04:30 01.07.2010 | Все новости раздела "Ар-Намыс"
Андрей Грозин: «Многое будет зависеть от того, как в Киргизии пройдут парламентские выборы»
Автор: СМИ Дата: чт, 2010-07-01 04:05 «У России, как и у других внешних центров сил, влияющих на Киргизию, есть свои интересанты, люди, победу которых в Москве хотели бы видеть, но нет таких политиков, победу которых Россия хотела бы так сильно, что стала бы их активно поддерживать и вкладывать в них ресурсы», - сказал сегодня в интервью ВРС Андрей Грозин, российский эксперт, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, высказавший свое мнение о том, как будут развиваться отношения между нашими странами.
ВРС: Как в свете последних событий, на ваш взгляд, будут развиваться кыргызско-российские отношения?
Андрей Грозин: Я думаю, что Россия, судя по заявлению Дмитрия Медведева в Вашингтоне, постарается дистанцироваться от политических процессов в Киргизии. Я так понимаю, что между Москвой и Вашингтоном достигнуто неформальное, джентльменское соглашение о том, что эти страны постараются свести к минимуму свою активность на политическом поле Киргизии. Видимо, эта активность будет переведена из военно-политической плоскости в сферу экономики, мониторинга ситуации, возможно, партнерства по линии спецслужб для наведения порядка в регионах Киргизии, будет оказана помощь материально-технического свойства, но не на двусторонней основе, а по линии ОДКБ.
То есть это будет временная пауза в отношениях. Как позавчера сказал Медведев в Канаде, лично у него очень много вопросов относительно того, как будет работать та система, за которую в Киргизии проголосовали 27 июня. Подобного рода сомнения присутствуют не только у Медведева, но и у российского экспертного сообщества и у российской политической элиты всех лагерей.
Кроме того, в свете наметившегося очередного «медового месяца» с США, Россия постарается воздержаться от шагов, которые могут трактоваться США, как попытка расширить сферу своего влияния в Киргизии. То же самое будут делать США. От того, как будут соблюдаться эти джентльменские соглашения, и будет зависеть эволюция российской позиции. Это то, что касается внешнего фактора.
Естественно, что многое будет зависеть от того, как в Киргизии пройдут парламентские выборы. Как я понимаю, существует разноголосица в датах, когда они состоятся. Я помню, что Омурбек Текебаев во время кризиса на юге страны первым сказал о том, что дату выборов следует сдвинуть на сентябрь. Но успеет ли Временное правительство, которое до конца еще не определило свою конфигурацию после референдума, технически подготовиться к такому сложному процессу?
Одно дело провести референдум. Причем население голосовало, не зная, за что оно голосует. На мой взгляд, ситуация с референдумом обстояла таким образом, что люди голосовали за стабильность, к которой призывало правительство, а конкретное содержание документа для населения так и осталось малопонятным.
Другое дело, что парламентские выборы - это другой накал внутриполитической борьбы и многое будет зависеть от того, как удаться перестроить структуру Временного правительства и удастся ли сохранить хотя бы видимость консолидации Временного правительства в ходе предвыборной гонки.
На мой взгляд, в России нет четких, выверенных и заслуживающих абсолютного доверия данных о том, кто победит и как это будет. У России, как и у других внешних центров сил, влияющих на Киргизию, есть свои интересанты, люди, победу которых в Москве хотели бы видеть, но нет таких политиков, победу которых Россия хотела бы так сильно, что стала бы их активно поддерживать и вкладывать в них ресурсы.
В силу того, что политический процесс в Киргизии идет совершенно нелинейно и порой происходят разные и очень жесткие конфликты, окончательно ставить на ту или иную фигуру не имеет смысла. Все убедились, особенно в течение июня, что политический процесс в Киргизии хаотичен, фигуры появляются и исчезают, меняют ранее заключенные формальные договоренностями и с центрами сил и с соседями. То есть процесс политической борьбы девальвирует возможность каких-то даже краткосрочных прогнозов, в соответствии с которыми, можно выстраивать линию поведения, поэтому сейчас Россия и отстраняется.
Все центры принятия политических решений в России рассчитывают на то, что в Киргизии после выборов, назначения правительства и компромиссного премьера родится элемент порядка и та система, которая у Медведева вызывает массу вопросов, начнет демонстрировать свои возможности.
ВРС: Какие вопросы в двусторонних отношениях все же остаются приоритетными?
Андрей Грозин: Основным вопросом будет партнерство в сфере безопасности и, естественно, что здесь Россия может выступать только в качестве донора, поскольку силовые структуры Киргизии, как мне представляется, демонстрировали слабую подготовленность по реагированию на серьезные угрозы безопасности.
Для того, чтобы добиться этой медленной, ожидаемой многими и на Западе и на Востоке эволюционной возможности укрепления нового политического режима, сохранятся предпосылки сотрудничества спецслужб по линии всего силового блока и в рамках ОДКБ, и по линии двусторонних отношений.
Кроме того, крупный российский бизнес, который присутствует в Киргизии, не склонен сворачивать свои проекты. Да, они ждут стабилизации, но уходить пока не собираются.
Есть вопросы безопасности экономического партнерства. Мне кажется, что в силу множества причин, вопросов, связанных с кризисом, сменой власти, к концу года в Киргизии могут возникнуть серьезные проблемы в социальной сфере, связанные с продовольственной безопасностью. Очевидно, что России придется участвовать в решении этой проблемы. ОБСЕ, ближайшие соседи Киргизии, другие центры силы, ООН, Всемирный банк и другие структуры по отдельности решить проблему преодоления возможной гуманитарной катастрофы не смогут. Необходима координация и конкретное персональное превалирующее участие. Я не думаю, что такое участие в интересах Вашингтона, Брюсселя или Пекина. Судя по той помощи, которую стороны оказали Киргизии, когда развивался конфликт на юге, Россия сыграет превалирующую роль в преодолении опасных порогов, которые должна пройти Киргизия в ближайшие месяцы.
Ситуация, когда все занимаются политикой, а кто-то погромами пагубно сказывается не только на инвестиционном облике Киргизии, но и на состоянии ее экономики. Сейчас большинство экономистов считает, что мировой спад заканчивается, мы начали движение вверх. Но полное восстановление потребностей российской экономики в трудовых мигрантах из Киргизии пока не произошло и в ближайшей перспективе не произойдет, поэтому внешнее донорство по этой линии будет вызывать массу проблем. В этой связи потоки финансов в республику сокращаются, что тоже является проблемой.
Суммируя то, что я сказал, партнерство будет развиваться активно по линии вопросов, связанных с безопасностью в самой Киргизии, потому что в Москве многие опасаются, что часть юга Киргизии может превратиться в нулевое пространство, что Медведев обозначил, условно говоря, термином «второй Афганистан». Это нулевое пространство будет создавать проблемы России по линии международного терроризма, исламистского экстремизма, наркотрафика и так далее. Здесь многим бы не хотелось, чтобы события развивались таким образом, потому что у всех на памяти таджикская гражданская война и то, сколько Россия потратила тогда самых разнообразных ресурсов, чтобы в течение 6 лет урегулировать этот конфликт. Ничего подобного в Киргизии никто не хочет видеть, даже если предположить, что России удастся дистанцироваться от этого конфликта и не вводить войска.
Вторая тема, кроме безопасности – это экономическое партнерство, поддержка усилий экономического блока Временного правительства и тех технических людей, которых Отунбаева предполагает назначить вместо своих заместителей, отвечающих за экономический блок, это и консультирование, и прямая финансовая, техническая и интеллектуальная помощь.
Интервью подготовила Екатерина Иващенко, ВРС
30/06/2010 - 16:06
http://www.bpc.kg/news/10894-30-06-10
Источник: Ар Намыс
Обсудить новость на Форуме