15:45 02.07.2007 | Все новости раздела "Ар-Намыс"

ПРЕССА О СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В КЫРГЫЗСТАНЕ. Показухи К. Бакиева

Государство собирается оставить призеров Азиатских игр без квартир?

Наверное, такое возможно только у нас рРнастолько нагло слова, озвученные общественности, подменяются на нечто неравнозначное. Полгода назад, встречая призеров Азиатских игр в Дохе, президент КР Курманбек Бакиев выдал ключи от квартир в микрорайоне Джал четырем нашим спортсменам рРборцам Алексею Крупнякову и Данияру Кобенову, легкоатлетке Татьяне Ефименко и велогонщику Евгению Ваккеру. В прессе широко промуссировалось: страна дарит ведущим атлетам жилье. Дарит! Однако в ордерах квартиры проходят как Ыслужебныел. На одной из пресс-конференций в начале года корреспондент ЫКПл поинтересовался у заместителя председателя Госкомспорта Алмаза Касенова, насколько верны слухи о том, что спортсмены не являются собственниками квартир. Чиновник немного смутился, но ответил: - Нет, это неправда. Квартиры принадлежат только им!
И вот, уставшие от шестимесячной закулисной борьбы, призеры Азиады обратились к президенту Бакиеву и мэру столицы Ногоеву с просьбой разобраться в ситуации.

ЫВ ордере написано, что квартиры являются Ыслужебнымил, и в соответствии с Жилищным Кодексом (ст.111) ЫРабочие и служащие, прекратившие трудовые отношениярРподлежат выселению из служебного помещенияртРи действующими директивными положениями эти квартиры не могут быть приватизированы и переданы в собственность владельцу, - сообщают спортсмены в коллективном письме президенту страны. - В результате подаренные квартиры фактически переданы во временное пользование, и когда спортсмен перестанет выступать, квартиру отберут.

Мы обратились к мэру г. Бишкек Ногоеву А. И. на основании Вашего Указа с просьбой вынести решение и передать их в собственность указанным спортсменам, выведя их из статуса Ыслужебныел, однако решения до настоящего времени не принято.

Обращаемся к Вам, уважаемый Курманбек Салиевич, с просьбой рРдать указание мэрии о выводе этих квартир из статуса Ыслужебныел в статус Ыдарственныел, а мы в свою очередь приложим все усилия и будем стараться достойно представлять за рубежом наш Кыргызстан и подготовимся к успешному выступлению на Олимпийских Играх в КитаертРНе секрет, что в нашей республике, не вливающих в спорт должного бюджета, и так туговато с мотивацией для спортсменов. Отъезд опытных или пока еще только подающих надежды ребят рРдля нас давно явление самое обычное. Их попросту Ыперекупаютл, предоставляя даже в соседнем Казахстане условия, которые ни в какое сравнение не идут с тем, что имеют атлеты здесь. В последние год-два люди, отдающие себя спорту, приносящие стране на международной арене медали, вроде как воспрянули духом: как показалось, страна наконец-то повернулась к ним лицом, за призовые места на крупных соревнованиях государство щедро раздает бонусы. А на практике оказалось, что напоказ, перед объективами камер чиновники говорят одно, а на деле рРдырка вам от бублика? Очень надеемся, что ситуация все-таки разрешится в пользу спортсменов. ЫКомсомолкал будет пристально следить за развитием событийрР

2 июля 2007

http://bishkek.kp.ru/2007/07/02/doc184650/

 

Документами по регистрации группы для проведения референдума о Союзе с Россией займется ЦИК

02-07-2007
11:05

БИШКЕК (АКИpress) - Центральная комиссии по выборам и проведению референдумов КР сегодня, 2 июня, приняла документы инициативной группы Объединенного фронта ЫЗа достойное будущее Кыргызстанал на рассмотрение для регистрации ее по проведению референдума о Союзе с Россией.

Как сообщили агентству АКИpress в партии ЫАр-Намысл, ЦИК должен рассмотреть документы инициативной группы и вынести соответствующее решение о регистрации ее с целью последующего проведения сбора подписей за проведение Референдума о союзе с Российской Федерацией.

Стоит отметить, партия ЫАр-намысл сообщает, что в пятницу, 29 июня, после 17 дней изучения документов о регистрации инициативной группы по проведению референдума в КР, Министерство юстиции КР отказало в регистрации указанной группы основываясь на противоречии Закона ЫО референдуме в Республике Кыргызстанл от 28 июня 1991 года рРЗакону КР ЫЦентральной комиссии по выборам и проведению референдумов КРл от 14 марта 1997 года, и предложил им обратиться в ЦИК КР.

Минюст КР сообщил, что согласно ст.48 Закона КР ЫО нормативных правовых актах КРл нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случае принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее принятого акта (его части) или который поглощает его (его часть).

Таким образом, для регистрации инициативной группы по проведению референдума в КР инициативной группе ОФ ЫЗа достойное будущее Кыргызстанал, по сообщению Минюста за подписью заместителя министра юстиции КР Б. Бекиева, необходимо обратиться в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов КР, сообщила партия.

 

ЖК КР разрешил продать АО ЫСеверэлектрол

Дата и время: 29/06/07 - 18:02
Раздел: КЫРГЫЗСТАН

Сегодня, 29 июня 2007 года, депутаты ЖК КР одобрили законопроект ЫО внесении изменений в 2 и 3 пункты 3 этапа и утверждения 4 этапа проекта раздробления и приватизации АО ЫКыргызэнергол. По пилотному проекту распределительную компанию ЫСеверэлектрол разрешается передать в концессию, доверительное управление и даже продать часть пакета акций, передает .

Данный законопроект представлял в парламенте министр энергетики Игорь Чудинов.

Против данного законопроекта резко выступил депутат Темир Сариев, заявивший, что ЫСеверэлектрол является монополистом на севере Кыргызстана, контролируя 60% всех поставок электричества потребителям по всей республике. По словам Т.Сариева, в таком виде опасно отдавать ЫСеверэлектрол частникам. Он предложил раздробить ЫСеверэлектрол на части, например, отделить Талас, Чуй и Нарын. ЫПопутно в концессию или в управление уйдет Бишкекская ТЭЦл, - сказал Т. Сариев.

И.Чудинов в ответ сказал, что при раздроблении затрудняется управление поставками электричества, а при приватизации ЫСеверэлектрол, инвестору будет выдаваться лицензия и устанавливается тариф на поставки. ЫИнвестор будет только контролировать качество услуг по поставке электричества населению, если качество поставок будет плохим, мы отберем лицензию у инвесторал, - сказал И. Чудинов.

По словам министра, долги ЫСеверэлектрол по налогам перед государством возьмет на себя инвестор. Также, как сказал Чудинов, структура управления ЫСеверэлектрол не изменится - это будет такое же АО, только если сейчас в частных руках находится лишь 7%, то после приватизации в частных руках будет, например, 60%.

В поддержку законопроекта выступил депутат Камчыбек Ташиев, сказавший, что согласно инвестиционному соглашению, тариф на электроэнергию не будет изменяться. Как заявил Ташиев, Ыэто всего лишь пилотный проект, по итогам которого с ЫСеверэлектрол в будущем будет рассматриваться судьба остальных распредкомпаний - ЫОшэлектрол, ЫЖалалабадэлектрол и ЫВостоэлектрол.

Далее информагентство отмечает, что Президент Курманбек Бакиев пригласил завтра всех депутатов на торжественный обед по случаю окончания сессии.

OP |

"МН": Союз нерушимый. Киргизская оппозиция призывает к объединению с Россией
00:30 02.07.2007

Оппозиционный объединенный фронт "За достойное будущее Киргизстана", возглавляемый бывшим премьер-министром Феликсом Куловым, начинает в июле сбор подписей в поддержку референдума о создании конфедерации России и Киргизии. Если оппозиционерам удастся собрать, как того требует законодательство, 300 тысяч подписей, то уже в сентябре парламенту Киргизии придется решать - выносить ли вопрос об объединении на всенародное голосование.

В Бишкеке сильны интеграционные настроения. В мае Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос респондентов из шести стран СНГ о том, в какой стране или объединении государств они хотели бы жить. Тогда 77% киргизских респондентов высказались за присоединение к России (это самый высокий процент среди жителей государств Содружества). Впрочем, возможность создания союза с Россией уже дважды обсуждалась в киргизском парламенте. Правда, безрезультатно. Как полагают эксперты, прежде всего из-за сопротивления местных элит, опасающихся потери своих позиций в объединенном государстве. К тому же Россия тогда не прореагировала на сигналы из Бишкека. Вот и на этот раз Москва пока сдержанно отозвалась на инициативу киргизской оппозиции. Вице-спикер Олег Морозов лишь заметил, что "интеграционные процессы на пространстве СНГ неизбежны".

Предположить, чем обернется для России объединение с Киргизией, пока непросто. Существуют аргументы как за, так и против. Эта конфедерация могла бы стать отправной точкой для создания нового союза бывших советских республик, а также позволила бы проверить реакцию других стран СНГ на интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Россия, безусловно, обрела бы плацдарм в Центральной Азии. Вполне очевидно, что при подобном развитии событий США пришлось бы закрыть свою военную базу в Манасе. Да и Китаю поневоле пришлось бы поумерить свои аппетиты.

Есть и аргументы против. Кулов утверждает, что только союз с Россией не позволит Киргизии расколоться на Север и Юг. Киргизские оппозиционеры также надеются, что Россия защитит их страну от внешних угроз, поможет в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, поспособствует урегулированию пограничных споров с Таджикистаном и Узбекистаном. При этом проблемой, препятствующей возможному союзу двух, считается отсутствие общей границы: между двумя странами расположен Казахстан.

Между тем официальный Бишкек проявляет осторожность в вопросе объединения с РФ. "Чтобы создавать конфедерацию, необходимо подготовить юридическое и правовое поле, - прокомментировал "МН" госсекретарь Киргизии Адахан Мадумаров. - Этой идее больше двухсот лет. Но к созданию подобного союза следует продвигаться постепенно". Бишкек же выражает явное стремление к более тесному сотрудничеству с Астаной. В апреле стороны создали Межгоссовет, что, по мнению экспертов, может стать первым шагом к созданию союза двух центральноазиатских государств. Не секрет, что Казахстан ведет борьбу с Узбекистаном за влияние на Киргизию. Поэтому нельзя исключить, что Астана может выразить недовольство, если Москва попытается усилить свое влияние на Бишкек.

В то же время многие российские эксперты не видят принципиальных препятствий в случае, если Россия решит создать союз с другим государством. "Возможности для объединения есть, для этого должны быть приняты акты о проведении референдумов в соответствии с конституциями двух стран", - сказал "МН" председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин.

Возвращаясь к теме возможного союза двух, следует напомнить, что Киргизия для России не только традиционный партнер, но и одна из двух стран СНГ (вторая - Белоруссия), где русский язык имеет статус официального. Так или иначе, но сейчас Москва всячески способствует укреплению авторитета Бишкека в рамках СНГ. Не без ее помощи в Киргизии в последнее время прошел ряд заметных мероприятий: медиафорум Организации Договора о коллективной безопасности, международный военно-спортивный сбор "Союз-2007 - Иссык-Куль", первое совещание министров обороны ШОС, которое предваряет августовский саммит "Шестерки" в Бишкеке. Также в Киргизии в конце августа пройдет I Международный кинофестиваль авторского кино. А в сентябре туда с официальным визитом приедет российский президент Владимир Путин, который откроет Центр изучения русского языка в регионах Центральной Азии. Таким образом, не исключено, что в Кремле уже сделали серьезную ставку на Киргизию, включив страну в список своих основных стратегических партнеров.

Роман Трунов
фв5 за 2007 год (29.06.2007)

Источник -
Постоянный адрес статьи -

Белый пароход: ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ: ГОСУДАРСТВО: БЛАГО ИЛИ ЗЛО?

Очередной этап приватизации энергосектора Кыргызстана снова сделал актуальным вопрос о роли государства в экономике. Должно ли государство оставить за собой минимум функций? К этому подталкивают нас разного рода эксперты, в частности, представляющие донорские организации. Им подпевают и некоторые отечественные специалисты. Или же уход государства из экономики только провоцирует бедность и непреодолимую отсталость? Такова вторая позиция. Попробуем разобраться.

К ЧЕМУ ПРИВЕЛА НАС ПРИВАТИЗАЦИЯ

15 лет назад в Кыргызстане начался активный этап приватизации, или разгосударствления, экономики. Шаг, несомненно, революционный. Особенно если принять во внимание, что за десятилетия советской власти мы привыкли, что хозяйство у нас народное, а средства производства рРфабрики, заводы, и так далее рРтак или иначе, принадлежат всем. Конечно, фактически экономикой управляло государство. Но сильно дело это не меняет. В виде бесплатных благ (медицина, образование) и через низкие цены граждане на уравнительной основе получали свои дивиденды с принадлежащей им частицы общенародной собственности. Кроме того, как частичные собственники средств производства, они имели реальное право на труд.

Но вот у руля встали поборники западной системы ценностей. В числе важнейших шагов в экономике была провозглашена приватизация. Людей убедили, что частная собственность не в пример эффективнее, что для рывка вперед просто необходимо Ычувство хозяинал. За бесценок (тысячные доли реальной стоимости) предприятия были проданы частным лицам. Однако под прикрытием благородных целей был совершен самый настоящий подлог. Вместо рачительных бизнесменов, обладающих Ычувством хозяинал, в экономику ворвалась банда грабителей и мародеров. Желая заполучить прибыль Ыздесь и сейчасл, они не заботились о развитии производства или модернизации оборудования. Вполне пригодные линии и станки просто снимались, разбирались и продавались за границу. Нас уверяли, что это необходимый шаг на путях либерализации. Хотя с нормальной точки зрения здорового человека такие Ыреформыл мало чем отличаются от разорения страны вражеской армией.

Параллельно, под благожелательные кивки зарубежных советников, государство стало уходить и из других сфер нашей с вами жизни. Все более частными, а, следовательно, и дорогими становились образование и медицинское обслуживание. Безо всякого присмотра оказалось жилищно-коммунальное хозяйство. Одним словом, приватизация большинства сторон жизнедеятельности страны прошла ударными темпами и к настоящему моменту практически завершена.

Чтобы увидеть результаты, не надо быть семи пядей во лбу. Деградация, нищета, тотальная зависимость от всех подряд рРтаковы плоды политики как прошлого, так и нынешнего режима. И, что самое безотрадное, - похоже, Кыргызстан совершенно утратил потенциал развития. Другими словами, в ближайшей перспективе ожидать реального улучшения ситуации не приходится. Будем барахтаться, как впервые попавший в воду щенок рРбеспомощно, ожидая помощи извне.

НА ИНВЕСТОРА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Однако такая помощь, если и будет, мало что изменит к лучшему. Многие обладающие доступом к эфиру эксперты (а частенько оттого и имеющие!) уверяют нас, что развивать экономику, а, следовательно, и повышать уровень жизни народа нужно путем привлечения инвесторов. Дескать, наши Ыпредпринимателил осрамились, толку от них никакого, вот и позовем, как славяне варягов, иностранного бизнесмена. Авось поможет. На первый взгляд, что в этом плохого? Производства простаивают, сами мы запустить их не в состоянии. ЫПридите и володейте нами!л.

Вместе с тем, опора лишь на иностранных инвесторов радикально повысить благосостояние общества не может. Если кто-то из зарубежных бизнесменов выкупил наш завод, он создает лишь анклав, островок относительного благополучия. В него входят семьи занятых на производстве работников и тех людей, которые связаны с ним контрактами (например, по поставке сырья). Конечно, когда почти что разрушенная экономика дышит на ладан, и на том спасибо. И местные специалисты работают, повышают навыки, а не сидят на рынке. И семьи их пребывают в относительном достатке. Но, еще раз повторю, в более или менее приличном масштабе ситуацию к лучшему это не меняет. Налоговые поступления? Во-первых, как бы то ни было, а большую часть прибыли предприниматель оставляет себе. Для этого он и пришел в богом забытый Кыргызстан. Не горами же любоваться! В итоге налоги сами по себе не столь уж велики.

Во-вторых, далеко не все из них доходят до бюджета и тратятся на выплату пенсий, пособий, зарплат учителям и врачам и т.д. Такова уж природа нашей власти! Да и всегда ли честен инвестор? Всегда ли отдает он нашему государству даже те крохи, которые обязан отдавать по законодательству? Ситуация с Кумтором лишний раз подтверждает это предположение.

Тем временем вот он рРглавный источник пополнения кыргызстанского бюджета. Негустой, прямо скажем! На мелкий и средний бизнес надежды мало рРон и так еле сводит концы с концами, живя в условиях массированного внеэкономического изъятия прибыли. Начиная с алчных налоговиков и заканчивая криминальными группировками. Что сделать, чтобы страна стала более процветающей, а люди рРболее обеспеченными? Хотя бы для удовлетворения самых необходимых потребностейрРНа наш взгляд, нужно усилить роль государства. Без усиления роли государства и в экономике, и в обществе в целом, неосуществимы не то что какие-нибудь масштабные проекты. Даже то, что еще сохранилось, сберечь будет сложно. Конечно, усиление роли государства в нынешнем Кыргызстане при сохранении нынешней системы власти имеет свои подводные камни. О них мы поговорим чуть ниже. Но при любом раскладе возвращение государства в экономику рРэто единственный выход. За десятилетие с лишним мы уже смогли убедиться в том, что содержать социальную сферу исключительно за счет налоговых поступлений в бюджет и с помощью время от времени выделяемых нам кредитов и грантов можно, как говорится, Ына голодном пайкел. А вернув себе хотя бы некоторые важные отрасли экономики, государство могло бы само зарабатывать деньги и не ходить с протянутой рукой. А затем направлять их на приоритетные направления. Еще одно преимущество государства перед Ычастникомл заключается в том, что последний заинтересован в Ынемедленнойл прибыли. Он не станет вкладывать средства в проекты, которые сейчас являются даже убыточными, но могут приносить доход в перспективе, и просто необходимы для обеспечения экономической самостоятельности страны. Например, угольная промышленность. Кроме того, как правило, иностранные инвесторы идут лишь в сырьевые отрасли экономики. Развивать высокие технологии они не собираются. Вот еще одна область, куда должно направить свои взоры государство. Не быть же нам вовеки веков отсталой аграрно-сырьевой страной!

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Между прочим, экономика рРпрекрасный пример того, часто используют западные советчики политику двойных стандартов. На Западе государство является важнейшим игроком на экономическом поле, и государственный сектор в странах США и Западной Европы колеблется от 30 до 50 процентов. За счет этого и стало возможным создание социального государства. За счет этого осуществляются отчисления на социальные программы - пособия по безработице, дотации на врача и учителя. Хотя и бывают там неолиберальные волны, как при Тэтчер и Рейгане, но все же палку там не перегибают. Кстати, о дотациях. За счет них только и держится в западных странах сельское хозяйство. Аграрный сектор здесь рРне рыночная, а бюджетная отрасль, сидящая на государственных дотациях. В среднем по 24 развитым странам бюджетные дотации составляют 50 процентов стоимости сельхозпродукции (а в Японии и Финляндии рРдо 80 процентов!). Около 30 тысяч долларов в год на одного фермера! Бюджетные ассигнования на сельское хозяйство в США составляют порядка 100 миллиардов долларов. Свободным рынком тут и не пахнет. Зато вовсю развито жесткое планирование производства сельхозкультур на государственном уровне. Например, подсчитали в министерстве, что картошки в этом году требуется меньше, чем в прошлом рРфермерам запрещается ее высевать, а государство выплачивает всю стоимость потерянного урожая. В общем, лежи на печи и деньги загребай! И еще. Если, к примеру, в СССР было 400 общегосударственных балансовых планов, то в сегодняшней Японии рР12 тысяч. Можно привести слова японского миллиардера Хироси Теравамы, обращенные к населению постсоветских республик: ЫМы взяли ваш план, наполнили гибкими инструментами, и он у нас заработал. А теперь мы видим, что вы от плана отказались. Вы были умными, а мы, японцы, дураками. Мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детейл.

Свободный рынок изначально является сказкой для самых маленьких. Этих Ымаленькихл (в числе которых оказались и мы с вами) заставляют проводить либерализацию экономики, снижать участие государства в хозяйственных делах, открывать границы для иностранных товаров. Тем самым экономики становятся зависимыми и не способными к полноценному самостоятельному росту. Одновременно с этим западные страны поступают с точностью до наоборот. Заставляя нас открывать свои внутренние рынки, сами они выстраивают протекционистские препоны, когда Ытретьи страныл пытаются что-то продать США или Европе. Иначе говоря, сильные покупают дешво то, что им необходимо (по тем ценам, которые они диктуют через Всемирную торговую организацию) и ставят барьеры в том случае, если это задевает их интересы. И при этом кричат о свободе торговли! Запад продолжает сохранять присвоенное им себе право накладывать гигантские ввозные пошлины на товары из развивающихся стран. Там, где Запад вынужден пользоваться полезными ископаемыми из этих стран, он делает все возможное для снижения цен на сырье. При этом либерализация цен не распространяется на те сектора, которые могли бы оказаться выгодными для незападных государств, но невыгодными для стран Запада. Например, до сей поры оттягивается либерализация торговли текстильными товарами.

Таким образом, устранение государства от участия в экономике и ее подъем рРдве несовместимые вещи. Одно прямо противоречит другому! К сожалению, мы продолжаем жить чужим умом и слепо следовать по навязанному нам пути. Который может привести только к окончательной консервации нашей сегодняшней отсталости.

РОКОВАЯ ЦЕПОЧКА

И дело не только в экономике. Как мы уже нередко писали, в кыргызском обществе очень сильны черты традиционности, причем раннего ее этапа, связанного с общинно-родовым строем. Так что единой нации, единого общества, способных решать общегосударственные задачи, строить процветающий Кыргызстан, у нас не существует. Яркое тому подтверждение рРтрайбализм, когда для того же чиновника или бизнесмена куда важнее групповые, родовые интересы, чем общие, в масштабах целой страны. В этих условиях сильная роль государства как сплачивающего инструмента, ослабляющего родовые и культурные различия всевозможных групп, просто необходима для развития страны.

Выше мы обещали поговорить о Ыподводных камняхл усиления роли государства в современном Кыргызстане. К сожалению, все потенциальные достижения могут пойти насмарку. При сохранении нынешней власти, политической системы. Потому как укрепление позиций государства может превратиться в очередной фарс, очередной этап перераспределения собственности в пользу близких к белодомовской администрации лиц. Ну, станет предприятие государственным, а управлять им будет поручено кому-то из Ыприближенныхл. И толку? Разворовывание будет продолжено. Так что возникает роковая цепочка. Для процветания страны необходимо укрепление позиций государства. Но результаты оно даст только в случае изменения политической системы и прихода к власти совсем других людей. Только такрм/span>

Сергей КОЖЕМЯКИН

. Турдакун Усубалиев: Остановите безумие госчиновников, пытающихся возобновить добычу урана на территории Кыргызстана

Возобновление добычи и переработки радиоактивного уранового сырья для всего Кыргызстана может представлять смертельную экологическую катастрофу

В последнее время в средствах массовой информации все чаще публикуются сообщения о том, что иностранные компании ищут уран и открытые ими урановые месторождения они передадут Кара-Балтинскому горнорудному комбинату для разработки.

Газета ЫДело фтРот 6 июня 2007 года сообщила следующее:

ЫУран и молибден ищут австралийцы на Иссык-Куле. Австралийская компания Monitor Energy получила лицензию на урановую разработку на северо-востоке Кыргызстана, сообщает сайт Minewed. Лицензия выдана на два года и истекает 4 мая 2009 года.

Разработка будет проводиться на севере озера Иссык-Куль, на территории площадью 272 кв. километра. Согласно картографическому и геофизическому исследованиям, разработка будет вестись в высокоперспективной зоне.

Как сообщает Minewed, бурение некоторых зон указывает на залежи урана, а также наличие молибдена, свинца и серебра. Кыргызстан имеет опыт добычи урана рРв шестидесятые здесь добывалось около 3000 тонн. Раньше разработки велись советскими геологами и в ограниченных масштабах.

Компания намерена ускорить свое исследование залежей урана в регионе, в которое будет включено составление подробных геологических карт, сбор образцов с поверхности земли и из недр, радиометрическое исследование местности.

В настоящее время компания проводит переговоры с подрядчиками для получения современных геофизических данных, необходимых для будущих разработок. л.

Информационное агентство Бишкек-ИА Ы24 kgл передало, что ЫАвстралийская компания получила лицензию на разведку уранового месторождения в Кыргызстане 15 мая 2007 года. Месторождение Калмак-Суу площадью 27,2 гектара находится в Иссык-Кульской области. Лицензия выдана дочернему предприятию Issyk-Kyl Energy, которая зарегистрирована в Кыргызстане и принадлежит компании. Документ действителен в течение двух лет с 4 мая 2007го по 4 мая 2009 года. Разведка урана будет производиться вблизи четырех других нефтяных месторождений общей площадью 9,9 квадратных километра, где австралийская компания уже ведет работыл.

Интернет сайт пестрит сообщениями: ЫКыргызстан поделится ураном, казахстанский урановый концентрат будет доставляться на построенный в Киргизии Кара-Балтанский горнорудный комбинат для первичной переработки. Урановые месторождения есть в Казахстане и Киргизии. Россия возвращает атомный контроль над Средней Азиейл.

Вышеизложенные сообщения у каждого здравомыслящего кыргызстанца, проявляющего заботу об экологическом благополучии республики, не могут не вызывать чувства гневного возмущения и глубокого беспокойства. И мой долг, моя гражданская позиция, защищающая интересы кыргызского народа, обязывает меня обратиться к нашему народу, главе нашего государства, депутатам Жогорку Кенеша с требованием остановить антигосударственное безумие гочиновников, поглощенных меркантильными интересами, торгашеством, стремлением к наживе за счет государства. Свои безумные, безрассудные антигосударственные действия госчиновники совершают в тайне от кыргызского народа, за его спиной. Они без согласия кыргызского народа привели Австралийскую компанию в Кыргызстан, трусливо уклоняются от ответов на возникающие вопросы, в частности: что собой представляют Австралийская компания, ее дочернее предприятие, кто их привел в Кыргызстан, кем выдана им лицензия, сколько и кому заплатили австралийцы за выданную им лицензию, на каких условиях будет проводиться урановая разработка, какие организации будут подрядчиками Австралийской компании, на территории какого района находится урановое месторождение Калмак-Суу, на разработку которого уже давно выдана лицензия дочернему предприятию Австралийской компании, на каком комбинате будет перерабатываться добываемое Австралийской компанией радиоактивное урановое сырье? Одним словом, вопросов много, но ответов на них нет.

Кыргызстанские компаньоны Австралийской компании из кожи вон лезут, чтобы скрывать свою корыстную цель от народа Кыргызстана, пытаются ввести общественность в заблуждение, сообщая, что урановая разработка будет проводиться якобы на севере озера Иссык-Куль. Это-неправда, не соответствует действительности. В Советское время на севере озера Иссык-Куль не проводилось геологоразведочных работ для выявления урановых месторождений. Северные берега озера Иссык-Куль-это интенсивно развивающаяся курортная зона.

Австралийская компания и ее компаньоны рРгосчиновники Кыргызского правительства в самом деле скрывают районы, где они нацелились на урановую разработку. Назовем эти урановые месторождения. Это Кызыл-Омпольская группа ураноториантовых россыпей. Месторождение расположено между городом Балыкчи и Кочкорским районом, в 12-16 км. от железной дороги Бишкек-Балыкчи, и в 4-12 км. от автомобильной дороги республиканского значения Бишкек-Торугарт на абсолютных отметках от 1730-2000 метров в районе Орто-Токойского водохранилища. Рядом же находится урановое месторождение Кок-Мойнок. Разведанные и прогнозные запасы урана и тория составляют огромные цифры: урана - 20 тыс.тонн и тория свыше - 50 тыс. тонн. Вот теперь кыргызстанские госчиновники зарятся, мечтают разработать эти урано-ториантовые месторождения, совершенно не думая о том, что разработка их будет загрязнять экологическую среду, разрушить здоровье населения, проживающего в этом регионе.

В середине 60-х годов ХХ-столетия руководство Кара-Балтинского горнорудного комбината пыталось начать разработку Кызыл-Омпольского и Кок-Мойнокского урано-ториантовых месторождений. Но мы, руководство республики, выступили решительно против этой опасной затеи. Министр среднего машиностроения СССР Славский Ефим Павлович поддержал наше требование и запретил Кара-Балтинскому горнорудному комбинату разработку ураноториантовых месторождений Кызыл-Омполь и Кок-Мойнок, как представляемую большую опасность для озера Иссык-Куль рРВсесоюзной курортной зоны и для здоровья населения, проживающего в этой зоне. Выдающийся государственный деятель Ефим Павлович Славский проявил человеческое благородство, заботился вместе с нами о сохранении экологии жемчужины природы озера Иссык-Куль.

В 2005 году отдельные госчиновники пытались внести на рассмотрение правительства предложения о разработке Кызыл-Омпольского и Кок-Мойнокского урано-ториантовых месторождений. Это стало известно мне и я, как депутат Жогорку Кенеша, выступил категорически против этого антигосударственного действия. Госчиновники были вынуждены отступить от своих опасных намерений. Прошло более 40 лет с того времени, когда была запрещена разработка указанных урановых месторождений. Однако госчиновники, пораженные неимоверной алчностью, бесчеловечным принципом: ЫПосле нас хоть потопл, вновь окольным путем предлагают иностранной компании разработать Кызыл-Омпольский, Кок-Мойнокский урановые месторождения. Возобновление добычи и переработки радиоактивного уранового сырья для Иссык-Кульской курортной зоны, проживающего в Иссык-Кульской, Нарынской, Чуйской областях населения, в целом для всего Кыргызстана являлись бы смертельной экологической катастрофой.

Госчиновники подталкивают наш народ вступить на опасный путь. Они закрывают глаза на страшную трагедию современной истории. Как известно, что после окончания второй мировой войны правящая верхушка США сбросила атомные бомбы на японские города Хиросимо и Нагасаки и уничтожила их; политики и военное руководство США спланировали сбросить 300 атомных бомб на Советский Союз для его уничтожения. Советский Союз был вынужден создать атомную бомбу, как ответ на американскую ядерную угрозу.

В начале 50-х годов ХХ столетия геологи открыли в Кыргызстане Мин-Кушское, Каджи-Сайское, Майли-Сайское, Сумсаро-Шакафтарское урановые месторождения. На их базе был построен Кара-Балтинский горнорудный комбинат, который положил начало развитию атомной промышленности СССР, с 1955 по 1991 год перерабатывал радиоактивное урановое сырье. С конца 60-х годов в Кыргызстане не разрабатываются урановые месторождения. Но за годы разработки урановых месторождений на территории республики накопилось огромное количество радиоактивных отходов. Тысячи гектаров наших земель загрязнены радиоактивными отходами. В хвостохранилищах заскладировано свыше 145 миллионов тонн радиоактивных отходов уранового производства.

В Советское время Министерства военно-промышленного комплекса СССР обеспечивали безопасность хвостохранилищ для окружающей среды. Этими министерствами была разработана ЫПрограмма первоочередных работ радиационной реабилитации территорий, загрязненных предприятиями ядерно-топливного цикла по Киргизской ССРл. На осуществление этой программы предусматривалось израсходовать 200 миллионов рублей из общесоюзного бюджета.

Но Ыхолодная войнал США против Советского Союза, продолжавшаяся 40 лет и пожиравшаяся три триллиона американских долларов, развалила СССР. Советская программа осуществления строительно-монтажных работ по реабилитации хвостохранилищ радиоактивных отходов осталась невыполненной.

В постсоветские годы Кыргызстан не имеет финансовых ресурсов для предотвращения грозящей опасности хвостохранилищ радиоактивных отходов. 35 хвостохранилищ и 25 горных отвалов висят, как Дамоклав меч, над Кыргызстаном, всей Центральной Азией. В течение последних 16 постсоветских лет в результате отсутствия надзора за техническим состоянием хвостохранилищ почти все они серьезно повреждены.

Кыргызстан рРрегион в основном восьми-девяти балльной высокой сейсмической активности. У нас часто происходят колебания земной поверхности, происходят также селевые потоки, оползневые процессы. Что послужит толчком к началу экологической трагедии рРили другой природный катаклизм- неизвестно. Вероятность этой опасности совершенно очевидна. Сход накопленных около полтора ста миллионов тонн радиоактивных урановых отходов в жилые массивы и природную среду, бассейны рек и озер Кыргызстана становятся все более реальным. В последние годы у нас было несколько землетрясений, по счастью средней сейсмической активности.

Об опасных последствиях загрязнения радиоактивными отходами свидетельствуют заключения Национального центра кардиологии и терапии Кыргызской Республики. Приведу лишь краткое извлечение:
ЫПагубное влияние радиоактивных веществ на здоровье человека заключается в повышении частоты онкологических (злокачественных) заболеваний, врожденных пороков и аномалий развития, увеличении младенческой и детской смертности.

Согласно статистическим данным, в районах, близлежащих к местам расположения хвостохранилищ радиоактивных отходов и отвалов общая смертность населения намного превышает общереспубликанский уровень, а смертность от онкологических заболеваний почти в 2 раза выше. Статистические данные также свидетельствуют о том, что частота врожденных пороков и аномалий развития намного выше в районах, близлежащих к местам хвостохранилищ.

Все это требует необходимости комплексного медицинского обследования населения, проживающего в районах радиоактивных хвостохранилищ, проведения мониторинга за состоянием здоровья людей, разработки и реализации на этой основе мер по их оздоровлению с оказанием требующейся лечебно-практической помощил.
Сегодня Кыргызская Республика самостоятельно не в состоянии предотвратить грозящую опасность загрязнения Кыргызстана, его водотоков радиоактивными отходами, накопленными в хвостохранилищах, не имеет для этого материальных и финансовых ресурсов.

Законодательное собрание Жогорку Кенеша выступило в 2001 году с обращением к Президентам и депутатам СНГ, ООН, Всемирному банку, МАГАТЭ с просьбой протянуть руку помощи Кыргызстану в ликвидации опасности загрязнения природной среды респуьлики радиоактивными отходами уранового производства. Наше обращение нашло в ряде зарубежных государств понимание и поддержку.

Законодательное собрание Жогорку Кенеша заслушало 18 июня 2004 года отчет Правительства Кыргызской Республики о проводимых мерах по реабилитации хвостохранилищ, содержащих миллионы тонн урановых радиоактивных отходов. Законодательное собрание обязало Правительство усилить проектные и строительные работы по предотвращению опасности глобального загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами, используя в этих целях выделяемую зарубежными государствами и международными организациями финансовую и материально-техническую помощь.

Жогорку Кенеш от имени Кыргызского народа выразил благодарность Всемирному банку, Евросоюзу, ТАСИС, ОБСЕ, Правительству Российской Федерации, Госдепартаменту энергетики США, Правительству Чешской Республики, Правительству Японии за человеческое гуманное понимание серьезного беспокойства, переживаемого нашим народом в связи с угрожающей опасностью глобального загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами, за выделенную ими финансовую помощь в размере 12 млн. 580 тыс. долл. на реабилитацию хвостохранилищ радиоактивных и токсических отходов.

Законодательное собрание Жогорку Кенеша постановило систематически заслушивать на заседаниях Жогорку Кенеша отчеты Правительства и Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций республики о ходе строительных работ по реабилитации хвостохранилищ радиоактивных и токсических отходов, по созданию безопасности и надежной защиты населения, народнохозяйственных объектов и территории Кыргызстана от природных бедствий.

Прошло почти три года и за это время Жогорку Кенеш ни разу не заслушал отчеты Правительства и Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций о том, как выполняют они постановление законодательного органа. Нет ответов на вопросы: используется ли выделенная зарубежными государствами и международными организациями финансовая помощь по прямому назначению, какие строительные работы выполнены по обеспечению безопасности сооружений хвостохранилищ радиоактивных отходов?

Жогорку Кенеш поручал Правительству Кыргызской Республики включить в комплексную программу по реабилитации хвостохранилищ радиоактивных отходов комплексное медицинское обслуживание населения, проживающего в районах хвостохранилищ, оказание людям при необходимости лечебно-профилактической помощи, а также проведение мониторинга за состоянием их здоровья. Это постановление осталось также невыполненным.

В июне 2003 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял Закон ЫО ратификации Устава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ. 26 октября 1956 г.)л. Кыргызская Республика с сентября 2003 года стала полноправным членом Международного агентства по атомной энергии. МАГАТЭ готовилось оказывать Кыргызстану финансовую и материально-техническую помощь в ликвидации опасности глобального загрязнения экологической среды радиоактивными отходами.

Но теперь рассчитывать на помощь МАГАТЭ не приходится. МАГАТЭ не оказывает технической и финансовой помощи государству, которое добывает урановое радиоактивное сырье и перерабатывает его.
Как уже сказано, Австралийская компания и другие иностранные компании ведут урановую разработку на территории Кыргызстана. В интернете сообщалось, что Россия и Казахстан принимают практические меры по возобновлению переработки радиоактивного сырья на простаивающем в последние годы Кара-Балтинском горнорудном комбинате. Компания Виктора Вексельберга приобрела 72,3%-ную долю Кара-Балтинского комбината, заплатив при этом 1,8 долл.США. Но кому заплачены эти доллары рРнеизвестно. Создано совместное предприятие (СП) с участием ЗАО ЫНациональная атомная компания ЫКазатомпромл (45% акции), с российской рРЫТвэлл (20%), ОАО-ЫТехснабэкспортл (15%) и ОАО ЫАтомредметзолотол (10%), с Киргизской рРАО ЫКара-Балтинский горнорудный комбинатл (10%). Как сообщила пресс-служба Национальной атомной компании ЫКазатомпромл, лицензию на добычу урана российско-казахстанско-киргизское СП получило еще в середине мая 2007 года. Разработку урановых месторождений финансирует Россия.

Запасы разрабатываемого Заречного уранового месторождения, что на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области, оцениваются, как сказано в интернете, в 19 тысяч тонн урана. Ежегодно из Заречного уранового месторождения 500 тонн уранового концентрата будет доставляться на Кара-Балтинский горнорудный комбинат для переработки.

Помнится, что в этом году Кыргызстан посетил министр атомной промышленности Российской Федерации А.Кириенко. О цели его приезда к нам не было никакой официальной информации. Но ходили слухи, что российиский министр вел переговоры с Киргизским правительством о возобновлении производственной деятельности Кара-Балтинского горнорудного комбината и урановой разработки на территории Кыргызстана. Как видно, слухи оказались не безосновательными, правдивыми.

К нашему глубоко сожалению, Кыргызстан вновь станет свалкой урановых радиоактивных отходов, как это было при Советском Союзе в 50-х 60-х-70-х-80-х годах ХХ столетия. Теперь это еще больше увеличит грозящую опасность радиоактивного загрязнения экологической среды Кыргызстана. Кара-Балтинский горнорудный комбинат около 40-лет (1955-1991г.г.) перерабатывал радиоактивное сырье для нужд обороны и энергетики Советского Союза, за эти годы выпустил свыше 60 тыс. тонн урана и 15 тыс. тонн молибдена. Комбинатом руководило и распоряжалось его продукцией Минстерство среднего машиностроения СССР. Кыргызская Республика не использовало ни одного килограмма урана и молибдена. Но у нас на территории Кыргызстана остались Мин-Кушское, Каджи-Сайское, Майли-Сайское, Сумсарско-Шакафтарское хвостохранилища, в которых заскладировано свыше 145 миллион тонн радиоактивных отходов уранового производства.

Возобновление на Кара-Балтинском комбинате переработки урана также будет загрязнять окружающую среду. По данным экспертов, Кара-Балтинские хвостохранилища рРсамые крупные в мире. Объем заскладированных радиоактивных отходов составляет свыше 40 миллионов кубических метров. Доза излучения -1300 мкр/час.
В постсоветские годы из-за отсутствия необходимой работы по укреплению Кара-Балтинских хвостохранилищ происходит процесс разрушения их устойчивой надежности. По существу создалась аварийная ситуация: границы г. Кара-Балта с многотысячным населением вплотную подошли к санитарно-защитной зоне хвостохранилищ, вследстие чего создалась опасность, когда ветровая эрозия мелкой хвостовой фракции угрожает жилым массивам г. Кара-Балта, происходит инфильтрация радионуклидов, загрязняющих подземные воды. Ежегодно сбрасывалось на хвосты около 2 тыс. тонн отходов молибденового и уранового производства. Требуется проведение консервации около 80 процентов территории на действующем хвостохранилище, надо также культивировать отработанные хвостохранилища. Для осуществления этих и других неотложных мероприятий, направленных на предотвращение радиоактивного загрязнения г.Кара-Балта и прилегающих к нему населенных пунктов нужны значительные средства. Таких средств не имеется. Восстановление на Кара-Балтинском горнорудном комбинате технологического процесса переработки урана не принесет Кыргызстану никакой экономической выгоды, только все больше будет загрязнять природную среду. Как уже отмечалось, Кара-Балтинский комбинат уже приватизирован компаниями других государств, имеет всего лишь 10 % акций.
Грозящая большая опасность радиоактивного загрязнения экологии республики серьезно тревожит кыргызстанцев. Народ Кыргызстана имеет конституционное право на благоприятную для жизни и здоровья людей окружающую природную среду.

При распаде СССР Российская Федерация обязалась быть правопреемником СССР. Народ Кыргызстана обращается к Российской Федерации с настоятельной просьбой выполнить разработанную в Советское время Союзным Военно-промышленным Комплексом Программу первоочередных работ радиационной реабилитации территорий, загрязненных предприятиями ядерно-топливного цикла по Кыргызской Республике. Эта просьба нашего народа правомерна и справедлива. Для решения этой проблемы Российская Федерация имеет мощно развивающуюся экономику.

Ликвидация угрожающей опасности загрязнения республики радиоактивными и токсическими отходами, сохранение благоприятной для народной жизни экологической среды, решительная борьба против тех, кто, преследуя свои меркантильные интересы, наносит огромный вред природным богатствам рРсвященный долг нашего народа, каждого кыргызстанца, любящего нашу Родину.

Мы должны глубоко осознать, что возобновление на территории Кыргызстана урановой разработки и переработки его на Кара-Балтинском комбинате смертельно опасна для природной среды, для жизни и здоровья народа Кыргызстана. Возникает крайняя необходимость принятия закона Кыргызской Республики о неотложных мерах по обеспечению радиоактивной безопасности на территории Кыргызской Республики.

Турдакун Усубалиев, первый секретарь ЦК Компартии Киргизии (1961-1985 гг.), депутат Верховного Совета Кыргызской ССР и депутат Верховного Совета СССР (1959-1986 гг.), депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (1995-2005 гг.)

02.07.07 10:01



Источник: Ар Намыс

  Обсудить новость на Форуме