21:45 10.07.2007 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
Владимир Путин президент Союзного государства ?
Газета.ру: Путин-2014
05 ИЮЛЯ, 17:32 // Юлия Паздникова
Владимир Путин добился проведения зимней Олимпиады в Сочи с уверенностью в том, что к 2014 году страна останется под его контролем. По мнению экспертов, борьба нынешнего президента и его окружения за Олимпийские игры говорит о том, что далеко от власти после 2008 года Путин не уйдет.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
ЫПрактически весь российский истеблишмент и вся спортивная элита приложили огромные усилия к тому, чтобы Россия победила на конкурсе проведения Олимпиады-2014. Факт так же и то, что Путин хоть и являлся фронтменом этой команды, но его роль не являлась ключевой, потому что в принципе российское коллективное обаяние здесь сыграло свою роль. Политический подтекст данного события такой: несмотря на то что США потратили большое количество усилий для того, чтобы продвинуть Южную Корею в данном направлении, спортивный мир продемонстрировал, что США перестали быть безусловной мировой доминантой хотя бы в этой отрасли, и для России это, безусловно, победа и политическая, и экономическая, и имиджевая.
Еще был один интересный момент, когда Владимир Путин оговорился: ЫМы будем очень рады видеть вас в 2014 годул, чем внес очень большую интригу. В 2008 году он, как и обещал, покинет пост президента, но, скорее всего, его планы после марта 2008 года связаны тоже с президентством.
Так вот, в качестве президента Союзного государства Владимир Путин вполне может принять гостей в Сочи. У нас сейчас два кандидата на союзное государство. Белоруссия рРпроект, достаточно полно разработанный, и мы имеем все механизмы, остается только личностный фактор рРгосподин Лукашенко, с которым Кремль никак не может договориться, на каких же условиях он согласится объединить наши два многострадальных государства. И появился запасной вариант рРКиргизия. Тогда появится надстройка в виде союзного президента и союзного парламента, которые принимают общие законы. Таким образом, он действительно покинет пост президента России, чтобы занять пост союзного президента. Правда, это при условии того, что он будет избран союзным президентом.
Но это, безусловно, не единственный вариант.
Путин может возглавить какой-нибудь фонд. Продолжать строить гражданское общество, в конце концов. Олимпийский комитет он вряд ли возглавит, поскольку это довольно абстрактное узкоспециальное место и оно охватывает только одну отрасль рРбольшой спорт.
Олимпийский комитет отделен от политики, и в данной ситуации это практически невозможно. Инстинкт власти развит у Владимира Владимировича необычайно, и уходить из политики он не захочетл.
http://sport.gazeta.ru/sport/2007/07/a_1880987.shtml
Первым в СНГ. К.Бакиев дал старт исламскому банкингу на кыргызской почве
00:59 07.07.2007
Исламский банкинг на кыргызской почве
Открытие пилотного проекта по внедрению исламских принципов финансирования на базе ЭкоБанка состоялось в среду с участием Президента Курманбека Бакиева и президента группы Исламского банка развития Ахмада Мохамеда Али Аль-Мадани.
В мероприятии также приняли участие председатель совета директоров ЭкоБанка Улан Сарбанов, члены правительства, представители дипломатических миссий, духовенства.
Как отметил в своем выступлении глава государства, впервые не только в Кыргызстане, но и на всем постсоветском пространстве внедряется исламский банкинг. Новый этап в развитии взаимоотношений между Кыргызстаном и группой Исламского банка развития начался с подписания Меморандума о взаимопонимании относительно исламских принципов финансирования в прошлом году. В течение последующего года удалось сформировать соответствующую нормативно-правовую базу и создать поле для успешной реализации пилотного проекта. Столь короткий срок практической реализации намерений свидетельствует о серьезном подходе нашей стороны к сотрудничеству с группой ИБР, подчеркнул Курманбек Салиевич.
- Я убежден, что ЭкоБанк успешно завершит первую часть проекта и станет полноценным банком, функционирующим согласно принципам шариата, - сказал он.
Далее он выразил уверенность в том, что исламские принципы финансирования будут иметь успех в стране и пример ЭкоБанка станет показательным для всего региона.
По завершении своей речи Президент вручил гостю высокую награду - орден "Данакер" - за вклад в углубление взаимоотношений группы ИБР с Кыргызстаном.
В свою очередь Ахмад Мохамед Али упомянул о помощи, оказываемой со стороны ИБР Кыргызстану (кредиты, выделяемые на развитие коммуникаций, гидроэнергетики и т.д.), порадовался улучшению макроэкономических показателей нашей республики, поблагодарил за благоприятствование исламским инвестициям, развитие исламского банкинга.
В ответ на слова руководителя группы ИБР об улучшении экономических показателей Президент Курманбек Бакиев заявил, что есть все основания говорить о тенденции дальнейшего устойчивого роста экономики и росте ВВП уже не до 8-9%, а до 12%.
Алия МОЛДАЛИЕВА
Источник - |
Tazar: Роль религиозного фактора в Кыргызстане: Основные выводы и тенденции
Кадыр Маликов, д.п.н., эксперт: Сегодня в Кыргызстане традиционный ислам переживает кризис, в то время как Ыимпортированныйл ислам, представленный неофициальными религиозными лидерами и группировками, в том числе ваххабисткими, Хизбут Тахрир и др., активно развивается. Кроме того, появившиеся новые христиане, кыргызы рРпрозелиты, создали другую проблему рРмежконфессиональных отношений среди титульной нации
Вопрос о том, способен ли ислам к обновлению, давно перешел из категории теологических споров в плоскость практической политики. Результаты состоявшихся 10 июля 2005 года внеочередных выборов президента Кыргызстана довольно-таки убедительно показали те качественные изменения, которые произошли в идеологических предпочтениях граждан Кыргызстана за последние годы. Речь в первую очередь идет о явном сдвиге политических и идеологических предпочтений основной массы обывателей в сторону религиозности. Совершенно очевидно, что июльские выборы сами по себе не стали причиной роста религиозности населения. Выборы лишь обнажили то, что накапливалось в обществе за последние 10 лет.
В частности, за период с момента создания Комиссии по делам религий при Правительстве Кыргызстана обстановка в религиозной среде с одной стороны усложнилась, с другой - стала несколько Ычитаемойл и определились тенденции. Изначальная задумка, положившая начало деятельности правительственной Комиссии по делам религий, не получила своего развития. Сама Комиссия и иные государственные структуры так и не решили главную задачу: до сих пор не сформулирована концепция государства, определяющая нормы для выстраивания отношений в формате Ыгосударство - религиял. Пока формально по конституции страны религия отделена от государства и на этом вся проблема взаимоотношений как бы исчерпывается.
В настоящее время в этой весьма деликатной сфере идут два параллельных процесса, которые лишь изредка пересекаются, когда вопрос касается материальных или иных интересов его участников. Первый процесс касается всего того, что связано с религией вообще, распространением Ислама в Кыргызстане, формированием состава ДУМК, назначением имамов мечетей, организацией хаджа и т.п. Второй процесс непосредственно касается деятельности государства, его соответствующих структур, уполномоченных заниматься религиозной проблематикой.
За последние 10 лет не прибавилось ясности в вопросе со строительством мечетей, в том числе и в отдаленных населенных пунктах страны. Нередко складывается парадоксальная ситуация: строится мечеть в селе, в которой школа находится в аварийном состоянии. При этом количество приходящих на намаз даже в пятничные дни невелико, а имамы таких мечетей зачастую умеют совершать намаз и не более. То есть вопросы нравственного воспитания на пятничных молитвах не затрагиваются. В такой ситуации государство вместе с Комиссией по делам религий и ДУМК вполне в состоянии убедить спонсора строительства мечети (будь-то наш гражданин или иностранец) направить деньги на более необходимые нужды: школу или больницу. При этом должны быть удовлетворены побудительные мотивы спонсора, который, наверняка, захочет быть гласно отмеченным, что данная школа построена или отремонтирована им.
Отсутствие единого порядка в вопросе строительства мечетей, а также общепринятого перечня требований, предъявляемых к имамам, создают атмосферу стихийности, которой пользуются чиновники и представители духовенства в своих частных интересах. Не посещаемые мечети, а также некомпетентный имам в мечети не способствуют ни авторитету религии, ни укреплению государства, поскольку во многих случаях указанные вопросы решаются на личностном уровне без учета государственных интересов.
Другой немаловажный вопрос: религиозные кадры. В Кыргызстане сегодня довольно большое количество выпускников известных религиозных учебных заведений Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана. Ни ДУМК, ни Комиссия по делам религий не располагают точной информацией о количественном и качественном составе этой категории наших граждан, не говоря о наличии каких-то планов их использования во благо государства, для укрепления спокойствия в обществе. Основная причина здесь одна - государство (в частности конкретный чиновник) при решении вопроса о формировании состава ДУМК, его областных структур исходит из принципа: пусть будет безграмотный, но Ысвойл. Яркое свидетельство такого подхода: нынешний муфтий Кыргызстана - Мураталы-ажы. Его профессиональная непригодность компенсируется якобы его позицией по отстаиванию интересов государства. В итоге государство теряет свой авторитет в среде верующих, а самое главное - религия не содействует государству в укреплении стабильности в обществе, не противодействует распространению радикальных взглядов.
Помимо выпускников зарубежных вузов есть большая категория выпускников местных учебных заведений, о которых практически ничего не известно. Большую роль в Ынейтрализациил грамотных специалистов, которые могли бы принести отечеству пользу, играют отдельные члены нынешнего состава ДУМК, который был сформирован, исходя из интересов конкретных лиц, а не государства. К сожалению, некоторые религиозные авторитеты в совершенстве овладели искусством манипулирования общественным мнением для выдвижения в ДУМК Ысвоих людейл и избавления от неугодных.
По-прежнему, Ысамым лакомым кускомл остается хадж. Организаторы этого мероприятия основную свою задачу видят в его финансовой части. Как утверждал один из первых руководителей Комиссии по делам религий, в Малайзии поездку паломников на хадж обеспечивают туристические фирмы. Именно поэтому наши чиновники стали навязывать ДУМК Ысвоил фирмы, которые по тем или иным причинам не всегда могли выполнить в полном объеме взятые на себя обязательства, из-за чего у наших паломников нередко возникали серьезные проблемы во время совершения обряда хадж. Хотя кажется очевидным, что государство само могло бы взять на себя все, что связано с организацией хаджа, делая благородное дело и при этом получать немалую прибыль.
Руководство ДУМК, стремясь сохранить контроль за проведением хаджа, практически не занимается такой проблемой, как Ыдааватл - призывом к Исламу. В Кыргызстане огромное количество людей ежедневно находится в состоянии даавата (по времени от нескольких дней до трех-четырех месяцев). Причем наши граждане уже выезжают за границу в Россию (Москву, Екатеринбург), Казахстан. Некоторые активные участники даавата имеют опыт трехмесячной учебы в Пакистане. По информации тех, кто прошел обычную учебу в Пакистане, в группу боевиков попадают лишь те, кто приходит к этому решению весьма осознано и после серьезной проверки. Заявившие о своем намерении участвовать в боевых действиях, сейчас, как правило, направляются в Ирак.
Из-за того, что в ДУМК нет грамотных специалистов, но в большинстве случае из-за нежелания ввязываться в дискуссии, вопрос Ыдааватал - исламского призыва, оставлен без внимания. Нередко на Ыдааватл сегодня выходят молодые люди, которые помимо собственных убеждений не имеют достаточного религиозного образования.
Состоявшиеся в 2005 году парламентские и президентские выборы выявили также ряд тенденций, который до этого явно себя не обнаруживал. Речь в частности идет о том, что сегодня среди практикующих мусульман увеличилась доля людей с высшим образованием, в том числе из милиции и вооруженных сил. На пятничных намазах в мечетях Бишкека заметно много подростков и молодежи. Именно эти количественные и качественные изменения в обществе позволили, к примеру, Турсунбай Бакир уулу не только выдвинуть себя в качестве претендента на пост президента страны, но и получить достаточно серьезную поддержку. Впервые в истории нового Кыргызстана активисты ЫХизб-ут Тахрирал вели агитацию за кандидата-мусульманина, читающего намаз. Как правило, агитация велась за пределами мечетей, где верующих призывали поддержать кандидата в президенты, который в отличие от других является истинным мусульманином.
Другой не менее важной тенденцией, проявившей себя в условиях смены власти в стране, стало намерение некоторых политиков и бизнесменов Ызанять свободную нишул, создав в Кыргызстане политическую партию исламского толка и затем по партийным спискам попасть в новый парламент. По словам инициаторов этой идеи, они уже имеют контакты с коллегами из Турции и ОАЭ.
Таким образом, в 2005 году за всю историю Кыргызстана впервые в числе кандидатов на пост президента страны был зарегистрирован гражданин Кыргызстана, сделавший ставку на своей религиозности. Также впервые граждане Кыргызстана, считающие себя мусульманами и регулярно читающие намаз, были широко вовлечены в предвыборную агитационную работу. Данные факты всего лишь указывают на произошедшие в нашем общественном сознании изменения и свидетельствуют о возрастании роли религии в государстве. В зависимости от того, насколько оперативно и прозорливо государство сумеет выстроить свои отношения с религией и последовательно выдерживать этот формат отношений, настолько религия может оказаться для власти стабилизирующим и укрепляющим общественное спокойствие фактором. В противном случае религия будет использоваться как духовенством, так и политиками в личных интересах.
Основные характеристики развития Ислама в Кыргызстане
Сегодня ислам в Кыргызстане можно разделить по следующим параметрам рРофициальный, традиционный и параллельный ислам (политический и также сектантский), то есть ислам импортированный. Официальный ислам характеризуется консерватизмом и традиционностью, и в настоящее время переживает кризис. Можно сказать, что он не соответствует типу и уровню религиозного мышления, также не соответствует реалиям современного общества, но остается при этом влиятельным фактором общественного пространства. Параллельный ислам представлен неофициальными религиозными лидерами и группировками нетрадиционного для Кыргызстана течениями ислама (ваххабистких или салафитских джаммаатов, Хизбут Тахрир, Ахмадия, Нуржилер, Сулеймания и.т.д.).
Проникновение в Центральную Азию и в частности в Кыргызстан, современной джихадистской идеологии началось еще в 1970-х годах, причем особое значение в этой связи имело нелегальное распространение сочинений теоретиков Ассоциации мусульманских братьев. На рубеже 1980-1990-х годов в Центральной Азии стали активно действовать многочисленные ближневосточные фонды и эмиссары исламских организаций.
Впервые сторонники исламского фундаментализма в Кыргызстане появились на юге в 1980-х годах под влиянием узбекской части Ферганской долины. Они состояли из узбекских жителей сельских районов, окружающих города Ош и Джалал-Абад. Дальнейшему распространению радикального ислама способствовало возрождение духовной жизни республики, начавшееся во второй половине 1980-х и усилившееся после обретения независимости в 1991 году. Особую роль сыграли проповедники, фонды и религиозные организации с Ближнего Востока, а также обучение кыргызской молодежи в исламских центрах Саудовской Аравии и Турции.
Немалое значение имела также миграция на юг Кыргызстана сторонников исламской оппозиции Узбекистана. Все эти процессы, наравне с либеральным отношением властей к религиозным влияниям из-за рубежа и многочисленными социально-экономическими проблемами, привели к образованию на юге значительной прослойки населения, сочувствующего исламистам.
Смена власти в Кыргызстане, произошедшая в марте 2005 года, способствовала внутриполитической дестабилизации в республике, росту влияния организованной преступности, новому переделу собственности. Это вызвало еще большее обострение закоренелых социально-экономических проблем. Параллельно подверглись кадровым чисткам и реорганизациям специальные службы и правоохранительные органы, что заметно снизило их эффективность (которой они и так не особо отличались).
Все это создало благоприятные условия для активизации радикальных исламистов, рассматривавших Кыргызстан как наиболее удобный плацдарм для деятельности в ферганском направлении. В мае-июле 2006 года на юге республики произошло несколько вооруженных столкновений между исламистами и сотрудниками силовых структур.
Под давлением и при содействии Узбекистана власти Кыргызстана начали широкомасштабную кампанию против сторонников радикального ислама. Она включает в себя массовые обыски в домах подозреваемых и аресты исламистов, мероприятия по выявлению сочувствующих им деятелей официального духовенства, а также подготовку мер по ужесточению контроля над деятельностью мечетей, независимых исламских проповедников и иностранных организаций. Особое возмущение религиозной части населения на юге республики вызвала гибель популярного в этом регионе имама Мухаммадрафика Камалова. К сожалению, в Кыргызстане власти часто начинают идти по узбекскому пути силового решения проблемы, не учитывая особенности и специфику ситуации в Кыргызстане.
Возникшая ситуация создает благоприятные условия для развертывания боевых действий исламистов на юге республики. Идеальным поводом для этого служат обвинения в адрес официального Бишкека в гонениях на исламское духовенство и простых верующих, а также в сотрудничестве с Ыантиисламскимл режимом Ташкента. На этом фоне во всей Центральной Азии наиболее перспективным для международного джихадистского движения является приложение усилий именно в Кыргызстане.
На сегодняшний день очевидно влияние на население Кыргызстана, в особенности на молодежь регионов, так называемого движения ЫТаблиг дааватал (от арабского Даъва - призыв). На данный момент Кыргызстан является самым активным государством по части проповеди Ислама учения и количеству Ыдааватистовл среди стран Средней Азии. Этому факту способствовал обмен опытом и знаниями между Ыджамаатамил Кыргызстана и иностранных мусульманских государств. Но, зачастую приняв участие в непродолжительном даавате и получив неполные или недостоверные знания об Исламе, мусульманин становится легкой добычей для радикальных исламских течений.
Начиная с 2005 по 2007 год США заметно активизировали свою политику в отношении Ислама в Кыргызстане. Программа, осуществляемая Посольством США, не ограничивается только изучением Ислама в КР, но также апробирует методы по созданию благоприятного Ыобразал среди населения через мусульманских лидеров по отношению к политике США в регионе.
Толерантность и межрелигиозный диалог: Между проповедью и вербовкой
Общественность обеспокоена активной деятельностью миссионеров, различных группировок реакционных сект. Прежде всего, это связано с тем, что в эти процессы вовлекается молодежь, самая подверженная влиянию часть общества, при этом, если миссионеры протестантского толка ставят своей целью сплошную евангелизацию населения республики.
За неполных 16 лет в Кыргызстане появились новые христиане кыргызы рРпрозелиты (мусульмане, перешедшие в христианство протестантского толка), объединенные в свои общины. Появилась новая проблема рРмежконфессиональных отношений среди титульной нации. Опасность появления в будущем Ыливанскогол фактора на лицо. Хотя проблема назревала давно, но ею никто серьезно не занимался.
Всем известен первый случай прямого столкновения между представителями мусульманского духовенства и христианского течения кыргызов-баптистов, произошедший в 2002 году. Между тем один из руководителей христиано-баптистских церквей Рахатбек Чуйтиев, специально приехавший из Бишкека, утверждал, что баптистов можно хоронить среди мусульман при условии, что баптист по национальности кыргыз. Подобные конфликты уже постоянно возникают в течение последних 5 -7 лет.
О том, что большинство религиозных лидеров различных конфессий не могут на цивилизованном уровне обсуждать самые острые вопросы их сосуществования на одной территории, свидетельствуют постоянные взаимные обвинения в некорректном отношении друг к другу и к своим святыням. Едва ли не главным камнем преткновения между различными религиями является проблема миссионерства, всегда, как правило, уверенного лишь в своей правоте, а также прозелитизма, который можно считать тем же миссионерством, но уже с явным намерением переманить иноверующих в свою религиозную организацию.
Начиная со времен перестройки, христианский прозелитизм в Кыргызстане ориентировался на разнообразные цели и корректировал свою стратегию. Первой целью был прозелитизм в собственном окружении, который главным образом был направлен на тех, кто уже был обращен в протестантство, но кому, по мнению миссионеров, крайне необходимо было дать более глубокое религиозное образование. Вторую цель представляли собой те, кто считал себя атеистами или заявлял о безразличии в вопросах религии. Третьей и главной целью в 1990-ые годы были люди, принадлежавшие к христианству, но относившиеся к другим его ветвям, в особенности к православной церкви, а также, в меньшей степени, к католицизму и даже к некоторым переживавшим спад протестантским направлениям, таким, как лютеране. Последней и наиболее спорной целью действий во имя принципа универсальности христианства стало все мусульманское коренное население.
Кыргызы составляют в долгосрочной перспективе главные цели христианского присутствия в Кыргызстане. Это население кажется легкой целью, так как большая его часть исповедует традиционный ислам, не обладая при этом глубокими теологическими познаниями. Таким образом, каждая кампания по обращению в веру приводит к росту числа общин, которые состоят исключительно из коренных жителей. Религиозные службы проводятся на местных языках (киргизском, узбекском, дунганском и т.д.), и несколько новых совершающих культовые богослужения священников принадлежат к коренным национальностям.
Решение проблем
На мой взгляд, решение религиозных проблем должно входить в разряд важнейших стратегических задач государства, и для этого необходимо придать сегодняшним процессам возрождения Ислама созидательное направление на благо общества в рамках национальных интересов страны.
Государство должно разработать пошаговую концепцию для последовательной и долгосрочной политики государства по отношению к Исламу, а также четко и жестко определить основополагающие принципы для сотрудничества государства и религиозных организаций, критерии выявления Ынежелательныхл сект и религиозных организаций. Необходимо реформировать и модернизировать структуру ДУМК для того, чтобы она стала эффективной и конкурентоспособной - отвечающей требованиям современности, как альтернативу новым радикальным течениям. Также провести глубокую реформацию самого института Духовного Управления мусульман республики, изменение кадровой политики. Ввести единые стандарты религиозных обрядов на всей территории КР (единую Ыхутбул). Также поднять уровень образования у служителей культа, помочь в подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям времени с научным, глубоким знанием религии и светских наук, повысить культурный, интеллектуальный и образовательный уровень духовенства. Разработать программу просвещения населения, как профилактику идеям религиозного экстремизма и стереотипов об Исламе, разработать программу предметов по исламской культуре в школах, светских ВУЗах.
Чтобы быть эффективным инструментом регулирования отношений между государством и религиозными организациями, Агентство по делам религии должно выполнять роль Ыарбитрал, иметь долгосрочную стратегию общего характера, которая не изменяет свой курс и направление от личности нового Председателя.
Именно оно и должно задействовать духовенство в воспитательной работе с молодежью, придать значимость проблемам общины и этим самым заинтересовать саму общину в работе с государственной властью. Активно привлекать служителей культа в совместной работе государства для решения духовно-нравственных проблем общества. Привлекать Ыарабскихл спонсоров, которые строят мечети и к социальным проектам, а именно строительству и ремонту школ.
Кадыр Маликов, д.п.н., эксперт, ИСАП КРСУ,
специально для Интернет-издания Tazar
06.07.07 11:45
Электромины Камбараты
Сыргак Абдылдаев
Дата и время: 05/07/07 - 15:33
Раздел: АНАЛИТИКА ЫОРл
ЫИстория была пришпорена, история понеслась вскачь, гремя золотыми подковами по черепам дураковл.
А. Н. Толстой. ЫГиперболоид инженера Гаринал
15 лет назад в Кыргызстане под вывеской революционных реформ начался процесс повальной приватизации и разгосударствления бывшей госсобственности. К чему в итоге этот процесс разбазаривания национальных богатств привел рРвидно по нынешнему состоянию экономики республики. Последней, не тронутой бурей тотального дикого расхищения собственностью государства, оставалась гидроэнергетика. Но постмартовские Ыпередельцыл добрались и до нее.
Как и следовало ожидать, вопрос о дальнейшей судьбе последнего стратегического ресурса Кыргызстана рРгидроэнергетики вызвал весьма болезненную реакцию среди большинства жителей страны. И это вполне закономерное ответное беспокойство за завтрашний день. Ведь гидроэнергетика рРэто не просто главный национальный ресурс экономической независимости Кыргызстана, это последняя надежда рядового населения республики увидеть свет в конце туннеля дикого капитализма, который за долгие годы независимости приобрел черты паразитирующего пресмыкающегося.
Печальная участь
Однако, по мере приближения к логической точке завершения, надежда сохранить свет в окнах простых кыргызстанцев с каждым днем становится все призрачней. История Ыприхватизациил по-кыргызски, скорей всего, повторится так же, как это было с другими стратегическими предприятиями Кыргызстана. И как считает большинство честных политиков и общественных деятелей, каскадные ГЭС ЫКамбарата-1л и 2 вс же будут проданы в частные руки и миллионные потоки потекут в корпоративные карманы. И эта печальная участь последнего оплота экономического суверенитета Кыргызстана выглядит вполне логичной неотвратимостью. Дальновидность кыргызской политики определяется глубиной кармана и узкими корыстными интересами конкретных чиновников. К сожалению, это так. Но это только полбеды.
Без ответа остается главный вопрос рРк чему может привести передача гидроэнергетического комплекса в частное корпоративное владение? Этого сегодня не знает никто. Для игроков по камбаратинским фишкам главное рРснять максимальный навар со сделки. А между тем, тяжелый опыт других стран заставляет взглянуть на будущее гидроэнергетики через призму социально-политической нестабильности. Одним из первых из соседних государств, которому пришлось обжечься на Ыэлектроминахл, был Казахстан.
Братский опыт
Как известно, энергетический комплекс города Алматы вместе с Капчыгайским энергокомплексом в результате непрозрачных действий властей после проведения закрытых инвестиционных тендеров от 10.08.96 г. и 4.10.96 г. были проданы бельгийской компании ЫТрактебельл по смехотворной цене рР$7,2 миллионов. Уже тогда в казахских СМИ много говорилось о том, что при совершении этой сделки были грубо нарушены нормы действующего законодательства, не допускающего проведения закрытых тендеров по таким стратегическим объектам. Да и цена этой незаконной сделки, которая попахивала откровенными махинациями, вызывала естественное возмущение общественности, поскольку, по самым осторожным оценкам, цена энергокомплекса должна была составлять не менее $500рж00 миллионов (без Капчыгайской ГЭС). Для сравнения: тот же ЫТрактебельл за примерно сопоставимый энергокомплекс Праги (столица Чешской Республики) в результате открытого конкурса выплатил порядка $1,2 миллиарда.
Впоследствии, после многочисленных споров между государственными органами и компанией, сильнейшего давления со стороны общественности, правительство РК было вынуждено пойти на расторжение сделки и принять меры по обратному выкупу энергокомплекса Алматы. Однако и здесь руководство соседней республики ждали очередные головные боли. Расторжение сделки оказалось весьма трудной и долгой проблемой. Правительство РК вынуждено было ввязаться в долгие судебные разборки с бельгийской компанией. В итоге после активного Ыпрессованиял со стороны Генеральной прокуратуры РК основные активы Капчыгайской ГЭС и Алматинского энергокомплекса с трудом удалось вывести из-под владения ЫТрактебелял вернуть в республиканскую собственность.
Российский опыт
Не менее показателен Хакасский прецедент с приватизацией крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС. Вокруг этой ГЭС приватизаторы создали ряд посреднических электрораспределительных компаний, которые создали целую систему финансовых махинаций по извлечению баснословных прибылей.
Механизм этой дойной машины был стандартный. Новые хозяева создали кучу дочерних распредкомпаний, которые, покупая у Саяно-Шушенской ГЭС электроэнергию по 5,5 копейки за 1 кВт-ч, на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) продавали ее населению и хозяйствующим субъектам по 26 и 48 копеек, имея ежемесячно 400% чистой прибыли и при этом ничего не вкладывая в реконструкцию и модернизацию станции.
Плачевный итог такой приватизации рРСаяно-Шушенская ГЭС оказалась на грани развала и банкротства, а население региона - перед угрозой остаться без электричества. Федеральное правительство вынуждено было в экстренном порядке вмешаться в деятельность новых хозяев ГЭС и вернуть ее в госсобственность.
Опыт Грузии
Не лучшим образом приватизация энергосектора обстоит в Грузии, правительство которой продало частным инвесторам 9 ведущих энергетических объектов страны, в том числе 6 каскадных ГЭС, имеющих для экономики страны стратегическое значение. Из приватизационного опыта Грузии показателен такой пример. Несмотря на то, что ранее руководители республики не раз заявляли об энергетической безопасности страны, как об одном из важнейших условий ее развития, вхождение в Грузию российского капитала, тем не менее, активно приветствуется. Об этом, в частности, не раз заявлял президент этой страны Михаил Саакашвили. Подтверждением такой политики, как известно, является Тбилисская электрораспределительная компания ЫТЭЛАСИл, 75% акций которой в настоящее время владеет РАО ЫЕЭС Россиил. РАО также принадлежат 9-й и 10-й блоки ТбилГРЭС. Попутно стоит отметить, что руководство РАО не раз заявляло о своем намерении приобрести все генерирующие и электрораспределительные мощности Грузии. Однако приватизация, в конечном итоге, привела к значительному повышению тарифов на электроэнергию и росту социального недовольства в Грузии. Как отмечают многие грузинские политологи, приватизация стратегических энергообъектов крайне негативно отразилась на политическом рейтинге президента М. Саакашвили.
Наше дело
В кыргызском варианте ситуация с приватизацией энергосектора гораздо сложней. Учитывая устойчивую социальную напряженность среди населения и глубокие противоречия в высших эшелонах власти, политической элиты и крупного бизнеса, приватизация гидроэнергокомплекса (а логический ход последующих событий наводит именно на этот вывод) под волну мартовского передела для нынешней власти может аукнуться новым всплеском массового недовольства в республике. Без сомнений, ясно, что в любом случае в акционерной компании будет введено корпоративное управление, состоящее из совета представителей кыргызской стороны и зарубежных инвесторов.
Как следует из последних сообщений СМИ, на роль стратегических хозяев претендуют российское ЗАО ЫИНТЕР РАО ЕЭСл и казахстанское АО ЫКаз Куатл, которые ведут подготовку предварительного ТЭО строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2. С приходом новых собственников Кыргызстан автоматически теряет монопольное положение хозяина ключей от Центральной Азии и право влиять на гидроэнергетическую политику законно перейдет к иностранным компаньонам. Как это отразится на внутри- и внешнеполитическом положении Кыргызстана, можно уже сегодня реально спрогнозировать.
Их дело
Очевидно, что новые владельцы рРРоссия и Казахстан рРбудут играть по собственным правилам, исходя, прежде всего, из своих интересов, которые, безусловно, будут входить в противоречия с национальными интересами Кыргызстана. При этом очевидны и другие последствия этого сотрудничества рРв дальнейшем инвесторы обязательно предпримут попытку по мере возможности снизить долевое участие кыргызской стороны в камбаратинском проекте. Даже в том случае, если при создании СП по строительству и эксплуатации этих ГЭС кыргызской стороне удастся закрепить и сохранить за собой контрольный пакет акций, то это не будет окончательной победой в битве за гидроэнергетику Центральной Азии.
Нынешняя команда и парламентский корпус не будут вечны под луной, и как поведут себя новые жильцы БД и ЖК в 2010 году рРвопрос весьма болезненный и интересный. Очевидно пока другое. Желание Ыпробитьл свой интерес в стенах кыргызской власти камбаратинским совладельцам к этому времени уже полностью, очевидно, созреет. И вероятно, что к этому этапу соседние государства включат на полную мощность геополитические проекты по кардинальному изменению энергетической и водной политики в Центральной Азии. И конечно, понятно, что к этому периоду в новейшей истории Кыргызстана под фундаментом коррумпированной власти уже будет действовать разветвленный туннель, связывающий иностранный капитал и высокопоставленное чиновничество. Впрочем, это наиболее благоприятный сценарий в судьбе камбаратинского каскада. Вероятней всего, все решится гораздо раньше.
Категорично
По мнению экспертов и многих парламентариев, выдвинутые кыргызской стороной условия по участию в строительстве и эксплуатации камбаратинского каскада для иностранных инвесторов категорически неприемлемы. Контрольный пакет в 51% фактически является тем самым главным непреодолимым пунктом, который отбивает всякое желание у иностранного капитала вкладывать финансы в нарынские плотины. Никто не согласится еще и оплачивать контрольный пакет государства.
А пока что на горьком опыте других стран ясно, что после приватизации гидроэнергетики рядовому населению придется пережить не одно повышение тарифов на электроэнергию, которое обязательно отразится на общем росте потребительских цен. А это означает прямую гонку роста социального недовольства и политического противостояния внутри страны. Очевидно, что у оппозиции появится еще одно поле борьбы, где у нее будет реальный шанс взять реванш за прошлые поражения.
Сыргак Абдылдаев,
политический обозреватель ЫОРл
OP |
Рабочая комиссия Горкенеша выявила многочисленные нарушения санитарных норм в торговых точках города
БИШКЕК (АКИpress) - Рабочая комиссия Бишкекского городского Кенеша депутатов по подготовке вопроса ЫО состоянии обеспечения населения безопасными и экологически чистыми продуктами питания в городе Бишкекл выявила многочисленные санитарно-гигиенические нарушения на рынках, мини-рынках, общественных точках питания. Результаты проверки были представлены на XXXVII сессия Бишкекского городского Кенеша депутатов.
Как сообщает пресс-служба Бишкекского горкенеша, по результатам проверки было выявлено, что на крупных рынках столицы отсутствуют лаборатории ветеренарно-санитарной экспертизы. Места на рынках переуплотнены. Торговля ведется на пешеходных дорожках вдоль рынка.
В течение ряда лет на высоком уровне держится заболеваемость населения острыми кишечными инфекциями, связанными с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов. Не сокращается количество больных, состоящих на диспансерном учете с йдодефицитными заболеваниями и железодефицитной анемией.
По сей день остается открытым вопрос создания специализированных точек по реализации пищевой йодированной соли на рынках.
Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики и городского статистического комитета 60% продуктов питания, потребляемых населением столицы, импортируются, а остальные 40% производятся на территории республики.
Выдача санитарно-эпидемиологического заключения по показателям безопасности и сертификатов соответствия требованиям на завозимые импортные пищевые продукты осуществляется Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения КР и Кыргызстандартом. Однако эти органы своевременно не дают информацию о качестве и безопасности завозимых пищевых продуктов согласно статьям 3 и 49 Закона КР ЫО санитарно-эпидемиологическом благополучии населениял.
В ходе проверки подтвердились факты реализации мясной, молочной и растительной продукции в антисанитарных условиях, без документов, подтверждающих качество продукции, плохой работы руководителей рынков и надзорных органов.
В центральной части города рРна остановочных комплексах и вдоль проезжей части дорог, где загрезнение воздуха очень высоко, размещены павильоны и киоски по изготовлению самс, чебуреков, пирожков и др. Они стационарно не подключены к системам водоснабжения и канализации, работают с нарушениями санитарно-гигиенических норм и должны быть запрещены по санитарным нормам и правилам. Все это отрицатиельно влияет на эпидемиологическую ситуацию в городе.
В течение длительного времени на продовольственных рынках не решается вопрос организации мусорных площадок. Химические факторы риска остаются важным источником болезней пищевого происхождения. В пищевой цепочке намеренно используются пищевые добавки, микроэлементы, пестициды и ветеринарные средства, гормоны. Однако, ни одной лабораторией городских контролирующих органов не проводятся по ним исследования из-за неоснащенности соответствующими приборами, реактивами. Имеющееся оснащение 3-х лабораторий столичного ЦГСЭН не позволяет проводить исследования по показателям безопасности в полном объеме.
Городские депутаты приняли постановление, в котором отмечена недостаточная работа мэрии города Бишкек, районных администраций и структурных подразделений столичного муниципалитета.
Мэрии города Бишкек поручено:
- рассмотреть ответственность должностных лиц районных администраций и структурных подразделений мэрии города Бишкек, руководителей продовольственных рынков, виновных в нарушении требований действующего законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов местного самоуправления города Бишкек по вопросам организации внутренней торговли, соблюдения санитарно гигиенических и ветеринарно-санитарных требований, порядка выдачи разрешительных документов, способствующих реализации пищевых продуктов сомнительного качества, наносящего вред здоровью граждан;
- изучить возможность создания лаборатории для проведения исследований
пищевых продуктов на содержание гормональных и генно-модифицированных
препаратов.
Информация о выполнении настоящего постановления будет представлена в Бишкекский городской Кенеш депутатов к 1 января и к 20 июня 2008 года.
АКИpress
Местные администрации Бишкека нарушали законодательство при выделении земельных участков, считает комиссия Горкенеша
06-07-2007
13:34
БИШКЕК (АКИpress) - На XXXVII сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов был рассмотрен вопрос ЫОб утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкекл.
Как сообщает пресс-служба Горкенеша, рабочими комиссиями районных территориальных депутатских групп Бишкекского городского Кенеша депутатов были выявлены факты нарушения местными администрациями мэрии города Бишкек законодательства Кыргызской Республики при выделении земельных участков. Контроля со стороны столичной мэрии процесса формирования очередности, а также учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городу, нет.
Механизм приема заявлений, постановки граждан на очередь и соблюдение очередности при предоставлении земельных участков не разработан.
Имелись факты использования недостоверных данных при комплектации документов, выделения нескольких участков одному гражданину и членам одной семьи.
Мэрия города Бишкек должна была разработать положения: ЫО предоставлении, закреплении и перезакреплении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в жилых массивах города Бишкекл, ЫО порядке формирования очередности граждан на получение квартир (в том числе и по ипотечному кредитованию) и земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкекл.
Однако столичная мэрия своевременно не внесла данные положения на рассмотрение сессии. В связи с этим на сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов, которая состоялась 16-17 мая текущего года, депутаты приняли решение приостановить выдачу земельных участков под индивидуальное строительство в городе Бишкек до утверждения вышеназванных положений и списков.
После долгих дебатов депутатский корпус принял постановление, в котором были утверждены два положения рРо порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и - о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек.
Мэрии г. Бишкек поручено:- разработать, согласовать в установленном порядке и внести на утверждение сессии Бишкекского городского Кенеша депутатов схемы генеральных планов жилых массивов и зон индивидуальной жилой застройки города Бишкек;
-утвердить единый список очередников на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек в трех экземплярах по состоянию на 31 декабря 2006 года;
-утвердить состав и режим работы Комиссии мэрии города Бишкек по предоставлению земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в городе Бишкек и постоянно действующих районных комиссий по формированию списков очередников и предоставлению земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в столице;
- принять меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики, по факту застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа территорий, предусмотренных генеральными планами жилых массивов и зон индивидуальной жилой застройки города Бишкек под строительство объектов соцкульбыта;
- привести все нормативные акты мэрии города Бишкек, регулирующие предоставление земельных участков в городе Бишкек и на территориях, переданных мэрии города Бишкек под индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с настоящим постановлением и утвержденными положениями.
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме