23:45 23.03.2010 | Все новости раздела "Ар-Намыс"

В Бишкеке проходит Курултай согласия

Обращение Президента К.Бакиева к Курултаю Согласия народа Кыргызстана (полный текст)

23-03-2010
12:34

Бишкек (АКИpress) - Президент Курманбек Бакиев 23 марта выступил с обращением к Курултаю Согласия народа Кыргызстана.

Мероприятие состоялось 23 марта в Кыргызской национальной филармонии им.Т.Сатылганова. Пресс-служба Секретариата Президента распространила полный текст выступления главы государства:

Уважаемые делегаты, дорогие соотечественники!

Достойный повод собрал сегодня в этом торжественном зале вас, лучших представителей кыргызского народа и всех кыргызстанцев - умудрённых житейским опытом аксакалов, наиболее авторитетных в обществе современников и молодёжь, возвещающую начало новой эпохи. На мой взгляд, сегодняшнее событие – это результат наших попыток установления нового для современной истории и традиционного для жизни народа порядка обсуждения судьбоносных для нации и страны вопросов. Я признателен своему народу и общественности за поддержку нашей инициативы.

Если обратиться к седой истории, то, как вы знаете, у целого ряда народов Востока курултай - это всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, и, как утверждает ряд исследователей, в определённой степени аналог европейских парламентов, в частности, британской Палаты лордов.

Понятие «курултай» в значении всенародного съезда вошло в употребление на рубеже XII-XIII веков, когда Чингисхан объединил разрозненные монгольские племена, каждое из которых до этого жило своей обособленной жизнью. В своих постановлениях и решениях Чингисхан курултаю придавал огромное значение. Весомую роль играли курултаи и в нашей поздней истории. Так, потомственный манап племени сарыбагыш Ормон-хан летом 1842 созвал знаменитый курултай на западном берегу Иссык-Куля в местности нынешнего Балыкчы с целью объединения кыргызских племен для противодействия Кокандскому ханству.

Я избран как Президент Кыргызстана, Президент всех граждан страны. И, следовательно, не могу встать на сторону какой-либо одной группы, какой бы влиятельной она ни была. Это лидер партии или, скажем, предводитель рода может защищать интересы партии или сородичей. Президент же должен выражать и отстаивать интересы всей страны. Но для этого и интересы страны должны быть чётко сформулированы, поддержаны гражданами и реализованы через всю систему власти - от Президента до акима района.

И я собрал вас прежде всего для того, чтобы наше общество четко осознавало интересы своей страны, а я мог бы принимать решения и отчитываться перед народом о своей деятельности, исходя из этих интересов. Именно в этом значение нашего сегодняшнего Курултая Согласия.

Чем вызвана необходимость созыва сегодняшнего Курултая Согласия?

Как я неоднократно отмечал и прежде, нынешнее положение в нашей стране требует непрерывного диалога. Нам необходимо совместно переосмыслить формы, методы и содержание управления государством.

Взяв курс на обновление страны, мы наметили как стратегический вектор её развития ориентацию на подлинную политическую независимость Кыргызстана, построение дружелюбного общества, динамичный рост экономики и благосостояние людей.

Надо прямо признать: привычными формами управления государством достижение этих стратегических целей попросту невозможно. Нынешняя ситуация в мире властно требует энергичных перемен.

И теперь решения должны приниматься быстро и точно, а затем эффективно реализовываться. А это, в свою очередь, требует того, чтобы в реализации государственной политики максимальное участие принимали все слои общества. Ведь никто не обладает монопольным правом на истину, не может в одиночку знать всю ситуацию, и соответственно – оказывать влияние на общество.

Интересы государства и общества, государства и этнических, религиозных групп, их взгляды на настоящее и будущее далеко не всегда совпадают. Это – явление закономерное, и можно только приветствовать такой плюрализм мнений в динамично развивающемся живом обществе.

И в этой связи задачей Курултая Согласия является осмысление целей наших совместных усилий – руководства государства, представителей профессиональных сообществ и регионов, этнических групп и различных конфессий.

Без такого согласия в целях никакое реальное развитие и подлинная независимость невозможны. Это – правда истории.

Мои дорогие сограждане!

Завтра исполняется ровно пять лет со дня Народной революции. В этом зале сегодня находятся десятки моих соратников, которые выступили в первых революционных рядах, и, пользуясь случаем, хочу выразить всем вам свою признательность.

События 24 марта 2005 года стали поворотной вехой в новейшей истории Кыргызстана. В этот день наш народ ясно выразил свою волю к свободе и демократии. Да, революция пробудила энтузиазм народа, создала начальные условия к демократическим переменам, но не определила ясные пути достижения общих целей и задач. К тому же, как вы хорошо знаете, половину времени, прошедшего со дня революции, мы растратили на распри и раздоры.

Государственные органы вместо того, чтобы решать социальные проблемы и задачи развития, занимались “тушением” возникающих повсюду митингов и шествий. Образно говоря, государство превратилось в пожарного, занимаясь только устранением кризисных очагов.

И хотя те трудные дни остались позади, мы, к сожалению, до сих пор словно так и не преодолели этот мятежный синдром. Всё ещё оставаясь в плену идеологии борьбы за власть, мы пока не смогли перейти к другой идеологии – совместного строительства нового государства и гармоничной жизни для всех в единой стране.

Совсем немного времени прошло с тех пор, как прекратилась череда повсеместных волнений и политической нестабильности. Пришла пора основательного осмысления и обсуждения серьёзных вопросов – каким будет завтрашний день нашей страны, кто мы и куда идём.

Таким образом, нам предстоит сегодня всем миром откровенно обсудить проблемы, цели и задачи всего государства, различных общественных слоёв и групп. Со своей стороны, я готов внимательно выслушать авторитетных представителей всех общественных групп, какие бы проблемы они ни поднимали и какие бы суждения о целях и перспективах страны ни высказывали. А потому я намерен принимать участие в обсуждении, присутствуя на всём протяжении Курултая Согласия.

Что я предлагаю обсудить на Курултае?

Главный вопрос, стоящий на повестке дня Великого народного собрания, - конечно же, национальные интересы и приоритеты. И сколько бы мы ни говорили об этом, существуют вполне реальные противоречия в задачах и ценностях, которые мы все декларируем, и это не позволяет точно обозначить национальные интересы и приоритетные направления развития.

Так что клубок сложных вопросов, который не может распутать в одиночку какой-либо орган, а тем паче отдельный человек, - более чем основателен.

Вот как, например, согласовать необходимость сохранения традиций и ценностей кыргызского кочевого общества с задачами обеспечения технологического развития? Ведь это разные вещи: кочевое мировоззрение, многовековой опыт – и модели технологической эпохи, что также предполагает различия в оценке обстановки и принятии решений.

Мы уже столкнулись с тем, что внедряем в принципе теоретически правильную современную систему управления, а на деле, как мы сами видим, эта система опирается большей частью на местные нравы и обычаи. В итоге мы не достигаем поставленной цели, а вдобавок родственные связи и коррупция опутывают нас по рукам и ногам.

Конечно, очень опасно оторваться от собственных корней и самобытности, но что делать с тем, что впитанные с молоком матери семейственные, родовые и земляческие связи стали вполне реальным препятствием на пути развития страны? И я призываю вас всем вместе искать ответы на этот архисложный вопрос.

Не следует однобоко понимать развитие как самоцель. Напротив, оно является средством перестройки, адаптации общественных отношений к новым вызовам современности. Однако тут возникает вопрос: как в эпоху глобализации обеспечить разумный баланс вековых традиций и новаций? Иначе говоря, каким образом нам оставаться кыргызским обществом, способным отвечать на технологические вызовы? Пока же мы являемся свидетелями того, как устремления тех, кто хочет вернуться к формам жизни и системе управления кочевых народов, сталкиваются с интересами сторонников индустриализации страны. Наша с вами задача – достигнуть взаимоприемлемого решения, сочетающего в себе интересы обеих сторон.

Сможем ли мы сохранить семейные и родовые ценности и в то же время развивать государство, основанное на идее равенства всех перед законом - вопреки даже родственным отношениям?

А может быть, вместо того, чтобы силком навязывать всем людям некий универсальный образ жизни, лучше предложить им самим возможность выбирать как жить? Втягиваться ли нам в новые технологии или же поголовно подчиняться идеологии родо-племенных отношений? Словом, я ожидаю, что Курултай Согласия будет искать ответы на столь неординарные вопросы.

Дорогие соотечественники!

Нам удалось повернуть наши международные отношения на благо своим национальным интересам. Начиная с минувшего года Кыргызстан стал обретать собственное место на международной арене. Вместо былого высокомерия мы уже стали чувствовать равноправное и уважительное отношение к нам.

Между тем в наш адрес раздаются упрёки, будто мы заигрываем с разными международными политическими силами. Но как бы там ни было, во внешнеполитической сфере у нас есть только два возможных пути. Либо мы превращаем Кыргызстан в один из центров диалога разных международных сил и определим новое место нашей страны в мировой политике, либо мы станем сателлитом какой-либо одной силы. В этом случае не может быть и речи о реальной независимости нашей страны.

А посему призываю вас к откровенному обсуждению и приложить совместные усилия для достижения подлинной независимости в международных отношениях.

Миграционная проблема – также одна из болевых точек наших национальных интересов. В принципе миграция – общемировая тенденция, и её нельзя рассматривать как напасть, которая свалилась исключительно на Кыргызстан. Никто и нигде не вправе ограничивать свободу передвижения личности. Вопрос лишь в том, что нам необходимо поразмыслить над тем, как повернуть эти процессы в русло закона и организованности.

Данная проблема имеет два аспекта. Те наши сограждане, которые сейчас трудятся в развитых зарубежных странах, во-первых, кормят целые семьи, создавая предпосылки для социального благоденствия. Во-вторых, они возвращаются оттуда обогащённые лучшими традициями и передовым опытом. И это ведь тоже сами по себе большие инвестиции.

Среди делегатов сегодняшнего Курултая находятся и представители трудовых мигрантов, давайте выразим им признательность за их труды на благо родной страны и народа – огромное вам спасибо.

Но обратимся к другой стороне вопроса. Наиболее энергичная и образованная часть нашей молодёжи находится за пределами Кыргызстана. Из-за этого в собственной стране уже ощущается острая нехватка специалистов в целом ряде отраслей.

А ведь мы собираемся в ближайшее время запустить крупные национальные и инвестиционные проекты. Вот когда возникнет насущная потребность в умелых рабочих руках, высококвалифицированных специалистах. И как мы будем решать эту проблему – об этом тоже нам следует поразмыслить сообща.

Несколько слов о правоохранительных и судебных органах. Ко мне поступает множество жалоб и заявлений о незаконных действиях, а порой и откровенных бесчинствах местных органов милиции или судов. Нам известны случаи о несправедливом, а то и хамском отношении к простым людям со стороны должностных лиц, которые в силу своих служебных обязанностей должны защищать права граждан. Этот вопрос был рассмотрен на недавнем Президентском совещании и находится под моим личным контролем. Как вам известно, ряд судей не просто смещены с должности, но в отношении некоторых возбуждены уголовные дела, а отдельные судьи приговорены к лишению свободы. Это должно стать уроком для всех нас. Однако и местные власти не должны сидеть сложа руки, лишь кивая на центр. Тут, как мне думается, хорошо бы взять инициативу в свои руки местным государственным администрациям, аксакалам и сельским сообществам.

Мне представляется уместным высказаться также о состоянии нашей инфраструктуры. Созданная ещё в Советском Союзе инфраструктура всё больше приходит в негодность. На создание новой необходимы миллиардные средства. Однако такие денежные вливания неизбежно обескровят социальные программы. Мы, конечно, ищем инвесторов, но ведь вы и сами знаете, что никто и ничего не даст нам даром – рано или поздно, но долги придётся возвращать, да ещё и с процентами.

Необходимость обновления инфраструктуры сегодня переплелась в единый тугой узел противоречий с такими проблемами, как существующая тарифная политика, возможности бюджета и платежеспособность населения. Над тем, чтобы развязать этот гордиев узел, сейчас ломают голову в десятках стран мира, и рецепта пока не найдено.

Но если бесконечно оттягивать начало модернизации инфраструктуры той же энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и дорожной сети, то рано или поздно мы неизбежно столкнёмся с кризисом. Нам предстоит сделать выбор – направлять ли и дальше ограниченные ресурсы на бесконечное латание дыр или коренным образом обновить инфраструктуру?

Понятно, что действия в этом направлении не могут быть легкими без приложения усилий. А решения Правительства по тарифной политике, особенно в части оплаты электроэнергии, конечно, не могли не вызвать озабоченности граждан. В соответствии с моим поручением, всем слоям населения, получающим социальную поддержку, должна была быть оказана дополнительная помощь. Со своей стороны, я поддержал все поступившие ко мне предложения и подписал соответствующие указы.

Однако, проблемы, как с реализацией новой тарифной политики, так и с компенсационными выплатами, конечно, есть. Мною даны указания правительству подготовить несколько вариантов. Должны быть просчитаны все плюсы и минусы, как введения дополнительных льгот отдельным категориям населения, так и повышения зарплат бюджетникам. Правительство проделает эту работу в течение апреля.

Уважаемые делегаты!

Сегодня следует откровенно обсудить и сложившуюся в стране религиозную ситуацию. У нас в отношениях между религиозными общинами и государством всё ещё продолжается советская традиция. Её суть, как вы знаете, - в полном отсутствии какого бы то ни было диалога между обеими сторонами. Десятки лет люди жили с верой в скорое наступление коммунизма, и эта вера поддерживалась всей мощью государственной машины.

В конце концов эта вера потерпела крах вместе с крушением самой системы. Но ведь ни общество в целом, ни отдельный человек не могут жить без веры, и люди, естественно, потянулись к традиционным формам веры.

Безусловно, взаимоотношения конфессий должны стать основой диалога государства с религиозными общинами и работать на национальные интересы. Но мы, к сожалению, всё никак не научимся навыкам такого диалога, страх экстремизма заслоняет у государства видение реальной ситуации, например, в исламе, а в исламских общинах проповедуются и зачастую поддерживаются негативные взгляды на роль государства и взаимодействия с ним. Я, думаю, что следует перейти к реальной политике взаимодействия с религиозными организациями в стране. Потому что какого бы вероисповедания мы ни придерживались, все мы живём в этой стране.

Повестка дня выдвигает и вопрос о межнациональных отношениях.

Кыргызстан – многонациональное государство, и это наше великое достояние. В мире сложилось так, что именно многонациональные страны быстро достигают результатов в развитии, к тому же добрую зависть у окружающих вызывает культурное богатство и разнообразие в таких государствах. И существующее у нас межнациональное согласие, взаимопроникновение культур - наше большое достижение.

Теперь нам предстоит задача сплочения в общенациональное единство всех, кто считает Кыргызстан своим Отечеством, кто живёт его радостями и заботами, болеет за наше общее будущее. Органы местной власти и самоуправления, правоохранительные структуры обязаны предотвращать и пресекать попытки тех, кто пытается сеять смуту в обществе, придавая преступным проявлениям этническую окраску.

Надеюсь, что Курултай Согласия, его Төркеңеш (Президиум) станут настоящим центром обеспечения подлинно толерантных отношений в межрелигиозной и межнациональной сфере.

Среди национальных приоритетов – и охрана здоровья нашего населения. Государство приступает к коренным преобразованиям в этой системе. Хорошо известно, что сильным становится только то государство, у граждан которого хорошее здоровье. К сожалению, и в этой сфере всё ещё бытуют пережитки прошлого.

Здравоохранение - это ведь не только лечение, это ещё и профилактика заболеваний, это и здоровый образ жизни, ежедневная физкультура и правильное питание. Вот почему нам необходимо путём преимущественного развития профилактической направленности системы здравоохранения коренным образом реформировать эту отрасль.

Пользуясь случаем, призываю органы местной власти и самоуправления, средства массовой информации неустанно напоминать о том, что здоровье – самый большой человеческий капитал, и лишиться его означает нанести огромный вред и ущерб семейному и государственному бюджету, в конце концов, самой человеческой жизни.

В сферу важнейших национальных интересов входит, конечно же, система образования. В Курсе на обновление страны этой сфере придаётся огромное значение. Всем нам, включая детей и подростков, следует осознать, что цель образования – вовсе не в том, чтобы получить просто аттестат или диплом, а прежде всего глубокие и прочные знания. Но, к сожалению, система образования ещё очень медленно приспосабливается к условиям рынка и глобальной конкуренции. Сегодня мы, как и прежде, не представляя себе истинной потребности в тех или иных специалистах, без точных расчётов тиражируем дипломы и штабелями штампуем специалистов.

И стоит ли удивляться тому, что новоиспеченные специалисты в своём подавляющем большинстве уезжают из страны или пополняют собой и без того многочисленные ряды рыночных торговцев.

И наряду с этим не может не огорчать положение, когда из-за недостатка средств или безответственности родителей тысячи детей бросают учёбу. Самое возмутительное – такое происходит, когда сплошь и рядом находятся деньги на бесконечные ритуальные дары и подношения, а вот на обучение детей средств почему-то не оказывается.

Образование – это задача не только государства, но и всего общества, бизнеса, родителей. Завтра-послезавтра появится армия ни к чему не пригодных неучей, которые неизбежно станут нашей общей головной болью.

Уважаемые участники высокого форума!

Вопросы наследия предков, обычаев, культуры и родного языка находятся в самом центре национальных интересов. В минувшем году мы обнародовали концепцию “Кочевая цивилизация и будущее”. В её рамках сейчас на государственном уровне проводится работа по возрождению культурно-исторического наследия нашего народа, в частности, кыргызской истории, эпосов, национальных игр и развлечений древних кыргызов. Ожидаю, что эти вопросы также найдут достаточное отражение в повестке дня Курултая.

Безусловно, кыргызский язык - наше национальное сокровище, которое следует беречь как зеницу ока и всячески приумножать. Ни у кого не должно быть сомнений в том, что развитие языка, расширение сферы его применения отвечают интересам государства и общества.

Но в то же время не следует забывать и о том, что экономические и культурные интересы страны настоятельно требуют реального многоязычия в торговле, международных отношениях, образовании и бизнесе. В странах, которые нацелены на динамичное развитие, многоязычие уже осознаётся как властное требование современности. Так что нам тоже сегодня предстоит обеспечить разумный баланс взаимодействия между множеством языков.

Проблема народных обрядов и ритуалов вполне достойна широкого обсуждения на этом великом собрании. Я сторонник святых народных обычаев и ценностей. Наш неповторимый облик, национальная самобытность должны находить своё отчётливое отражение в обычаях предков.

Традиции взаимной материальной и моральной поддержки в трудные дни, обыкновение собираться всем миром в горе и радости, совестливость, уважение к старшим и забота о младших, ритуал поклонения молодых девушек и снох старшим – всё это лишь малая часть национальных ценностей, без которых кыргызы и не были бы кыргызами.

Вместе с тем мы должны трезво взглянуть на отдельные наши обряды и ритуалы с точки зрения их уместности, соответствия реалиям 21-го века, эпохи глобализации. Я имею в виду те обряды и ритуалы, которые влекут за собой неоправданные траты и даже немыслимые расходы, когда люди транжирят своё время и деньги, бездумно пуская на ветер нажитое своим кропотливым трудом.

В средствах массовой информации, поступающих ко мне письмах содержатся многочисленные требования запретить правительственным постановлением расточительный забой скота для жертвенного угощения на похоронах, покупку близкими покойного новой одежды с последующей её раздачей на поминках, организацию вошедших в обыкновение дорогостоящих поминальных обедов в ресторанах. Это, конечно, забота не только Президента. Думаю, что на сегодняшнем Курултае будут подняты и эти проблемы, которые занимают помыслы многих людей, и внесены разумные предложения.

Очевидно, пришла пора круто менять наши привычные взгляды: нам следует научиться вкладывать те средства, которые мы транжирим на бесчисленные ритуальные дары и угощения, в образование детей, здоровье и развитие семьи.

При этом как будто все понимают, что те немалые деньги, которые разбазариваются на покупку массы дешёвой и никому не нужной одежды для взаимного одаривания на похоронах и поминках, становятся вкладом в чужую экономику. Что же мешает отказаться от этой не лучшей традиции, - что вы скажете, уважаемые делегаты?

В этой связи заявляю как Президент: ответственные работники государственных, правительственных органов, прекращайте расточительно забивать скот на пирах и похоронах! Показывайте образцы скромности и рачительности в быту. А в отношении тех акимов, губернаторов или министров, которые будут демонстрировать образцы растранжиривания и бездумных трат – я поручаю своему Аппарату, Секретариату извещать меня о таких неблаговидных делах. Будем привлекать таких чиновников к ответственности.

В ходе Великого народного собрания не можем мы обойти вниманием и такие наши застарелые болячки, как местничество и трайбализм. Бесспорно, что эта проблема также в орбите национальных интересов. То, что наш, прямо скажем, не самый многочисленный народ делится на рода, племена и кланы, а потом ещё и по регионам-местностям, - не делает чести народу, который дал имя государству! Нам – кыргызам – было бы куда уместнее обустраивать богом дарованную нам страну и сплачивать вокруг себя других наших соотечественников.

Чего греха таить, есть ещё у нас и те, кто раздувает межплеменную рознь, поднимая эти мелкие спекуляции на политический уровень путем проведения курултаев родов, - причём это не последние в стране люди! Хотя даже школьникам ясно, что такого рода рознь не принесёт ничего хорошего ни кыргызам, ни всей стране. Что для нас важно – род или нация?

Таков свод насущных вопросов, который выносится на обсуждение сегодняшнего общенационального собрания. Думаю, что и вы можете указать и на другие проблемы национального масштаба. Со своей стороны, я намерен, опираясь на высказанные авторитетными людьми в ходе Курултая идеи и суждения, принять соответствующие государственные решения.

Кстати, выскажусь и по вопросу о том, почему на всенародном собрании нет ряда представителей оппозиции. По моему твёрдому убеждению, оппозиция – это неотъемлемая часть нормального политического процесса. Процесса, в котором присутствуют разные подходы и точки зрения на развитие страны, проблемы управления и приоритеты экономики. Страна без оппозиции не развивается.

Но, к сожалению, наша оппозиция вместо представления обществу альтернативных программ занята однобокой критикой и огульным охаиванием. Придирчивое отыскивание в деятельности власти самых крохотных промахов, безудержное критиканство давно уже стали программой нашей оппозиции.

Мы приглашали представителей оппозиции на Курултай Согласия. Будь у оппозиции авторитет на местах, десятки её представителей были бы избраны на местных курултаях. Кроме того, я ожидал лидеров оппозиции, чтобы включить их в президентскую квоту, для чего мы даже продлили сроки подачи заявлений. Однако с той стороны не было проявлено ни малейшего желания, а вместо этого последовали заявления об отказе участвовать.

Если бы у оппозиционеров были добрые намерения, то они бы воспользовались предоставленной им возможностью высказаться вот здесь, перед народными представителями.

Что такого плохого в этом? Очевидно, причины отказа участвовать в Курултае Согласия кроются в другом. Видно, кроме пресловутого «долой», её представителям сказать конструктивного нечего.

Уважаемые делегаты, соотечественники!

Сегодня в мире активно обсуждаются недостатки принятой в прошлом веке модели демократии, основанной главным образом на выборах и правах человека. Но, к сожалению, сегодня уже нет уверенности в том, что такие модели пришлись кстати всем странам и народам.

Взять хотя бы выборы. Как показала практика, выборы давно уже перестали быть процессом соперничества конкурирующих между собой реальных программ изменений в системе управления и повсеместно превратились в столкновение технологических машин, а народ - в обрабатываемый технологами электорат.

Кроме того, выборы всё больше походят на марафон толстосумов. Выборного процесса многие ожидают лишь в предвкушении дармового угощения и шальных денег. Правит бал потребительская идеология, разбазариваются многомиллионные средства, отчего происходит девальвация избирательной системы.

Что же касается прав человека, то и в этой сфере мы наблюдаем некую однобокость. При этом права отдельного человека рассматриваются в отрыве от прав других людей, всего общества и природы. Порождением такого подхода становится индивидуализм и эгоизм, что приводит к падению общественной морали и нравственности, разорению природы. С одной стороны, в кыргызском обществе, основанном на общинной жизни и общинной ответственности, как видно, непросто прижиться западной системе прав человека.

Спору нет, права человека действительно надо защищать, и мы будем соблюдать свои международные обязательства в данной сфере. Однако здесь у нас, как и у большинства молодых демократий, не все обстоит благополучно. В ближайшее время мы начинаем реформу судебной системы, ведь права человека можно защитить прежде всего через соблюдение законности.

В этой связи хотел бы сказать, что в постсоветских и большинстве развивающихся стран становление демократических институтов происходит медленными темпами. Видимо, это предопределено самим ходом истории.

Сегодня в мире становится всё более популярной так называемая «совещательная демократия», в которой делается акцент на включение разных общественных групп в процессы выработки государственной политики и ее реализации. Строятся механизмы осуществления прав этих групп на реализацию своих интересов в рамках общих интересов.

На мой взгляд, совещательная демократия более всего подходит к нынешним реалиям Кыргызстана, так как данная модель демократии имеет глубокие корни в традициях нашего народа – в проведении курултаев.

Мы придём к народной демократии не через шумную трескотню, а путём проведения последовательных реформ. С этой целью мы начали реформировать прежде всего систему управления – отказались от жесткой вертикали власти во главе с Администрацией Президента. Вместо этого было образовано координирующее и коммуникационное учреждение - Президентское совещание, которое сочетает административный подход к государственным активам с корпоративным – по отношению к бизнес-среде и коммуникационным – к гражданскому обществу.

Мы начали выстраивать коммуникативные площадки диалога с разными общественными группами в соответствии с идеологией Курса Президента на обновление страны.

В этом году мы начинаем активно привлекать общественные организации, в том числе на условиях государственного заказа, через национальные проекты к решению принципиальных вопросов развития культуры, образования и здравоохранения. Мы в день Нооруза запустили крупный проект развития потенциала Юга страны в целом и города Ош в частности.

Я считаю очень важным развитие интеллектуального потенциала страны. Мы сумеем через использование интеллектуального потенциала верно оценивать ситуацию и проектировать необходимые изменения. В Кыргызстане нет суперприбыльных энергоносителей - нефти и газа. Однако давайте посмотрим на это под другим углом зрения – может быть, наше счастье именно в отсутствии таких ресурсов! Потому что, как в этом убеждают нас мировые ученые и исследователи, лёгкие и быстрые доходы развращают не только отдельного человека, но и целое общество, делая людей ленивыми и нерадивыми.

У нас же есть другое сокровище – наш неустанно ищущий, смекалистый народ. И он более чем заслужил право на достойную жизнь, которой мы обязательно достигнем.

В заключение хочу отметить, что именно в нашем Курултае, обогащённом мнениями и суждениями народных мудрецов, я вижу образец совещательной демократии. Курултай Согласия должен стать не двухдневным мероприятием, которое проводится раз в год, а постоянно действующим органом, который обогащает власть продукцией своего коллективного разума. В своём обращении о созыве Курултая Согласия, я уже говорил, что руководство страны не нуждается в декоративном органе. Нам действительно необходим интеллектуальный и моральный потенциал народа. И я надеюсь, что в созидании этого института совещательной демократии все делегаты примут самое живое участие. Я твёрдо верю, что с помощью Курултая Согласия мы делаем решительный шаг на пути привлечения народа к управлению страной. Желаю успехов Курултаю, пусть его работа принесёт добрые плоды всему нашему народу. Да не покинут нас мир и согласие, и пусть нам неизменно сопутствует удача!

http://kg.akipress.org/news:183221

Источник: Ар Намыс

  Обсудить новость на Форуме