14:48 23.06.2006 | Все новости раздела "Ар-Намыс"

Проект Закона "О правовых гарантиях оппозиции и оппозиционной деятельности в Кыргызской Республике".

Проект закона

"О правовых гарантиях оппозиции и оппозиционной деятельности в Кыргызской Республике"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие оппозиции и оппозиционной деятельности, а также основные термины, используемые в настоящем Законе.

Под оппозицией в настоящем законе понимается, заявившие о переходе в оппозицию с обоснованием своего решения в официальных средствах массовой информации, осуществляющие оппозиционную деятельность
одна или несколько общественных организаций, преследующих политические цели, политических партий, отдельных депутатов, депутатских объединений, которые не согласны с установленными политическими, социальными или экономическими порядками в стране, с проводимой Президентом, представительным органом, законодательной (парламентским большинством) или исполнительной властями политикой.

Под оппозиционной деятельностью в настоящем законе понимается деятельность одной или нескольких оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, отдельных оппозиционных депутатов и депутатских объединений, направленная на мониторинг и критику деятельности Президента, законодательной (парламентского большинства) или исполнительной власти, также политические действия, противопоставляющие действиям Президента, законодательной (парламентского большинства) или исполнительной властей свои политические программы, предложения, альтернативные шаги для решения политической, социальной или экономической проблемы.

Оппозиционный Парламент – (Может существовать только при Президентской форме правления) это Парламент Кыргызской Республики (парламентское большинство), который не согласен с установленными политическими, социальными или экономическими порядками в стране, с проводимой Президентом и исполнительной властью политики, противопоставляющий действиям Президента и исполнительной власти свои политические программы, предложения, альтернативные шаги для решения политической, социальной или экономической проблемы.

Оппозиционный депутат Парламента – это заявивший в соответствии с настоящим законом о переходе в оппозицию депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, который не согласен с установленными политическими, социальными или экономическими порядками в стране, с проводимой Президентом, законодательной (парламентским большинством кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной властями политикой, противопоставляющий действиям Президента, представительного органа, законодательной (парламентскому большинству кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти свои политические программы, предложения, альтернативные шаги для решения политической, социальной или экономической проблемы.

Оппозиционный депутат представительного органа - это заявивший в соответствии с настоящим законом о переходе в оппозицию депутат, представительного органа, который не согласен с установленными политическими, социальными или экономическими порядками в стране, с проводимой Президентом, законодательной (парламентским большинством кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной властями политикой, противопоставляющий действиям Президента, законодательной (парламентскому большинству кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти свои политические программы, предложения, альтернативные шаги для решения политической, социальной или экономической проблемы.

Оппозиционное депутатское объединение – это объединение оппозиционных депутатов на основе оппозиционной политической партии, либо оппозиционном объединение (блока, депутатской группы или фракции в Парламенте), заявившее в соответствии с настоящим законом о переходе в оппозицию которое не согласно с установленными политическими, социальными или экономическими порядками в стране, с проводимой Президентом, законодательной (парламентским большинством кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной властями политикой, противопоставляющий действиям Президента, законодательной (парламентскому большинству кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти свои политические программы, предложения, альтернативные шаги для решения политической, социальной или экономической проблемы.

Политкорректность – это содержание оппозиционной деятельности, где оппозиция должна соблюдать Законодательство Кыргызской Республики, избегать радикализма, пропаганды нетерпимости и розни.

Статья 2. Законодательная основа оппозиции и оппозиционной деятельности.

Оппозиция и оппозиционная деятельность в Кыргызской Республике основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах ратифицированных Кыргызской Республикой, на положениях Конституции Кыргызской Республики и других, нормативно правовых актах Кыргызской Республики.

Статья 3. Субъекты оппозиционной деятельности.

1.Правом быть оппозицией и осуществлять оппозиционную деятельность обладают:
-одна или несколько объединенных в блок общественных организаций, преследующих политические цели;
-одна или несколько объединенных в блок политических партий;
-депутат представительного органа (оппозиционный депутат);
-депутатские объединения в представительных органах.

Глава 2. Основные цели и принципы создания оппозиции и оппозиционной деятельности.

Статья 4. Основные цели создания оппозиции и оппозиционной деятельности.

Основными целями создания оппозиции и оппозиционной деятельности являются реализация своих программных положений, предложений, инициатив при условии, что они противоположны в целом или в части с установленными политическими, социальными или экономическими порядками в стране, с проводимой Президентом, законодательной (парламентским большинством) или исполнительной властями политикой.
Не допускается оппозиционная деятельность, имеющая целью свержения конституционного строя, насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета и нарушение целостности территории Кыргызской Республики, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и вражды, совершение иных деяний, противоречащих конституционному строю Кыргызской Республики и не совместимых с общепризнанными нормами международного права.

Статья 5. Принципы создания оппозиции и оппозиционной деятельности

Основными принципами создания оппозиции и оппозиционной деятельности являются:
1.законность;
2. гласность;
3.гуманизм;
4.добровольность участия;
5.равенства прав граждан на участие в оппозиционной деятельности;
6. соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
7.равенство прав общественных организаций, политических партий, отдельных депутатов, депутатских объединений при осуществлении оппозиционной деятельности;
8.недопустимости ограничения установленных Конституцией и законами Кыргызской Республики прав общественных организаций, политических партий, отдельных депутатов, депутатских объединений в связи с осуществлением ими оппозиционной деятельности;

Статья 6. Условия создания оппозиции и оппозиционной деятельности.

Для приобретения статуса оппозиции и прав на оппозиционную деятельность существуют следующие условия:
1. Не признаются оппозиционными и не приобретают права на оппозиционную деятельность:
1) Общественная организация или несколько общественных организаций преследующих политические цели, объединенных в блок, если хотя бы один из членов общественной организации или блока общественных организаций является членом правительства либо членом руководства местных государственных администраций;
2) Общественная организация или несколько общественных организаций преследующих политические цели, объединенных в блок с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, иных зарубежных и международных организаций;
3) Несколько политических партий, общественных организаций преследующих политические цели, объединенных в блок, если хотя бы одна из партий или общественных организаций преследующих политические цели не является оппозиционной;
4) Если число депутатов в Парламенте, являющихся членами одной политической партии, составляет более 50% от общего числа депутатов (кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления);
5) Депутатское объединение (депутатская группа, фракция) в Парламенте, если численность объединения составляет более 50% от общего числа депутатов (кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления);
6) Депутатское объединение в Парламенте (представительном органе) сформированное на основе политической партии не являющейся оппозиционной.

2. Одна или несколько объединенных в блок общественных организаций, преследующих политические цели, обязаны в течении 7 рабочих дней, после принятия решения руководящим органом организации или блока о переходе в оппозицию, объявить и обосновать свое решение в официальных средствах массовой информации.
В течении 7 рабочих дней с момента опубликования решения о переходе в оппозицию официальными средствами массовой информации, необходимо в обязательном порядке уведомить путем передачи документа о переходе в оппозицию принятого руководящим органом общественной организации, либо совместно принятого документа, при принятие решения руководящим органом нескольких общественных организаций - блока, газетной полосы где объявляется о переходе данной общественной организации или блока в оппозицию, об этом орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществлять регистрацию общественных организаций.
3. Решение о переходе в оппозицию политической партии принимается съездом, а в период между съездами – постоянно действующим руководящим органом политической партии.
Решение о переходе в оппозицию нескольких объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели, принимается на совместном съезде политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели, а в период между съездами – постоянно действующим (ими) руководящим (ими) органом (нами) политической (их) партии (ий) совместно с руководящим (ими) органом (нами) общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели.
Одна или несколько объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ий) обязаны в течении 7 рабочих дней, после принятия решения о переходе в оппозицию, объявить и обосновать свое решение в официальных средствах массовой информации.
В течении 7 рабочих дней с момента опубликования решения о переходе в оппозицию официальными средствами массовой информации, необходимо в обязательном порядке уведомить путем передачи документа о переходе в оппозицию принятых уполномоченными на то органами, газетной полосы где объявляется о переходе одной или нескольких объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ий) в оппозицию, об этом орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществлять регистрацию партий и общественных организаций.
4.Депутат Жогорку Кенеша или представительного органа Кыргызской Республики приобретает статус «оппозиционного депутата» путем подачи заявления на имя Торага (Председателя) и в орган осуществляющий учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. В течении 7 рабочих дней депутат обязан объявить и опубликовать свое решение и обоснование в официальных средствах массовой информации, а также на заседании Парламента и представительного органа соответственно.

5.Депутатское объединение (депутатская группа, фракция) Жогорку Кенеша или представительного органа Кыргызской Республики приобретает статус оппозиции путем передачи принятого объединением документа о переходе в оппозицию на имя Торага и в орган осуществляющий учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. В течении 7 рабочих дней депутатское объединение обязано объявить и опубликовать свое решение и обоснование в официальных средствах массовой информации, а также на заседании Парламента и представительного органа соответственно.
Все депутаты, входящие в состав оппозиционного депутатского объединения автоматически получают статус оппозиционного депутата.

Статья 7. Условия утраты статуса оппозиции и прекращения оппозиционной деятельности.

1. Одна или несколько объединенных в блок общественных организаций, преследующих политические цели, обязаны в течении 7 рабочих дней, после принятия решения руководящим органом организации или блока о выходе из оппозиции, объявить и обосновать свое решение в официальных средствах массовой информации.
В течении 7 рабочих дней с момента опубликования решения о выходе из оппозиции официальными средствами массовой информации, необходимо в обязательном порядке уведомить путем передачи документа о выходе из оппозиции принятого руководящим органом общественной организации, либо совместно принятого документа, при принятие решения руководящим органом нескольких общественных организаций - блока, газетной полосы где объявляется о выходе данной общественной организации или блока из оппозиции, об этом орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществлять регистрацию общественных организаций.
Одна или несколько объединенных в блок общественных организаций, преследующих политические цели, теряют статус оппозиции и права на оппозиционную деятельность также по основаниям предусмотренных ч.1 ст. 6 настоящего закона.

2. Решение о выходе из оппозиции политической партии принимается съездом, а в период между съездами – постоянно действующим руководящим органом политической партии.
Решение о выходе из оппозиции нескольких объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели, принимается на совместном съезде политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели, а в период между съездами – постоянно действующим (ими) руководящим (ими) органом (нами) политической (их) партии (ий) совместно с руководящим (ими) органом (нами) общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели.
Одна или несколько объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ий), преследующих политические цели обязаны в течении 7 рабочих дней, после принятия решения о выходе из оппозиции, объявить и обосновать свое решение в официальных средствах массовой информации.
В течении 7 рабочих дней с момента опубликования решения о выходе из оппозиции официальными средствами массовой информации, необходимо в обязательном порядке уведомить путем передачи документа, о выходе из оппозиции, принятых уполномоченными на то органами, газетной полосы где объявляется о выходе одной или нескольких объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели из оппозиции, об этом орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществлять регистрацию партий и общественных организаций.
Одна или несколько объединенных в блок политических партий либо политической (их) партии (ий) и общественной (ных) организации (ций), преследующих политические цели, теряют статус оппозиции и права на оппозиционную деятельность также по основаниям предусмотренных ч.1 ст. 6 настоящего закона.

3. Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики утрачивает статус «оппозиционного депутата» путем подачи заявления на имя Торага Жогорку Кенеша и в орган осуществляющий учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. В течении 7 рабочих дней депутат обязан объявить и опубликовать свое решение и обоснование в официальных средствах массовой информации, а также на заседании Парламента.
Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прошедшие по пропорциональной системе выборов и относящиеся к оппозиционной партии или оппозиционному блоку партий, в последствии вышедшие из состава оппозиционной партии или оппозиционного блока партий теряют статус «оппозиционного депутата» и обязаны сложить с себя полномочия депутата Жогорку Кенеша, объявив об этом на очередном заседании Парламента, соблюдая условия, предусмотренные п.3 ст. 7 настоящего Закона. Освободившийся мандат депутата занимает кандидат в депутаты порядковый номер, которого по списку данной политической партии либо политического блока партий, находится следующим за порядковым номером последнего по списку кандидата получившего мандат депутата.
Депутат Жогорку Кенеша утрачивает статус «оппозиционного депутата» и права на оппозиционную деятельность также по основаниям предусмотренных ч.1 ст. 6 настоящего закона.

4. Депутат представительного органа утрачивает статус «оппозиционного депутата» путем подачи заявления на имя Торага и в орган осуществляющий учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. В течении 7 рабочих дней депутат обязан объявить и опубликовать свое решение и обоснование в официальных средствах массовой информации, а также на заседании представительного органа.
Депутат представительного органа утрачивает статус «оппозиционного депутата» и права на оппозиционную деятельность также по основаниям предусмотренных ч.1 ст. 6 настоящего закона.
5.Депутатское объединение (депутатская группа, фракция) Жогорку Кенеша или представительного органа Кыргызской Республики утрачивает статус оппозиции и права на оппозиционную деятельность путем передачи принятого объединением документа о переходе в оппозицию на имя Торага и в орган осуществляющий учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. В течении 7 рабочих дней депутатское объединение обязано объявить и опубликовать свое решение и обоснование в официальных средствах массовой информации, а также на заседании Парламента и представительного органа соответственно.

Депутатское объединение (депутатская группа, фракция) Жогорку Кенеша или представительного органа Кыргызской Республики утрачивает статус оппозиции и права на оппозиционную деятельность также по основаниям предусмотренных ч.1 ст. 6 настоящего закона.

Статья 8. Эфирное время, печатная площадь для сообщения о принятии решения о переходе в оппозицию, о прекращении оппозиционной деятельности.

Эфирное время, печатная площадь для сообщения о принятии решения о переходе в оппозицию либо о прекращении оппозиционной деятельности предоставляются на безвозмездной основе на основании письменного обращения одной или нескольких объединенных в блок общественных организаций, преследующих политические цели, одной или нескольких объединенных в блок политических партий, депутата представительного органа (оппозиционного депутата) любого уровня, депутатские объединения в представительных органах любого уровня к средству массовой информации. Официальное государственное средство массовой информации не вправе отказать в удовлетворении такого обращения и обязано предоставить эфир и печатную площадь не позднее следующего рабочего дня после даты такого обращения (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания).

Глава 3. Виды и формы оппозиции и оппозиционной деятельности.

Статья 9. Виды оппозиции и оппозиционной деятельности.

В Кыргызской Республике существуют следующие виды оппозиции и оппозиционной деятельности:
– Гражданская оппозиция и оппозиционная деятельность;
– Парламентская оппозиция и оппозиционная деятельность;
– Оппозиция и оппозиционная деятельность в представительных органах.
Статья 10. Формы оппозиционной деятельности.

1.Гражданская оппозиционная деятельность.
Гражданская оппозиционная деятельность осуществляется в форме митингов, демонстраций, манифестаций, уличных шествий, пикетирований, голодовок и других массовых мероприятий, мониторинга с конструктивной критикой, в том числе и в средствах массовой информации, деятельности Президента, представительного органа, законодательной (кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти, также политические действия, противопоставляющие действиям Президента, представительного органа, законодательной (кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной властей свои политические программы, предложения, альтернативные шаги для решения политической, социальной или экономической проблемы, и другими формами не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
2.Парламентская оппозиционная деятельность.
Парламентская оппозиционная деятельность осуществляется в форме внесения проектов законодательных актов, постановлений, решений и распоряжений в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, в том числе альтернативных проектам, вносимым Президентом Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики, депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, проектов заявлений и обращений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, созыва внеочередного заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выступления с инициативой о проведении парламентских слушаний, участия в работе комитетов, комиссий и иных органов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, блокирования или содействия в принятие Жогорку Кенешом решения по каким либо вопросам, конструктивной критики на заседаниях Парламента, деятельности Президента, законодательной (парламентского большинства кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти, в любых других формах предусмотренных регламентом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для деятельности депутатов и депутатских объединений, а также в любых других формах, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
3.Оппозиционная деятельность в представительных органах Кыргызской Республики.
Оппозиционная деятельность в представительных органах осуществляется в форме внесения проектов постановлений, в том числе альтернативных проектам, вносимым депутатами представительного органа, созыва внеочередной сессии представительного органа Кыргызской Республики, участия в работе комиссий и иных органов представительного органа, блокирования или содействия в принятие представительным органом решения по каким либо вопросам, конструктивной критики на заседаниях представительного органа, деятельности Президента, законодательной (парламентского большинства кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти, в любых других формах, предусмотренных регламентом представительного органа Кыргызской Республики для деятельности депутатов и депутатских объединений представительного органа, а также в любых других формах, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Глава 4. Оппозиция и Государство, права и обязанности.

Статья.11 Права и обязанности оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений.

1.Оппозиционные общественные организации, преследующие политические цели, оппозиционные политические партии, оппозиционные депутаты и депутатские объединения имеют право:

1) на проведение митингов, демонстраций, манифестаций, уличных шествий, пикетирований, голодовок и других массовых мероприятий, не противоречащих Законодательству Кыргызской Республики;
2) свободно распространять информацию о своих целях и деятельности;
3) учреждать средства массовой информации, в установленном законом порядке;
4) объединяться на добровольных началах в политические блоки, союзы, объединения;
5) участвовать в выборах Президента, в Жогорку Кенеш, представительные органы (по пропорциональной системе выборов только политические партии) и в другие выборные государственные органы Кыргызской Республики;
6) выступать с публичной критикой политического курса и отдельных действий Президента, законодательной (парламентского большинства кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) или исполнительной власти, так же требовать отставки или роспуска Президента, Парламента («оппозиционного парламента» при Президентской форме правления), министра либо кабинета министров в целом с обоснованием своих требований;
7) выступать по актуальным вопросам государственной и общественной жизни, с политическими программами, предложениями, инициативами для решения политической, социальной или экономической проблемы;
8) получать равный доступ к средствам массовой информации, в частности, в период Референдума и избирательной кампании;
9) направлять своих представителей в избирательные комиссии и комиссии референдума в соответствии с законодательством о выборах и референдумах в Кыргызской Республике;
10)отвечать в тех же (на том же канале и в тоже эфирное время, когда прозвучала критика, на той же странице и тем же размером шрифта газеты, где прозвучала критика) или иных средствах массовой информации на публичную критику, политической программы, и деятельности одной или нескольких оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, одной или нескольких оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений, высказанную Президентом либо представителями исполнительной власти, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
11)Направлять письма, запросы, предложения, заявления, жалобы, в государственные и судебные органы и получать на них исчерпывающие ответы, при условии, что информация не несет государственную, военную либо служебную тайны, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.
2.Оппозиционные общественные организации, преследующие политические цели, оппозиционные политические партии, оппозиционные депутаты и депутатские объединения обязаны:

1)Соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, настоящий Закон и законодательство Кыргызской Республики;
2)Соблюдать политкорректность в осуществлении оппозиционной деятельности;

Статья. 12 Права и обязанности государства в отношениях с оппозиционными общественными организациями, преследующими политические цели, оппозиционными политическими партиями, оппозиционными депутатами и депутатскими объединениями.

1.Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений;
2.Вмешательство в любой форме государственных органов и должностных лиц в деятельность оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений запрещается за исключением случаев предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
3.Государство гарантирует равный доступ к средствам массовой информации оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. Если средство массовой информации не является государственным и государственный орган не является соучредителем, то равный доступ гарантируется при выполнении условий необходимых для доступа к данному СМИ, указанных в учредительных документах и тарифах.
4.Не допускается отказ в доступе оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений к официальным средствам массовой информации, в частности при ответах на публичную критику, политической программы и деятельности одной или нескольких оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, одной или нескольких оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений, высказанную Президентом либо представителями исполнительной власти, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
5.Государство в лице уполномоченного органа ведет учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений.
6.Не допускается отказа в принятие документов необходимых для приобретения статуса оппозиции и права на ведение оппозиционной деятельности, а также документов необходимых для утраты статуса оппозиции и права на оппозиционную деятельность, органом осуществляющий учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений.


Глава 5. Правовые гарантии оппозиции и оппозиционной деятельности;

Статья 13. Взаимодействие власти и оппозиции.

Президент, глава Правительства Кыргызской Республики регулярно, но не реже двух раз в год, проводит встречи с руководителями оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений с участием членов Правительства Кыргызской Республики, а также других лиц приглашаемых по согласованию с руководителями оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений. О проведении указанных встреч, обсуждаемых вопросах и достигнутых договоренностях, сообщается в государственных средствах массовой информации.

Статья 14. Правовые гарантии при проведении публичных мероприятий.

Одна или несколько оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, отдельных оппозиционных депутатов и депутатских объединений имеют право на проведение публичных мероприятий, а также на распространения информации об этом в средствах массовой информации.
Официальные средства массовой информации обязаны сообщать обо всех публичных мероприятиях организованных оппозиционными общественными организациями, оппозиционными политическими партиями, отдельными оппозиционными депутатами или депутатскими объединениями, преследующих политические цели при обращении хотя бы одного из организаторов, не позже чем за день до проведения публичного мероприятия.

Статья 15. Освещение в СМИ оппозиционной деятельности.

Официальные средства массовой информации, при письменном обращении, обязаны предоставить эфир и печатную площадь для освещения оппозиционной деятельности одной или нескольких оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, отдельных оппозиционных депутатов и депутатских объединений, не позднее следующего рабочего дня после даты такого обращения (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания).
Объем освещения оппозиционной деятельности государственными телерадиовещательными компаниями либо телерадиовещательными компаниями, где государственный орган является соучредителем, не должен составлять менее 20% эфирного времени, которое предоставляется для освещения деятельности Президента, законодательной и исполнительной властям. При этом не менее половины указанного объема эфирного времени предоставляется для выступления руководителей оппозиционных общественных организаций преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, отдельных оппозиционных депутатов и руководителей депутатских объединений.
Государственные периодические печатные издания либо печатные издания, где государственный орган является соучредителем, обязаны предоставлять не менее двух полос для освещения оппозиционной деятельности одной или нескольких оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, отдельных оппозиционных депутатов и депутатских объединений. При этом не менее половины указанного объема печатной площади предоставляется для выступления руководителей оппозиционных общественных организаций преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, отдельных оппозиционных депутатов и руководителей депутатских объединений.
Объем эфирного времени и печатной площади в Государственных средствах массовой информации должен быть равномерно распределен между представителями всех видов оппозиции и оппозиционной деятельности на основании поданных заявок.
В каждом выпуске периодических программ, специально предназначенных для распространения информации о деятельности Жогорку Кенеша, выпускаемых государственными телерадиокомпаниями, должна содержаться информация о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения. Объем эфирного времени, предназначенного для сообщения информации о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения, не может составлять менее 10 процентов эфирного времени в каждом выпуске указанных периодических программ, при этом не менее 5 процентов эфирного времени предоставляется для выступлений депутатов, входящих в состав соответствующего депутатского объединения.
В каждом случае опубликования государственным средствами массвой информации сообщения о принятии Жогорку Кенешом Кыргызской Республики проектов законодательных актов, постановлений, решений, распоряжений, заявлений, обращений и иных, принимаемых Жогорку Кенешем правовых актов, в том же сообщении должна содержаться информация о позиции по данному вопросу каждого оппозиционного депутатского объединения, выраженной в соответствии с абзацем 1 ст. 19 настоящего закона.

Статья 16. Гарантия права на получение объективной, правдивой информации.

Оппозиционные общественные организации, преследующие политические цели, оппозиционные политические партии, отдельные оппозиционные депутаты и депутатские объединения имеют право направлять письма, запросы, предложения, заявления, жалобы в представительные органы любого уровня, органы исполнительной, законодательной и судебной властей.
Оппозиционным общественным организациям, преследующим политические цели, оппозиционным политическим партиям, отдельным оппозиционным депутатам и депутатским объединениям гарантируется право на получение объективного и правдивого ответа на отправленное письмо, запрос, предложение, заявление, жалобу, при условии, что информация не несет государственную, служебную либо военную тайны, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.
Оппозиционным общественным организациям, преследующим политические цели, оппозиционным политическим партиям, отдельным оппозиционным депутатам и депутатским объединениям гарантируется право на получение ответа на отправленное письмо, запрос, предложение, заявление, жалобу в сроки установленные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Гарантия права ответа на публичную критику.

В каждом случае трансляции, опубликования или изложения государственным средством массовой информации выступлений (в том числе интервью, статей) Президента, членов Правительства, руководителей и должностных лиц Государственных органов Кыргызской Республики, а также депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (парламентского большинства кроме парламентского большинства «оппозиционного парламента» при Президентской форме правления) содержащих критику положений политической программы, деятельности или отдельных действий оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и депутатских объединений, после трансляции, изложения, опубликования выступления соответствующего должностного лица представителям указанной оппозиционной политической партии предоставляется эфирное время в той же телерадиовещательной компании и в тоже эфирное время, когда прозвучала критика, в том же периодическом печатном издании, где прозвучала критика, на той же странице и тем же размером шрифта, для выступления с ответом на высказанную критику.
Эфирное время, печатная площадь предоставляются в соответствии со ст.8 настоящего закона.

Глава 6. Правовые гарантии Парламентской оппозиции и оппозиционной деятельности.

Статья 18. Обращение в Конституционный суд.

Всем субъектам оппозиционной деятельности, перечисленным в ст.3 настоящего Закона, гарантируется право на обращение в Конституционный суд по вопросам конституционности закона или иного нормативно-правового акта, а также по другим вопросам, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 19. Избрание Торога и его Заместителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Торога Жогорку Кенеша Кыргызской Республики избирается и отзывается депутатами, входящими в оппозиционные депутатские объединения.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики избирает из своего состава заместителей Торога Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и отзывает их.

Статья 20. Правовые гарантии при формировании комитетов и комиссий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1. В каждом составе комитета и комиссии формирующегося в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики должен быть представитель от каждого оппозиционного депутатского объединения (пропорционально представительства в Парламенте).
Если председателем комиссии или комитета избирается депутат не входящий в оппозиционное депутатское объединение, то заместителями данной комиссии или комитета избираются депутаты, входящие в состав оппозиционных депутатских объединений путем жеребьевки.
2. Жеребьевка проводится на заседании Жогорку Кенеша. В жеребьевке участвуют по одному представителю от каждого оппозиционного депутатского объединения, которые перед началом жеребьевки пишут свои данные на чистом белом листе 8 х 4 см, которое складывается втрое и помещается в прозрачный крутящийся барабан.
1)Жеребьевку проводит Торога Жогорку Кенеша.
2)Жеребьевка состоит из 5 этапов:
1.Освидетельствование в правильности заполнения и идентичности заполненных листов с данными кандидатов;
2.Помещение листов с данными кандидатов в барабан;
3.Изъятие листа с данными кандидата из барабана;
4.Объявления победившего кандидата и занесения его данных в протокол освидетельствования;
5.Погашения оставшихся листов с данными кандидатов.
3) Освидетельствование этапов процесса жеребьевки проводит группа, состоящая их представителей всех депутатских объединений в парламенте, по одному от каждого объединения.
4)Протокол освидетельствования заполняется следующим образом:
а) На листе бумаги А-4 приводится список этапов. После окончания каждого этапа под соответствующим пунктом, если он проведен без нарушений вписывается слово «ВЕРНО» и заверяется подписями каждого члена группы освидетельствования;
б) Если группой освидетельствования обнаруживается нарушение процесса жеребьевки, то жеребьевка начинается заново.

Статья 21. Правовые гарантии участия Парламентской оппозиции и осуществление оппозиционной деятельности при обсуждении и принятии решений, проведения парламентских мероприятий.

При рассмотрении Жогорку Кенешем проектов законодательных актов, постановлений, решений, распоряжений, заявлений, обращений и иных, принимаемых Жогорку Кенешем правовых актов, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, по каждому ставящемуся на голосование вопросу до начала голосования.
Парламентская оппозиция вправе созвать внеочередное заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Решение об этом должно быть принято двумя третями от общего числа депутатов входящих в депутатские объединения.
Парламентская оппозиция инициирует проведение парламентских слушаний и других Парламентских мероприятий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Глава 7. Правовые гарантии оппозиции и оппозиционной деятельности в представительных органах.

Статья 22. Избрание Председателя и его заместителей представительного органа.

Председатель представительного органа избирается и отзывается депутатами, входящими в оппозиционные депутатские объединения.
Представительный орган избирает из своего состава заместителей Председателя и отзывает их.

Статья 23. Правовые гарантии при формировании органов.

1. В каждом составе органа формирующегося в представительных органах Кыргызской Республики должен быть представитель от каждого оппозиционного депутатского объединения (пропорционально количеству мест занимаемых в представительных органах)
Если председателем комиссии, комитета или иного органа формирующегося в представительном органе, избирается депутат не входящий в оппозиционное депутатское объединение, то заместителями данного органа избираются депутаты, входящие в состав оппозиционных депутатских объединений путем жеребьевки.
2. Жеребьевка проводится на заседании представительного органа. В жеребьевке участвуют по одному представителю от каждого оппозиционного депутатского объединения, которые перед началом жеребьевки пишут свои данные на чистом белом листе 8 х 4 см, которое складывается втрое и помещается в прозрачный крутящийся барабан.
1) Жеребьевку проводит Председатель представительного органа.
2) Жеребьевка состоит из 5 этапов:
1.Освидетельствование в правильности заполнения и идентичности заполненных листов с данными кандидатов;
2.Помещение листов с данными кандидатов в барабан;
3.Изъятие листа с данными кандидата из барабана;
4.Объявления победившего кандидата и занесения его данных в протокол освидетельствования;
5.Погашения оставшихся листов с данными кандидатов.
3) Освидетельствование этапов процесса жеребьевки проводит группа, состоящая их представителей всех депутатских объединений в представительном органе, по одному от каждого объединения.
4)Протокол освидетельствования заполняется следующим образом:
а) На листе бумаги А-4 приводится список этапов. После окончания каждого этапа под соответствующим пунктом, если он проведен без нарушений, вписывается слово «ВЕРНО» и заверяется подписями каждого члена группы освидетельствования;
б) Если группой освидетельствования обнаруживается нарушение процесса жеребьевки, то жеребьевка начинается заново.

Статья 24. Правовые гарантии оппозиции и оппозиционной деятельности в представительных органах при обсуждении и принятии решений, проведения мероприятий.

При рассмотрении представительным органом проектов постановлений и иных, принимаемых Представительным органом правовых актов, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, по каждому ставящемуся на голосование вопросу до начала голосования.
Оппозиция в представительных органах вправе созвать внеочередное заседание представительного органа. Решение об этом должно быть принято двумя третями от общего числа депутатов входящих в оппозиционные депутатские объединения.
Оппозиция в представительных органах вправе инициировать проведение различных мероприятий в соответствии с регламентом представительного органа и законодательством Кыргызской Республики.

Глава 8. Ответственность.

Статья 25. Ответственность государственных органов за действие (бездействие) нарушающие права оппозиции и ее права на оппозиционную деятельность.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающие установленные настоящим законом права оппозиции и ее права на оппозиционную деятельность, могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции либо в суд в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 26. Ответственность представителей средств массовой информации за нарушение настоящего закона.

Руководители, учредители, главные редакторы средств массовой информации несут ответственность за нарушения настоящего закона в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 27. Ответственность оппозиции.

За оппозиционную деятельность, нарушающую настоящий закон, руководители оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, руководители оппозиционных политических партий, оппозиционный депутат представительного органа любого уровня несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 9. Заключительные положения.

Статья 28. Учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и оппозиционных депутатских объединений.

Учет оппозиционных общественных организаций, преследующих политические цели, оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатов и оппозиционных депутатских объединений ведут органы Министерства Юстиции Кыргызской Республики.

Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона

Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.



Источник: Ар Намыс

  Обсудить новость на Форуме