12:36 05.09.2006 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
Конституция будущего: возвращение к улусам. Мнения политиков и представителей гражданского общества о вариантах новой Конституции. /продолжение/
Каким видят будущее страны реформаторы Основного закона?
Проекты новой Конституции подготовлены и внесены на рассмотрение президента Кыргызстана рабочей группой под председательством депутата Жогорку Кенеша Азимбека Бекназарова в назначенный срок, без опозданий. Предполагается, что вскоре в редактировании Основного закона примет участие парламент. Главной интригой реформы остается вопрос: какой форме правления отдаст предпочтение истеблишмент отечества? Но однозначного ответа на него пока нет. Окончательные оценки подготовленному документу еще только предстоит дать юристам и политикам в качестве главных экспертов.
Предлагаемые варианты обновленной Конституции можно назвать уникальными. Впервые за годы независимости Кыргызстана все три редакции Основного закона подготовлены исключительно на государственном языке. С переводом на официальный, несмотря на многочисленные просьбы части политбомонда, гражданского сектора и международных организаций, чиновники явно затянули. В администрации главы государства, опекающей этот судьбоносный вопрос, утверждали, что причина только одна: не успевают переводчики. Однако это лукавство. ИА «24.kg» получило переведенный на русский язык проект Основного закона во всех трех предлагаемых господином Бекназаровым вариантах еще в десятых числах августа. Спасибо источникам из администрации Курманбека Бакиева. Увы, потенциальное же большинство желающих вникнуть в суть программного документа, терпеливо и безнадежно ждало, «когда переводчики закончат свою работу».
Это обстоятельство вызвало критику со стороны наблюдателей. Порядок подготовки проектов, избранный Азимбеком Бекназаровым сотоварищи, фактически отрезал от важного процесса обсуждения русскоязычных граждан всех национальностей. А таковых ни мало ни много – добрая половина населения страны. Что говорить о рядовых нашего общества, если некоторые эксперты по причине лингвистического барьера до последнего времени тоже не имели возможности оценить предлагаемые варианты Конституции.
ИА «24.kg» внимательно изучило все три конституционные редакции в русском переводе. Два из проектов, как известно, упраздняют пост премьер-министра. Главой правительства становится сам президент. Он выбирает членов своего кабинета и свою правую руку – вице-президента.
Ни в одной из «бекназаровских» редакций Конституции не определен статус русского языка как официальный. Более того, ни в одной из них не говорится о светском устройстве государства. Зато в каждом из подготовленных вариантов особо подчеркивается значение кыргызов как «государствообразующего» народа. Единство титульной нации обозначено фундаментом стабильности страны и согласия всех ее жителей.
Не исключено, что эти моменты станут предметом горячей и острой полемики в среде политиков. Мы же пока остановимся на других наиболее, на наш взгляд, важных предложениях реформаторов Основного закона, учитывая такой факт - разница в текстах, по сути, присутствует только в тех главах, где определяется форма правления.
Один из сюрпризов Конституции от Бекназарова – обязанность высших должностных лиц публично выступать только на государственном языке. Политики и чиновники, на взгляд реформаторов, должны говорить на кыргызском даже во время официальных зарубежных визитов. Иной возможности не предусматривается.
Любопытна система управления, предлагаемая единомышленниками Бекназарова. Она состоит из трех уровней. Вместо областей и районов они предлагают ввести в обиход новое понятие – улус. Административно-территориальное деление страны после принятия этого положения должно быть перекроено на новый лад.
Разработчики предлагают конституционно закрепить институт присяжных заседателей. Правда, пока не совсем понятно, насколько уместным будет это нововведение в условиях кланово-родового деления, свойственного как раз улусам. Особенно учитывая то, что сородичи, как правило, проживают компактно на той или иной территории столетиями.
Важный момент: каждый из подготовленных вариантов Конституции отменяет смертную казнь. Упразднение исключительной меры наказания в понимании реформаторов обязательно - для торжества прав и свобод человека в Кыргызстане.
В продолжение темы человеколюбия – конституционная норма об акыйкатчы. Она, несомненно, прольется бальзамом на душу действующему омбудсмену. За ним закрепляется обязанность «нести контроль за соблюдением прав-свобод человека и гражданина в Кыргызстане», а также право законодательной инициативы. В одном из проектов Конституции главному правозащитнику страны посвящена целая глава.
Проекты Основного закона пытаются задекларировать государственную и общественную охрану института семьи. Если положения об этом утвердят, совершеннолетние дети будут обязаны заботиться о своих родителях уже по Конституции. Уважение к старшим, опека родных и близких обозначена «священной традицией народов Кыргызстана».
Если верить проектам Конституции, гражданин КР не может быть выдан властям другой страны. Государство гарантирует ему свою защиту и покровительство за пределами республики.
Революционным представляется порядок признания за кыргызами, проживающими за рубежом, подданства исторической родины. Причем независимо от наличия у них другого гражданства. В связи с этим любопытно узнать, как представители «государствообразующей» нации смогут при необходимости реализовать одно из своих прав, упомянутых в каждом из проектов Конституции КР. В частности – на забастовку.
Парламент, в видении реформаторов, должен состоять из 105 депутатов. Их, согласно всем трем редакциям Основного закона, надлежит избирать по партийным спискам. Полномочия Жогорку Кенеша в каждом из проектов прописаны по-разному. В том, который посвящен парламентской форме правления, народоизбранникам даже дано право избирать президента. Кандидатов на высшую должность в стране должны выдвигать депутатские фракции.
Проекты Основного закона предлагают упразднить Конституционный суд. Вместо него те же функции будет исполнять специальная палата Верховного. В полномочия этого подразделения ВС внесено определение списка запрещенных на территории Кыргызстана политических, общественных или религиозных организаций.
Разработчики, стоит отметить, решили максимально обезопасить свои детища от последующих переделок. Так, например, изменения в Конституцию, согласно представленным проектам, нельзя будет принимать на референдумах. Это право передается исключительно Жогорку Кенешу. Он же, в свою очередь, сможет решить судьбу новых редакторских правок только при согласии не менее двух третей парламентариев.
Предполагается, что конституционная реформа может закончиться наступившей осенью. Впрочем, совсем не исключено, что чиновники продолжат ее затягивать, подставляя под удар президента. Он, будучи в числе революционеров, обещал внести изменения в Основной закон еще в 2005 году.
Ваше мнение. Служба ИА «24.kg» провела собственные опросы мнения среди своих читателей по ряду пунктов Конституции.
В частности, на 31 августа на вопрос, ознакомились ли вы с новыми проектами Конституции Кыргызстана, положительно ответили только 28 (7,76 процента) из 350 опрошенных. При этом еще 118 (32,69 процента) только собираются это сделать, прочитав ее на русском, и 33 (9,14 процента) – на кыргызском.
Показателен тот факт, что 29,92 процента (108 человек) заявили, что «хотели бы это сделать, но не знают, где взять новую Конституцию». Еще 8,03 процента (29 человек) отмечают, что «действующий Основной закон ничуть не хуже».
Оставшиеся 12,47 процента (45 человек) отмечают, что им это не интересно.
Относительно статуса русского языка 50,83 процента респондентов (215 человек из 423 опрошенных) считают, что он должен быть официальным. Еще 27,19 процента (115 человек) ратуют за придание ему статуса второго государственного.
За то, чтобы русский стал языком межнационального общения, высказались только 33 человека (7,8 процента). Еще 44 респондента считают, что никакого статуса ему вообще не надо придавать (10,4 процента).
На вопрос, нужен ли республике глава правительства, большинство респондентов – 51,62 процента (175 человек из 341 опрошенного) заявляют, что «да, но с большими, чем сейчас полномочиями». Позиции «да, иначе президент узурпирует всю власть» придерживаются 13,57 процента (46 человек). За то, чтобы премьер остался, но его выбирал парламент, ратуют 7,96 процента респондентов (27 человек).
За отказ в Кыргызстане от института премьер-министра выступают 16,69 процента (60 человек). Еще 7,08 процента (24 человека) считают, что «ничего не изменится от того, будет в Кыргызстане глава правительства или нет».
04/09-2006 18:48, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
URL: http://www.24.kg/glance/2006/09/04/6449.html
Марат Султанов: Конституцию должен принимать Жогорку Кенеш. Только он вправе выступать от имени народа Кыргызстана
На прошлой неделе в СМИ Кыргызстана опубликованы три окончательных варианта Конституции, уже переведенные на русский язык. Впереди самое интересное – кто же все-таки будет решать, в какой стране нам жить: Конституционное совещание, Жогорку Кенеш, народ или же президент? О своем видении этого вопроса рассказывает торага Жогорку Кенеша КР Марат Султанов.
- Марат Абдыразакович, вам одному из первых были направлены окончательные проекты Конституции КР. Как вы их оцениваете?
- Знаете, мне нечего сказать. Пока что ни один из представленных вариантов меня не удовлетворил в полной мере. В одном проекте удалась одна часть, во втором - другая. Но скажу откровенно: я все же сторонник того, чтобы мы принимали не новую Конституцию, а вносили изменения и дополнения в уже существующую. А то, что же у нас получается? Каждый новый президент будет принимать свою Конституцию? Думаю, это не совсем правильно.
- Эти проекты Конституции задумывались как варианты Основного закона для трех различных форм правления. Но с каждым днем все больше людей склоняются к мысли, что документов всего два. Президентская и смешанная модели слишком похожи друг на друга, в обоих вариантах упразднен пост премьер-министра. Вы думаете, это правильное направление?
- В принципе, я полностью поддерживаю смешанную форму государственного устройства и являюсь противником президентской формы правления. Что же касается варианта парламентской республики, то это уже, по моему мнению, высшая форма правления. К сожалению, пока партийное строительство у нас еще не достигло необходимого уровня.
Поэтому нам следует придерживаться смешанной формы правления и просто вносить изменения и дополнения в действующую Конституцию, исключать все противоречия и недочеты.
- Что касается статуса неприкосновенности, вы считаете, его тоже надо убрать?
- Многие депутаты не боятся отмены института неприкосновенности. Они лишь хотят чувствовать себя защищенными, открыто выступая с трибуны. Вот и все.
- На ваш взгляд, кто должен все-таки принимать Конституцию КР - народ или Жогорку Кенеш?
- Давайте четко определим, что такое народ и что такое Жогорку Кенеш. В Конституции ясно сказано, что от имени народа у нас может выступать только парламент, правильно? Да. Депутатов избирали рядовые граждане, худо-бедно, но избирали. Поэтому они могут выступать от имени своих избирателей.
Относительно того, как надо принимать Конституцию, выносить на референдум или на рассмотрение Жогорку Кенеша, я могу сказать следующее. Если это будет происходить в парламенте, то во время дискуссий по отдельным статьям Основного закона люди увидят и услышат все «за» и «против» по каждому вопросу. И тогда у народа появится понимание Конституции, ее статей.
Если Основной закон вынести на референдум, то многие граждане просто не поймут, что происходит. Они будут голосовать так, как скажет более сведущий аким или глава айыл окмоту. Поэтому Конституцию должен принимать только Жогорку Кенеш. В Кыргызстане лишь парламент вправе выступать от имени всего народа Кыргызстана
01/09-2006 18:18, Бишкек – ИА «24.kg», Наргиза ЮЛДАШЕВА
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме