20:00 26.04.2010 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
Есть и такие мнения
Автор: СМИ Дата: пн, 2010-04-26 17:58
1. Амангельды Муралиев: Кыргызстану больше подходит президентско-парламентское управление
2. Анвар Артыков: Громче всех в поддержку временного правительства Кыргызстана сейчас кричат самые верные сподвижники Аскара Акаева и Курманбека Бакиева
3. О.Суваналиев: Конфликт возле “Форума” организовали спецслужбы
4. Токтогул Какчекеев: Парламентская республика – очередная иллюзия временного правительства Кыргызстана
5. Айнура Чолпонкулова: В Кыргызстане пришло время назначать министров на конкурсной основе
---------------------------------------------------------------------
Амангельды Муралиев: Кыргызстану больше подходит президентско-парламентское управление
26/04 13:19, Бишкек – ИА «24.kg», Татьяна ОРЛОВА
Готовится новый проект Конституции, однако люди пока знают одно: временное правительство предложило парламентское устройство страны с ограниченными полномочиями президента. Насколько это приемлемо в нынешних условиях? Есть ли альтернатива такой политической системе? Об этом в интервью ИА «24.kg» рассказал Амангельды Муралиев, общественный деятель, в 1999-2000 годах бывший премьер-министром КР.
- Два предыдущих президента оказались слабы, но это не повод менять всю систему, - считает он. - Чисто парламентская республика чревата большими проблемами по ряду причин. Например, не было уделено должного внимания партийному строительству. Кроме того, все, что мы имели до этого, было копией того, что мы имели во времена СССР. Мы вышли из плановой экономики, и опыта работы в условиях частной собственности и понимания, что «гражданин, а не партия - центральный элемент всей системы», у нас не было. Нельзя равняться на Италию, где парламентское правление существует со времен Древнего Рима. Там работают законы и очень высоко самосознание граждан.
- Что вы предлагаете?
- Нам больше подходит президентско-парламентское управление с четким разделением полномочий и сильной исполнительной властью в лице премьер-министра.
- Полномочия президента собираются сильно ужать. Что ему надо оставить? Каким он должен быть в новых условиях?
- Он не должен быть номинальной английской королевой, он должен быть реальным руководителем государства, человеком, который контролирует реформы и обеспечивает систему сдержек и противовесов. Президент является гарантом Конституции, главнокомандующим, он подписывает законы, принимаемые парламентом (или накладывает на них вето), определяет внешнюю политику, обеспечивает верховенство закона, защищает простого гражданина.
- Каким должно быть политическое устройство Кыргызстана?
- Должны быть четкое распределение обязанностей между ветвями власти и баланс, который обеспечивает президент: левая рука должна знать, что делает правая, и в то же время мозг контролирует все их действия на соответствие законам. Но президент не должен узурпировать власть. Он должен обеспечивать баланс всех ветвей власти и, самое главное, - права и свободы простых граждан. Плюс независимая судебная власть.
- Какие шаги необходимо предпринять уже сегодня?
- Новому правительству надо призвать на работу высококвалифицированных специалистов, о которых в народе отзываются уважительно, - а такие остались. И если правительство немедленно этим вопросом не займется, ему вряд ли удастся выправить ситуацию. Лидеры должны поступиться собственными амбициями, политическим эгоизмом.
Необходима немедленная реформа МВД. Сейчас это советская милиция, которая ориентирована строго по вертикали на президента. Надо отдельно создать службу общественной безопасности - на республиканском и муниципальном уровнях, а также криминальную полицию. Это должны быть разные структуры, и они не должны подчиняться одному человеку.
Необходимо, чтобы прокуратура была слугой закона, а не какого-то человека. Она должна надзирать и иметь большую степень независимости. Необходимо в целях защиты граждан развитие адвокатуры, которая может стать эффективным помощником в соблюдении прав человека.
Надо упростить административно-территориальное деление страны, чтобы снизить бюрократические ступени управления. Не нужен сложный многоступенчатый управленческий аппарат. Надо сделать так, чтобы развивалась местная демократия, чтобы люди сами могли формировать представительские органы, выбирать мэра и прочее.
Учитывая многонациональность страны, мы должны закрепить в Конституции незыблемость соответствующих положений: человек не должен подвергаться дискриминации ни по языковому, ни по национальному, ни по религиозному признакам. Я считаю, что незнание языка не должно быть преградой для карьерного роста. Ничто не должно заставить гражданина почувствовать себя человеком второго сорта.
Необходимо пересмотреть налоговую систему. Сейчас она не стимулирует экспорт и предпринимателей. Налоговый пресс при Бакиеве значительно усилился. И теперь надо приложить все силы для формирования среднего класса предпринимательства. Необходимо, чтобы банковская сфера заработала, а границы открылись. Чтобы СМИ были более активны, причем надо объявить их независимость и вообще создать альтернативное государственному телевидение.
- Как сделать так, чтобы разные ветви власти не «тянули одеяло» на себя, а действовали сообща, сбалансированно?
- Здесь не надо выдумывать велосипед: есть проверенные, известные методы сдержек и противовесов. Взять парламент. Если там 90 мест, то за выигравшей партией закреплять не 50 мест, как говорят сейчас, а не более половины. Иначе будет монополия. Это позволит сбалансировать парламент.
Вообще, в каждой структуре должно быть максимум 3-4 назначенца - представителя выигравшей партии или коалиции. Остальные должны быть постоянными и беспартийными сотрудниками. Судьи и силовики также не должны состоять в какой-либо партии. Соответственно, и президент.
Большую роль играет независимый суд. И его формированием надо заняться как можно скорее. Нам, конечно, далеко до того, чтобы избирать судей. Но на народном курултае на альтернативной основе можно избирать председателя Верховного суда. И он будет отчитываться перед курултаем. Так же надо избирать председателя Счетной палаты, генпрокурора.
Для эффективного управления надо децентрализировать вертикальную структуру управления. На местах - в городах, селах - вопросами местного значения занимаются кенеши и мэры. При этом местные организации должны быть более самостоятельны. Центральным органам власти следует заниматься общегражданскими вопросами и бюджетными взаимоотношениями.
Счетная палата должна контролировать исполнение бюджета, прокуратура - соблюдение законности, суды - заниматься исками граждан по поводу неправильных действий исполнительных органов. Президент не должен подписывать законы, которые ухудшают ситуацию в стране. Он должен иметь право в надзорном порядке отменить такое решение. Тогда и появятся механизмы взаимного контроля. Но надо закрепить в Конституции право контроля общественных объединений по разным направлениям: экологическому, юридическому, защите прав человека. Эти институты должны получить развитие в первую очередь.
URL: http://24.kg/questions/40071-2008/09/30/93801.html
Анвар Артыков: Громче всех в поддержку временного правительства Кыргызстана сейчас кричат самые верные сподвижники Аскара Акаева и Курманбека Бакиева
26/04 10:57, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
«Громче всех в поддержку временного правительства Кыргызстана сейчас кричат самые верные сподвижники Аскара Акаева и Курманбека Бакиева», - заявил ИА «24.kg» общественный деятель Анвар Артыков.
По его мнению, «они готовы служить новой власти «верой и правдой», создавая новую диктатуру». Анвар Артыков утверждает, что сегодня «вместо дееспособной власти формируется административный ресурс для использования в предстоящих выборах». «О чем говорит факт назначения Арабаева - сопредседателя партии «Ак Жол» - на пост главы государственной службы? - задается вопросом эксперт. - Такие факты сплошь и рядом. Чтобы ввести общественность в заблуждение, проводят пиар-кампании. Заявляют о создании условий свободы слова, общественного телевидения, формировании нового Центризбиркома. Таким образом, отвлекается внимание на незначительные преобразования. Все это говорит о том, что честных выборов в Кыргызстане не видать».
Анвар Артыков выступает против предлагаемой конституционной реформы и призывает вернуться к Основному закону в редакции 1993 года. «На основе Конституции 1993 года надо провести выборы в Жогорку Кенеш по одномандатным округам, и только после формирования легитимной власти можно будет провести ряд реформ, в том числе и конституционную, - подчеркивает он. - Вопросы парламентской формы правления или выборы по партийным спискам можно рассматривать в будущем. Всякие попытки компромисса принять Конституцию 1993 года как за основу и с некоторыми изменениями и дополнениями открывают лазейки разного толка спекуляциям».
«Кто даст гарантии, что через год-другой не разразится вселенский скандал, поскольку нелегитимная власть принимает, пусть даже референдумом, нелегитимную Конституцию? - задается вопросом Анвар Артыков. - Это правовой тупик... В Кыргызстане раз и навсегда должна быть исключена форма принятия Конституции референдумом. Если мы чтим память погибших в борьбе за свободу страны от диктатуры, авторитаризма, мы должны начать с чистого листа. Для этого мы должны очиститься от наслоенной «грязи» прошлого».
URL: http://24.kg/politic/72865-anvar-artykov-gromche-vsex-v-podderzhku.html
О.Суваналиев: Конфликт возле “Форума” организовали спецслужбы
Провокацию возле здания “Форум” 7 апреля организовали кыргызские спецслужбы, заявил в “Азаттыке” бывший глава Нарынской области Омурбек Суваналиев. Это обстоятельство, по его словам, должно стать предметом специального расследования. Как он считает, к месту запланированного митинга милиция прибыла без оружия, но вооруженными были сотрудники спецслужб.
По его версии, во время стычки с митингующими они побросали оружие и сбежали, а оружие досталось демонстрантам. Это вид классической провокации “насильственной передачи” оружия другой стороне, говорит О.Суваналиев. Вооружившись, митингующие пришли к Дому правительства, открыв, тем самым, властям путь к расстрелу собравшихся как участников государственного переворота, полагает он. Напомним, что в результате расстрела антиправительствнных выступлений в Бишкеке 7 апреля погибло более 80 человек.
http://www.azattyk.org/archive/ky-RussianNews/20100426/829/832.html?id=2024194
Токтогул Какчекеев: Парламентская республика – очередная иллюзия временного правительства Кыргызстана
26/04 11:03, Бишкек – ИА «24.kg», Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
«Парламентская республика - очередная иллюзия, предложенная временным правительством», - заявил «ИА 24.kg» эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев.
По его словам, в государстве нет должной политической культуры, а при ее отсутствии построить республику с сильным парламентом во главе невозможно.
«Временное правительство, предлагая парламентскую модель управления, ссылается на позитивный опыт Германии и Англии, - говорит Токтогул Какчекеев. - Но кыргызы - не немцы и не англичане. Последние шли к существующему политическому устройству столетия. Мы же хотим за полгода построить парламентское государство. При этом забываем о том, что в новый Жогорку Кенеш придут те же люди, которые если фактически не руководили страной последние двадцать лет, то с переменным успехом мелькали в рядах приближенных сторонников прошлых режимов».
URL: http://24.kg/politic/72867-toktogul-kakchekeev-parlamentskaya-respublika.html
Айнура Чолпонкулова: В Кыргызстане пришло время назначать министров на конкурсной основе
26/04 14:35, Бишкек – ИА «24.kg», Ирина ДУДКА
Кыргызстан в очередной раз прославился на весь мир как страна политических катаклизмов и рейдерских захватов. Однако бизнесмены не намерены сдавать позиции. О новых правилах игры, о том, как бизнес подстраивается под них и что необходимо сделать правительству для выхода из кризиса и улучшения инвестиционного климата, ИА «24.kg» рассказала исполнительный директор Американской торговой палаты, кандидат юридических наук Айнура Чолпонкулова.
- Как вы оцениваете работу временного правительства по оказанию помощи предпринимателям, пострадавшим от мародерства?
- В результате погромов 7-8 апреля бизнес-сообщество инициировало процесс по оказанию помощи пострадавшим предпринимателям. Совместно с нашими партнерами из Национального альянса бизнес-ассоциаций Американская торговая палата открыла горячую линию для пострадавших бизнесменов. Мы консультируем заявителей, какие документы необходимо предоставить для включения их в список на оказание помощи. На сегодня принято около 189 заявок. По предварительным данным НАБА, сумма ущерба составляет около $46 миллионов. Но эта информация получена на основе заявок предпринимателей.
Недавно созданная комиссия временного правительства по поддержке предпринимателей и инвесторов, пострадавших в результате беспорядков 7-8 апреля 2010 года, безусловно, положительно воспринимается бизнесом. Наша палата вошла в состав комиссии. По моему мнению, сегодня очень важно, чтобы контакты между ВП КР и бизнесом по данным вопросам были оперативными и эффективными. Иначе нынешнее правительство рискует потерять доверие пострадавших предпринимателей. Я также считаю, что к работе комиссии следует привлечь независимых специалистов по оценке, поскольку именно ей предстоит определить окончательную сумму ущерба.
- Если взглянуть на ситуацию шире, как погромы отразились на деловой жизни республики?
- Недавние события негативно повлияли на бизнес-среду и инвестиционный климат. Продовольственный, розничный, банковский, микрофинансовый, горнодобывающий секторы, а также крупные инвесторы находятся в затруднительном положении. Неясная ситуация складывается по обязательствам в рамках межправительственных инвестиционных соглашений. Есть случаи, когда люди в регионах занимаются рейдерскими захватами предприятий. В частности, в Таласской области некоторые компании вынуждены были приостановить деятельность и отправить в отпуск всех сотрудников. А поскольку персонал - это местные жители, то сегодня они фактически не имеют заработка.
Сегодня ряд предприятий вместо того, чтобы работать во благо кыргызстанской экономики, вынуждены защищаться от рейдерских захватов. В этой связи следует принять срочные меры по обеспечению в стране законности и соблюдению всех обязательств, взятых в рамках инвестиционных соглашений. Следующей проблемой являются закрытые границы. При такой изоляции страдает бизнес, занимающийся экспортом и импортом.
- Есть ли среди иностранных инвесторов те, кто решил вывести активы и закрыть бизнес в Кыргызстане?
- Вывести капитал из страны - это, пожалуй, нелегкое и крайнее решение. Крупные инвесторы работают на кыргызстанском рынке много лет, и закрыть бизнес в одночасье не представляется реальным. Я не думаю, что они имеют какие-либо намерения сворачивать дела. Вместе с тем, по данным фондового рынка, уже сегодня акции ряда горнорудных компаний упали. Скорее всего, крупные иностранные компании стараются управлять рисками в сложившихся обстоятельствах. Другое дело, что сегодняшняя неопределенность не совсем благоприятно влияет на потенциальных инвесторов, у которых было твердое намерение войти на наш рынок. Они долгое время работали с местными партнерами и уже готовы были вложить средства. Однако, учитывая ухудшения в инвестиционной среде, приход институциональных инвесторов в КР в ближайшее время представляется проблематичным.
- Какова главная проблема, с которой пришлось столкнуться бизнесу, учитывая творящуюся в стране неразбериху?
- Это проблема верховенства закона. Очень хотелось бы, чтобы решения ВП КР принимались исключительно в рамках закона. Можно ли с уверенностью сказать, что все его решения совпадают с действующими законодательными актами в сфере предпринимательства? Пока на этот вопрос нет однозначного ответа. В нынешней ситуации институт частной собственности оказался самым незащищенным и уязвимым. В этой связи я разделяю мнение бизнес-сообщества о создании правительственной комиссии по амнистии и реструктурированию активов, которая работала бы в рамках закона. При этом расследование должно быть абсолютно прозрачным.
- Временное правительство заверяет бизнес во всесторонней поддержке. Насколько эффективны принимаемые им меры?
- Мы поддерживаем решение временного правительства о приостановлении оттока капитала за рубеж. В этой связи представляется понятным введение временного руководства в ряде банков, аффилированных с семьей Бакиевых. Однако замораживание счетов в них приостановило расчетные операции юридических и физических лиц в стране, что негативно сказалось на работе компаний. Есть фирмы, у которых сразу после 7 апреля исчезли деньги со счетов в АУБе. Куда и кем были переведены деньги, пока неизвестно. Данные средства предназначались для конкретных инвестиционных проектов в КР. Прежнее руководство банка уволено, а новое не располагает информацией. Кто вернет эти деньги или понесет ответственность за их исчезновение? Кто будет заниматься подобными вопросами в банках?
