недовольство тем, с каким удовольствием отдельные СМИ муссировали информацию о его отчислении из столичного университета.
А все началось с Дооронбека Сыдырбаева, которые сообщил свои коллегам, а том, что нуждается в их защите от журналистов, которые зачастую по-своему интерпретируют его интервью, полностью меняя смысл сказанного.
В свою очередь Муратбек Мукашев подчеркнул, что от рук недобросовестных журналистов страдает и авторитет спикера парламента, который не меньше Садырбаева нуждается в защите. В этой связи он привел в качестве примера муссируемую в СМИ информацию об отчислении Торага из университета. Мукашев выразил мнение, что СМИ не должны освещать подобные вопросы и представлять их в виде жареных фактов. То, что СМИ ангажирует такие темы, как сказал депутат, дает четкое представление о том, какие они есть на самом деле.
Включившийся в обсуждение Марат Султанов согласился, что некоторые СМИ хотят дискредитировать его имя. Он подчеркнул, что если бы боялся насмешек, огласки, или привлечения чрезмерного внимания к себе со стороны общественности, он бы мог не учиться в университете, а просто купить диплом, что по мнению спикера, сделать достаточно просто.ЫНо я хочу учиться, а не покупать диплом. Я буду учиться и пусть все об этом знаютл - подчеркнул Султанов и добавил что главная причина его отчисления, заключается в том, что из-за сложной политической обстановки в стране он большую часть своего времени вынужден был посвящать работе.
Также в обращении к депутатам Торага сообщил, что скоро у Жогорку Кенеша появится собственное телевидение, которое в прямом эфире будет освещать заседания парламента.
Иса Омуркулов, поддержавший обсуждение о недобросовестности некоторых журналистов, выразил мнение о том, как бороться с Ыглавным ангажированным телеканалом, который выражает исключительно точку зрения властил. Депутат подчеркнул, что в случае с ГТРК для того, что бы его проучить, в новом году следует сократить бюджет телеканала.
http://bpc.kg/
Темпы роста объема промышленного производства в Кыргызстане в два раза ниже, чем в среднем по СНГ
03/09-2007 18:10, Бишкек рРИА Ы24.kgл, Данияр КАРИМОВ
Темпы роста объема промышленного производства в Кыргызстане в два раза ниже, чем в среднем по СНГ. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Статкомитетом СНГ.
Индекс объема продукции промышленности в КР за январь-июль 2007 года составил 4 процента, тогда как в среднем по СНГ рР8 процентов. Ниже, чем в Кыргызстане, темпы роста отмечены в Армении (1,3 процента) и Молдове (0,5 процента).
Наиболее высокие темпы роста достигнуты в промышленности Азербайджана (35 процентов) и Украины (11 процентов). В Центральной Азии лучшие показатели демонстрирует, по данным Статкомитета СНГ, Таджикистан (8,6 процента).
По итогам аналогичного периода 2006 года индекс объема промышленной продукции Кыргызстана был самым низким в СНГ.
URL:
ЫАта Мекенл критикует правительство за повышение цен на продукты питания
04-09-2007
09:45
БИШКЕК (АКИpress) - Социалистическая партия ЫАта Мекенл критикует правительство Кыргызстана за повышение цен на продукты питания. Партия распространила заявление от имени Председателя ЫАта Мекенл, депутата Жогорку Кенеша Омурбека Текебаева.
В данном заявлении говорится:
Повышение цены на зерно, муку и хлеб началось еще до июля 2007 года. В августе повышение цены приобрело ажиотажный характер, затрагивая всю технологическую цепочку от зерна до хлеба.
По данным Национального статистического комитета с 15 июля по 15 августа текущего года цены на муку, хлеб и хлебобулочные изделия выросли в среднем на 12,2%. А на самом деле в настоящее время уровень отпускной цены на муку на 60-70% выше, чем в июне.
Начиная с июня повышение цен на зерно, муку и хлеб произошли во многих странах мира. Однако повышение цены на хлеб в Кыргызстане оказалось заметно выше, чем в других странах. В России и Казахстане рост цен на хлеб составило всего 12-13%. В Кыргызстане на 40%.
Напряженная ситуация на мировом рынке зерна складывалась в течение уже последних 3 лет. В эти годы переходящие остатки зерна неуклонно снижались.
Если правительство постоянно следило за развитием событий на мировом рынке, то у него было достаточно времени, чтобы повлиять на структуру посева крестьян. Следует отметить, что в текущем году последние, вместо того, чтобы увеличить посевы пшеницы, допустили их сокращение.
У правительства не оказалось реальной стратегической программы по обеспечению продовольственной безопасности страны. В любом государстве есть круг проблем, ограниченных по количеству, но важных по значению. Они должны быть под пристальным вниманием правительства. К числу таких проблем относится продовольственная безопасность страны. В программе продовольственной безопасности должно быть четко расписано, сколько должно составить собственное производство продовольствия, чтобы не было сбоев с обеспечением населения продуктами питания, как обеспечить это производство на деле, откуда брать остальную часть, если государство не производит их в полном объеме.
События, связанные с повышением цены на хлеб, показали, что у правительства нет такой программы, и решение проблемы обеспечения населения полностью отдано на откуп стихийных рыночных сил.
В Кыргызстане, по данным Национального статистического комитета, площадь под пшеницу в текущем году уменьшилась. Средняя урожайность зерновых культур по республике составила 23,0 центнера с гектара (в первоначально оприходованном весе), против 25,8 центнера с гектара на соответствующую дату прошлого года.
Кыргызстан вполне реально может производить необходимое количество пшеницы и обеспечить себя мукой. Для этого есть все условия, если, конечно, в этом будет этому способствовать само государство.
По расчетам партии, для того, чтобы обеспечить населения Кыргызстана продовольственным зерном, необходимо произвести ежегодно 1200-1300 тыс. тонн.
Повышение цены на хлеб неизбежно приведет к снижению уровня жизни населения, особенно в бедных семьях оно отразится более болезненно.
Стоимость минимальной потребительской корзины по расчету произведенной по методике Мирового банка при 40% повышении цены на хлеб увеличится примерно на 9,4%.
Эта негативная тенденция привела к тому, что за чертой бедности оказалось еще дополнительно 439 тыс. человек.
Реакция правительства после повышения цен была запоздалой и не адекватной ситуации. То обстоятельство, что повышение цены на хлеб оказалось выше объективно обусловленных пределов, показывает, что правительство не умеет эффективно бороться с ажиотажным спросом.
Социалистическая партия ЫАта Мекенл в начале 2000 года инициировала Закон ЫО государственных закупках сельскохозяйственной продукции для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейл. Принятый парламентом законопроект был встречен администрацией президента Ына штыкил. Однако, вето президента было преодолено большинством депутатов. После чего Закон был подписан президентом страны в 2003 году.
Этот Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории независимо от форм собственности. Согласно нормам данного Закона, Госзакупки сельскохозяйственной продукции осуществляются в целях, обеспечения оптимальной рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и их защиты от спекулятивного снижения цен, преодоления (снижения уровня) бедности в сельской местности, удовлетворения государственных нужд, в том числе формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции и обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения.
В настоящее время для реализации в жизнь настоящего Закона правительство не выделяет необходимое количество денег в бюджет страны для закупки сельхозпродукций. Действие настоящего Закона дала бы возможность правительству прогнозировать и регулировать цены на зерно на оптимальном уровне. Эта мера дала бы гарантию бюджетным служащим, пенсионерам и социально уязвимым слоям населения прогнозировать свой семейный бюджет.
В этой связи считаем, что правительству в целях недопущения подобного экономического кризиса необходимо:
- Принять меры для реализации Закона ЫО государственных закупках сельскохозяйственной продукции для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейл;
- Разработать новую концепцию продовольственной безопасности, в которой предполагается непрерывный анализ и изучение мировых цен рынка основных видов продовольствия.
- Обеспечить качественными семенами сельхозпроизводителей для производства стратегического продовольствия;
- Разработать стратегию целевого кредитования крестьян и реальной поддержки кооперативного движения.
Депутат Д.Садырбаев заявляет, что кримавторитету фб дан приказуничтожить его
04-09-2007
10:06
БИШКЕК (АКИpress) - ЫКриминальному авторитету фб дан приказ уничтожить менял, - заявил сегодня на заседании парламента депутат Жогорку Кенеша Кыргызстана Дооронбек Садырбаев.
По словам депутата, о таком приказе он узнал из достоверных источников. ЫЕсли меня убью, отвечать будешь ты, Санжарл, - заявил Д.Садырбаев, обращаясь к своему коллеге Санжару Кадырбекову.
ЫТандемы Акаева и Бакиева меня не уничтожат. Даже если меня уничтожат, то мой доклад уничтожатл, - сказал он. Поясним, что речь о докладе, подготовленный комиссией Жогорку Кенеша по вопросу о неприкосновенности депутата Султана Урманаева, которому Генеральная прокуратура собирается предъявить обвинения по аксыйским событиям.
ЫПротив меня все государственные СМИ начали массированную атакул, - заявил Д.Садырбаев. После этого депутат публично обратился за защитой к спикеру парламента Марату Султанову.
По словам депутата, журналисты Национальной телерадиокомпании (НТРК) КТР против его воли сняли его на видеокамеру. В связи с этим, депутат потребовал лишить аккредитации в Жогорку Кенеше этих журналистов.
Далее Д.Садырбаев потребовал к 14 сентября обеспечить трансляцию в прямом эфире по телевидению заседания парламента по событиям в Аксы в 2002 году, где он собирается зачитать доклад комиссии.
Критику Д.Садырбаева против СМИ поддержали несколько депутатов.
Например, Иса Омуркулов предложил сократить бюджет НТРК КТР в два раза, поскольку, по мнению ряда депутата, официальный телеканал не доносит до населения информацию о деятельности других ветвей власти, кроме исполнительной.
Дооронбек Садырбаев: ЫИх руки не дошли только до менял
Сегодня парламентарий Дооронбек Садырбаев заявил, что на него может быть совершено нападение. Об этом, по его словам, он узнал этой ночью от людей, которые стали свидетелями очень авторитетных в стране лиц, обсуждавших вопрос о том, как заставить Садырбаева замолчать.
Народный избранник не исключил, что угроза в его адрес связана с предстоящим обнародованием доклада по Аксыйским событиям. Садырбаев рассказал, что этой ночью примерно в половине второго, к нему пришли некие люди, которые рассказали о готовящемся заговоре против депутата: ЫЯ их спросил, в чем дело, а они мне рассказали, что случайно были в одной сауне, и услышали разговор весьма авторитетных людей. Один из них говорил, что я морочу всем голову, и предлагал дать мне денег, чтобы я замолчал, но второй ответил, что этот старик ни у кого не берет денег и лучше дать их тому, кто быстренько его уделаетл. Дооронбек Садырбаев отметил, что если бы речь не шла о его безопасности, он никогда бы не придал этой истории огласку.
На вопрос журналистов о том, что, по его мнению, послужило поводом для угроз. Садырбаев затруднился дать точный ответ. Однако он не исключил, что заговор возможный против него связан с предстоящим докладом по Аксыйским событиям. Такую догадку, как отметил депутат, подтверждает то, что не так давно одно знакомое ему лицо предлагало депутату один миллион долларов в обмен на то, что Садырбаев откажется озвучить доклад. Фамилию этого человека, как подчеркнул народный избранник, он обязательно назовет позже. По поводу того, кто может стоять за организацией кампании против него, Дооронбек Садырбаев сказал: ЫКому я мешаю, это сложный вопрос. Если во времена Акаева были мощные группы, мощные люди, то нынешняя власть согнула под себя всех инакомыслящих и их руки не дошли только до менял.
Между тем, по поводу того, могут ли быть другие причины для угроз в его адрес, Садырбаев сказал, что вполне это допускает. Он пояснил, что обладает высоким статусом, который позволяет ему в жесткой форме с высокой трибуны поднимать различные вопросы неприятные для очень многих людей. ЫНо я никому не собираюсь служить, я служу только своему народу, а не режиму, очередному президенту, или вахтенному прокурорул, - подчеркнул депутат.
Коллеги Дооронбека Садырбаева выразили готовность поддержать его и подняли вопрос о выделении ему персональной охраны. Однако парламентарий наотрез отказался от подобной услуги и объяснил это тем, что не располагает достаточными финансами, чтобы содержать телохранителей.
http://bpc.kg/
Парламент постановил МВД и ГКНБ обеспечить безопасность Дооронбека Садырбаева
04-09-2007
11:18
БИШКЕК (АКИpress) - По предложению спикера парламента Кыргызстана Марата Султанова сегодня, 4 сентября, на заседании Жогорку Кенеша принято постановление об обеспечении безопасности депутата Дооронбека Садырбаева.
В Постановлении говорится: ЫЖогорку Кенеш, принимая во внимание заявление депутата Дооронбека Садырбаева об имеющейся угрозе его жизни и здоровья, в целях обеспечения безопасности постановляет министру внутренних дел Болотбеку Ногойбаеву и председателю Государственного комитета по национальной безопасности КР Мурату Суталинову принять усиленные меры по обеспечению безопасности депутата Жогорку Кенеша Д.Садырбаевал.
Контроль за исполнением постановления возложен на Комитет по обороне и безопасности Жогорку Кенеша КР.
Материалы ИА REGNUM:
"Проявились симптомы экономической изоляции Киргизии": интервью киргизского военного эксперта Леонида Бондарца ИА REGNUM
Киргизский эксперт по вопросам национальной и региональной безопасности ответил на вопросы корреспондента в Бишкеке.
ИА REGNUM: Каковы возможные варианты развития событий нынешней осенью в Киргизии?
Объединенный фронт "За достойное будущее Киргизии", организовавший последние апрельские митинги, брал тайм-аут на время подготовки и проведения саммита . И после окончания полевых уборочных работ он попытается взять реванш. Об этом неоднократно заявлял его лидер . Однако трудно сказать, наберет ли он достаточно сторонников, и в какую форму выльются его выступления. В апреле его не поддержали неправительственные организации, подавляющее большинство которых существует на западные, в основном, американские деньги. Думается, что в случае начала акций протеста ситуация повторится. Американцев вполне устраивает сегодняшнее, цепляющееся за авиабазу , правительство. Да и на саммите ШОС этот вопрос, вопреки ожиданиям, обошли стороной. Однако Феликса Кулова не поддержала и Россия. Его предложение о киргизско-российском союзе не нашло отклика. Китай выдерживает позицию невмешательства. Казахстану, вкладывающему в Киргизию немалые финансовые средства, нужен стабильный сосед.
Обеспечить внутреннюю поддержку протестных выступлений тоже нелегко. Разгон митинга в результате организованной провокации, преследование спецслужбами активных оппозиционеров, оставшееся без внимания западных борцов за права человека, наглядно показали, что власть ради самосохранения не остановится ни перед чем. Действующая Конституция дает президенту страны практически неограниченные права, которые непременно будут использованы для сохранения статус-кво. А недовольство складывающейся политической ситуацией и, соответственно, властью, еще не достигло того критического уровня, который заставляет не думать о последствиях неудачи. Кроме того, наиболее потенциально активные представители общества находятся в трудовой миграции. Условия, созданные в России и Казахстане, позволяют им поддерживать приемлемый жизненный уровень родных и близких. А это на сегодняшний день важнее политических разборок.
Еще один сдерживающий фактор - цели Объединенного фронта. В своей совокупности они не распространяются дальше смены власти. А это мы уже проходили два года назад. Действующая власть до сих пор не имеет реальной и детально продуманной политической, экономической, социальной программы, понятной обществу и способной объединить его для достижения заявленных целей.
Таким образом, ожидаемые протестные выступления "Объединенного фронта" вряд ли будут иметь достаточно массовый характер, чтобы изменить ситуацию.
ИА REGNUM: Что есть киргизская оппозиция сегодня? Возможно ли появление новых политических фигур?
Как таковой оппозиции, в хрестоматийном понимании этого термина, в Киргизии нет. Есть различные оппозиционно настроенные объединения, отдельные личности, группирующие вокруг себя сторонников, которые по различным причинам недовольны сложившейся ситуацией. Однако ни одна из этих оппозиционно настроенных сил не предложила альтернативную программу дальнейшего развития государства. Они преследуют разные, часто узкокорыстные, личные и корпоративные цели, которые иногда входят в противоречие друг с другом. Все это не позволяет им объединиться в конструктивную оппозицию и тем самым объединить вокруг себя значительную часть общества, чтобы иметь возможность успешно решать поставленные перед собой задачи.
Результаты деятельности сегодняшней "оппозиции" дискредитировали ее в глазах общества. И прошлогодние, и апрельские митинги этого года дали результаты, противоположные ожидаемым. Исполнительная власть не только укрепилась, но и утвердилась во мнении, что может применять силу против оппозиции. Поэтому в обществе сегодня востребованы новые политические лидеры. И они непременно появятся (спрос рождает предложения), и общество предоставит им кредит доверия. Вот только как они распорядятся этим кредитом - предугадать трудно.
ИА REGNUM: Если будут происходить оппозиционные выступления, что будет их главным лейтмотивом?
Если выступления возглавит Объединенный фронт, то их цели известны. Здесь, мне кажется, превалируют политические амбиции. Пока других политических сил, готовых выступить против существующей власти, не просматривается.
Однако, существуют предпосылки совершенно другого рода протестных выступлений, в основу которых лягут причины социально-экономического характера. Это, прежде всего, рост цен, в том числе на основные продукты питания. Подорожание пятисомой лепешки всего на 1 - 2 сома - это 20 - 40% роста ее стоимости. При этом заработная плата остается замороженной.
Обозначившиеся проблемы в гидроэнергетическом секторе ведут к перебоям с обеспечением населения светом и газом. Все это уже личные интересы каждого, вопрос выживания его и его семьи. Голод и холод - удобренная почва для возникновения массовых протестных выступлений. А опыт последних 2,5 лет утвердил в умонастроениях народа осознание того, что таким образом можно разрешить любую проблему. Главное, чтобы протестующих было как можно больше.
ИА REGNUM: Как вы считаете, насколько официальные экономические показатели развития Киргизии соответствуют действительности?
Официально экономический рост составляет 8%, что соответствует целям Стратегии развития страны. Но это статистика, которую Черчиль по степени достоверности информации ставил ниже лжи.
Если вникнуть в детали, картина предстает не столь радостной. Во-первых, отчет ведется от 2005 года, когда показатели роста имели отрицательное значение. Анализ ситуации за более длительный промежуток времени показывает, что роста фактически нет. Экономика только восстанавливается после потрясений. Во-вторых, рост экономики обеспечивается в основном за счет жилищного строительства и сферы услуг. При этом сфера услуг растет не за счет создания новых рабочих мест, а за счет повышения цен. Кроме того, приток инвестиций оценивается без учета оттока, который, по мнению специалистов, составляет до 60% поступающих средств. Высокие налоги, несовершенная система таможенных пошлин, существующий фискальный режим, высокий уровень коррупции, отпугивают инвесторов. А это удар по Стратегии развития страны до 2010 года, финансовый дефицит которой, как заявлял министр финансов , составляет примерно 4 млрд долларов США.
О состоянии экономики, мне кажется, проще всего судить по рынку. Экономический рост при нормально развивающейся рыночной экономике должен неизбежно повышать уровень жизни населения, одним из показателей чего служит рост покупательной способности. Но если пройтись по рынкам Бишкека, можно увидеть, что цены на продукты питания по сравнению с 2004 годом по некоторым позициям выросли на порядок. И это в аграрной стране. И опять-таки, при замороженной заработной плате.
ИА REGNUM: Каковы направления внешнеполитической ориентации Киргизии? Откуда исходят основные угрозы?
Киргизия пытается проводить многовекторную внешнюю политику, развивать двусторонние отношения со всеми заинтересованными игроками в Центральной Евразии. Однако, что удавалось несколько лет назад, не удается сейчас. Это вовсе не означает, что хуже . Он как преемник власти придерживается того же курса. Но ситуация кардинально изменилась.
Явно обозначилась конфронтация между основными геополитическими игроками в регионе. США пытаются угрожать России (решение о размещении элементов ПРО вблизи российских границ) и Китаю (торговые санкции против Китая, чтобы заставить его ревальвировать национальную валюту и сократить огромный платежный дефицит). И Россия, и Китай в планах Пентагона числятся как потенциальные военные противники. Запад в целом в СМИ выражает откровенное недовольство ростом авторитета и значимости ШОС в мировой политике. Не остаются в долгу и оппоненты США. Китай предупредил, что может использовать свои золотовалютные резервы для защиты от американского давления на юань. Россия, начиная со знаменитого мюнхенского выступления , при каждом удобном случае показывает неприятие внешнеполитической и внешнеэкономической политики Запада, особенно США. Критические выступления дополняются демонстрацией возросшей военной мощи.
В этих условиях остальные государства, заинтересованные в связях с Центральной Евразией, будут поддерживать политику тех или иных геополитических и геоэкономических тяжеловесов. Не пристав ни к одному берегу, можно оказаться за бортом мировых политических и экономических процессов. Предпосылки к этому уже созданы. Китай, нуждающийся в диверсификации маршрутов поставки энергоносителей, предпочел прокладывать газопровод из Туркмении через Казахстан, а не через Киргизию, не определившуюся, если судить по делам, а не декларациям, со своими внешнеполитическими приоритетами. И это не первый звонок. Как-то сами по себе затихли разговоры о киргизско-китайской железной дороге, решение о строительстве которой было принято еще в 2003 году. А строительство газопровода из Туркмении планируется завершить уже в 2009 году. Не спешат реализовывать совместные экономические проекты и другие партнеры и союзники Киргизии, отдавая предпочтение другим государствам региона. Таким образом, проявились симптомы экономической изоляции Киргизии. Если ситуацию не переломить сейчас, на начальной стадии ее негативного развития, в дальнейшем это неизбежно приведет и к изоляции политической. А это повод для внешнего давления и вмешательства. Например, тот же Иран может в отношении Киргизии реанимировать планы экспорта исламской революции.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете предложенную "национальную идею" Госсекретаря "Развитие через единство"?
Национальную идею невозможно искусственно сконструировать. Она формируется в процессе исторического развития. Опыт соседей и собственный опыт (попытка выработать национальную идею на заветах Манаса) показали несостоятельность подобного подхода. И потом, слово "национальная" воспринимается в негативном смысле. В Киргизии проживают представители более 80 наций и народностей. Поэтому уместно говорить об общенациональной идее.
Побуждает неприятие идеи и сам ее автор. Представители национальных меньшинств хорошо помнят его заявления о том, что Киргизия - общий дом для киргизов. Возможно поэтому сейчас среди лиц, принимающих решения, представители нетитульных наций - редкое исключение. Хотя по переписи 1998 года национальные меньшинства составляют примерно 40% населения страны.
Постоянный адрес новости:
Киргизский политолог: В Киргизии "бравируют темпами экономического роста"
Официальная точка зрения по экономическим показателям развития Киргизии состоит в бравировании темпами экономического роста. Такую точку зрения корреспонденту в Бишкеке высказал Бакытбек Бешимов - политолог, вице-президент по академическим вопросам Американского Университета Центральной Азии, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Киргизской Республики в Индии, Непале, Шри Ланке и Бангладеш.
"Но мы же понимаем, что денежные инвестиции трудовых мигрантов, высокие темпы роста китайского, казахского рынка и возможности российского рынка дают сильные импульсы для экономического развития республики. Такое воздействие будет ещ иметь место. Но вместе с этим идт рост цен, внушают опасения торговый баланс и инфляция. Слишком большая зависимость от соседних рынков таит в себе некоторые опасности: вдруг политическая ситуация изменится в Казахстане, и некоторые казахские банки изменят свою финансовую политику? По-прежнему экономическое развитие страны не приобрело устойчивые опоры на внутреннем рынке".
Отвечая на вопрос об основных угрозах для Киргизии, политолог отметил, что основные угрозы исходят из самой страны. "Это коррупция, которая продолжает сдерживать здоровое развитие страны. Это отсутствие перспективного видения о том, как и по каким приоритетным направлениям должна развиваться страна. Например, падение качества школьного образования, коррупция и взяточничество в вузах лишают большинство подрастающего поколения возможности стать достойными гражданами своей страны и успешными людьми. Внешние угрозы связаны с наркоторговлей, распространением любого экстремизма, торговлей людьми. Но главная внешняя угроза состоит в возможности вовлечения в такие международные отношения, в которых страна может быть принесена в жертву. Поэтому умная дипломатия как никогда в цене".
Оценивая "национальную идею" Госсекретаря Киргизии "Развитие через единство", политолог сказал, что это положение "может быть частью идеологии, но никак не сердцевиной или е главным смыслом".
Документ: http://www.regnum.ru/news/879485.html
Киргизский политолог: Политическое напряжение в Киргизии будет сохраняться и даже усиливаться
Политическое напряжение в Киргизии нынешней осенью будет сохраняться и даже усиливаться. Такую точку зрения корреспонденту в Бишкеке высказал Бакытбек Бешимов - политолог, вице-президент по академическим вопросам Американского Университета Центральной Азии, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Киргизской Республики в Индии, Непале, Шри Ланке и Бангладеш.
"Центром напряжения будет оставаться парламент, и, скорее всего, осенью возобновятся баталии по поводу конституционной реформы. С другой стороны, депутаты во время летних встреч со своими избирателями услышали много жалоб и недовольств в отношении действующей власти. К тому же потребительская корзина подорожала, выросли цены на цемент и основные строительные материалы, поэтому почва для недовольства существует", - сказал эксперт.
Политолог отметил, что в парламенте разные группы ведут борьбу за доминирование во влиянии на Белый Дом. "Теперь эта борьба приобретт ещ более ожесточенный характер. Киргизское руководство, несмотря на попытки выстроить вертикаль крепкой власти, продолжает оставаться слабым. Потому что лидерство не имеет понятного для всего народа лица, как в России или Казахстане. И дело даже не в сроках пребывания у власти. Дело в отсутствии попыток сформировать модель развития страны. Поэтому нынешнюю власть в стране можно условно назвать "инерционной" - т.е. такой, которая катится по той же дороге. Принципиальных различий от прежней власти нет. Кадровый состав ядра власти, отвечающего за принятие основных государственных решений, неподготовлен к ведению дел современным способом на основе разумного учта запросов и ожиданий народа. Это понимает президент и, видимо, имеет планы пересмотра многих кадровых вопросов".
"Внутри Белого Дома существуют несколько групп, которые имеют свои политические повестки дня, весьма отличные от планов президента, - подчеркнул эксперт. - Премьер-министру так и не удалось сформировать коалиционное правительство из-за отсутствия достаточного доверия внутри политической элиты. Несмотря на попытку правительства записать на свой счт высокие темпы экономического роста, предприимчивая часть населения отчтливо представляет реальные источники этого роста и уже не ожидает от власти настоящей борьбы с коррупцией. На мой взгляд, ныне вс большая часть народа недовольна как властью, так и оппозицией, и занимает вс более аполитичную позицию".
По мнению Бешимова, пока киргизская оппозиция "только критикует власть и никак не может консолидироваться, а часть более активной оппозиции экс-премьер-министр завл в тупик и там оставил". "Сейчас создалось такое положение, когда большинство "старых" оппозиционеров потеряли себя в глазах общественного мнения, и вряд ли кто-нибудь из них выскочит на общенациональный уровень, а "новых" пока не видно. Но это не политическая "пустыня", поскольку политически активный народ в виде различных групп влияния проводит фильтрацию среди перспективных политиков по политическим, идеологическим, нравственно-духовным и региональным признакам. Проводятся активные закулисные консультации между такого рода политиками с некоторыми представителями власти на предмет формирования новой политики в преддверии будущих выборов".
"Оппозиционные выступления будут, и это уже стало признаком здорового развития страны, - продолжил политолог. - Все стороны политического процесса понимают, что оппозиционные действия в пределах правового поля необходимы для развития страны. Главным лейтмотивом будут недовольства по поводу роста коррупции и требование реформ. Теперь уже организаторы извлекли уроки из прошлых выступлений и давление на власть будет носить комплексный характер".
Постоянный адрес новости:
Александр Князев: "Киргизия превращается в моноэтническую страну"
"Создание национальной идеологии есть не что иное, как примитивная имитация деятельности, показатель полной пустоты и тех людей, которые это декларируют, и тех, кто согласно кивает головами. Национальная идеология не может быть придуманной, сформулированной и предложенной народу. Национальная идеология создается вокруг естественно накопленных обществом ценностей, формируясь десятилетиями". Такую точку зрения корреспонденту высказал профессор Киргизско-Российского (Славянского) университета (КРСУ) , комментируя предложенную Госсекретарем Киргизии "общенациональную идею" "Развитие через единство".
"Пока признаков формирования какой-либо идеологии в самом обществе я не вижу. Разве что идеология, которую исповедуют чиновники и "новые киргизы": все покупается и все продается... Кроме того, о единстве в обществе говорит человек, считающий всех граждан нетитульной национальности "квартирантами" в стране - было такое в биографии госсекретаря, наверное, не я один об этом помню", - сказал Князев.
Эксперт отметил, что Киргизия, как и все постсоветские государства кроме России, пошла по пути строительства этнократического государства, "где титульный этнос становится доминирующим во всех сферах жизни". "Сейчас русские в Киргизии, как и подавляющее большинство всех граждан, не относящихся к титульному этносу, исключены из политической, общественной и культурной жизни. Да и из более менее серьезной экономики. Если сегодня проанализировать состав собственников большинства госпредприятий, ныне приватизированных, то там мы найдем очень мало фамилий нетитульного происхождения".
"Киргизия превращается в моноэтническую страну: уже на 70% территории проживает преимущественно одна этническая группа - киргизы. В том же, что касается участия некиргизов в социально-политической жизни, в последние годы прежняя тенденция просто утвердилась, - продолжил Князев. - Школьное образование на русском языке доступно далеко не везде, количество школ с русским языком обучения резко сократилось. Качество преподавания в школах, вузах ухудшается просто стремительно. Согласно недавно подписанному президентом закону "Об образовании" в его новой редакции, государство теперь вообще отказывается обучать граждан русскому, а заодно узбекскому и тем более всем другим языкам народов республики. У нетитульного населения - за исключением узбеков - есть две альтернативы: уезжать из республики, или смириться с тем, что никакой карьеры - в позитивном смысле этого понятия - твоим детям здесь никогда не светит... Узбекское население является исключением - будучи коренным на этой территории, не являясь пришлым, как в той или иной степени другие, оно заметно политизируется, организуется для защиты своих прав. И это скорее тревожно, учитывая и общий нижайший уровень общественно-политической культуры в обществе, и исторически имеющее место напряжение в отношениях между киргизским и узбекским этносами".
Постоянный адрес новости:
Александр Князев: Внешнеполитическая ориентация у Киргизии отсутствует
"Внешнеполитическая ориентация у Киргизской Республики отсутствует". Такую точку зрения корреспонденту высказал профессор Киргизско-Российского (Славянского) университета (КРСУ) .
Отвечая на вопрос об основных внешних угрозах для Киргизии, политолог сказал: "Основная угроза безопасности и даже государственности - это отсутствие научно выверенной стратегии создания государства. В том числе - и с точки зрения угроз и рисков. Есть угрозы внутреннего характера - отсутствие действенных государственных институтов, что демонстрируется наиболее ярко неконституционной сменой власти в 2004 году, отсутствие сформировавшейся общественной структуры, которая соответствовала бы потребностям времени, этническая, родоплеменная, социальная разобщенность населения... А из этого уже вытекают проблемы экономической состоятельности, да и политической состоятельности в целом. Отсюда и диагноз - несостоявшееся государство. А какие могут быть отношения с внешними игроками у несостоявшегося государства?".
"Во взаимоотношениях со всеми основными внешними акторами - я бы назвал здесь в первом ряду Россию, Китай, США, Узбекистан и Казахстан - с 1991 года и по настоящее время имеет место спонтанное реагирование на текущие события и тенденции, - продолжил Князев. - Отсутствуют даже наметки какой-то стратегии, какой-то программной политики. Из внешних угроз главной, на мой взгляд, является как раз это: отсутствие стратегии в условиях глобализации, когда небольшая и слабая страна не в состоянии исключить внешние воздействия, в условиях растущей геополитической конкуренции в регионе, все это влечет опасность фактической потери всех возможностей сохранения своей государственности. Остальное второстепенно: радикальные исламисты, наркотрафик, погранично-территориальные вопросы, водно-энергетические...".
Постоянный адрес новости:
Без новизны и левизны
Оппозиция сдала позиции на всем пространстве СНГ
В новом политическом сезоне все пойдет своим чередом и, в общем-то, как-то скучно.
Самое нескучное рРвыборы в России. Но, с другой стороны, прошли времена, когда Россия была законодателем политических мод. Каждый теперь идет своим путем. В Азербайджане возникло нечто вроде конституционной монархии, на Украине взыграла демократия, в Казахстане совмещают пожизненное президентство с президентско-парламентской системой, в Киргизии играют в революции. В Таджикистане рРосторожная Ыдебашизациял, в Белоруссии рРнеототалитаризм.
И далее дела на постсоветском пространстве пойдут своим чередом вне зависимости от того, какая фамилия будет у российского президента, пусть даже и сложносоставная рРПутинрГЯкунинрГКозакртРпроклятое из головы не выходитл. Конечно, всем придется привыкать к новому российскому хозяину. Но и тому предстоит осваиваться с соседями. И неизвестно еще, что важнее.
Словом, там, где раньше был СССР, образовалось несколько политических моделей, обладающих устойчивостью и в большой степени застрахованных от эрозии.
Попробуем классифицировать постсоветскую ойкумену с точки зрения значения выборов рРпарламентских или президентских. Кроме Украины и Молдавии, их исход везде заранее известен. Правда, в Киргизии, буде они состоятся, дело опять может кончиться революцией. Хотя шансов на такой банальный исход становится все меньше и меньше.
В который раз предсказуемость подтвердили августовские выборы в Казахстане. Как отметил аналитик Аждар Куртов, на этих парламентских выборах победил президент Назарбаев. Они были задуманы и четко проведены по предложенной им схеме. Его ЫНур Отанл собрала Ынеприличныел 88% голосов и оказалась единственной в местном Мажилисе.
Свои 55рз0% соберет в декабре ЫЕдиная Россиял, 65ри0% рРв марте преемник Путина, а то и лично Владимир Владимирович. (ЫКрепкий характер, мягкая душал рРэто из рекламы ЫПутинкил.) Явно подавляющее большинство голосов получит на президентских выборах Ислам Каримов (или его наследник?), который фактически уже начал избирательную кампанию. Никто не сомневался ни в победе в 2003 году Ильхама Алиева, ни в победе Эмомали Рахмона в 2006-м.
У всех вождей сумасшедшие рейтинги. Но почему-то слышится песенка из ЫБольшой переменыл:
Мы выбираем,
Нас выбирают.
Как это часто не совпадает.
А если, к примеру, взять за критерий роль в политике настоящей, не карманно-картонной оппозиции в России, Туркменистане, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане (вот компания какая!), то она приближается или равна нулю. Про Узбекистан требуется оговорка. Есть там нечто такое реальное, что можно назвать Ыисламской оппозициейл. Ее именуют по-разному рРисламистами, террористами, моджахедами, экстремистами. Но в отсутствие сколько-нибудь стоящего светского оппонента режиму игнорировать эту публику не приходится. Тем более если послушать местных и сопредельных политиков, то они, исламисты, и есть главная угроза всему на свете. Именно с ними учились сражаться войска ШОС на недавних маневрах в Чебаркуле (ну не НАТО же в самом деле хотели напугать?!).
Другую группу составляют Азербайджан, Таджикистан и Армения. Казалось бы, что у этой троицы общего? А вот что: оппозицию там терпят, а то и побаиваются. Там оппозиционные ребята порой не только громко высказывают то, что думают, но и могут, как, например, в Азербайджане, при случае и многотысячный митинг собрать. В Таджикистане, конечно, такое невозможно. Бывшие политики из Объединенной таджикской оппозиции давно хорошо пристроены и находятся под присмотром. Но все же кто знает, что у них на уме... Есть горячие головы и в Армении. Имела же однажды место стрельба в местном парламенте. Такое не скоро стирается из памяти. В общем, роль оппозиции в этих трех странах можно охарактеризовать так: а вдруг? да не приведи господь!
Третья группа рРУкраина, Киргизия, Молдавия. Здесь действительно есть реальная оппозиция и публичная политическая борьба. Сегодня ты у власти, а завтра рРЫна майданел. Ситуация на Украине в комментариях не нуждается: она нормальна. Что касается Киргизии, то, как ни ерничать по поводу местной перманентной революции, на ее политическом поле присутствует влиятельная, хотя и лоскутная оппозиция, имевшая, но упустившая свой шанс.
И наконец, Грузия. Там оппозиция Саакашвили, и притом весомая, давно возникла бы, если бы не отдельные московские политики, которые делают все возможное, чтобы поддержать харизму президента.
В целом и в наступившем, да и в будущем политическом году оппозиция в постсоветских странах, кроме Ытретьей группыл, останется вещью в себе. Реальной конкуренции с правящими режимами не предвидится.
Зачем вообще цацкаться с оппозицией, когда в казахстанском парламенте нет ни одного ее представителя, в России марши ЫДругой Россиил собирают всего по нескольку сотен храбрецов, а СПС радуется 16,3% в Пермской области?
Впрочем, и давить никого никто и нигде не собирается. Тому есть несколько причин, которые на первый взгляд противоречат друг другу.
Во-первых, не те, так сказать, времена. Никто не хочет прослыть диктатором-тоталитаристом, готовым устранить всех своих противников. Во-вторых, не сказать, чтобы авторитаристы и суверенные демократы боялись общества, но память о событиях конца 80-х рРначала 90-х еще жива. Власть ведь по-прежнему не доверяет обществу. Коль не доверяет, значит, побаивается. Кто знает, как Ылеглил бы голоса, не будь административного ресурса. Что обретут без него ЫЕдиная Россиил, ЫНур Отанл, Народно-демократическая партия Узбекистана? Кто-нибудь это просчитывает? Если да рРто многие партийцы, подсмотрев реальные результаты, наверняка чувствуют холодок вдоль спины.
В-третьих, невозможно полностью наплевать на Ывнешний факторл. Этот фактор то и дело морщится, глядя на истинное положение дел. Правда, Европа и Америка склонны не то чтобы прощать, но с пониманием относиться к самобытному, пропитанному нефтью и газом авторитаризму Туркменистана и Казахстана. Но все же до определенной степени. Игра в одни ворота на парламентских выборах может стоить Казахстану председательского места в ОБСЕ, усевшись на которое, мечтает закончить свою карьеру Назарбаев.
Идеальный вариант для авторитаристов мог бы быть следующим: поскольку одомашненную оппозицию всерьез никто не принимает, то можно рискнуть и отпустить на длинном поводке (заметьте, именно поводке) Ыдикую оппозициюл. Но такой вариант страшит: вдруг джинн возьмет да и вырвется из бутылки?
Ныне авторитарные режимы решают две несовместимые в исторической перспективе задачи: а) самосохраниться; б) действительно развивать свои страны, проводить реформы. Но стена авторитарной власти отнюдь не монолитна. Это отчетливо заметно по Узбекистану, Казахстану, Туркменистану. ЫПапыл избавляются рРкто от родственников, кто от конкурентов, кто просто от недостаточно лояльных им спутников. Да и в России возможный уход Путина с официального поста повлечет за собой сдвиги внутри правящего класса.
Главное условие существования авторитарного режима рРрегулярно косить политический газон. Но при этом совершенно очевидно, что однажды на нем все-таки прорастет упрямый сорняк. Как Саакашвили, как Тимошенко, как в свое время Ельцин, наконец. Однако в наступившем году место репейника останется вакантным. И в России, и в Центральной Азии, и в Белоруссии.
Россия, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия продолжат разыгрывать факторы угроз рРвнутренней, внешней или сразу и той, и другой. И как в доброе старое время, угроза обязана исходить от США и НАТО. А вот грузинские политики продолжат пугать своих граждан Россией, из которой постоянно сыплются на грузинскую землю неопознанные ракеты и самолеты.
Что касается Армении и Азербайджана, то здесь внешняя, исходящая друг от друга угроза обратилась в заурядную данность политического бытия, к ней привыкли.
Словом, политический год 2007/08 рРпроходной и предсказуемый. Следующий же политический сезон, видимо, будет поинтереснее. Но это уже другая тема...
PS. Не хочется раскрывать карты, но все же... Вдруг окажется несостоятельным постпутинство, вдруг захворает батька Лукашенко или что-то Ывздрогнетл в Узбекистане...
Алексей Малашенко
Об авторе: Алексей Малашенко - член научного совета Московского центра Карнеги
Опубликовано в от 04.09.2007
ИШЕНБЕК САНЖИРОВ, председатель Бишкекского Совета партии ЫСодружествол:
НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ ГОСУДАРСТВО И НЕ ПОМНИТЬ, КАК ОНО ПОЯВИЛОСЬ
- Ишенбек Санжирович, послезавтра Кыргызстан отпразднует шестнадцать лет своего суверенитета. А между тем, некоторые политики и многие рядовые граждане всерьез обсуждают перспективы объединения нашей республики с Казахстаном или Россией. Неужели люди устали от независимости?
- Не думаю. Кыргызстанцы устали не от независимости. Они устали от затянувшегося экономического кризиса, от бытовой неустроенности, социальной незащищенности. Люди просто хотят достойно жить.
- А разве достойная жизнь возможна только в союзе?
- Создание союза объективно пойдет на пользу всем его участникам. Причем, не только экономически слабым, как мы или Таджикистан, но и более развитым России и Казахстану. Весь мир уже идет по пути экономической интеграции. Повсюду появляются региональные союзы рРМЕРКОСУР в Южной Америке, НАФТА рРв Северной, Евросоюз рРв Европе. Жесткая международная экономическая конкуренция толкает все государства на создание взаимодополняющих торгово-экономических объединений. Сегодня поодиночке выжить уже невозможно.
Идея экономического объединения постсоветского пространства по типу Евросоюза не случайна. Напомню, что сам Евросоюз возникал в свое время, как объединение немецкого угля и французской стали. Тогда он назывался ЕЭС, где ЫЭл означало Ыэкономическийл. В основе европейской интеграции изначально лежала идея общего рынка. Допускаю, что мы скоро повторим европейский путь интеграции: создание таможенного союза, объединение национальных трудовых, финансовых и сырьевых рынков, введение единой валюты.
В вопросе объединения с другими постсоветскими государствами есть политический и экономический аспекты. В политике интеграция постсоветских государств выражается в создании таких объединений, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, а также двусторонних договоров бывших союзных республик на межгосударственном и межправительственном уровне.
А вот в экономике интеграция иногда идет даже помимо воли наших правительств. У рынка свои законы, главный из которых рРвыгода. Казахстанские соседи активны в наших туристической и банковской сферах, растет товарооборот между республиками, набирает силу трудовая миграция. До полумиллиона граждан Кыргызстана трудятся и обучаются в России, а наш годовой товарооборот с этой страной приближается к миллиарду долларов. Сегодня одни лишь перечисления наших мигрантов из Российской Федерации равняются государственному бюджету страны. И это далеко не полный список. Рынок диктует свои условия и бизнес ищет пути через границы. Если освободить его от таможенных барьеров, то мы разом избавимся и от контрабанды, и от взращиваемой ею коррупции. А вместо уже порядком надоевших разговоров о привлечении инвестиций, в экономику страны придут реальные вложения крупных российских и казахстанских банков. А трудовые мигранты из Кыргызстана смогут зарабатывать в России и Казахстане легальным путем, а не прятаться от правоохранительных органов и миграционных служб. Разумеется, надо понимать, что создание полноценного экономического союза займет определенное время. Евросоюз ведь тоже не за день возник. Но перспективы такого объединения вполне реальны. По крайней мере, конкуренция на мировом рынке указывает нам именно это направление развития.
- То есть, мы строим прообраз Советского Союза?
- Главный урок, который дал нам СССР заключается в том, что вместе каждый из нас становится сильнее. Ни одно из государств, возникших на развалинах этого союза, не имеет и половины той экономической мощи, такого влияния и международного авторитета, какими обладал СССР. Граждане Советского Союза были защищены в любой стране мира, ведь за ними стояло одно из могущественнейших государств мира. Сегодня также уверено чувствуют себя граждане США и Евросоюза. Конечно, Союз подразумевал и определенные обязательства, но оцените и то, как много он давал взамен.
- А не лишится ли Кыргызстан независимости, если будет создан новый союз?
- Независимость рРэто не просто заявление о независимости. Реальным суверенитетом обладает только богатое и самодостаточное государство. Скажем, Германия или Франция рРэто экономически развитые и политически устойчивые страны. Поэтому, даже находясь в Европейском союзе, они сохраняют самостоятельность в своей внутренней и внешней политике. Евросоюз просто способствует их социально-экономическому развитию, так же как Советский Союз помог Кыргызстану встать на ноги.
Во-первых, в составе СССР сложилось национальное государство кыргызского народа. Сначала в форме автономной области в составе РСФСР. Затем, автономной республики и, наконец, союзной республики. Надо отдать должное прозорливости кыргызских лидеров тех лет, которые добились, чтобы и автономная область, и автономная республика вошли в состав Российской федеративной республики Советского Союза. Благодаря этому шагу мы избежали судьбы каракалпаков, которые вошли в состав Узбекской ССР и постепенно были ассимилированы более крупным титульным этносом. В итоге до конца советского периода каракалпаки так и не получили полноценной республики. Теперь они лишь часть Республики Узбекистан. Кыргызстан, напротив, за шестьдесят семь лет с 1924 по 1991 год уже успел утвердиться как единое государство с официальной территорией, населением, административно-хозяйственным аппаратом. Именно это, вместе со статусом суверенной союзной республики и стало основой нашей независимости, объявленной шестнадцать лет назад.
Во-вторых, в советский период в Кыргызстане сформировался слой профессиональных государственных служащих рРоснова государственного аппарата, без которого создание суверенного государства немыслимо. Традиции государственного управления были заложены представителями первого поколения кыргызской интеллигенции - И. Айдарбековым, Ж. Абдрахмановым, А. Сыдыковым, А. Орозбековым, К. Тыныстановым, Б. Исакеевым, И. Раззаковым, Т. Кулатовым, С. Ибраимовым, А. Масалиевым и многими другими. Эти люди готовили Кыргызстан к независимости, по крупицам складывая из племен и родов единый народ.
В-третьих, советский период истории перестроил традиционное общество кыргызов в современное. Создан индустриальный потенциал Кыргызстана, аграрно-промышленный комплекс, развитая система социального обеспечения населения, включающая медицину, образование, культуру и искусству, пенсионную систему и прочее. За советское время наши земляки освоили сотни новых профессий. Менее чем за век сложились кыргызская литература, кино, изобразительное искусство, записан эпос ЫМа
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме