15:46 21.04.2010 | Все новости раздела "Ар-Намыс"

"Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА": Феликс Кулов за парламентскую страну. "Киргизский Ганди" не видит в КР антагонизма между Россией и США ("Gazeta.kz", Казахстан)

Автор: СМИ Дата: ср, 2010-04-21 16:31

Наиболее известный политик современного Кыргызстана после отставки с поста премьер-министра в январе 2007 года ушел в тень, занимаясь вопросами развития энергетической отрасли. Но своей деятельности на посту лидера партии «Ар-Намыс» не оставил и теперь, после отставки президента Курманбека Бакиева, намерен вернуться в большую политику. По крайней мере, так он заявил в ходе субботней дискуссии в клубе «АйтPark».

Модератор клуба Нурлан Еримбетов представил Феликса Кулова человеком, которого при жизни назвали кыргызским Махатмой Ганди и Нельсоном Манделой. Между тем у него немало и официальных титулов. В разное время он занимал должности министра внутренних дел Киргизской ССР, а затем Киргизии, министра национальной безопасности Киргизии, мэра Бишкека при президенте Акаеве, премьер-министра Киргизии в годы президентства Бакиева.

В течение полутора часов г-н Кулов отвечал на вопросы модератора «АйтParkа» и собравшихся в клубе журналистов. Ответы на самые интересные мы представляем вниманию читателей.

Бунт или революция?

- 7 апреля кто вышел на улицы? Люди? Оппозиция? За ними кто-то стоял? Им платили деньги? Что это было: стихийный бунт или организованная акция?

- На мой взгляд, все было стихийно. И я считаю, что этого переворота не произошло бы, если бы немножко умнее действовали власти.
Как вы знаете, за день до этого были аресты лидеров объединенного народного движения, оно было обезглавлено, люди собрались, пришли к офису Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК). В ответ силовики решили применить акцию по разгону этих людей. Когда пошли выстрелы в воздух, что может происходить? После первых выстрелов люди разбежались. Зеваки услышали шум, стали подтягиваться к этому месту. А что такое 150 солдат — молодых людей с дубинками, автоматами, а против них несколько тысяч? Естественно, их быстренько разоружили, милиция стала бежать. А толпа двинулась к «Белому дому». Там их встретили снайперы.
А с народом всегда шутить опасно. Стало еще больше недовольных, в итоге они смели всех, кто пытался применить оружие против них. Снайперы стреляли по тем, у кого в руках были мобильники, — их принимали за организаторов. Это было самое настоящее преднамеренное убийство — другого определения у меня нет.
О том, что идет стрельба, есть трупы, я узнал, к сожалению, поздно, где-то в обед. Я немедленно начал звонить президенту Бакиеву — меня не соединили. Пытался найти его брата, руководителя госохраны — связь с ним тоже отсутствовала. Тогда я вышел на «Эхо Москвы», попытался через СМИ высказать свое мнение: чтобы немедленно освободили руководителей объединенного народного движения. Но к тому моменту события уже носили неуправляемый характер.
Очевидцы отмечали, что выстрелов никто не боялся. Говорить, что люди были ненормальными, пьяными, находились под воздействием психотропных средств, нельзя - они знали, на что шли. Ну а результат вам известен.

- Со стороны власти — милиция, армия, спецслужбы. И тем не менее — столь скоротечный переворот. Как Вы считаете, почему так произошло?

- Это говорит о слабости власти, власти, которая не умеет договариваться. Я — человек, который всю жизнь носил форму, дослужился до генерал-лейтенанта. 17 мая 1967 года были массовые беспорядки в столице — я тогда был рядовым оперативного взвода и принимал участие в наведении порядка. С того времени у меня сложилось твердое убеждение, что с народом надо договариваться.
Договариваться нельзя с бандитами, которые идут против мирного народа. У нас этого не понимают и переносят действия с бандитов, которые пытаются уничтожить свой собственный народ, на простой народ: мол, я надел форму, мне дали оружие, я должен стрелять всех без разбора. Когда на тебя идет вооруженный бандит, ты можешь применять оружие, не спрашивая ничьего разрешения.
А что говорит сегодня в интервью Бакиев? Мол, ему в кабинет седьмого этажа попала пуля и охрана начала отвечать. Это полный бред. Никаким законом не разрешается на случайный или даже умышленный выстрел отвечать выстрелами в толпу. Как так можно говорить, это у меня просто в голове не умещается...

- Фактор сына экс-президента Максима Бакиева — он преувеличен или он действительно есть? Многие говорят о «максимизации» страны.

- Наверное, он — один из детонаторов, который возбудил общественное мнение против семьи Бакиева. Одно дело, когда он находился в тени, другое — когда возглавил госструктуру (в октябре 2009 года было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, руководителем которого и был назначен Максим Бакиев. ЦАРИИ стало одним из трех органов, составляющих институт президента, и занималось структурной перестройкой экономики, поддержкой бизнеса и предпринимательства, привлечением инвестиций, осуществляло общую координацию и подготовку бюджета развития - авт.).
Сама идея создания структуры, которая занималась бы развитием экономики, — неплоха. Но встал вопрос, почему она должна быть при президенте и кто ее возглавит. У нас госбюджет оказался разделенным на две части: текущие расходы и средства на поддержку ипотеки, МСБ и так далее. Вот эту вторую часть и отдали ЦАРИИ.
Надо было сделать структуру в составе правительства, потому что правительство отвечает за развитие экономики. Здесь президент перетянул одеяло на себя, а когда поставил во главе агентства сына, это сразу вызвало недовольство.

Бакиев как президент и человек

- Как Вы относитесь к Бакиеву с чисто человеческой точки зрения?

- Какое отношение может быть к человеку, допустившему смерть своих граждан?..

- Говорят о том, что Бакиев создал бандитское государство. В то время, когда Вы работали в МВД и нацбезопасности, не было ли у Вас информации о Бакиеве, которая бы позволяла сделать выводы, что произойдет, если он станет главой государства?

- В то время Бакиев был простым директором завода, и никаких данных у нас не было и не могло быть. Предполагать, что будет такой бандитский режим, мы не могли.

- Почему временное правительство, заявляя, что Бакиева нужно судить, тем не менее дало ему возможность покинуть страну?

- Я знаю, что никто из членов временного правительства не хотел выпускать Бакиева. Но в тоже время я понимаю ситуацию руководителей зарубежных государств (Казахстана, России, США), которые решили с большим упреждением сработать, чтобы разрядить ситуацию. Внешне информация выглядела следующим образом: Бакиев разъезжает по Югу, собирает митинги, пытается противопоставить Юг Северу. Все знают, что пять лет назад мы вошли в тандем, чтобы смягчить эти противоречия. Опираясь на эти внешние посылы, можно сделать вполне определенные выводы: нужно упредить возможность противостояния. И я понимаю логику действий руководителей этих государств. Так что выпустить Бакиева было не инициативой временного правительства.

- Решение было принято под давлением?

- Не под давлением. Была, так скажем, настоятельная просьба, которую временное правительство не могло игнорировать. Кстати сказать, народ этого решения — выпустить Бакиева — не понял.
Останься Бакиев в стране, внутреннее напряжение сохранялось бы, и это в какой-то мере было бы выгодно самому временному правительству, Бакиев — это громоотвод от каких-то своих недостатков, просчетов в работе: мол, вот он напрягает ситуацию, мобилизует народ, надо ему противостоять. А сейчас ситуация успокоилась, все на виду, народ наблюдает, чем временное правительство занимается.

- Не полагаете ли Вы, что, оставаясь на свободе, Бакиев может представлять собой угрозу стабильности в Кыргызстане?

- Находясь за рубежом, он не представляет угрозы для нашей страны, потому что ни на что не сможет влиять.

- Не считаете ли Вы, что он за счет какой-то внешней силы попытается вернуться к власти?

- Я исключаю такое развитие ситуации, он не сможет этого сделать.

- Если бы на сегодняшний момент Курманбек Бакиев был бы мертв, было бы лучше или хуже?

- Для него, наверное, лучше, а мне все равно.

Референдум будет в мае

- Временное правительство в момент создания стало легитимным? С ними ведут переговоры, под их гарантии дают деньги... Вообще в кыргызском законодательстве предусмотрен механизм создания подобного временного правительства?

- Я думаю, ответ очевиден. В той ситуации, когда есть действующий президент, правительство и парламент, говорить о легитимности временного правительства проблематично. Создание временного правительства — это большая ошибка. Поэтому я в тот же день, 7 апреля, решил выступить с предложением, чтобы парламент срочно собрался, провел процедуру импичмента президенту, тем самым отрешив его от должности. Члены правительства говорили: это невозможно, 70% депутатов — это люди Бакиева, они могут его поддержать.
Я пытался доказать, что это невозможно: какой бы ты ни был приверженец, когда на твоих глазах по приказу этого человека убивают людей, как его можно поддерживать? Более того, будь такое заседание парламента, на улицах собрались бы сотни тысяч людей, и в этих условиях никакой парламент не позволил бы себе защищать Бакиева.
Если бы парламент провел такую акцию, мы могли бы вступить в легитимную фазу развития событий. Такие действия сразу сняли бы напряжение. К сожалению, этого не произошло. Но на сегодняшней пресс-конференции (речь идет о 17 апреля — авт.) члены правительства заявили, что легитимизация им не нужна, в мае будет референдум, в июне — выборы.

- Какие у Вас отношения с временным правительством, учитывая, что Вы в свое время отошли от оппозиционного движения?

- Особо тесных отношений нет, у меня есть личные отношения с членами этого правительства. И с Розой Отунбаевой, и с Омурбеком Текебаевым у меня хорошие отношения. Потому что у нас не было поводов ссориться.

- Как Вы оцениваете действия правительства на данном этапе?

- Критиковать сегодня легко. Но им и так сегодня тяжело, мы им сочувствуем. Поэтому не хотим усугублять ситуацию излишней критикой. Однако критиковать будем — там, где считаем их действия в корне неправильными. В частности, в том, что они пытались захватить некоторые СМИ.
Сегодня я получил по СМС обращение к членам правительства, что такого давления на СМИ, как сейчас, не было ни при Акаеве, ни при Бакиеве, сегодня оно есть, и правительство может потерять последних журналистов. На сегодняшней пресс-конференции на этот вопрос отвечали Текебаев и Темирсалиев, они сказали, что не успевают все контролировать, и добавили, что восстановят порядок и такого давления не будет. Я думаю, им надо поверить и позволить исправить ошибки.

- Как Вы себе представляете дальнейшее развитие ситуации в Кыргызстане?

- В экономике будет тяжело. Денежный оборот в основном сосредоточился в столице. Вторым существенным моментом является отмена временным правительством новых тарифов на электрическую и тепловую энергию. Это все было заложено в бюджете — теперь его надо пересматривать. Деньги, заложенные на развитие, наверняка перейдут на выплату зарплат и пенсий. Временному правительству не позавидуешь, им придется эти дыры латать. И это отразится на людских настроениях несомненно. Хотя хочу подчеркнуть, что экономический потенциал у страны — большой, мы могли бы сделать шаг вперед.

- За счет чего? У Казахстана есть нефть, газ, а у Кыргызстана?

- Гидроресурсы. Они востребованны. На юге Казахстана — дефицит электроэнергии, на севере Кыргызстана мы тоже испытываем ее дефицит. Поэтому в правительстве, в котором я был премьер-министром, мы приняли ряд программ, которые, кстати, нашли поддержку и у правительства Казахстана, и если они будут реализованы, мы могли бы очень мощно двигаться вперед, восполняя имеющийся дефицит. Есть одно из крупнейших в мире месторождение золота, месторождение железной руды. В общем, создать нормальные условия и накормить 5 миллионов граждан потенциал у нас есть.
В политической жизни будет существовать фактор напряженности, связанный с предстоящими выборами, — каждый будет тянуть одеяло на себя. Но одновременно с этим есть такой фактор, как инстинкт самосохранения и выживания. Есть этот инстинкт и у кыргызского народа. Люди постараются быть максимально осторожными, чтобы ситуация не отягощалась. В плане сохранения общественного порядка, думаю, все будет спокойно.

- Каковы возможности временного правительства привести страну к новым выборам без раздрая? Ведь в свое время оппозиция не смогла договориться даже о едином кандидате от оппозиции на пост президента.

- По проекту новой Конституции, которая сейчас пишется Текебаевым (ему предложили это сделать), избирательных блоков не будет. Коалиция предполагается только внутри парламента. На выборы партии идут самостоятельно, возможно вливание одной партии в другую (после выборов можно разойтись). Пост президента в парламентской республике останется, но у него будут ограниченные полномочия, и мало кто согласится пойти на эту должность.

О времени и о себе

- Если бы Вы в свое время не ушли с поста премьера, может быть, событий 7—8 апреля и не было бы?

- Я не цеплялся за должность. Тогда была принята новая Конституция, по которой парламент должен был избираться по партийным спискам, а прежний был одномандатным. Если бы мы утвердили эту Конституцию, то должны были бы уйти в отставку, потому что существующий парламент не мог утверждать состав правительства до новых выборов. Наш кабинет ушел в отставку. Однако депутаты сумели договориться с президентом, остались на своих постах, переписали Конституцию, но решили, что правительство все равно должно быть новое. И меня уже не пропустили. Я попал в такую интригу. Но что поделать? Это — политика...

- В 2007 году Вы были ярым оппозиционером Бакиеву, потом внезапно ушли в тень, занялись вопросами энергетики и даже вернулись на госслужбу, но на маленькую должность. С чем это связано?

- То, что я ушел в энергетику, связано с тем, что, будучи премьер-министром, вплотную занимался этим вопросом. И для себя определил, что в период экономического кризиса нужно заняться экономикой, а потом вернуться в политику. Но из политики я не уходил. И когда президент проводил Курултай согласия (у нас было два курултая — один проводила оппозиция, другой — президент) и предложил оппозиционным партиям участвовать в его работе, все отказались, кроме нашей партии.
Наша партия вообще предпочитает использовать любую трибуну. Мой заместитель выступала на этом курултае, довольно резко выступала, сказала, что необходимо пересмотреть необоснованно поднятые тарифы, аннулировать результаты тендеров по приватизации, не преминула отметить, что вокруг президента не осталось ни одного соратника, которые были с ним пять лет назад...То есть это был единственный оппозиционный голос, прозвучавший на этом курултае.

- Какую роль в политической жизни страны Вы отводите себе сегодня?

- Я — руководитель политической партии и буду стараться влиять на ситуацию в стране.

- Политолог Князев полагает, что у Вас есть неплохие шансы стать президентом. Что Вы сами об этом думаете?

- Наша партия выступает за создание парламентской республики (об этом говорит и временное правительство). Опыт Акаева и Бакиева показывает, что надо идти путем коллегиального правления. Вы знаете выражение, что главный враг демократии — это добрый царь. Ждать доброго царя сложно, надо пройти нам сегодня этап парламентаризма. А когда вырастет общая политическая культура, можно говорить о возврате президентской формы правления, ибо в условиях экономического кризиса президентское правление — более эффективно.

Юг, Север и все остальное

- Противостояние Юга и Севера в Кыргызстане — это серьезно или мы это сами себе придумали?

- Проблема есть, но она не настолько остра, как, скажем, проблема тейпов в Чечне. Когда пять лет назад встал вопрос о выборах президента, получилась следующая ситуация. Элита управленческая очень остро воспринимала вопрос о том, что в управленческих структурах очень мало представителей Юга. Это накаляло обстановку и, естественно, отражалось на населении.
Проблема с уровня бытового стала подниматься на уровень политический. И этот фактор нельзя было не учитывать. Вопрос ставился чуть ли не так: вы, северяне, 14 лет страну возглавляли, дайте теперь нам, южанам. И когда я собирался баллотироваться на пост президента, мне сказали: на Юге, как бы к вам ни относились, будут голосовать за южанина, по принципу «плохой, но свой».
Я решил, что стабильность дороже, мы вошли в тандем с Бакиевым, и эту проблему потихоньку сняли. Когда через полтора года я ушел с должности, она уже так остро не звучала. Сейчас, когда Бакиев уехал на Юг, раздавались голоса: нашего обижают, давайте поддержим. Но они не были настолько серьезны, чтобы могли перерасти в мощное гражданское противостояние. Поэтому я полностью исключаю вариант гражданской войны.

- Влияние больших государств на Кыргызстан чувствуется?

- Реальность такова, что на территории Кыргызстана две базы: США и России. Российская база существует в рамках ОДКБ, она выполняет определенный элемент воздушной обороны. И это не противоречит национальным интересам нашей страны. Что касается американской базы, она работает по Афганистану, но она не военная. Конечно, у американцев есть определенный интерес, они наблюдают, что у нас происходит. Но я, честно, не видел, чтобы интересы России и США в этом регионе сталкивались.
Вообще, многие считают многовекторность во внешней политике политической проституцией. Я так не считаю: маленькое государство должно со всеми жить дружно.

- Пять лет назад российский политолог Андроник Мигранян сказал, что проблему Киргизии можно решить следующим образом: Север отдать Казахстану, Юг — Узбекистану. В этом году политолог Князев заявляет, что скоро Кыргызстан исчезнет в силу нестабильности. Как Вы относитесь к подобным вещам?
- У нас были шуточные предложения объявить войну Америке и на второй день сдаться. Но когда говорят о несостоявшемся государстве, надо говорить о несостоявшемся правителе, это будет более правильно. Наоборот, наш народ показывает свою зрелость. Другое дело, что процесс становления сопровождался кровопролитием, мародерством, и это — позорное пятно в нашей биографии. Но это неизбежность, когда народ нищ и доведен до отчаяния. О чем это говорит? О том, что слабые правители не смогли создать условия для достойной жизни собственного народа. В этом проблема.

- По мнению ряда аналитиков по Центральной Азии, революция в Кыргызстане может «взорвать» весь Центрально-Азиатский регион. А Вы как считаете?

- Я так не думаю. Аналитики эти воспринимают Центрально-Азиатский регион как единый организм. Но мы во многом разные, у нас разные экономические ситуации, разные потенциальные возможности, разный менталитет.

- В таком случае какие рекомендации Вы можете дать Казахстану, учитывая, что «кыргызстанские страшилки» у нас присутствуют?

- Мне рассказали, что у вас по телевидению крутят нашего «кыргызского Жириновского» (не хочу называть фамилию, не люблю говорить за глаза, надеюсь, вы понимаете, о ком идет речь), сопровождая его кадры словами: вот что вы рискуете получить, если пойдете по пути Кыргызстана. Думаю, это нормальный ход любого государства: показать, какие могут быть крайности, если неправильно действовать.
В случае с этим товарищем (речь идет о бизнесмене и политике Нурлане Мотуеве — авт.) мы действительно перешагнули рамки здравого смысла и демократии, позволяя оскорблять других людей. И его надо показывать для иллюстрации, как нельзя поступать. Конкретных рекомендаций у меня для вас нет, я думаю, вы сами лучше знаете, что на данном этапе выгодно народу Казахстана.

Автор: Сергей АЗАРОВ
19.04.2010
http://respublika-kaz.info/news/politics/8614/

"Киргизский Ганди" не видит в КР антагонизма между Россией и США
("Gazeta.kz", Казахстан)

Самат Рахимбаев

21/04/2010

"Человек, которого уже при жизни назвали "киргизским Махатмой Ганди и Нельсоном Манделой", так представил модератор клуба "Айт Парк" Нурлан Еримбетов своего гостя, известного общественного и, в прошлом, государственного деятеля Кыргызстана Феликса Кулова.

Ныне он находится на посту председателя партии "Ар-Намыс", а в свое время занимал важнейшие государственные кресла, в том числе, возглавлял правительство, МВД и спецслужбы республики.

- Кто вывел людей на улицу? Что такого случилось именно в этот день?.

- Это было стихийно. Я считаю, что переворота бы не произошло, если бы умнее действовали власти и силовики. Накануне были арестованы лидеры оппозиции, Объединенного Народного движения. Его сторонники пошли на площадь. Милиция решила их разогнать. Было 2-3 тыс. человек. Они сначала разбежались, когда начались выстрелы в воздух. От этого зеваки стали подтягиваться. А что такое 150 молодых милиционеров? Их быстро разоружили. Конечно, люди были возмущены тем, что происходит в стране, в том числе и ролью государства. Сейчас можно услышать, что, якобы, те, кто был на площади, находились под влиянием психотропных средств. Но это глупость, - ответил г-н Кулов.

Действия свергнутых властей он назвал настоящим, преднамеренным убийством. Другого определения быть не может. Как только началась стрельба, г-н Кулов пытался найти президента, руководителя его охраны. Но связи с ними не было.

Непосредственно накалило ситуацию создание госструктуры, которая должна была заниматься стратегическим развитием государства. В принципе, сама идея была неплоха, считает г-н Кулов, но когда структуру с отдельным бюджетом возглавил сын Бакиева, это вызвало недовольство, тем более, что с ним тесно работали граждане других государств.

Есть ли в Киргизии противостояние между Севером и Югом?

Проблема такая существует, ответил гость. Но и сам Юг делится на определенные части. Когда пять лет назад встал вопрос о выборе президента, на среднем административном уровне очень болезненно воспринималось, что во власти мало представителей юга. На том этапе данный фактор невозможно было не учитывать.

- Нам говорили: "Вы, северяне, 14 лет, при Акаеве, возглавляли страну. Теперь пустите нас". Мне говорили - люди на юге из принципа не будут голосовать за северянина. Поэтому я пошел на тандем с Бакиевым. Когда я ушел из власти, эта проблема уже во многом была снята. Я полностью исключаю возможность гражданской войны, - ответил г-н Кулов.

Очень интересным был ответ Кулова по поводу российской и американской военных баз. Российская база выполняет определенные задачи, в том числе, и по воздушной обороне Киргизии, поэтому ее нахождение там - в интересах страны. Но главное, что сказал об этом г-н Кулов: "Я не вижу антагонизма в интересах России и Соединенных Штатов в этих вопросах".

"Надо говорить не о несостоявшемся государстве, а о несостоявшемся правительстве", - ответил он на часто высказываемое в последнее время определение. Он считает, что киргизский народ, наоборот, показал свою зрелость. Другое дело, что произошли погромы и мародерство: "Это позорный случай. Но народ доведен нищетой до отчаяния. Видимо, это неизбежно. Надо было, видимо, "пар выпустить".

Выпускали его мощно. Г-н Кулов рассказал, что, когда грабили дом бывшего премьера Усенова, погромщики даже белье выносили.

Он также не согласен с мнением, что у Кыргызстана нет экономических ресурсов для развития. Экономический потенциал у страны очень большой, и "мы могли бы резко рвануть вперед". И сделать это можно вместе с Казахстаном:

- У нас большие гидроресурсы. На юге Казахстана - дефицит электроэнергии. Мы могли бы вместе двигать вперед. У нас есть хорошие месторождения железной руды, одно из крупнейших месторождений золота в мире. Много чего есть для того, чтобы накормить 5 млн. человек.

Пока же народ продолжает покидать страну. По официальным данным, около 300 тыс. человек уже приняли российское гражданство (видимо, речь шла об этнических киргизах, так как вместе с уехавшими русскими эта цифра, явно, намного больше). И ближайшие перспективы г-н Кулов видит не очень хорошими:

- В экономике будет тяжело. После этих потрясений экономическая жизнь практически остановилась. На ситуацию повлияет и отмена временным правительством введенных при Бакиеве коммунальных тарифов. А они уже заложены в бюджете. Далее - сейчас идет кадровый разнобой в административных органах, в некоторых районах руководство меняется по 3 - 4 раза в день. Каждый старается своего протащить. То же и в министерствах. Временному правительству не позавидуешь. Фактор напряженности будет существовать. Но наряду с этим есть и инстинкт самосохранения народа.

Выходить из ВТО сейчас не надо - это повредит тем экономическим связям, которые были налажены за годы пребывания Киргизии в составе Организации. Надо все внимательно просчитать.

По поводу будущего политического устройства страны он заметил, что опыт Акаева и Бакиева показал, что придется пойти на коллегиальный путь управления. Если когда-нибудь потом вырастет общеполитическая культура, тогда можно будет вернуться и в президентской вертикали. Поэтому возглавляемая им партия выступает за создание парламентской республики.

Могут ли события в Кыргызстане повлиять на дестабилизацию в других соседних странах?

Такое мнение в последние дни высказывают многие наблюдатели. Но г-н Кулов так не думает. Он считает, что эти специалисты по Центральной Азии склонны ее обобщать, игнорируя специфику отдельных стран.

Оригинал публикации: Gazeta.kz

Опубликовано: 20/04/2010 10:16

http://inosmi.ru/middle_asia/20100421/159458473.html

Источник: Ар Намыс

  Обсудить новость на Форуме