13:15 09.06.2010 | Все новости раздела "Ар-Намыс"

Комментарии к проекту Конституции Кыргызской Республики

Автор: СМИ Дата: ср, 2010-06-09 18:36 КОНСТИТУЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ

27 июня 2010 года в Кыргызстане проводится референдум, на который выносится проект новой Конституции, предполагающей учреждение в стране парламентской республики. Главная цель этой реформы - создание реальных механизмов защиты прав человека, политического многообразия, а также разрушение авторитарной системы и обеспечение подотчетности властей перед народом.

Ожидается, что проведение конституционной реформы в конечном итоге исключит возможность концентрации власти в одних руках и злоупотребление ею. В проекте Конституции предусмотрена система сдержек и противовесов, которая установит реальный баланс между ветвями власти, и предоставит оппозиции возможность участвовать в обсуждении и принятии важных для государства решений. Ключевая роль в системе государственной власти возлагается на парламент.

Уважаемые граждане Кыргызстана!

Конституционное совещание проводит работу по разъяснению проекта Конституции.
Свои вопросы вы можете задавать по многоканальному телефону горячей линии.
Номера телефонов горячей линии:
Для города Бишкек - 90 11 12
Для регионов - 0 (800) 0 90 11 12
(звонок с домашнего телефона бесплатный)
Время работы с 9.00 до 18.00

КОММЕНТАРИИ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Права и свободы человека:
что не запрещено законом, то разрешено


Проект Конституции усиливает защиту прав и свобод граждан. Вводится принцип: гражданину разрешено все, что не запрещено законом, а государственным органам и чиновникам, наоборот, разрешено только то, что позволено Конституцией и законами.

В раздел о правах человека включены предложения правозащитников и нормы международных конвенций по защите прав человека и гражданина. В этой части Конституция уже получила высокую оценку таких авторитетных организаций, как Венецианская комиссия Совета Европы, Евросоюз, ООН и ОБСЕ.

Социальное государство: гуманность и поддержка

Кыргызстан провозглашается социально ориентированной страной, а создание условий для достойной жизни и свободного развития человека возводится в ранг государственной политики. Под достойной жизнью понимается, прежде всего, возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь хорошие жилищные условия, медицинское обслуживание, качественное питание. Человеку нужны условия для обучения, личного развития и использования культурных ценностей. Он имеет право жить в благоприятной окружающей среде и т.д.

Важно, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от личного участия каждого человека в общественно полезном труде. Причем, свое благополучие человек должен создавать сам. Властям же необходимо обеспечить надлежащие условия для предпринимательской, экономической деятельности и не создавать искусственных препон деловой активности, самореализации творческого потенциала личности. Отдельным категориям граждан, лишенным возможности обеспечить свое благополучие, государство обязано оказывать социальную помощь и поддержку.

Природные ресурсы - государству, земля – народу

Государство гарантирует право на собственность и ее правовую защиту. Она неприкосновенна, и никого не могут лишить ее произвольно. Изъятие собственности помимо воли владельца допускается только по решению суда. Это будет служить гарантией развития экономики, свободы предпринимательской деятельности, залога процветания страны и ее граждан, защиты бизнеса от захвата.

Предлагается отменить норму, по которой общенациональное достояние - недра, воды, леса, ледники, растительный, животный мир и другие природные ресурсы - можно передавать в частную собственность. Их признают основой жизни и деятельности народа и гарантирует им особую охрану государства.

Земля, как и прежде, может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Исключение составят только пастбища, испокон веков представлявшие особую ценность и столетиями считавшиеся общинными. Предлагается наложить запрет на передачу пастбищ в частную собственность.

СМИ: Свободное слово лечит?

Защитой от коррупции, трайбализма, семейственности и клановости должна стать прозрачность и открытость власти. Дополнительной гарантией этого станет свобода средств массовой информации. Редакторы и журналисты получат возможность свободно рассказывать, чем на самом деле занимаются те или иные чиновники, как используются государственные средства и принимаются решения на высшем уровне.

Кыргызы говорят: "Баш кесмек бар, тил кесмек жок" ("Можно казнить человека, но нельзя запретить ему говорить"). Раньше уголовное преследование журналистов часто использовалось властями как способ давления на СМИ. Теперь предлагается отменить уголовную ответственность за "клевету". Это уникальный шаг для постсоветского пространства. Откроются широкие возможности для критики власть имущих - высокопоставленных чиновников и их окружения, допустивших разного рода злоупотребления. Свобода масс-медиа обеспечит в Кыргызстане плюрализм мнений и предоставления властями правдивой информации о положении дел и реальной ситуации на местах. В обществе и в средствах массовой информации должны присутствовать разные точки зрения.

Народные курултаи: народный контроль над властью

Предлагается узаконить народные курултаи, как форму общественного контроля над деятельностью властей. Это делается для того, чтобы препятствовать чиновникам использовать властные полномочия в своих интересах. Граждане смогут проводить народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение, давать правительству рекомендации. Для определения порядка проведения курултаев будет принят отдельный Закон.

Президент: глава государства и арбитр

При прежней системе президент был неприкасаемой фигурой, главным политиком в стране. Он всем управлял, но, ни за что не нес ответственности. Глава государства назначал всех от премьер-министра до заместителя акима, влиял на работу Жогорку Кенеша, распоряжался государственным имуществом, экономикой, бюджетом, создавал новые государственные органы, подчинявшиеся только ему. Теперь у него не будет таких полномочий.

По новой Конституции Президент не будет участвовать в финансовом и экономическом регулировании, не сможет вмешиваться в кадровую политику правительства. Но роль главы государства не надо недооценивать. Президент станет символом государственной власти, арбитром, Верховным главнокомандующим. Чтобы глава государства мог занимать принципиальную позицию по отношению к действиям и решениям партии большинства, чтобы сохранить самостоятельность и не зависеть от различных политических сил, президент будет избираться путем всенародного голосования.

Правительство и парламентское большинство получат большие полномочия, и Президент не сможет без повода вмешиваться в их деятельность. Но в спорных ситуациях именно ему предстоит выступить арбитром в урегулировании политических кризисов. Как арбитр между политическими силами, символ единства народа и власти, суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана Президент должен стоять выше партийных предпочтений и симпатий.

Во многих парламентских республиках президенты в Польше, Румынии, Болгарии, Украине, Словакии, Словении, Ирландии и Финляндии, избираются на всенародных выборах. С 2007 года к всенародным выборам главы государства перешла Турция.

Семьи первого и второго президентов находились на полном государственном обеспечении. По новой Конституции семье придется жить на президентскую зарплату. Президент лишится неприкосновенности. В случае государственной измены или совершении им иного особо тяжкого преступления, он может быть отрешен от должности и понести уголовную ответственность.

Парламент: конкуренция и разделение ответственности

Судьба народа не должна зависеть от отдельного человека или одной партии. Всегда должны оставаться альтернативные политические силы, способные взять на себя ответственность и заменить правительство, не оправдавшее доверие избирателей. Поэтому новая Конституция создает условия для развития сильной, влиятельной оппозиции.

Партия, победившая на выборах, не сможет получить более 65 мест в парламенте. Оставшиеся 55 депутатских мандатов достанутся другим партиям. Победившая партия получит право сформировать правительство, но их голосов не хватит, чтобы изменять Конституцию или узурпировать власть. Оппозиция не позволит парламентскому большинству и правительству злоупотреблять властью. Проект Конституции гарантирует парламентской оппозиции должности вице-спикера, председателей комитетов по правопорядку и бюджету. Парламентское меньшинство получит возможность участвовать в паритетном формировании состава Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и Совета судей.

Таким образом, в стенах парламента будут созданы условия для равной конкурентной борьбы политических партий.
Если отношения между Правительством и парламентом зайдут в тупик, то Президент по предложению Премьер-министра сможет распустить Жогорку Кенеш и назначит новые выборы. Политический процесс перейдет в новый цикл, а конфликт будет преодолен мирным и законным путем.

Правительство:широкие полномочия и персональная ответственность

Ранее правительство не имело реальной самостоятельности. Президентская администрация правила страной, а кабинету министров приходилось отвечать за последствия такого правления и играть роль мальчика для битья. Теперь же правительство получит реальные полномочия и всю полноту исполнительной власти. На Премьер-министра и его кабинет возлагается персональная ответственность за ситуацию в стране, социально-экономическое развитие и кадровую политику. По итогам работы правительство будет регулярно отчитываться перед Жогорку Кенешем. Если депутаты признают деятельность правительства неудовлетворительной, то ему придется уйти в отставку.

Суды: реформа и очищение

Граждане много лет ждали, что в Кыргызстане появятся действительно честные и справедливые суды. Что они будут защищать демократию, права и свободы человека от произвола чиновников. Новая Конституция откроет широкие возможности для кардинальной реформы судебно-правовой системы.

Проектом Конституции предлагается новый порядок отбора и назначения судей. Их небезупречное поведение будет наказываться вплоть до освобождения от должности. Подбор кандидатов будет производить Совет по отбору судей, в который кроме представителей судебного корпуса войдут ученые, эксперты, представители гражданских организаций.

Для председателей судов установят порядок ротации - каждые три года на руководящий пост должен приходить новый судья. Причем выбирать председателей всех судов, включая Верховный, будут сами судьи.

Судебной системе Кыргызстана требуется очищение. Поэтому в проекте Конституции записано, что действующие судьи сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Те служители правосудия, которые дискредитировали себя, будут заменяться до окончания ранее установленного срока их полномочий.
Сейчас часто можно услышать, что в Кыргызстане упразднен Конституционный суд, Но это не так. Он лишь изменил свой статус. Теперь при Верховном суде Кыргызстана сформируют Конституционную палату. Причем, полномочия этого органа расширятся, а порядок обращения в него граждан будет упрощен.

Если раньше граждане могли обращаться в Конституционный суд только по произошедшим нарушениям их прав, то в Конституционную палату можно обращаться заранее. Например, по тем нормам законов, которые могут когда-нибудь нарушить чьи-либо права. Таким образом, Конституционная палата с помощью простых граждан может заранее предупреждать политические или правовые кризисы и стоять на страже Конституции Кыргызстана.

Местные кенеши: Вся власть советам!

К 2010 году в Кыргызстане была создана жесткая вертикаль власти. Все замыкалось на президенте. До последнего времени главой государства фактически утверждались все ключевые фигуры вплоть до руководителей районных госадминистраций. Но эта система должна остаться в прошлом.

Многие полномочия президента и правительства предлагается передать народу и избираемым им органам местного самоуправления. Кандидатов в акимы будут отбирать районные кенеши. По новой системе население городов и сел сможет самостоятельно решать свои проблемы, распоряжаться бюджетом развития. Это станет дополнительным инструментом народного контроля над властями.

Для жителей сел и малых городов, местных кенешей откроется возможность самостоятельно избирать глав айыл окмоту и мэров. Таким образом, граждане смогут сами решать, кому доверить судьбу и развитие их населенных пунктов.

Государственные органы, после принятия новой Конституции, не смогут вмешиваться в полномочия территориального самоуправления.
Главы айыл окмоту будут подчиняться только местным кенешам, а не республиканскому правительству. Это защитит местное сообщество от произвола госаппарата.

Партии от районов до столицы

Новая система заставит партии открыть свои офисы во всех регионах. По мнению экспертов, представительство партий в парламенте приведет к конкуренции политических организаций на местах. Новая система обяжет депутатов Жогорку Кенеша регулярно встречаться с партийным активом и гражданами регионов. Партиям придется установить тесные связи с избирателями и активно выдвигать своих членов в территориальные кенеши.

Развитие партийной структуры поможет создать устойчивые связи между центральным, районным и местным уровнями политического процесса. Через партийную структуру местные парторганизации смогут доводить до верхнего уровня - депутатов, министров – наиболее важные и острые проблемы регионов. Жогорку Кенеш и правительство будут получать с мест различную информацию. Как позитивную, так и нелицеприятную. Многоуровневая партийная система будет дополнительным механизмом обратной связи избирателей, общества с государственной властью.

Прозрачное управление - залог демократии

Парламентская республика более открыта, чем президентская или смешанная. При этом именно парламентская форма правления обеспечивает мирную передачу власти даже в условиях жесткой конкуренции различных групп и партий. Более того, устойчивости такой системы не страшен даже громкий скандал. Публичное разбирательство станет формой выявления болезней общества и очищения государственного управления от пороков.

Кыргызстанцам представится возможность бороться за свои права и добиваться их обеспечения со стороны чиновников. Эффективность предлагаемой системы будет напрямую зависеть от самих граждан, их устремлений. Она же гарантирует гласность и открытость разбирательств, апелляцию к обществу. Это залог справедливости решений, защиты граждан от телефонного права и неправовых действий со стороны власти.

Один в поле не воин

Существует мнение, что усиление роли политических организаций будет препятствовать участию беспартийных граждан в управлении государством. На самом деле проект Конституции не запрещает включать в список кандидатов в депутаты граждан, не являющихся членами политических организаций. В Жогорку Кенеш от партий могут баллотироваться граждане, которые сочтут возможным поддерживать и продвигать общую партийную программу.
В Кыргызстане будет приветствоваться многообразие мнений даже среди депутатов одной фракции. Каждый законодатель, как любой гражданин, будет иметь возможность выразить свое мнение, защищать свою позицию. Депутат может не согласиться с мнением товарищей по фракции и не поддержать их на голосовании. Ему гарантируется это право,
равно как и защита от преследования в подобных случаях. Отзыв парламентария в новой концепции допускается только в случае его добровольного выхода из парламентской фракции.

Кыргызстан - надежда Центрально-Азиатского региона

Нашей республике досталась уникальная возможность изменить политический вектор всего региона. Сейчас Кыргызстан возвращает себе утерянный за последние годы демократический имидж.
Парламентская демократия - новая форма власти для Центральной Азии. Сегодня авторитетные отечественные и иностранные эксперты, международные организации отмечают, что история дала Кыргызстану шанс выстроить другую модель жизни общества, способствовать политическому развитию всего региона. Пути развития многих государств Центральной Азии зависят от успеха кыргызского проекта. Однако этот шанс, выпавший Кыргызстану, имеет свои сложности. В истории человечества пионерам приходиться преодолевать сопротивление. Франция, США и СССР в определенные периоды своей истории испытали это на себе, когда окружающие страны пытались сделать все возможное, чтобы на корню задушить в них зачатки перемен. Но именно эти государства заставили измениться весь мир.

Сила женщины - гарантия процветания

В Кыргызстане впервые в Центральной Азии и СНГ честь управлять государством выпала женщине. Эта миссия возложена на нее в сложнейший исторический момент.

Женщины Кыргызстана долгое время были несправедливо ограничены в возможностях активно участвовать в политической жизни страны, хотя основные тяготы жизни несли именно они. Наши сестры, матери, дочери много лет боролись за свои права, с трудностями постсоветского периода. Но традиции, складывавшиеся веками, не исчезают в одночасье по чьей-то просьбе или желанию. Они меняются в силу исторических событий и потрясений. Апрельская революция - одна из них.

В истории Кыргызстана были случаи, когда в сложные периоды мужчины в борьбе за власть не могли договориться друг с другом. Тогда, для сохранения мира и благополучия, судьба выдвигала на передний план женщину. Так было в случае с легендарной Курманджан-даткой, так случилось и сегодня. Женщине пришлось взять на себя нелегкую
миссию - обеспечить проведение реальной конституционной реформы и создание нового для всей Центральной Азии подлинно народного государства.

Сейчас важно понять, что такой исторический прецедент навсегда может изменить статус женщины не только в семье, но и в жизни всего общества. Причем, не только в Кыргызстане, но и в других странах региона. Это начало новых общественных отношений, в которых каждая женщина обретет веру в то, что она может сделать свой вклад в развитие общества и государства.

Язык сотрудничества и связей с остальным миром

Проект Конституции сохраняет статус официального языка за русским. Эксперты считают, что лишать Кыргызстан дополнительного языкового богатства не следует. Не потому, что русский считается языком межнационального общения. Многие граждане Кыргызстана разных национальностей общаются между собой на государственном языке - кыргызском. Русский язык имеет в нашем обществе другое предназначение - просветительское и международное.

Русский язык - один из шести мировых языков и рабочих языков ООН. На нем общаются сотни миллионов человек во всем мире, он распространен на всех континентах планеты. Почти в любой точке мира можно найти переводчика с местного на русский язык. Зная русский язык, легче учиться, работать и путешествовать в разных странах. Этот язык открывает широкие возможности. Более 100 лет наш народ получает знания, приобщается к новым технологиям, мировой литературе, истории, медицинским, техническим наукам, развивается благодаря двуязычию, сложившемуся в Кыргызстане.

Лишить нас такого преимущества было бы ошибкой, которая затормозит развитие страны в тот момент, когда все народы мира ищут возможности включиться в процессы мирового сотрудничества. Отказываться от такого важного ресурса, как русский язык, было бы крайне недальновидно.

Многие страны мира используют один из мировых языков в дополнение к родному языку. В некоторых государствах свободное хождение и государственный статус имеют сразу несколько языков. Например, в Швейцарии, одной из богатейших стран мира, функционирует 4 государственных языка.

Светское государство защищает свободу вероисповедания

За Кыргызстаном закреплен статус светского государства. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Такое положение необходимо для того, чтобы обеспечить граждан правом на свободу совести, духовных убеждений.

Эта норма существовала в Конституции раньше и никогда не служила препятствием для развития религии. При ней в Кыргызстане появились исламские банки, начали внедрять исламские принципы финансирования, построены сотни мечетей.

Отделение религии от государства означает не запрет на веру, а недопустимость ее навязывания каждому гражданину. Светскость государства не допускает смешивание духовенства с правосудием или с работой госорганов. При этом государство, его органы и должностные лица также не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и культов и не поручают им выполнение каких-то государственных функций. При этом государство обязуется обеспечивать свободу вероисповедания, а также устанавливает ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан.


Пресс-служба Временного Правительства Кыргызской Республики

09.06.2010 г.
http://www.kyrgyz-el.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=363&Itemid=1

Источник: Ар Намыс

  Обсудить новость на Форуме