Мне кажется, что до вынесения заключений международными аудиторскими компаниями и до полной передачи дел следует поддерживать контакты с прежним руководством банков.
- По информации Нацбанка, активы банков гораздо выше их обязательств, а значит, вкладам физических и юридических лиц ничего не угрожает. Вы сомневаетесь в этих заявлениях?
- Бизнесу хочется верить, что Нацбанк будет следовать этому заявлению, но время идет. Деньги для продолжения бизнеса нужны сейчас. И именно сейчас мы не можем решить эту проблему.
Кроме того, мы хотели бы иметь полное понимание относительно Фонда развития, который был при ЦАРИИ. Насколько известно, фонд перешел в ведение Министерства финансов. Временное правительство уверяет, что деньги в фонде остались. Министр финансов даже обещал направить их в помощь пострадавшим от мародерства. Однако все еще непонятно, как эти средства будут администрироваться и распределяться. Пока много неясностей, что негативно сказывается на бизнесе.
- Как отразился на деловой среде мораторий на сделки с недвижимостью, регистрацию юридических лиц?
- Мораторий на совершение сделок и перерегистрацию юридических лиц, безусловно, тормозит бизнес. К примеру, рядом наших компаний проводилась определенная работа по привлечению иностранных инвестиций, а это как раз и предполагает перерегистрацию юридических лиц. Среди наших членов есть компании, которые шли к этому достаточно долго и должны были уже в течение двух недель пройти перерегистрацию, но сейчас это невозможно. Аналогичная ситуация складывается и со сделками на фондовом рынке. К сожалению, объявленный мораторий тормозит работу бизнеса и приток реальных инвестиций в КР.
- Что вы намерены предпринять?
- НАБА предложил временному правительству создать координационный совет по взаимодействию бизнеса и власти. Эта идея поддержана и.о. министра финансов Темиром Сариевым. Я считаю, что сейчас необходимо создать условия, чтобы бизнес мог оказывать помощь временному правительству в сфере восстановления благоприятной деловой среды. Концепцию совета представят временному правительству в ближайшее время.
- Как вы можете охарактеризовать настроения представителей бизнес-среды в целом?
Несмотря на сегодняшние риски, деловое сообщество КР старается оптимистично смотреть на ситуацию. Предприниматели выразили готовность сотрудничать с правительством и совместными усилиями искать пути развития страны и улучшения инвестиционного климата. В бизнесе много молодых талантливых менеджеров, которые работают как в местных, так и в иностранных компаниях и обладают солидным опытом работы. Они могли бы внести свой вклад в развитие страны. Все устали от клановости, коррупции, популизма и непрофессионализма в системе государственной власти. Очень хотелось бы, чтобы при формировании будущего правительства учитывались профессиональные качества и опыт работы, а отбор проводился по конкурсу.
В стране уже есть поколение молодых бизнес-менеджеров, вносящих каждодневный, причем неоценимый вклад в развитие страны. Возможно, он не заметен широкой общественности, но ощутим для развития бизнеса и в целом экономики страны. Опыт Кыргызстана показывает, что ни одна экономическая программа прежних властей не имела успеха. Помимо общеизвестных проблем, огромный недостаток предыдущих правительств заключался и в отсутствии у прежних руководителей профессионализма в реализации концепций и программ. Я убеждена, что подошло время для молодых профессионалов, получивших образование в западных странах и умеющих генерировать, разрабатывать, анализировать и внедрять. Поэтому время объявлять конкурс для талантливых специалистов на руководящие должности.
В законе КР о государственной службе есть нормы о конкурсном отборе, но они декларативны. Конкурсы на замещение вакантных должностей проводятся по старым советским методам и лишь на позиции низшего и среднего звена. Новое правительство должно стимулировать талантливых менеджеров из бизнеса и международных институтов, рекрутируя их на руководящие позиции в органы государственной власти. Думаю, что привлечение молодежи станет эффективной формой партнерства между властью и бизнесом в решении экономических проблем.
URL: http://www.24.kg/economics/72895-ajnura-cholponkulova-v-kyrgyzstane-prishlo-vremya.html
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме